Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 Директор МКОУ ТСШ №2
____________ ______________ ____________/
Протокол от Приказ № ___ от ________г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
филология
начального общего образования
1Б класса
разработана на основе авторской программы «Литературное чтение»
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др.
Срок реализации: 1 год.
Разработчик: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
Топчиха
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «литературное чтение» в 1 классе разработана в соответствии с:
1)ФГОС ООО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2)ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)
3)Годовым календарным графиком МКОУТопчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)
4)Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
5)Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253).
И на основе других материалов:
1)ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2)ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014г)
3)Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231с.
4) Авторской программы «Литературное чтение» 1 класс. Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4классы. - М.: Просвещение, 2011г.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение литературного чтения в 1 классе выделяется 132 часа.
Изучение литературного чтения начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность 23 учебные недели. На уроки обучения чтению отводится 92 ч (4 часа в неделю). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. На изучение предмета «Литературное чтение» отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).
Курс литературного чтения начинается с обучения грамоте.
Обучение грамоте направлено (цели) на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Цель изучения курса «Литературное чтение»:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; восприятие интерес к чтению и книге;
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Изменения, внесенные учителем в авторскую программу
В данную программу внесены изменения в количество часов по некоторым темам. Дополнительные часы взяты из резервных часов, а также за счет расширения некоторых тем.
*-обозначены уроки, используемые для расширения темы. Авторами программы разрешено деление материала одного урока на два, при условии учета индивидуальных особенностей класса.
**- дополнительные уроки (взяты из резервных часов).
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся:
текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (в соответствии с действующими в ОУ Положениями, системой оценки достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы основного общего образования).
№ п/п | Формы контроля, проекты | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | Проекты | | | 2 | 2 | 3 |
2 | Оценка достижений | | | | 4 | 4 |
Используемые технологии, формы и методы работы
Методологической основой для реализации ФГОС является системно - деятельностный подход.
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
Методы обучения: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, создание проблемной ситуации, проектный.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах, творческого поиска.
Средства обучения: учебник, компьютер, презентации к уроку, учебные фильмы, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, толковый словарь русского языка.
Календарно-тематическое планирование (обучение грамоте – чтение)
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы, темы урока | Кол-во часов |
По плану | По факту |
Добукварный период (14 ч) |
1 | 01.09 | | «Азбука» - первая учебная книга | 1 |
2 | 02.09 | | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 |
3 | 06.09 | | Слово и предложение. | 1 |
4 | 07.09 | | Слог. | 1 |
5 | 08.09 | | Ударение. | 1 |
6 | 09.09 | | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 |
7 | 13.09 | | Звуки в словах. | 1 |
8 | 14.09 | | Слог-слияние. | 1 |
9 | 15.09 | | Повторение и обобщение пройденного материала . | 1 |
10 | 16.09 | | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 |
11 | 20.09 | | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 |
12 | 21.09 | | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 |
13 | 22.09 | | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 |
14 | 23.09 | | Гласный звук [у], буквы У, у. | |
Букварный период (53+5 ч) |
15-16* | 27.09 28.09 | | Согласные звуки [н, н'], буквы Н, н. | 2 |
17 | 29.09 | | Согласные звуки [с, с'], буквы С, с. | 1 |
18-19* | 30.09 04.10 | | Согласные звуки [к, к'], буквы К, к. | 2 |
20-21 | 05.10 06.10 | | Согласные звуки [т, т'], буквы Т, т. | 2 |
22-23** | 07.10 11.10 | | Согласные звуки [л, л'], буквы Л, л. | 2 |
24 | 12.10 | | Согласные звуки [р, р'], буквы Р,р. | 1 |
25-26* | 13.10 14.10 | | Согласные звуки [в, в'], буквы В, в. | 2 |
27-28** | 18.10 19.10 | | Гласные буквы Е, е. | 2 |
