Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений (физика, астрономия)-составители В.А.Коровин, В.А.Орлов. и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (М., «Дрофа»,2011г) и ориентирована на работу с учащимися 7 класса.
В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная беседа, решение задач, индивидуальная работа с учебником, самостоятельная работа в группах.
В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы контроля:
устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опрос ( физический диктант, тест,
кратковременная самостоятельная работа, контрольная работа), лабораторная работа.
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-9 классы
Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.Москва, «Дрофа» 2011г.
2. Учебник: А.В.Перышкин, Физика 7 класс Москва. «Дрофа», 2010г.
3. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2010г.
Дата | Дата | Дата | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дидактические средства, оборудование, эксперимент | Домашнее задание |
Введение 4ч. |
| | | 1(1) | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | Формирование понятий: тело, вещество, явление, опыт. | Демонстрация механических, тепловых, оптических явлений. | П.1,2,3 Продолжить таблицу: тело, вещ-во, явление. |
| | | 2(2) | Физические величины. Измерение физ. величин. Точность и погрешность измерений. | Формирование понятий: физ. величина, измерение величины, цена деления шкалы, абсолютная погрешность. | Демонстрация измерительных приборов, карточки с изображением мензурки. | П. 4, 5. |
| | | 3(3) | Лаб. работа №1 Измерение физ.величин с учетом абсолютной погрешности. | Умение определять цену деления шкалы, показания приборов, абс. погрешность. | Оборудование: мензурка, вода. | Рисунок бытовых приборов со шкалой. |
| | | 4(4) | Физика и техника. | Показать роль физики в техническом прогрессе. | Презентация « Роль физики в техническом прогрессе». | П.6, краткое сообщение о научных достижениях. |
Первоначальные сведения о строении вещества. 5ч |
| | | 1(5) | Строение вещества. Молекулы и атомы. | Формирование понятий: молекула, атом. | Дем-я теплового расширения тверд. тела, жидк. и газа; фото молекул. | П.7, 8 |
| | | 2(6) | Лаб.работа№2 «Измерение размеров малых тел». | Освоение метода рядов; представление о размерах молекул. | Фото молекул. Крупа. | Закончить лаб. работу |
| | | 3(7) | Диффузия. Взаимодействие молекул. | Представление о диффузии и ее причинах. Представление о взаимодействии молекул. | Дем-я диффузии в газах (духи); рис.24 в учебнике; Дем-я взаимодействия свинц. цилиндров. | П.9, зад.2 П.10, упр.2 |
| | | 4(8) | Три состояния вещества. Различие в молекул. строении твердых тел, жидкостей и газов. | Умение объяснять различие физ. свойств веществ в трех состояниях. | Дем-я физ. свойств газов, жидкостей и тв. тел; модели крист. решеток. | П.11, 12. |
| | | 5(9) | Повторение и обобщение по теме «Первонач. сведения о строении вещества ». | Применение полученных знаний к объяснению явлений и свойств веществ. | Интерактивный плакат. Задачник. | Повторить П.6-12 |
Взаимодействие тел. 21ч |
| | | 1(10) | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Формирование понятий: движение, равномерное и неравномерное дв-е, траектория, путь. | Демонстрация мех. движения. | П. 13,14 |
| | | 2(11) | Скорость. Единицы скорости. | Формирование понятия скорость. Единицы скорости и их перевод в СИ. Формулы в физике. | Таблица №1 скоростей движения тел в учебнике. | П. 15,упр.4 (1,3) |
| | | 3(12) | Расчет пути и времени движения. Л.р.№ 3 Изучение зав-ти пути от времени при прям. равном. дв-ии. Измерение скорости тела. | Формирование умения оформления и решения задач по физике. Формулы для расчета пути и времени движения. | Демонстрация равномерного движения. | П.16,упр5. Составить условие 2 задач и решить. |
| | | 4(13) | Явление инерции | Формирование представления об условиях равномерного движения и покоя. Решение задач. | Демонстрация явлений, объясняемых инерцией. Портрет Г.Галилея. | П. 17, задачи на расчет пути, скорости и времени. |
| | | 5(14) | Взаимодействие тел. | Формирование представления о взаимодействии тел. Самост. раб. | Демонстрация взаимодействия тел разной массы. | П.18, примеры взаимодействия тел. |
| | | 6(15) | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах. Лаб. работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Формирование представления о массе, как о мере инертности тела. Перевод единиц массы. Правила взвешивания. | Демонстрация тел разной массы, их взаимодействие. Рычажные весы, разновесы. | П. 19, 20, упр. 6 (1,2,3) |
| | | 7(16) | Лаб. работа №5 «Измерение объема твердого тела». | Повторение правила определения цены деления прибора и определения абсолютной погрешности. | Мензурки, метал. цилиндры на нити. | Определить объем своего тела (в ванной), по желанию. |
| | | 8(17) | Плотность вещества. | Формирование понятия плотность. Единицы измерения плотности. Формула расчета плотности. | Демонстрация тел разной плотности. Таблица плотности. | П.21, упр.7 (1,3,4) |
| | | 9(18) | Лаб. работа №6 «Определение плотности твердого тела». | Формирование практических навыков по определению плотности тела. | Мензурки, весы, разновесы, метал. цилиндры на нити. | Упр.7 (5), зад.5. |
| | | 10(19) | Расчет массы и объема тела по плотности. | Формулы расчета массы и объема по плотности. Качественные задачи. | Таблица плотности. | П.22, упр.8 (1,2,3) |
| | | 11(20) | Решение задач на расчет плотности, объема и массы. | Закрепление навыков оформления задач, перевода единиц, выбора формулы, матем. расчетов с помощью калькул. | Таблица плотности. Задачник. | Составить 2 задачи и решить, повторить форулы движения. |
| | | 12(21) | Контрольная работа №1 по теме «Механическое дв-е. Масса тела. Плотность вещества». | Проверка навыков оформления и решения задач на движение и плотность. Проверка умения решать качественные задачи. | Карточки с вариантами контрольной работы. | |
| | | 13(22) | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Формирование понятий: сила, всемирное тяготение. Объяснение характера движения космич. тел и тел в близи Земли всемирным тяготением. | Демонстрация движения тел под действием силы тяжести. Видеоматериал о спутниках. | П.23, 24 |
| | | 14(23) | Единицы силы. Связь силы тяжести и массы тела. | Единицы измерения сил. Формула вычисления силы тяжести. Решение задач на расчет силы тяжести. | | П. 28, упр.10 (1,2) |
| | | 15(24) | Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. | Формирование понятий: упругость, сила упругости, деформация, удлинение, жесткость тела. Объяснение упругости взаимодействием молекул. Введение закона Гука. Знакомство с прибором для измерения сил, измерение силы тяжести и упругости. | Демонстрация упругих тел, равновесия тела на упругом подвесе. | П.25 |
| | | 16(25) | Вес тела. Л.р.№7 Исследование зав-ти силы упругости от удлинения пружины, измерение жесткости пружины. | Формирование понятия: вес тела. Отличие веса от массы и силы тяжести. Представление о невесомости. | Дем-я изменения веса тела на динамометре. Видеоматериал о перегрузках и невесомости . Пружины разной жесткости. | П.26 |
| | | 17(26) | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Формирование понятия: равнодействующая. Правило сложения сил, лежащих на одной прямой. | Демонстрация сложения сил на двустороннем динамометре. | П.27, упр.9 (1,2) |
| | | 18(27) | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | Условия возникновения, способы изменения силы трения, измерение силы трения при равномерном движении тв. т. | | П. 29, упр.11 (1, 2 ,3) |
| | | 19(28) | Центр тяжести тела. Л.р.№ 9. Определение центра тяжести плоской пластины. | Формирование понятия центр тяжести. | Набор плоских пластин разной формы, иголки с нитками. | П.30, 31,32, сообщения по теме «Трение в природе и технике». |
| | | 20(29) | Трение в природе и технике. Л.р.№8 Исследование зав-ти силы трения от нормального давления. | Формирование умения применять знания о трении к объяснению явлений и учету в конкретных ситуациях. | Задачник. Оборудование к лаб. работе: брусок, набор гирь по 100г, динамометр. | Повторить П. 23-32 |
| | | 21(30) | Повторение по теме «Силы». Кратковременная контр. работа №2 по теме «Силы». | Закрепление понятия «сила», измерение сил, расчет сил, результат действия сил. Проверка полученных знаний. | Карточки с заданиями контрольной работы | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 23ч |
| | | 1(31) | Давление. Единицы давления. | Формирование понятий: давление и сила давления. Единицы давления. Формула расчета давления. | Демонстрация изменения давления при изменении силы и площади опоры. | П. 33,34, упр.12 (1,4) |
| | | 2(32) | Способы увеличения и уменьшения давления. | Формирование умения приводить примеры из личного опыта, учебников, н.-п. литературы для доказательства утверждений. | Презентация «Способы изменения давления твердых тел». | Задание 6.1 |
| | | 3(33) | Л.р. №10 Измерение давления тв. тела на опору. | Совершенствование навыков измерений и расчетов. | Дерев. бруски, грузы по 100г, динамометры . | Измерить свое давление на пол. |
| | | 4(34) | Давление газа. | Причины давления газа. Повторение знаний о строении газов. | Воздушный шарик. Шприцы без иголок. Воздушн. колокол. | П. 35 |
| | | 5(35) | Закон Паскаля. | Передача давления в разных направлениях, закон Паскаля. | Шар Паскаля. Портрет Паскаля. | П. 36 |
| | | 6(36) | Действие закона Паскаля в гидравлических прессе и тормозе. | Объяснение принципа действия гидравлических приборов. | Демонстрация работы гидравлических приборов. | П.37 |
| | | 7(37) | Давление в жидкости и газе. | Сила тяжести - причина увеличения давления с глубиной. Зависимость давления жидкости и газа от высоты столба и плотности жидкости. | Прозрачная трубка с резиновым дном. Цилиндр с отверстиями на разной высоте. | П. 38. |
| | | 8(38) | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Формула расчета давления жидкости и газа. | Задачник. | Упр15(1,2) |
| | | 9(39) | Решение задач на расчет давления. | Совершенствование умения решения прямых и обратных задач. | Задачник. | Упр.15(3,4) |
| | | 10(40) | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. | Понятие сообщающегося сосуда. Применение закона Паскаля к сооб-ся сосудам. Принцип действия шлюза. | Презентация « Сообщающиеся сосуды. Шлюзы» | П.39. Упр.16(1,2,4) |
| | | 11(41) | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Сила тяжести – причина веса воздуха. Формирование умения доказывать существование атм. давления. | Демонстрация опытов, доказывающих существование атмосферного давления. | П.40,41 Упр.18 |
| | | 12(42) | Контр. работа№3 «Давление. Сообщающиеся сосуды». | Проверка знаний и умений по теме | Карточки с заданиями к контрольной работе. | |
| | | 13(43) | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Знакомство с фундаментальным опытом по измерению атм. давления. Применение знаний к объяснению результатов опыта. | Демонстрация интерактивного плаката. | П. 42, упр.19(4,5), зад.11 |
| | | 14(44) | Барометр-анероид. Атм. давление на разных высотах. Манометры. | Знакомство с приборами и принципом их действия. | Демонстрация барометра-анероида и манометра. | П.43- 45 упр.21 |
| | | 15(45) | Поршневой жидкостный насос. | Знакомство с устройством и принципом действия насосов. | Демонстрация модели поршневого жидкостного насоса. | П.46, упр.22 |
| | | 16(46) | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | Формирование понятия о силе Архимеда. Формула расчета силы Архимеда. | Демонстрация действия силы Архимеда на погруженное в жидкость тело. | П. 48,49, |
| | | 17(47) | Лаб. работа№11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Формирование практического умения измерения силы Архимеда. | Мензурки, динамометры, тела на нити, пресная и соленая вода в стакане. | Определить выталкивающую силу, действующую на тело человека( в ванной) по желанию. |
| | | 18(48) | Решение задач на расчет силы Архимеда. | Закрепление знания формул, продолжение работы по формированию умения решения задач. | Задачник. | Упр. 24(1,2) |
| | | 19(49) | Плавание тел. | Выяснение условий плавания тел. | Ареометр. | П.50 Упр.25(1-3) |
| | | 20(50) | Лаб. работа№12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». | Проверка знаний об условиях плавания тел. | Мензурки с водой, пробирки с пробкой и песком на нити, весы с разновесами. | П.51,52 |
| | | 21(51) | Решение задач на условие плавания тел. | Закрепление знания формул, совершенствование умений решения задач по теме. | Задачник. | Упр.26 |
| | | 22(52) | Плавание судов. Воздухоплавание. Повторение и обобщение по теме. | Применение знаний о силе Архимеда к условиям плавания судов и воздухоплавания. Подготовка к контр. работе. | Презентация « Плавание судов и воздухоплавание» | Повторить П.48-52. Задачи в тетради. |
| | | 23(53) | Контрольная работа №4 «Давление тв. тел, жидкостей и газов». | Проверка полученных знаний и умений по теме. | Карточки с вариантами заданий . | |
Работа и мощность. Энергия 13ч |
| | | 1(54) | Механическая работа. Единицы работы. | Формирование понятия: мех. работа. | Демонстрация примеров совершения силой работы. | П.53, упр. 28 (1, 2, 3, 4) Зад.17. |
| | | 2(55) | Мощность. Единицы мощности. | Формирование понятия: мощность. | Демонстрация таблицы №5 « Мощность» | П.54, упр.29(1,2,3) |
| | | 3(56) | Решение задач на расчет работы и мощности. | Решение прямых и обратных задач, совершенствование вычислительных навыков. | Задачник. | Упр.29 (4,5,6) Зад 18 |
| | | 4(57) | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге. | Формирование представления о простых механизмах их видах. | Демонстрация рычага и условия его равновесия. | П. 55, 56. |
| | | 5(58) | Момент силы. Правило моментов. Рычаги в технике, быту и природе. | Формирование понятия: момент силы. Правило моментов. Формирование политехнической направленности мышления. | Демонстрация выполнения правила моментов в различных механизмах. | П. 57, 58, упр.30(1,2,3) |
| | | 6(59) | Лаб. работа№13 Выяснение условия равновесия рычага. | Проверка выполнения условия рычага. | Рычаги, наборы грузов, штативы. | Упр.30(4,5) |
| | | 7(60) | Применение закона равновесия рычага к блоку. « Золотое правило» механики. | Представление о блоках, как разновидности рычага. Закон сохранения энергии применительно к простым механизмам. | Демонстрация подвижных и неподвижных блоков. | П.59, 60 Задание 19 |
| | | 8(61) | Решение задач на правило рычага и золотое правило механики. | Демонстрация действия «золотого правила» механики при решении задач. | Задачник. | Упр.31(1,2,3) |
| | | 9(62) | КПД механизма. Лаб. работа №14 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. | Понятие КПД. Расчет КПД на примере наклонной плоскости. | Дерев. линейки, дерев. бруски, динамометры, штативы. | П.61 Упр.31(4,5) |
| | | 10(63) | Решение задач на расчет КПД простых механизмов. | Формирование представления о полезной и совершенной работе. | Задачник. | Задача в тетради. |
| | | 11(64) | Потенциальная и кинетическая энергии. Превращения энергий. Закон сохранения энергий. | Формирование понятий: мех. энергия, виды мех. энергии. Формирование представления о сохранении полной мех. энергии в разных процессах. | Демонстрация свободного падения и колебаний, как пример сохранения энергии. | П.62-64 Упр.32 (2,3) |
| | | 12(65) | Контрольная работа №5 по теме | Проверка знаний и умений, полученных в теме «Работа и мощность. Энергия». | Карточки с вариантами заданий. | |
| | | 13(66) | Работа над ошибками в контрольной работе. Обзор изученного в курсе 7 класса. | Применение полученных знаний к объяснению физических явлений. | Демонстрация разных явлений, изученных в курсе 7 класса. | |
Резерв 4 часа |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |