Рабочая программа учебного курса
биологии 8 класса
на 2017 -2018 учебный год
Составитель: учитель биологии
первой квалификационной категории
Быкова Светлана Семеновна
Нижневартовск, 2017
Содержание:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология. Человек» для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (раздел «Биология»)
2. Примерная программа по биологии основного общего образования
3. Авторская программа по биологии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова (Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы, концентрический курс) для общеобразовательных учреждений
4. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2017-2018 уч. год.
Данную рабочую программу реализует учебник «Биология. Человек. 8 класс», авторы Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, издательство Дрофа, Москва 2013 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к учению, труду;
формирование познавательной мотивации, индивидуальной образовательной траектории;
развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению;
формирование коммуникативной компетенции в общении;
формирование основ экологической культуры.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
признаки, доказывающие родство человека и животных;
основные этапы антропогенеза;
основные признаки организма человека;
роль регулирующих систем, механизм действия гормонов;
строение и функции систем органов человека, их взаимосвязь с выполняемыми функциями;
существенные признаки транспорта веществ в организме;
гигиенические меры и меры профилактики заболеваний пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной систем; требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Обучающиеся должны уметь:
выявлять существенные признаки строения и функционирования органов и систем органов человека;
соблюдать меры профилактики заболеваний органов;
распознавать части организма человека на наглядных пособиях;
оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, переломах, спасении утопающих, отравлении угарным газом.
Метапредметные результаты обучения:
Обучающиеся должны уметь:
планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
участвовать в совместной деятельности;
работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
выделять главные и существенные признаки понятий;
составлять простые и сложные планы;
осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
выделять причинно-следственные связи;
работать со всеми компонентами текста;
оценивать работу свою и одноклассников.
II. Содержание программы учебного предмета (70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых – анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам) *
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа «Определение частоты дыхания*»
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Резервное время – 7 часов
Профориентация интегрирована с темами:
«Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» - профессии врачебной группы; патологоанатом, микробиолог
«Железы внутренней секреции. Гормоны» - врач-эндокринолог
«Строение и функции спинного мозга»-врач-невролог
«Зрительный анализатор» - окулист, офтальмолог
«Слуховой анализатор» - отоларинголог
«Заболевания ОДС, их профилактика» - врач-ортопед, инструктор общей физ.подготовки
«Утомление. Активный отдых» - гигиенист
«Клетки крови. Тромбоциты» - врач-гематолог, специальности, связанные с лабораторной диагностикой биоматериалов (кровь)
«Лейкоциты. Иммунитет» - иммунолог
«Группы крови. Переливание крови» - иммунолог, гематолог, биохимик
«Работа сердца» - кардиолог, ангеолог
«Регуляция дыхания. Профилактика заболеваний» - пульмонолог, фтизиатр, гигиенист
«Гигиена питания» - терапевт, гигиенист, работа СЭС
«Роль кожи в теплорегуляции» - косметолог, трихолог
«Наследственные заболевания» - работа медико-генетической консультации
«Укрепление здоровья» - гигиенист
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата | Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий | Планируемые предметные результаты освоения материала |
по плану | по факту |
| Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 | | | | |
1 | Место человека в системе органического мира | 1 | 02.09 | | Учебно-организационные: -ставить учебную задачу; -понимать последовательность действий; | Знать: место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных. термины «Рудименты, атавизмы» Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой. |
2 | Сходство и различия человека и животных. | 1 | 04.09 | | Учебно-информационные: - работа с учебником и дополнительной литературой | Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. |
| Тема 2. Происхождение человека | 2 | | | |
3 | Этапы становления человека | 1 | 09.09 | | Учебно-информационные: - работа с учебником и дополнительной литературой | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой |
4 | Расы | 1 | 11.09 | | Учебно –логические: выделять главное; -составлять простой план; | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой |
| Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | | | | |
5 | Науки о человеке. Итоговое тестирование (входная контрольная работа) | 1 | 16.09 | | Учебно –логические: выделять главное, работать с тестовым материалом | знания строения и жизнедеятельности организмов |
| Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | | | | |
6 | Клеточное строение организма | 1 | 18.09 | | -соотносить различные компоненты объекта -классифицировать по нескольким признакам; -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -владеть навыком аналитического чтения | Клеточное строение организма. |