29 30* 31** | 20.10 21.10 25.10 | | Согласные звуки [п, п'], буквы П, п. | 3 |
32-33 | 26.10 27.10 | | Согласные звуки [м, м'], буквы М, м. | 2 |
34-35 | 28.10 08.11 | | Согласные звуки [з, з'], буквы З, з. | 2 |
36** | 09.11 | | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 |
37-38 | 10.11 11.11 | | Согласные звуки [б, б'], буквы Б, б. | 2 |
39 | 15.11 | | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
40 | 16.11 | | Согласные звуки [д, д'], буквы Д, д. | 1 |
41 | 17.11 | | Сопоставление слогов и слов с буквами д, т. | 1 |
42-44 | 18.11 22.11 23.11 | | Гласные буквы Я, я. | 3 |
45 | 24.11 | | Согласные звуки [г, г'], буквы Г, г. | 1 |
46 | 25.11 | | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 |
47-48 | 29.11 30.11 | | Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч. | 2 |
49-50 | 01.12 02.12 | | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 2 |
51 | 06.12 | | Твердый звук[ ш], буквы Ш, ш. | 1 |
52 | 07.12 | | Твердый звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши. | 1 |
53 | 08.12 | | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 |
54 | 09.12 | | Сопоставление звуков ж и ш. | 1 |
55-56 | 13.12 14.12 | | Гласные буквы Ё, ё. | 2 |
57 | 15.12 | | Звук[ j], буквы Й, й. | 1 |
58-59-60 | 16.12 20.12 21.12 | | Согласные звуки [х,,х'], буквы Х,х. | 3 |
61-62 | 22.12 23.12 | | Гласные буквы Ю, ю. | 2 |
63-64 | 27.12 28.12 | | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 2 |
65-66 | 11.01 12.01 | | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 2 |
67-68 | 13.01 17.01 | | Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ, щ. | 2 |
69-70** | 18.01 19.01 | | Согласные звуки [ф,ф'], буквы Ф, ф. | 2 |
71 | 20.01 | | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 1 |
72 | 24.01 | | Русский алфавит. Чтение текстов с изученными буквами. | 1 |
Послебукварный период (16+4) |
73 | 25.01 | | Как хорошо уметь читать. | 1 |
74** | 26.01 | | Е Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям. | 1 |
75 | 27.01 | | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине. | 1 |
76 | 31.01 | | История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. | 1 |
77 | 01.02 | | В. Крупин «Первый букварь». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. | 1 |
78 | 02.02 | | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг. | 1 |
79 | 03.02 | | Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. | 1 |
80 | 07.02 | | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. | 1 |
81 | 08.02 | | К.И. Чуковский Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. | 1 |
82 | 09.02 | | К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения – небылицы. | 1 |
83 | 10.02 | | В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа. | 1 |
84 | 14.02 | | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. | 1 |
85 | 15.02 | | М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа | 1 |
86 | 16.02 | | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С.Маршака. | 1 |
87** | 17.02 | | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А.Барто | 1 |
88** | 28.02 | | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: В. Осеева. | 1 |
89-90** | 01.03 02.03 | | Весёлые стихи Б. Заходера, В.Берестова. Песенка азбука. Выразительное чтение стихотворений. | 2 |
91 | 03.03 | | Проект «Живая Азбука». | 1 |
92 | 07.03 | | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. | 1 |
Календарно-тематическое планирование (литературное чтение)
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы, темы урока | Кол-во часов |
По плану | По факту |
Вводный урок (1 ч) |
1 | 09.03 | | Знакомство с учебником «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях. Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь». | 1 |
Жили-были буквы (7 ч) |
2 | 10.03 | | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 |
3 | 14.03 | | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». | 1 |
4 | 15.03 | | С. Чёрный. «Живая азбука», Ф. Кривин. «Почему «А» поётся,.а «Б» нет». | 1 |
5 | 16.03 | | Г Сапгир. «Про Медведя». Проект «Создаём музей «Город букв». | 1 |
6 | 17.03 | | М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?» | 1 |
7 | 21.03 | | Рассказы и стихи о буквах. | 1 |
8 | 22.03 | | Завершение проекта «Создаём музей «Город букв». Обобщение и проверка знаний по разделу «Жили-были буквы». | 1 |
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) |
9 | 23.03 | | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин. «Теремок». | 1 |
10 | 24.03 | | Е. Чарушин. «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 |
11 | 04.04 | | Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни. Потешки и небылицы. | 1 |
12 | 05.04 | | «Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки: «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек». | 1 |
13 | 06.04 | | А. Пушкин. Отрывки из произведений. К. Ушинский. «Гусь и журавль». Л. Толстой. «Зайцы и лягушки». | 1 |
14 | 07.04 | | Сказка «Петух и собака». | 1 |
15 | 11.04 | | Обобщение и оценка планируемых достижений по теме «Сказки, загадки, небылицы». Оценка планируемых достижений. | 1 |
Апрель, апрель. Звенит капель... (5+1 ч) |
16 | 12.04 | | Стихотворения русских поэтов о природе. А. Майков. «Ласточка примчалась из-за бела моря...», А. Плещеев. «Травка зеленеет, солнышко блестит...». | 1 |
17 | 13.04 | | Лирические стихотворения поэтов. А. Майков. «Весна», Т. Белозёров. «Подснежники», С. Маршак. «Апрель». | 1 |
18 | 14.04 | | Стихотворения о весне. И. Токмакова. «Ручей», «К нам весна шагает...», Е. Трутнева. «Голубые, синие небо и ручьи...», Л. Ульяницкая. «Горел в траве росистой...», Л. Яхнин. «У дорожки...». Сочинение загадок. Проект «Составляем азбуку загадок». | 1 |
19 | 18.04 | | Стихотворения. В. Берестов. «Воробушки», Р. Сеф. «Чудо». | 1 |
20 | 19.04 | | Обобщение и проверка знаний по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель...». Представление результатов проекта. | 1 |
21** | 20.04 | | Обобщающий урок по разделу. Завершение проекта «Составляем азбуку загадок». | 1 |
И в шутку и всерьёз (6+1 ч) |
22 | 21.04 | | И. Токмакова. «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц. «Волк». | 1 |
23 | 25.04 | | Г. Кружков. «РРРЫ!», Н. Артюхова. «Саша-дразнилка». | 1 |
24 | 26.04 | | К. Чуковский. «Федотка», О. Дриз. «Привет», О. Григорьев. «Стук», И. Токмакова. «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова, «Кулина-ки-пулинаки». | 1 |
25 | 27.04 | | К. Чуковский. «Телефон». | 1 |
26 | 28.04 | | М. Пляцковский. «Помощник». | 1 |
27 | 03.05 | | К. Ушинский. «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». | 1 |
28** | 04.05 | | Обобщение и оценка достижений по разделу «И в шутку и всерьёз» | 1 |
Я и мои друзья (5+1 ч) |
29 | 05.05 | | Ю. Ермолаев. «Лучший друг». Е. Благинина. «Подарок». Проект «Наш класс—дружная семья». | 1 |
30 | 10.05 | | В. Орлов. «Кто первый?», С. Михалков. «Бараны», С. Маршак. «Хороший день». | 1 |
31 | 11.05 | | Р. Сеф. «Совет», В. Берестов. «В магазине игрушек», В. Орлов. «Если дружбой дорожить...», «Сердитый дог Буль» (по М. Пляцковскому). | 1 |
32 | 12.05 | | И. Пивоварова. «Вежливый ослик», Я. Аким. «Моя родня», Ю. Энтин. «Про дружбу». | 1 |
33 | 16.05 | | Д. Тихомиров. «Мальчики и лягушки», «Находка». | 1 |
34** | 17.05 | | Обобщение и оценка достижений по разделу «Я и мои друзья». Завершение проекта «Наш класс - дружная семья». Представление результатов проекта учащимися. | 1 | | |
О братьях наших меньших (5+1 ч) |
35 | 18.05 | | С. Михалков. «Трезор», Р. Сеф. «Кто любит собак». | 1 |
36 | 19.05 | | В. Осеева. «Собака яростно лаяла», В. Лунин. «Никого не обижай». | 1 |
37 | 22.05 | | И. Токмакова. «Купите собаку». Научно-познавательный текст о собаках. С. Михалков. «Важный совет». | 1 |
38 | 23.05 | | М. Пляцковский. «Цап Царапыч», Г Сапгир. «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках. Д. Хармс. «Храбрый ёж», Н. Сладков. «Лисица и ёж». | 1 |
39 | 24.05 | | B. Берестов «Лягушата». Научно - познавательный текст о лягушках. C. Аксаков. «Гнездо». | 1 |
40** | 25.05 | | Обобщение и оценка достижений по разделу «О братьях наших меньших». | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений.
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Регулятивные УУД:
Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Коммуникативные УУД:
Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.
Литературоведческая пропедевтика:
Учащиеся научатся:
различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
отличать прозаический текст от поэтического;
отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основная учебная литература:
Азбука. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2012.
Горецкий В.Г. Горецкий, Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В четырех частях. – М.: Просвещение, 2013
Климанова Л.Ф., ГорецкийВ.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. – М.: «Просвещение», 2011
Дополнительная учебная литература:
Круг детского чтения из Сборника рабочих программ «Школа России». (1-4кл). М.: Просвещение, 2011.
Энциклопедия «Я познаю мир». Литература. – М.: «АСТ», 2000. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». – М.: «Азъ», 2000.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Оборудование и приборы:
1.Наборы сюжетных картинок: «Русские народные сказки», «Литературные сказки», «Сказки зарубежных писателей».
2.Словари по русскому языку: орфографический словарь, толковый словарь, библиографический словарь (в том числе в цифровом варианте).
3. Репродукции картин художников (в том числе и в цифровом варианте).
4.Портреты писателей, художников (в том числе и в цифровом варианте).
Технические средства обучения:
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Сканер
6. DVD – диски к урокам.
7.Презентации к урокам.
Интернет ресурсы: сайты «Просвещение», «1 сентября».
Лист внесения изменений
№ пп | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |