СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа .Физика,7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа.Физика.7 класс .К учебнику Перышкина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа .Физика,7 класс»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Яшковой Галины Федоровны

по учебному предмету «Физика»

7 класс

(базовый уровень)









2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений (физика, астрономия)-составители В.А.Коровин, В.А.Орлов. и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (М., «Дрофа»,2011г) и ориентирована на работу с учащимися 7 класса.

  1. Основные цели и задачи изучения курса физики в 7 классе:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  1. Формы организации учебного процесса

В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная беседа, решение задач, индивидуальная работа с учебником, самостоятельная работа в группах.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

ЗНАТЬ:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

УМЕТЬ:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.


4. Формы контроля

В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы контроля:

устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опрос ( физический диктант, тест,

кратковременная самостоятельная работа, контрольная работа), лабораторная работа.

5. Литература


Учебно- методический комплект:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-9 классы

Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.Москва, «Дрофа» 2011г.

2. Учебник: А.В.Перышкин, Физика 7 класс Москва. «Дрофа», 2010г.

3. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2010г.

6. Учебно- тематический план

Содержание темы

Количество часов

Из них

лабораторные работы

Контрольные работы

Введение

4

1


1. Первоначальные сведения о строении вещества

5

1


2. Взаимодействие тел

21

7

2

3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

23

3

2

4. Работа и мощность. Энергия.

13

2

1

Резерв

4



Всего часов

70

4

5



      1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Дата

Дата

урока


Тема урока



Планируемые

результаты


Дидактические средства, оборудование, эксперимент

Домашнее задание


Введение 4ч.




1(1)


Что изучает физика. Наблюдения и опыты.



Формирование понятий: тело, вещество, явление, опыт.



Демонстрация механических, тепловых, оптических явлений.


П.1,2,3

Продолжить таблицу: тело, вещ-во, явление.




2(2)

Физические величины. Измерение физ. величин. Точность и погрешность измерений.

Формирование понятий: физ. величина, измерение величины, цена деления шкалы, абсолютная погрешность.

Демонстрация измерительных приборов, карточки с изображением мензурки.


П. 4, 5.





3(3)


Лаб. работа №1 Измерение физ.величин с учетом абсолютной погрешности.

Умение определять цену деления шкалы, показания приборов, абс. погрешность.


Оборудование:

мензурка, вода.



Рисунок бытовых приборов со шкалой.





4(4)

Физика и техника.



Показать роль физики в техническом прогрессе.


Презентация « Роль физики в техническом прогрессе».


П.6, краткое сообщение о научных достижениях.

Первоначальные сведения о строении вещества. 5ч





1(5)

Строение вещества. Молекулы и атомы.


Формирование понятий: молекула, атом.


Дем-я теплового расширения тверд. тела, жидк. и газа; фото молекул.

П.7, 8





2(6)

Лаб.работа№2 «Измерение размеров малых тел».

Освоение метода рядов; представление о размерах молекул.


Фото молекул. Крупа.


Закончить лаб. работу





3(7)

Диффузия. Взаимодействие молекул.



Представление о диффузии и ее причинах.

Представление о взаимодействии молекул.

Дем-я диффузии в газах (духи); рис.24 в учебнике; Дем-я взаимодействия свинц. цилиндров.

П.9, зад.2

П.10, упр.2





4(8)

Три состояния вещества. Различие в молекул. строении твердых тел, жидкостей и газов.

Умение объяснять различие физ. свойств веществ в трех состояниях.


Дем-я физ. свойств газов, жидкостей и тв. тел; модели крист. решеток.


П.11, 12.





5(9)

Повторение и обобщение по теме «Первонач. сведения о строении вещества ».

Применение полученных знаний к объяснению явлений и

свойств веществ.


Интерактивный плакат. Задачник.


Повторить П.6-12

Взаимодействие тел. 21ч




1(10)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Формирование понятий: движение, равномерное и неравномерное дв-е, траектория, путь.

Демонстрация мех. движения.


П. 13,14





2(11)

Скорость. Единицы скорости.



Формирование понятия скорость. Единицы скорости и их перевод в СИ. Формулы в физике.

Таблица №1 скоростей движения тел в учебнике.


П. 15,упр.4 (1,3)






3(12)

Расчет пути и времени движения.

Л.р.№ 3 Изучение зав-ти пути от времени при прям. равном. дв-ии. Измерение скорости тела.

Формирование умения оформления и решения задач по физике. Формулы для расчета пути и времени движения.



Демонстрация равномерного движения.

П.16,упр5. Составить условие 2 задач и решить.





4(13)

Явление инерции

Формирование представления об условиях равномерного движения и покоя. Решение задач.

Демонстрация явлений, объясняемых инерцией. Портрет Г.Галилея.

П. 17, задачи на расчет пути, скорости и времени.




5(14)

Взаимодействие тел.


Формирование представления о взаимодействии тел. Самост. раб.

Демонстрация взаимодействия тел разной массы.

П.18, примеры взаимодействия тел.




6(15)

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах.

Лаб. работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Формирование представления о массе, как о мере инертности тела. Перевод единиц массы. Правила взвешивания.


Демонстрация тел разной массы, их взаимодействие. Рычажные весы, разновесы.


П. 19, 20,

упр. 6 (1,2,3)






7(16)

Лаб. работа №5 «Измерение объема твердого тела».


Повторение правила определения цены деления прибора и определения абсолютной погрешности.

Мензурки, метал. цилиндры на нити.



Определить объем своего тела (в ванной), по желанию.




8(17)

Плотность вещества.


Формирование понятия плотность. Единицы измерения плотности. Формула расчета плотности.

Демонстрация тел разной плотности. Таблица плотности.


П.21, упр.7 (1,3,4)





9(18)

Лаб. работа №6 «Определение плотности твердого тела».

Формирование практических навыков по определению плотности тела.

Мензурки, весы, разновесы, метал. цилиндры на нити.

Упр.7 (5), зад.5.





10(19)

Расчет массы и объема тела по плотности.

Формулы расчета массы и объема по плотности. Качественные задачи.

Таблица плотности.


П.22, упр.8 (1,2,3)





11(20)

Решение задач на расчет плотности, объема и массы.


Закрепление навыков оформления задач, перевода единиц, выбора формулы, матем. расчетов с помощью калькул.

Таблица плотности. Задачник.


Составить 2 задачи и решить, повторить форулы движения.




12(21)

Контрольная работа №1 по теме «Механическое дв-е. Масса тела. Плотность вещества».

Проверка навыков оформления и решения задач на движение и плотность. Проверка умения решать качественные задачи.

Карточки с вариантами контрольной работы.






13(22)

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.



Формирование понятий: сила, всемирное тяготение. Объяснение характера движения космич. тел и тел в близи Земли всемирным тяготением.

Демонстрация движения тел под действием силы тяжести. Видеоматериал о спутниках.


П.23, 24





14(23)

Единицы силы. Связь силы тяжести и массы тела.


Единицы измерения сил. Формула вычисления силы тяжести. Решение задач на расчет силы тяжести.


П. 28, упр.10 (1,2)







15(24)

Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.



Формирование понятий: упругость, сила упругости, деформация, удлинение, жесткость тела.

Объяснение упругости взаимодействием молекул. Введение закона Гука. Знакомство с прибором для измерения сил, измерение силы тяжести и упругости.

Демонстрация упругих тел, равновесия тела на упругом подвесе.



П.25





16(25)

Вес тела.

Л.р.№7 Исследование зав-ти силы упругости от удлинения пружины, измерение жесткости пружины.

Формирование понятия: вес тела. Отличие веса от массы и силы тяжести. Представление о невесомости.



Дем-я изменения веса тела на динамометре. Видеоматериал о перегрузках и невесомости . Пружины разной жесткости.


П.26





17(26)

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.


Формирование понятия: равнодействующая. Правило сложения сил, лежащих на одной прямой.

Демонстрация сложения сил на двустороннем динамометре.


П.27, упр.9 (1,2)





18(27)

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.


Условия возникновения, способы изменения силы трения, измерение силы трения при равномерном движении тв. т.


П. 29, упр.11 (1, 2 ,3)






19(28)

Центр тяжести тела.

Л.р.№ 9. Определение центра тяжести плоской пластины.

Формирование понятия центр тяжести.


Набор плоских пластин разной формы, иголки с нитками.


П.30, 31,32, сообщения по теме «Трение в природе и технике».




20(29)

Трение в природе и технике. Л.р.№8 Исследование зав-ти силы трения от нормального давления.

Формирование умения применять знания о трении к объяснению явлений и учету в конкретных ситуациях.

Задачник.

Оборудование к лаб. работе: брусок, набор гирь по 100г, динамометр.

Повторить П. 23-32




21(30)

Повторение по теме «Силы». Кратковременная контр. работа №2 по теме «Силы».

Закрепление понятия «сила», измерение сил, расчет сил, результат действия сил. Проверка полученных знаний.

Карточки с заданиями контрольной работы


Давление твердых тел, жидкостей и газов. 23ч




1(31)

Давление. Единицы давления.



Формирование понятий: давление и сила давления. Единицы давления. Формула расчета давления.

Демонстрация изменения давления при изменении силы и площади опоры.


П. 33,34, упр.12 (1,4)






2(32)

Способы увеличения и уменьшения давления.


Формирование умения приводить примеры из личного опыта, учебников, н.-п. литературы для доказательства утверждений.

Презентация «Способы изменения давления твердых тел».

Задание 6.1





3(33)

Л.р. №10 Измерение давления тв. тела на опору.

Совершенствование навыков измерений и расчетов.

Дерев. бруски, грузы по 100г, динамометры .

Измерить свое давление на пол.




4(34)

Давление газа.


Причины давления газа. Повторение знаний о строении газов.

Воздушный шарик. Шприцы без иголок. Воздушн. колокол.

П. 35






5(35)

Закон Паскаля.


Передача давления в разных направлениях, закон Паскаля.

Шар Паскаля.

Портрет Паскаля.

П. 36





6(36)

Действие закона Паскаля в гидравлических прессе и тормозе.

Объяснение принципа действия гидравлических приборов.

Демонстрация работы гидравлических приборов.

П.37






7(37)

Давление в жидкости и газе.




Сила тяжести - причина увеличения давления с глубиной.

Зависимость давления жидкости и газа от высоты столба и плотности жидкости.

Прозрачная трубка с резиновым дном. Цилиндр с отверстиями на разной высоте.

П. 38.




8(38)

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Формула расчета давления жидкости и газа.


Задачник.

Упр15(1,2)




9(39)

Решение задач на расчет давления.


Совершенствование умения решения прямых и обратных задач.

Задачник.

Упр.15(3,4)




10(40)

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Понятие сообщающегося сосуда. Применение закона Паскаля к сооб-ся сосудам. Принцип действия шлюза.

Презентация « Сообщающиеся сосуды. Шлюзы»

П.39. Упр.16(1,2,4)




11(41)

Вес воздуха. Атмосферное давление.


Сила тяжести – причина веса воздуха. Формирование умения доказывать существование атм. давления.

Демонстрация опытов, доказывающих существование атмосферного давления.

П.40,41 Упр.18




12(42)

Контр. работа№3 «Давление. Сообщающиеся сосуды».

Проверка знаний и умений по теме

Карточки с заданиями к контрольной работе.





13(43)

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Знакомство с фундаментальным опытом по измерению атм. давления. Применение знаний к объяснению результатов опыта.

Демонстрация интерактивного плаката.

П. 42, упр.19(4,5), зад.11






14(44)

Барометр-анероид.

Атм. давление на разных высотах.

Манометры.

Знакомство с приборами и принципом их действия.


Демонстрация барометра-анероида и манометра.

П.43- 45

упр.21




15(45)

Поршневой жидкостный насос.


Знакомство с устройством и принципом действия насосов.

Демонстрация модели поршневого жидкостного насоса.

П.46, упр.22




16(46)

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Формирование понятия о силе Архимеда. Формула расчета силы Архимеда.


Демонстрация действия силы Архимеда на погруженное в жидкость тело.

П. 48,49,






17(47)

Лаб. работа№11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Формирование практического умения измерения силы Архимеда.



Мензурки, динамометры, тела на нити, пресная и соленая вода в стакане.



Определить выталкивающую силу, действующую на тело человека( в ванной) по желанию.




18(48)

Решение задач на расчет силы Архимеда.

Закрепление знания формул, продолжение работы по формированию умения решения задач.

Задачник.

Упр. 24(1,2)






19(49)

Плавание тел.


Выяснение условий плавания тел.

Ареометр.

П.50 Упр.25(1-3)




20(50)

Лаб. работа№12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

Проверка знаний об условиях плавания тел.

Мензурки с водой, пробирки с пробкой и песком на нити, весы с разновесами.

П.51,52




21(51)

Решение задач на условие плавания тел.

Закрепление знания формул, совершенствование умений решения задач по теме.

Задачник.

Упр.26




22(52)

Плавание судов. Воздухоплавание. Повторение и обобщение по теме.

Применение знаний о силе Архимеда к условиям плавания судов и воздухоплавания. Подготовка к контр. работе.

Презентация « Плавание судов и воздухоплавание»

Повторить П.48-52. Задачи в тетради.




23(53)

Контрольная работа №4 «Давление тв. тел, жидкостей и газов».

Проверка полученных знаний и умений по теме.

Карточки с вариантами заданий .


Работа и мощность. Энергия 13ч




1(54)

Механическая работа. Единицы работы.

Формирование понятия: мех. работа.

Демонстрация примеров совершения силой работы.

П.53, упр. 28 (1, 2, 3, 4) Зад.17.




2(55)

Мощность. Единицы мощности.

Формирование понятия: мощность.

Демонстрация таблицы №5 « Мощность»

П.54, упр.29(1,2,3)





3(56)

Решение задач на расчет работы и мощности.

Решение прямых и обратных задач, совершенствование вычислительных навыков.

Задачник.

Упр.29 (4,5,6) Зад 18





4(57)

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге.

Формирование представления о простых механизмах их видах.

Демонстрация рычага и условия его равновесия.


П. 55, 56.





5(58)

Момент силы. Правило моментов. Рычаги в технике, быту и природе.

Формирование понятия: момент силы. Правило моментов. Формирование политехнической направленности мышления.

Демонстрация выполнения правила моментов в различных механизмах.

П. 57, 58, упр.30(1,2,3)






6(59)

Лаб. работа№13

Выяснение условия равновесия рычага.

Проверка выполнения условия рычага.

Рычаги, наборы грузов, штативы.

Упр.30(4,5)





7(60)

Применение закона равновесия рычага к блоку. « Золотое правило» механики.

Представление о блоках, как разновидности рычага. Закон сохранения энергии применительно к простым механизмам.

Демонстрация подвижных и неподвижных блоков.



П.59, 60


Задание 19




8(61)

Решение задач на правило рычага и золотое правило механики.

Демонстрация действия «золотого правила» механики при решении задач.

Задачник.

Упр.31(1,2,3)




9(62)

КПД механизма.

Лаб. работа №14 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Понятие КПД. Расчет КПД на примере наклонной плоскости.



Дерев. линейки, дерев. бруски, динамометры, штативы.


П.61

Упр.31(4,5)




10(63)

Решение задач на расчет КПД простых механизмов.

Формирование представления о полезной и совершенной работе.

Задачник.


Задача в тетради.




11(64)

Потенциальная и кинетическая энергии. Превращения энергий. Закон сохранения энергий.

Формирование понятий: мех. энергия, виды мех. энергии.

Формирование представления о сохранении полной мех. энергии в разных процессах.

Демонстрация свободного падения и колебаний, как пример сохранения энергии.


П.62-64 Упр.32 (2,3)




12(65)

Контрольная работа №5 по теме


Проверка знаний и умений, полученных в теме «Работа и мощность. Энергия».

Карточки с вариантами заданий.





13(66)

Работа над ошибками в контрольной работе. Обзор изученного в курсе 7 класса.

Применение полученных знаний к объяснению физических явлений.

Демонстрация разных явлений, изученных в курсе 7 класса.


Резерв 4 часа



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!