7 | Ткани | 1 | 23.09 | | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная |
8 | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 1 | 25.09 | | |
9 | Органы. Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | 1 | 30.09 | | Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. |
| Тема 5. Координация и регуляция | 12 | | | | |
10 | Гуморальная регуляция | 1 | 02.10 | | -соотносить различные компоненты объекта -создавать модели изучаемого объекта -ставить цели самообразовательной деятельности -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -владеть навыком аналитического чтения; -определять проблему и предлагать способы ее решения; -формулировать проблемные вопросы; -качественно описывать объект; -классифицировать по нескольким признакам; -выступать перед аудиторией; -выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Демонстрация схем строения эндокринных желез |
11 | Железы внутренней секреции. Гормоны | 1 | 07.10 | | Гормоны, их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой |
12 | Строение нервной системы | 1 | 09.10 | | Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. |
13 | Рефлекс. Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка» | 1 | 14.10 | | Рефлекс; проведение нервного импульса |
14 | Строение и функции спинного мозга | 1 | 16.10 | | Строение и функции спинного мозга |
15 | Строение и функции головного мозга. Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | 1 | 21.10 | | Строение и функции отделов головного мозга. |
16 | Большие полушария головного мозга | 1 | 23.10 | | Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. |
17 | Анализаторы, их строение, функции | 1 | 28.10 | | Учебно-логические: - давать определение по существенным признакам; -высказывать суждения, подтверждать их фактами Учебно-информационные: -составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; -осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом | Понятия «органы чувств», «рецептор», «анализатор», строение и функции анализаторов |
18 | Зрительный анализатор | 1 | 2 чтв 06.11 | | Строение, функции и гигиена органов зрения. |
19 | Слуховой анализатор | 1 | 11.11 | | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. |
20 | Органы осязания, вкуса, обоняния | 1 | 13.11 | | Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. |
21 | Контроль по теме «Координация и регуляция» | 1 | 18.11 | | -обобщать, делать вывод | основные понятия темы |
| Тема 6. Опора и движение | 9 | | | | |
22 | Строение костей. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» | 1 | 20.11 | | -ставить цели самообразовательной деятельности -планировать свою деятельность -владеть навыком аналитического чтения; -определять проблему и предлагать способы ее решения; -соотносить различные компоненты объекта; -создавать модели изучаемого объекта -качественно описывать объект; -выступать перед аудиторией; -выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта | Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Суставы, полусуставы |
23 | Типы соединения костей | 1 | 25.11 | |
24 | Скелет головы, осевой скелет | 1 | 27.11 | | Скелет человека, его отделы: череп, осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. |
25 | Скелет конечностей | 1 | 02.12 | | |
26 | Заболевания ОДС | 1 | 04.12 | | Возрастные изменения в строении костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. |
27 | Строение мышц | 1 | 09.12 | |
28 | Работа мышц. Лабораторная работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 1 | 11.12 | | Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. |
29 | Утомление. Активный отдых. Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма» | 1 | 16.12 | | Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы |
30 | Итоговое тестирование I полугодие | 1 | 18.12 | | Основные понятия анатомии и физиологии |
| Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 | | | | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови |
31 | Клетки крови. Тромбоциты | 1 | 23.12 | | -самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями; -владеть навыком аналитического чтения; -планировать и проводить наблюдения за объектом; - выбирать форму доказательства -выступать перед аудиторией |
32 | Эритроциты. Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови» | 1 | 25.12 | | Клеточные элементы крови: эритроциты. Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови |
33 | Лейкоциты. Иммунитет | 1 | 3 чтв 13.01 | | Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. |
34 | Группы крови. Переливание крови | 1 | 15.01 | | Группы крови. Переливание крови. Донорство. |
| Тема 8. Транспорт веществ | 5 | | | | |
35 | Строение сердца | 1 | 20.01 | | -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач. -планировать и проводить наблюдения за объектом; -кратко формулировать свои мысли. -систематизировать информацию | Сердце, его строение и регуляция деятельности. Сердечный цикл. Автоматизм. |
36 | Работа сердца | 1 | 22.01 | | |
37 | Круги кровообращения | 1 | 27.01 | | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. |
38 | Движение крови по сосудам. Практическая работа №4 «Измерение кровяного давления» | 1 | 29.01 | | Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. |
39 | Лабораторная работа №6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | 1 | 03.02 | | |
| Тема 9. Дыхание | 5 | | | -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач -планировать и проводить наблюдения за объектом; -кратко формулировать свои мысли. -систематизировать информацию | |
