СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии «Биология»
5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5 класса построена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология .Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-9 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-9 классы. Изд. Просвещение, 2011г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК «Линия жизни» В.В.Пасечника. Биология 5 – 6 кл. Линия жизни: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов, 1 часа в неделю, 34 учебных недели – основание: годовой график школы.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №39 пос. им. Воровского.
Требования к уровню освоения обучающимися программы биология в 5 классе
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.—
определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро» «ядрышко»,«вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС
Биология как наука
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Многообразие организмов
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.
Практические работы
Лабораторная работа №1: «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом»
Лабораторная работа №2: «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»
Лабораторная работа №4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
Лабораторная работа №5: «Особенности строения мукора и дрожжей»
Лабораторная работа №6: «Строение зеленых водорослей»
Лабораторные работы №7 «Строение мха (на местных видах)»
Лабораторная работа №8«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Лабораторная работа №9: «Строение цветкового растения»
Учебно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ | Наименование темы | Количество часов | Из них количество часов на к/ р, П. Р, Л. Р. |
1. | Биология как наука | 5 |
|
2. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 8 | Л/р - 3 |
3. | Многообразие организмов | 17 | Л/р -5 |
4. | Повторение | 4 |
|
| Итого | 34 | 8 |
Тематическое планирование по биологии 5 класс
№
| Тема урока | Виды деятельности учащегося | Основное содержание (Решаемые проблемы ) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | д/з | |||||||||||||||||||||
Введение. Биология как наука (5ч) | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Биология – наука о живой природе | Определять значение биологических знаний в современной жизни. Устанавливать основные приёмы работы с учебником | Познакомить с новым предметом-биологией, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология; сформировать представления о биологии как науке, изучающей живые организмы; раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практическое значение биологии; | Предметные: узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | с.3-4 п.1 | |||||||||||||||||||||
2 | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии | Определять методы изучения биологии. Соблюдать правила работы с биологически- ми приборами и инструментами, правила техники безопасности | Подвести к пониманию ролиметодов познания природы в получении достоверных научных знаний; познания; познакомить с особенностями наблюдения и эксперимента как научных методов познания природы; познакомить с правилами и способами использования различного лаб. оборудования; | Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.2-3 | |||||||||||||||||||||
3 | Разнообразие живой природы | работа текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении сходства и различий живой и неживой | Сформировать представления о царствах живой природы; показать основные отличия живого от неживого | Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.4 | |||||||||||||||||||||
4 | Среды обитания организмов | работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении приспособлений организмов к жизни в определённых условиях | познакомить с основными средами обитания, особенностями каждой среды обитания; выяснить основные приспособления организмов к каждой среде обитания | Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое) Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособлен-ности организмов к среде обитания УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п. 4 | |||||||||||||||||||||
5 | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе» | работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, составлении отчёта об экскурсии.
| Показать многообразие организмов, их связь с окружающей средой; ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных | Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе. Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологи- УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Оформить отчет о проведенной экскурсии | |||||||||||||||||||||
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Устройство увеличительных приборов. | Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом
| Познакомить с устройством лупы и микроскопа; научить работать с этими приборами; сформировать понятие о клетке и клеточном строении | Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты Личностные: формируется мотивация к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.6 | |||||||||||||||||||||
7 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, работа с текстом учебника, | Познакомить с химическим составом клеток; сформировать понятие «неорганические вещества», показать их роль в клетке. | Предметные: знакомятся с химическим составом клеток, с неорганическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.7 до раздела « Органические вещества» | |||||||||||||||||||||
8 | Химический состав клетки. Органические вещества. | знакомство с органическими веществами клетки; наблюдение за опытами, и обсуждение их результатов; сотрудничество одноклассниками при обсуждении результа | Познакомить с органическими веществами и их ролью в клетке; сформировать понятие «органические вещества» | Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.7 до конца | |||||||||||||||||||||
9 | Строение клетки ( оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) | приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.
| сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице | Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.8 до раздела «Особенности строения клеток» | |||||||||||||||||||||
10 | Особенности строения клеток. Пластиды. | приготовление микропрепаратов и изучение их под микроскопом, схематическое изображение строения клеток в тетради
| сформировать понятия «пластиды», «хлоропласты»; продолжить формирование умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части клетки | Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): | п.8 до конца | |||||||||||||||||||||
11 | Процессы жизнедеятельности в клетке.
| проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов. Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке. | познакомить с основными процессами жизнедеятельности в клетке; продолжить формирование умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения за процессами в клетке, фиксировать результаты наблюдений | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.9 до раздела «Деление клетки» | |||||||||||||||||||||
12 | Деление и рост клеток.
| работа с текстом и иллюстрациями учебника.
| продолжить знакомить с основными процессами жизнедеятельности в клетке | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.9 до конца | |||||||||||||||||||||
13 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | Выполнение тестовых заданий | систематизировать и обобщить знания о строении, химическом составе и жизненно важных процессах в клетки | Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | проработать текст «Выводы к главе 1», | |||||||||||||||||||||
Многообразие организмов (17 ч) | ||||||||||||||||||||||||||
14 | Классификация живых организмов | работа с текстом и иллюстрациями учебника.
| познакомить с классификацией живых организмов; сформировать представления о царствах и видах живых организмов | Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид» Метапредметные: знакомятся с правилами классификации Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| |||||||||||||||||||||
15 | Строение и многообразие бактерий | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий. | Познакомить с особенностями строения бактерий и их многообразием | Предметные: знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | ||||||||||||||||||||||
16 | Роль бактерий в природе и жизни челове | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учителем при обсуждении роли бактерий в природе и жизни человека. | Познакомить с ролью бактерий в природе и жизни человека | Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.11 до конца | |||||||||||||||||||||
17 | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении отличительных признаков грибов. | познакомить с характерными признаками грибов, их строением, ролью в природе и жизни человека
| Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.12 | |||||||||||||||||||||
18 | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы сотрудничество с при обсуждении результатов лабораторной работы. | Познакомить с особенностями строения плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека | Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п. 12 до конца | |||||||||||||||||||||
19 | Характеристика царства Растения. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы, сотрудничество при обсуждении характерных признаков Растений | познакомить с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания; ввести понятия о высших и низших растениях | Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.13 | |||||||||||||||||||||
20 | Водоросли | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество при обсуждении характерных признаков водорослей как группы низших растений. | познакомить с многообразием и особенностями строения водорослей | Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.14 | |||||||||||||||||||||
21 | Лишайники. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе. | познакомить с многообразием и особенностями строения лишайников | Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.15 | |||||||||||||||||||||
22 | Высшие споровые растения. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений. | познакомить с характерными признаками высших растений | Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений, Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений, развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.16 | |||||||||||||||||||||
23 | Голосеменные растения. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений. | познакомить с многообразием и особенностями голосеменных растений | Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений формируется понятие «семенные растения» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.17 до раздела «Покрытосеменные растения» | |||||||||||||||||||||
24 | Покрытосеменные растения. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной рабты, сотрудничество с при обсуждении результатов лабораторной работы. | познакомить с многообразием и особенностями покрытосеменных растений | Предметные: узнают о характер-ных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.17 | |||||||||||||||||||||
25 | Общая характеристика царства Животные | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество при обсуждении характерных признаков животных, | познакомить с царством Животные; научить выделять существенные признаки животных; формировать интерес к изучению животного мира; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.18 | |||||||||||||||||||||
26 | Подцарство Одноклеточные. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество при обсуждении характерных признаков одноклеточных животных. | познакомить с подцарством Одноклеточные; научить выделять существенные признаки одноклеточных животных; формировать интерес к изучению одноклеточных животных | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.18 | |||||||||||||||||||||
27 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество при обсуждении характерных признаков многоклеточных | познакомить с подцарством Многоклеточные и беспозвоночными животными; научить выделять существенные признаки многоклеточных и беспозвоночных животных; формировать интерес к изучению одноклеточных животных; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночными животными; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.20 | |||||||||||||||||||||
28 | Холоднокровные позвоночные животные. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тет- ради, | познакомить с холоднокровными животными; научить выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; формировать интерес к изучению животных; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.21 стр. 80-82 | |||||||||||||||||||||
29 | Теплокровные позвоночные животные | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество одноклассниками при обсуждении характерных признаков птиц млекопитающих | познакомить с теплокровными позвоночными животными; научить выделять существенные признаки птиц, млекопитающих формировать интерес к изучению животных; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.21 до конца | |||||||||||||||||||||
30 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | защита проекта. | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| |||||||||||||||||||||
31 | Обобщающий урок по теме «Клетка» | Работа с карточками | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| |||||||||||||||||||||
32 | Обобщающий урок по теме «Многообразие организмов» | Работа с карточками | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| |||||||||||||||||||||
33 | Обобщающий урок по теме «Охрана природы» | сотрудничество одноклассниками при обсуждении вопросов об охране природы | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| |||||||||||||||||||||
34 | Обобщающий урок по курсу биологии 5 класс |
| организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
|
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:
Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2013 г.
Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни». 5 класс. Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2015 г.
Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Методическое пособие / М.: Просвещение, 2013 г.
Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 класс М.Просвещение
Наличие материально-технического обеспечения:
Интерактивные средства обучения (доска, компьютер, мультимедийный проектор, DVD проектор).
Демонстрационные таблицы на печатной основе.
Календарно – тематическое планирование по биологии 5 класс
№
| Тема урока | дата | Виды деятельности учащегося | Основное содержание (Решаемые проблемы ) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | д/з | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение. Биология как наука (5ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Биология – наука о живой природе | 09 |
| Определять значение биологических знаний в современной жизни. Устанавливать основные приёмы работы с учебником | Познакомить с новым предметом-биологией, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология; сформировать представления о биологии как науке, изучающей живые организмы; раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практическое значение биологии; | Предметные: узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | с.3-4 п.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии | 09 |
| Определять методы изучения биологии. Соблюдать правила работы с биологически- ми приборами и инструментами, правила техники безопасности | Подвести к пониманию ролиметодов познания природы в получении достоверных научных знаний; познания; познакомить с особенностями наблюдения и эксперимента как научных методов познания природы; познакомить с правилами и способами использования различного лаб. оборудования; | Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.2-3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Разнообразие живой природы | 09 |
| работа текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении сходства и различий живой и неживой | Сформировать представления о царствах живой природы; показать основные отличия живого от неживого | Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Среды обитания организмов | 09 |
| работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении приспособлений организмов к жизни в определённых условиях | познакомить с основными средами обитания, особенностями каждой среды обитания; выяснить основные приспособления организмов к каждой среде обитания | Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое) Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособлен-ности организмов к среде обитания УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п. 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе» | 10 |
| работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, составлении отчёта об экскурсии.
| Показать многообразие организмов, их связь с окружающей средой; ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных | Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе. Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологи- УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Оформить отчет о проведенной экскурсии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Устройство увеличительных приборов. | 10 |
| Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом
| Познакомить с устройством лупы и микроскопа; научить работать с этими приборами; сформировать понятие о клетке и клеточном строении | Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты Личностные: формируется мотивация к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 10 |
| знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, работа с текстом учебника, | Познакомить с химическим составом клеток; сформировать понятие «неорганические вещества», показать их роль в клетке. | Предметные: знакомятся с химическим составом клеток, с неорганическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.7 до раздела « Органические вещества» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Химический состав клетки. Органические вещества. | 10 |
| знакомство с органическими веществами клетки; наблюдение за опытами, и обсуждение их результатов; сотрудничество одноклассниками при обсуждении результат | Познакомить с органическими веществами и их ролью в клетке; сформировать понятие «органические вещества» | Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.7 до конца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Строение клетки ( оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) | 11 |
| приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.
| сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице | Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.8 до раздела «Особенности строения клеток» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Особенности строения клеток. Пластиды. | 11 |
| приготовление микропрепаратов и изучение их под микроскопом, схематическое изображение строения клеток в тетради
| сформировать понятия «пластиды», «хлоропласты»; продолжить формирование умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части клетки | Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): | п.8 до конца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Процессы жизнедеятельности в клетке.
| 11 |
| проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов. Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке. | познакомить с основными процессами жизнедеятельности в клетке; продолжить формирование умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения за процессами в клетке, фиксировать результаты наблюдений | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.9 до раздела «Деление клетки» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Деление и рост клеток.
| 12 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника.
| продолжить знакомить с основными процессами жизнедеятельности в клетке | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.9 до конца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | 12 |
| Выполнение тестовых заданий | систематизировать и обобщить знания о строении, химическом составе и жизненно важных процессах в клетки | Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | проработать текст «Выводы к главе 1», | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Многообразие организмов (17 ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Классификация живых организмов | 12 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника.
| познакомить с классификацией живых организмов; сформировать представления о царствах и видах живых организмов | Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид» Метапредметные: знакомятся с правилами классификации Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Строение и многообразие бактерий | 12 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий. | Познакомить с особенностями строения бактерий и их многообразием | Предметные: знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Роль бактерий в природе и жизни челове | 01 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учителем при обсуждении роли бактерий в природе и жизни человека. | Познакомить с ролью бактерий в природе и жизни человека | Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.11 до конца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые | 01 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении отличительных признаков грибов. | познакомить с характерными признаками грибов, их строением, ролью в природе и жизни человека
| Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека | 01 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы сотрудничество с при обсуждении результатов лабораторной работы. | Познакомить с особенностями строения плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека | Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п. 12 до конца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Характеристика царства Растения. | 02 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы, сотрудничество при обсуждении характерных признаков Растений | познакомить с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания; ввести понятия о высших и низших растениях | Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Водоросли | 02 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество при обсуждении характерных признаков водорослей как группы низших растений. | познакомить с многообразием и особенностями строения водорослей | Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Лишайники. | 02 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе. | познакомить с многообразием и особенностями строения лишайников | Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Высшие споровые растения. | 03 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений. | познакомить с характерными признаками высших растений | Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений, Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений, развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Голосеменные растения. | 03 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений. | познакомить с многообразием и особенностями голосеменных растений | Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений формируется понятие «семенные растения» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.17 до раздела «Покрытосеменные растения» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Покрытосеменные растения. | 03 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной рабты, сотрудничество с при обсуждении результатов лабораторной работы. | познакомить с многообразием и особенностями покрытосеменных растений | Предметные: узнают о характер-ных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Общая характеристика царства Животные | 03 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество при обсуждении характерных признаков животных, | познакомить с царством Животные; научить выделять существенные признаки животных; формировать интерес к изучению животного мира; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Подцарство Одноклеточные. | 04 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество при обсуждении характерных признаков одноклеточных животных. | познакомить с подцарством Одноклеточные; научить выделять существенные признаки одноклеточных животных; формировать интерес к изучению одноклеточных животных | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | 04 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество при обсуждении характерных признаков многоклеточных | познакомить с подцарством Многоклеточные и беспозвоночными животными; научить выделять существенные признаки многоклеточных и беспозвоночных животных; формировать интерес к изучению одноклеточных животных; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночными животными; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Холоднокровные позвоночные животные. | 04 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тет- ради, | познакомить с холоднокровными животными; научить выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; формировать интерес к изучению животных; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.21 стр. 80-82 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Теплокровные позвоночные животные | 04 |
| работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество одноклассниками при обсуждении характерных признаков птиц млекопитающих | познакомить с теплокровными позвоночными животными; научить выделять существенные признаки птиц, млекопитающих формировать интерес к изучению животных; развивать эмоционально-ценностное отношение к животным | Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | п.21 до конца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 05 |
| защита проекта. | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Обобщающий урок по теме «Клетка» | 05 |
| Работа с карточками | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Обобщающий урок по теме «Многообразие организмов» | 05 |
| Работа с карточками | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Обобщающий урок по теме «Охрана природы» | 05 |
| сотрудничество одноклассниками при обсуждении вопросов об охране природы | организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Обобщающий урок по курсу биологии 5 класс | 05 |
|
| организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
|
28