СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса биологии 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Биология» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
  1. Примерная программа по биологии основного общего образования
  2. Авторская программа по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко
  3. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2017-2018 учебный год.

Данную рабочую программу реализует учебник «Биология.   Разнообразие   живых   организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, издательство «Просвещение» Москва, 2015 год

Особенность изучения биологии в 7 классе - развитие знаний о разнообразии живых организмов, систе­ме органического мира на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Эколого-эволюционное содержание курса способствует раскрытию роли крупных таксонов в экосистемах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса биологии 7 класса»











Рабочая программа учебного курса

биологии 7 класса

на 2017 -2018 учебный год






Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Быкова Светлана Семеновна

















Содержание:


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование

















































Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Биология» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования

  2. Примерная программа по биологии основного общего образования

  3. Авторская программа по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко

  4. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2017-2018 учебный год.

Данную рабочую программу реализует учебник «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, издательство «Просвещение» Москва, 2015 год

Особенность изучения биологии в 7 классе - развитие знаний о разнообразии живых организмов, систе­ме органического мира на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Эколого-эволюционное содержание курса способствует раскрытию роли крупных таксонов в экосистемах.



































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты обучения включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  2. Формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе на основе понимания ее системной организации, связи всех живых систем.

  3. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

  5. Развитие личностных представлений об историческом развитии живой природы, роли естественного отбора. Выражение собственного отношения к центральному положению эволюционного учения о борьбе существование и действий естественного отбора на основе мелких наследственных изменений.

  6. Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  7. Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  8. Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

  9. Формирование экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметные результаты обучения основаны на формировании универсальных учебных действий:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  3. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  5. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  6. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  7. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  8. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  9. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  10. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  11. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  12. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  13. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  14. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Предметными результатами являются:

  1. В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  2. В познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно - научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

  3. В трудовой сфере – приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке. За обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

  4. В эстетической сфере – приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;

  5. В сфере физической культуры - расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.


На изучение предмета «Биология» в 7 классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 1 час в неделю (35 часов в год), из них на лабораторные и практические работы отводится 21 академический час.


II. Содержание учебного предмета
(1 ч в неделю, всего 35 ч)


Тема 1. Организация живой природы (1 час)

Уровни организации живой природы. Организм – единое целое. Общие свойства организмов. Общие свойства организмов: обмен веществ, наследственность, изменчивость, воспроизведение, индивидуальное развитие. Средообразующая роль организмов. Вид. Общие признаки видов, взаимосвязанные части природного сообщества. Ареал вида. Популяция – часть вида. Популяции разных видов – взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество - живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов разных видов. Экосистема – часть биосферы. Разнообразие экосистем.

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.
*Экскурсия: 1. Разнообразие видов в сообществе.


Тема 2. Эволюция живой природы (2 часа)

Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Эволюция. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Разнообразие видов. Результат эволюции.

Систематика организмов как раздел биологии. Значение классификации организмов. Основные систематческие группы от царства до вида. Сравнение классификации животных и растений. Название видов.

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации


Тема 3. Растения – производители органического вещества (13 часов)


Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений. Жизненные формы растений. Современный растительный мир – результат эволюции.

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения. Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.
Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Разнообразие современных папоротников и их значение.

Отдел Голосеменные —  древняя группа семенных растений. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Покрытосеменные растения- наиболее высокоорганизованная группа высших растений. Характерные признаки отдела. Основные отличия Покрытосеменных от Голосеменных. Разнообразие покрытосеменных растений. Жизненные формы покрытосеменных. Происхождение покрытосеменных растений. Классы: Однодольные и Двудольные. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения). Класс Однодольные, семейства: Лилейные, Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.

Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство – основа земледелия. Пшеница – основная хлебная культура.

Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:

1. Изучение одноклеточных водорослей.
2*. Изучение многоклеточных водорослей.
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4*. Строение мха сфагнум.
5. Строение папоротника.
6. Строение побегов хвойных растений.
7. Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной.
8. Признаки однодольных и двудольных растений.
*9—11. Признаки растений изучаемых семейств.
Практические работы:
1—3. Определение растений изучаемых семейств.
Экскурсия:
2. Выращивание овощных растений в теплице.


Тема 4. Животные - потребители органического вещества (14 часов)


Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.

Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

Тип Споровики, особенности организации споровиков – паразитов человека и животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками.

Тип Инфузории. Особенности строения. Признаки более высокой организации инфузорий по сравнению с другими простейшими.
Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Происхождение многоклеточных животных от колониальных форм. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.
Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.
Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение.

Класс Земноводные, или Амфибии. Особенности строения, связанные с выходом на сушу, многообразие земноводных. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Роль в экосистемах. Происхождение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Особенности внешнего и внутреннего строения. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Птицы наземных и водных экосистем.

Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Роль млекопитающих в различных экосистемах. Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов. Развитие животноводства

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:
12. Внешнее строение дождевого червя.
13. Строение раковины моллюска.
14. Внешнее строение насекомого.
15. Внешнее строение рыбы.
16*. Внутреннее строение рыбы.
17. Внешнее строение птицы.
Экскурсия:
3. Лесные млекопитающие родного края (краеведческий музей).


Тема 5. Бактерии, грибы, лишайники (3 часа)

Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека. Царство Грибы. Общие признаки

Роль грибов.  Экологические группы грибов, их роль в экосистемахЛишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.

Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.


Лабораторная работа:

18. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практическая работа:
4. Определение съедобных и ядовитых грибов.


Тема 6. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (2 часа)

Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.


Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.

Резерв (2 ч) Использование резервного времени на изучение разнообразия живых организмов, средообразующей деятельности представителей местной флоры и фауны.


Профориентация интегрирована с темами:

  1. «Биология – наука о живых организмах» – профессии биолога, эколога, орнитолога, энтомолога, ихтиолога, морфолога, микробиолога.

  2. «Бактерии» - врач-эпидемиолог, микробиолог

  3. «Птицы» - орнитолог

  4. «Млекопитающие» - зоолог, ветеринар, научный работник зоопарка.

  5. Обобщающий урок по теме «Биоразнообразие» - эколог

  6. «Патологические микроорганизмы» - врачи лабораторного дела, эпидемиологи



III. Тематическое планирование




п/п


Раздел, название темы

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

план

факт


Тема 1. Организация живой природы

1





Организм. Вид. Природное сообщество. Экосистема

1

01.09


Называть уровни организации живой природы. Описывать признаки живых организмов. Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов.

Выделять существенные признаки организма как живой системы.

Сравнивать организменный и популяционно-видовой уровни организации.

Приводить примеры близких видов.

Объяснять связи между особями в популяции, делать выводы о значении внутрипопуляционных отношений

Уровни организации живой природы. Признаки живых организмов. Примеры средообразующей деятельности живых организмов



Тема 2. Эволюция живой природы

2





Эволюционное учение

1

08.09


Называть движущие силы и результаты эволюции.

Обьяснять формирование приспособлений с позиций учения Дарвина.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

Движущие силы и результаты эволюции


Систематика растений и животных

1

15.09


Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.

Устанавливать соподчиненность основных систематических групп растений и животных.

Обосновывать необходимость двойных латинских названий в классификации.

Характеризовать вклад К.Линнея в развитие биологической науки.

Предмет изучения систематики, естественной классификации. Соподчиненность основных систематических групп растений и животных. вклад К.Линнея в развитие биологической науки.


Тема 3. Растения – производители органического вещества

13ч





Царство Растения. Подцарства Настоящие водоросли, Багрянки.

Лабораторная работа №1 «Изучение одноклеточных водорослей»

1

22.09


Выявлять отличительные признаки представителей царства Растения.

Называть и приводить примеры основных жизненных форм растений.

Описывать основные этапы эволюции растений.

Обосновывать роль растений в природе.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

Отличительные признаки представителей царства Растения. этапы эволюции растений.


Лабораторная работа №2 «Изучение многоклеточных водорослей»

1

29.09


Приводить примеры представителей.

Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей в связи с условиями обитания в водной среде.

Проводить наблюдение, используя увеличительные приборы в процессе лабораторной работы.

Описывать и сравнивать представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Обосновывать роль водорослей в водных экосистемах.

Устанавливать причины сокращения водорослей в природе.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

Характерные особенности состава и строения водорослей. Причины разнообразия водорослей с позиции знания о движущих силах эволюции.

Применять знания о разнообразии и значении водорослей в практических ситуациях, приводить примеры использования человеком.


Подцарство Высшие растения

1

06.10


Называть основные события в эволюции высших растений.

