РАССМОТРЕНА на заседании МО Руководитель Т.В. Седакова ____________________ протокол №____от___________20__ г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР Т.И. Щепилина _______________________ «_____»______________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» _____________С.А. Иванова Приказ № от «_____»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 6 класса
на 2017-2018 учебный год
Составил: учитель технологии
Костин
Александр Владимирович
г. Карачев
2017-2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу технологии разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897);
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);
3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»;
4. Технология. Индустриальные технологии : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. - 2-е изд., испр. - М. : Вентана-Граф, 2016. – 192 с. : ил.
5. Программа «Технология» для учащихся 5 - 8 классов. Авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Под редакцией В. Д. Симоненко. Издательство: М. , «Вентана - Граф» 2014 г.
6. Поурочное планирование по учебнику «Технология». Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Количество часов: 70. Количество часов в неделю -2 часа. Практических работ – 26.
Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области технология и предназначена для учащихся основной школы (6 класса).
При составлении рабочей программы учитывался примерный базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса технологии в 6 классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).
II. Содержание предмета из ФГОС
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов
Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующих годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов; шпон, фанера, пиломатериал. Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Знания необходимые для получения профессии. Физиологические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины, заплесневелость, деформация. . Виды декоративно- прикладного творчества. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно прикладном искусстве. Влияние технологий заготовки и обработки пиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.
Соединение деталей в полдерева Изготовление деталей ручным инструментом цилиндрической формы. Инструмент для данного вида работ.
Правила безопасной работы. Визуальный инструментальный контроль, качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД- 120М. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов и приспособлений, стамеска, рубанок, шерхебель. подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов и их заточка. Приемы работы на токарном станке. Правила безопасности при заточке, окрашивании. Защитная и декоративная отделка изделия.
Раздел 2. Технологии художественно - прикладной обработки материалов
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины.
Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях. Эстетические и эргономические требования к изделию.
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.
Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
Раздел 3. Технология изготовления изделий из сортового проката.
Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металла и сплавов. Черные металлы и сплавы. Цветные металлы. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека Правила поведения в слесарной мастерской. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, шлицы, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Разметка заготовок из металлического сортового проката. Экономичность разметки. Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и приемы измерения штангенциркулем.
Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего инструмента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасности при резании металла слесарной ножовкой. Инструмент для рубки металла. Приемы и способы рубки металла на тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Правила безопасной работы. Опиливание металла. Инструмент для опиливания. Правила и приемы безопасного труда при опиливании. Назначение клепальных швов. Пайка как один из способов соединения металла. Отделка изделий из сортового проката. Назначение и принцип работы деталей машин с передачей. Условные обозначения передаточной пары
Раздел 4. Технологии домашнего хозяйства.
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.
Основы технологии штукатурных работ. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Особенности работы со штукатурными растворами.
Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление интерьера. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт необходимого количества рулонов обоев. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Раздел 5. Творческая проектная деятельность.
Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование. Первоначальные идеи, анализ, выбор, лучшей идеи. Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособление и материалы. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной конструкционной карты. Сборка и отделка изделия. Определение себестоимости проекта. Реализация продукции. Реклама.
III. Планируемые предметные результаты
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
В эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письмен ной ре чью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения урока | Виды, формы контроля. | Примечание | Дом. задание |
планируемая | фактическая |
6а | 6б |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Введение | 1 | | | | Комбиниров. | | |
| Раздел 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | 25 | | | | | | |
2 | Что такое творческий проект? Этапы выполнения проекта. ПР №1 «Поиск темы проекта» | 1 | | | | Комбиниров. | | §5. |
3,4 | Заготовка древесины. Пороки древесины. ПР №2 «Распознавание пороков древесины» | 2 | | | | Комбиниров. | | §2 |
5 | Свойства древесины. ПР №3 «Исследование плотности древесины». | 1 | | | | Комбиниров. | | §3 |
6 | ПР №4 «Исследование влажности древесины» | 1 | | | | Комбиниров. | | §3 |
7,8 | Чертёжи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. ПР №5 «Выполнение эскиза детали» | 2 | | | | Комбиниров. | | §4 |
9,10 | Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей. ПР №6 «Разработка технологической карты» | 2 | | | | Комбиниров. | | §5 |
11-14 | Технология соединения брусков из древесины. ПР №7 «Изготовление изделия с соединением брусков внакладку» | 4 | | | | Комбиниров. | | §6 |
15-18 | Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. ПР №8 «Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму» | 4 | | | | Комбиниров. | | §7 |
19, 20 | Устройство токарного станка для обработки древесины. ПР №9 «Изучение устройства токарного станка» | 2 | | | | Комбиниров. | | §8 |
21-24 | Технология обработки древесины на токарном станке. ПР №10 «Точение детали из древесины» | 4 | | | | Комбиниров. | | §9 |
25, 26 | Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. ПР №11 «Окрашивание изделий» | 2 | | | | Комбиниров. | | §10 |
| Раздел 2. Технология художественно-прикладной обработки материалов | 6 | | | | | | |
27, 28 | Художественная обработка древесины. Резьба по дереву | 2 | | | | Комбиниров. | | §11 |
29-32 | Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. ПР №12 «Художественная резьба по дереву» | 4 | | | | Комбиниров. | | §12 |
| Раздел 3. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | 20 | | | | | | |
33, 34 | Элементы машиноведения. Составные части машин. ПР №13 «Изучение составных частей машин» | 2 | | | | Комбиниров. | | §13 |
35 | Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. ПР №14 «Ознакомление со свойствами металлов». | 1 | | | | Комбиниров. | | §14-15 |
36 | ПР №15 «Ознакомление с видами сортового проката» | 1 | | | | Комбиниров. | | §14-15 |
37 | Чертежи деталей из сортового проката. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. ПР №16 «Чтение и выполнение чертежей деталей» | 1 | | | | Комбиниров. | | § 16-17 |
38 | ПР №17 «Измерение деталей штангенциркулем» | 1 | | | | Комбиниров. | | § 16-17 |
39, 40 | Технология изготовления изделий из сортового проката. ПР №18 «Разработка технологических карт» | 2 | | | | Комбиниров. | | §18 |
41-44 | Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой. ПР №19 «Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой» | 4 | | | | Комбиниров. | | §19 |
45-48 | Рубка металла. ПР №20 «Рубка заготовок в тисках и на плите» | 4 | | | | Комбиниров. | | §20 |
49, 50 | Опиливание заготовок из металла и пластмассы. ПР №21 «Опиливание заготовок» | 2 | | | | Комбиниров. | | §21 |
51, 52 | Отделка изделий из металла и пластмассы. ПР №22 «Отделка поверхностей изделий» | 2 | | | | Комбиниров. | | §22 |
| Раздел 4. Технологии домашнего хозяйства | 8 | | | | | | |
53-54 | Закрепление настенных предметов. ПР №23 «Сверление отверстий в стене» | 2 | | | | Комбиниров. | | § 23 |
55-56 | Основы технологии штукатурных работ. ПР №24 «Выполнение штукатурных работ» | 2 | | | | Комбиниров. | | §24 |
57-58 | Основы технологии оклейки помещений обоями. ПР №25 «Изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений» | 2 | | | | Комбиниров. | | § 25 |
59-60 | Простейший ремонт сантехнического оборудования. ПР №26 «Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки» | 2 | | | | Комбиниров. | | § 26 |
| Раздел 5. Творческий проект | 10 | | | | | | |
61-66 | Выполнение итогового проекта | 6 | | | | | | |
66-70 | Защита итогового проекта | 4 | | | | Зачет | | |
V. Учебно-тематическое планирование
Введение | 1 ч. |
Раздел 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | 25 ч. |
Раздел 2. Технология художественно-прикладной обработки материалов | 6 ч. |
Раздел 3. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | 20 ч. |
Раздел 4. Технологии домашнего хозяйства | 8 ч. |
Раздел 5. Творческий проект | 10 ч. |
Всего: | 70 ч. |