40 | Органы дыхания, их строение | 1 | 05.02 | | Органы дыхания, их строение. Верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, бронхиальное дерево, легкие. Строение альвеол |
41 | Дыхательные движения | 1 | 10.02 | | Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха |
42 | Газообмен в легких | 1 | 12.02 | | -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач -планировать и проводить наблюдения за объектом; -кратко формулировать свои мысли. -систематизировать информацию | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. |
43 | Газообмен в тканях | 1 | 17.02 | |
44 | Регуляция дыхания. Практическая работа №5 «Определение частоты дыхания» | 1 | 19.02 | | Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Голосовой аппарат. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья |
| Тема 10. Пищеварение | 6 | | | | |
45 | Питательные вещества и пищевые продукты | 1 | 24.02 | | -самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями; -владеть навыком аналитического чтения; -соотносить различные компоненты объекта; -выступать перед аудиторией | Питательные вещества и пищевые продукты |
46 | Органы пищеварения | 1 | 26.02 | | Строение и функции органов пищеварения. |
47 | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №7 «Воздействие слюны на крахмал» | 1 | 03.03 | | Рот, глотка, пищевод. Зубы. Уход за зубами. Ферменты. Регуляция слюноотделения |
48 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 | 05.03 | | Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание |
49 | Пищеварительные железы | 1 | 10.03 | | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. |
50 | Гигиена питания. Практическая работа №6 «Определение норм рационального питания» | 1 | 12.03 | | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений. Аппетит. Рациональное питание. |
| Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | | | | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. |
51 | Пластический и энергетический обмен | 1 | 17.03 | | -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -формулировать вывод; -выявлять свойства объекта |
52 | Витамины | 1 | 19.03 | | Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. |
| Тема 12. Выделение | 2 | 4 чтв | | | |
53 | Почки | 1 | 02.04 | | -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -формулировать вывод; -находить взаимосвязь строения и функций; -выявлять свойства объекта | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Нефрон. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. |
54 | Образование мочи | 1 | 07.04 | |
| Тема 13. Покровы тела | 3 | | | | |
55 | Строение и функции кожи | 1 | 09.04 | | -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -формулировать вывод; -находить взаимосвязь строения и функций; -выявлять свойства объекта | Строение и функции кожи. Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. |
56 | Роль кожи в теплорегуляции | 1 | 14.04 | | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. |
57 | Заболевания кожи | 1 | 16.04 | |
| Тема 14. Размножение и развитие | 3 | | | | |
58 | Система органов размножения | 1 | 21.04 | | -определять проблему и предлагать способы ее решения; -самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями; -определять аспект анализа; -владеть навыком аналитического чтения | Система органов размножения; строение. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Рост и развитие ребенка. |
59 | Развитие человека | 1 | 23.04 | |
60 | Наследственные заболевания | 1 | 28.04 | | Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём. Меры профилактики ЗППП; опасность заражения вирусом СПИДа |
| Тема 15. Высшая нервная деятельность | 6 | | | | |
61 | Рефлекс – основа нервной деятельности | 1 | 30.04 | | -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач -кратко формулировать свои мысли. -систематизировать информацию | Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Значение рефлексов |
62 | Итоговое тестирование | 1 | 05.05 | | Формы поведения. Познавательные процессы. Торможение. |
63 | Формы поведения | 1 | 07.05 | | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена |
64 | Биологические ритмы. Сон | 1 | 12.05 | | Речь. Мышление. Сознание. Память. Эмоции. Темперамент. Типы нервной системы |
65 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 | 14.05 | | |
66 | Гигиена умственного труда | 1 | 19.05 | | Гигиена умственного труда. Особенности психики человека |
| Тема 16. Человек и его здоровье | 4 | | | | |
67 | Доврачебная помощь. Лабораторная работа №8 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | 1 | 21.05 | | -ставить цели самообразовательной деятельности; -самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями; -планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; -вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач -кратко формулировать свои мысли. -систематизировать информацию | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении |
68 | Укрепление здоровья | 1 | 26.05 | | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление |
69 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 1 | 28.05 | | Вредные привычки, их влияние на здоровье человека |
70 | Человек и окружающая среда. Практическая работа №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 1 | | | Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде |
| ИТОГО 70 ЧАСОВ | | | | | |
Приложение. Практическая часть рабочей программы
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Контрольные работы | 1 входная | 1 полугодовая | | 1 итоговая | 3 |
Лабораторные работы | 2 | 3 | 2 | 1 | 8 |
Практические работы | 2 | 1 | 3 | 1 | 7 |
Итого | 5 | 5 | 5 | 3 | 18 |
11