Выявлять характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений. Сравнивать особенности строения водорослей и высших растений, делать выводы о связи их строения со средой обитания.

характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений

Отдел Моховидные.

Роль мхов в образовании болотных экосистем.

Лабораторная работа №3 «Строение зеленого мха кукушкин лен»

1

13.10


Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности. Устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов.

Делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания.

Выявлять характерные особенности сфагновых мхов.

Сравнивать особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

Обосновывать роль сфагновых мхов в болотных экосистемах.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

внешнее и внутреннее строение мхов, их существенные особенности

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов.

Лабораторная работа №4 «Строение папоротника»

1

27.10


Определять представителей отделов на натуральных объектах и рисунках.

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников.

Устанавливать особенности строения и размножения в связи со средой обитания.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Описывать роль древних вымерших папоротникообразных в образовании каменного угля. Приводить примеры представителей, произрастающих на территории родного края.

Называть виды, нуждающиеся в охране.

Обосновывать роль в лесных экосистемах, в практической деятельности человека.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

Особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников

Отдел Голосеменные.

Роль голосеменных в экосистеме тайги. Лабораторная работа №5 «Строение побегов хвойных растений». Лабораторная работа №6 «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

1

10.11


Выявлять общие черты семенных растений.

Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Приводить примеры наиболее распространенных хвойных растений, реликтовых голосеменных. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Обосновывать роль в лесных экосистемах, в практической деятельности человека.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Сравнивать доминирующие виды темнохвойной и светлохвойной тайги.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для развития экосистемы тайги.

Оценивать значение тайги как устойчивой экосистемы для сохранения целостности биосферы; важность природоохранной деятельности, своего участия в ней

Общие черты семенных растений.

Преимущества семенного размножения перед споровым

примеры наиболее распространенных хвойных растений, реликтовых голосеменных

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Лабораторная работа №7 «Признаки однодольных и двудольных растений»

1

17.11


Выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных. Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений.

Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

Называть основные культурные растения различных семейств.

Устанавливать отличительные особенности твердой и мягкой, озимой и яровой форм пшеницы, разновидностей капусты.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных

Знать классы цветковых

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Лабораторная работа № 8 «Признаки растений семейства Крестоцветные». Практическая работа № 1 «Определение растений семейства Крестоцветные»

1

24.11


Описывать отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Крестоцветные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, формула цветка.

примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов

Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Лабораторная работа № 9 «Признаки растений семейства Бобовые» Практическая работа №2 «Определение растений семейства Бобовые»

1

01.12


Описывать отличительные признаки растений семейства Бобовые, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Бобовые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

отличительные признаки растений семейства Бобовые, примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов

Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые

1

08.12


Описывать отличительные признаки растений семейства Пасленовые, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Пасленовые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

отличительные признаки растений семейства Пасленовые, примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов

Контрольная работа I полугодие

1

15.12


выполняют контрольные задания

Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки. Лабораторная работа № 10 «Строение пшеницы». Практическая работа № 3 «Определение растений семейства Лилейные»

1

22.12


Описывать отличительные признаки растений семейства Лилейные, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Лилейные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Описывать отличительные признаки растений семейства Злаки, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Злаки по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

отличительные признаки растений семейства Лилейные примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов
Выращивание овощных растений в теплице. Обобщающий урок по теме «Растения – производители органического вещества»

1

29.12


Обосновывать условия выращивания растений в закрытом грунте.

Применять методы наблюдения и измерения, сравнивать виды и сорта.

Устанавливать связь между особенностями строения и условиями обитания растений.

Работать в группе при проведении наблюдений и обсуждении результатов.

Фиксировать наблюдения.

Соблюдать правила поведения в теплице.

Определять и классифицировать представителей царства Растения, приводить примеры цветковых растений различных семейств.

Описывать характерные особенности растений различных систематических групп.

Устанавливать филогенетические связи между отделами растений, делать выводы об эволюции растительного мира.

Обосновывать роль растений в естественных экосистемах.



Животные - потребители органического вещества

14ч




Царство Животные.

Подцарство Одноклеточные

1

12.01




Выявлять отличительные признаки представителей царства Животные.

Описывать основные симметрии многоклеточных, этапы эволюции животных. Обосновывать роль животных в природе.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные, типа Саркожгутиконосцы. Приводить примеры представителей.

Распознавать представителей по рисункам, фотографиям.

Обосновывать роль в экосистемах.

отличительные признаки представителей царства Животные

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах

1

19.01


Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.

Называть представителей.

Обосновывать выводы об усложнении в ходе эволюции.

Выделять признаки наиболее вероятного предка многоклеточных беспозвоночных.

Раскрывать роль беспозвоночных в экосистемах.

основные признаки подцарства Многоклеточные;

выводы об усложнении в ходе эволюции.


Тип Кишечнополостные.

1

26.01


Выявлять характерные признаки типа. Приводить примеры представителей.

Обосновывать роль в экосистемах и жизни человека.

Распознавать представителей по рисункам, фотографиям, живым объектам, микропрепаратам. Устанавливать взаимосвязь строения и размножения в связи с образом жизни.

Приводить доказательства более сложной организации.

Обосновывать роль в экосистемах.

характерные признаки типа;

примеры представителей;

роль в экосистемах и жизни человека.

Тип Плоские черви

1

02.02



Выявлять характерные признаки типа.

Приводить примеры представителей. Обосновывать роль в экосистемах и жизни человека. Распознавать представителей по рисункам, фотографиям, живым объектам, микропрепаратам.

Устанавливать взаимосвязь строения и размножения в связи с образом жизни.

Приводить доказательства более сложной организации.

Обосновывать роль в экосистемах.

Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитами.

характерные признаки типа;

примеры представителей;

роль в экосистемах и жизни человека

Тип Круглые черви.

1

09.02


Выявлять характерные признаки типа.

Приводить примеры представителей.

Обосновывать роль в экосистемах и жизни человека.

Распознавать представителей по рисункам, фотографиям, живым объектам, микропрепаратам. Устанавливать взаимосвязь строения и размножения в связи с образом жизни.

Обосновывать роль в экосистемах. Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитами.

характерные признаки типа;

примеры представителей;

роль в экосистемах и жизни человека

Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа №11 «Внешнее строение дождевого червя»

1

16.02


Выявлять черты более высокой организации по сравнению с круглыми червями.

Приводить примеры представителей.

Распознавать и классифицировать представителей по рисункам, фотографиям, живым объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и размножения в связи с обитанием в почве. Сравнивать представителей разных классов.

Обосновывать роль дождевых червей в почвообразовании.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

характерные признаки типа;

примеры представителей;

роль в экосистемах и жизни человека

Тип Моллюски.

Лабораторная работа №12 «Строение раковины моллюска»

1

23.02


Выявлять характерные признаки типа. Приводить примеры представителей.

Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей по рисункам, фотографиям, живым объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и размножения в связи с образом жизни.

Обосновывать роль в водных экосистемах.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

характерные признаки типа;

примеры представителей;

роль в экосистемах и жизни человека

Тип Членистоногие.

Лабораторная работа №13 «Внешнее строение насекомого»

1

02.03


Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями.

Приводить примеры представителей.

Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей по рисункам, фотографиям, живым объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и размножения в связи с образом жизни.

Обосновывать роль в водных экосистемах и жизни человека.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений. Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

характерные признаки типа;

примеры представителей;

роль в экосистемах и жизни человека

Тип Хордовые. Позвоночные животные. Лабораторная работа №14 «Внешнее строение рыбы». Лабораторная работа №15 «Внутреннее строение рыбы»

1

09.03



Описывать основные признаки типа Хордовые.

Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных.

Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными.

Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных.

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб.

Выявлять черты приспособленности к обитанию в водной среде.

Обосновывать роль представителей надкласса в водных экосистемах.

Изучать внешнее и внутреннее строение на основе наблюдений в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

характерные признаки типа;

примеры представителей;

роль в экосистемах и жизни человека

Класс Земноводные, или Амфибии.

1

16.03


Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных.

Выявлять прогрессивные признаки в строении по сравнению с рыбами.

Определять и классифицировать представителей по таблицам, фотографиям, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и размножения в связи с условиями обитания. Наблюдать стадии индивидуального развития лягушки.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

особенности внешнего и внутреннего строения земноводных;

прогрессивные признаки в строении по сравнению с рыбами

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

1

06.04


Описывать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.

Определять и классифицировать представителей по таблицам, фотографиям, натуральным объектам.

Сравнивать с земноводными, делать выводы о причинах сходства и различия.

Устанавливать черты более высокой организации по сравнению с земноводными.

Использовать различные источники информации для подготовки рефератов и сообщений.

особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся

Сравнивать с земноводными, делать выводы о причинах сходства и различия

Класс Птицы.

Птицы наземных и водных экосистем.

Лабораторная работа №16 «Внешнее строение птицы».

1

13.04


Описывать особенности внешнего и внутреннего строения птиц в процессе лабораторной работы.

Определять и классифицировать представителей по таблицам, фотографиям, натуральным объектам.

Сравнивать с пресмыкающимися, делать выводы о происхождении птиц.

Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полету.

Описывать особенности строения и образа жизни птиц в связи с жизнью в определенных экосистемах.

Обосновывать необходимость охраны птиц наземных и водных экосистем.

Использовать различные источники информации для подготовки проектов, рефератов и сообщений.

особенности внешнего и внутреннего строения птиц

Сравнивать с пресмыкающимися, делать выводы о происхождении птиц

Класс Млекопитающие.

Роль млекопитающих различных экосистем

1

20.04


Описывать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

Определять и классифицировать представителей по таблицам, фотографиям, натуральным объектам.

Сравнивать млекопитающих с пресмыкающимися, делать выводы о происхождении млекопитающих, более высоком уровне их организации.

Объяснять причины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих.

Описывать особенности строения и образа жизни млекопитающих в связи с жизнью в определенных экосистемах.

Определять и классифицировать представителей по таблицам, фотографиям, натуральным объектам.

Обосновывать необходимость охраны редких видов зверей наземных и водных экосистем. Использовать различные источники информации для подготовки проектов, рефератов и сообщений

особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих

происхождение млекопитающих

Итоговая контрольная работа

1

27.04


выполняют задания контрольной работы

общебиологические понятия


Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники




Царство Бактерии

1

04.05


Описывать характерные признаки бактерий.

Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий – возбудителей заболеваний человека.

Раскрывать значение бактерий в экосистемах, деятельности человека.

характерные признаки бактерий;

значение бактерий в экосистемах, деятельности человека.

Царство Грибы. Лабораторная работа №17 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Практическая работа №4 «Определение съедобных и ядовитых грибов»

1

11.05


Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов.

Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных. Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания.

Объяснять средообразующую роль грибов в природе.

Описывать признаки грибов различных экологических групп.

Распознавать и классифицировать съедобные, ядовитые и паразитические грибы по натуральным объектам, рисункам, фотографиям.

Оценивать роль грибов в экосистемах.

Соблюдать правила сбора плодовых тел шляпочных грибов.

Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении грибами.

признаки одноклеточных и многоклеточных грибов;

Объяснять средообразующую роль грибов в природе

Лишайники

1

18.05


Описывать особенности строения, роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные компоненты лишайника как симбиотического организма.

Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники.

Раскрывать роль лишайников в экосистемах.

Использовать различные источники информации для подготовки проектов, рефератов и сообщений.

особенности строения, роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные компоненты лишайника как симбиотического организма


Биоразнообразие





Биологическое разнообразие

1

25.06


Называть и определять исчезнувшие виды растений и животных на рисунках и фотографиях.

Оценивать значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы. Устанавливать причины сокращения видового разнообразия в процессе эволюции и в результате деятельности человека.

Прогнозировать последствия сокращения видового разнообразия для целостности биосферы.

Описывать естественные и искусственные экосистемы, лесные и степные экосистемы.

Объяснять причины сокращения экосистем лесов и степей.

Прогнозировать последствия сокращения естественных экосистем для биосферы.

исчезнувшие виды растений и животных;

значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы


Пути сохранения биоразнообразия

1



Называть и определять некоторые редкие и исчезающие виды, включенные в федеральную и региональную Красные книги на рисунках и фотографиях.

Называть наиболее известные особо охраняемые природные территории России и своего края. Оценивать значение Красной книги и охраняемых территорий.

Прогнозировать последствия сокращения численности популяций редких видов

редкие и исчезающие виды, включенные в федеральную и региональную Красные книги


Приложение. Практическая часть рабочей программы




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные

работы

1

входная

1 полугодовая

-

1

итоговая

3

Лабораторные

работы

4

6

5

2

17

Практические работы

-

3

-

1

4


Итого


5


10


5


4


24




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!