Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шаумяновская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО Магомедова П. А. Протокол № ___ от «____»_______2018г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ ШООШ Махмудова С. Р. «____»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ШООШ Махмудова В. Г. Приказ № ___ от «____»______2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
8 класс
Составитель: Мусиева М.М.
2018/ 2019 учебный год
разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5-9 классы) линейного курса УМК «Живой организм» (составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для основной шко
.
Количество часов: на учебный год: 34часа . в неделю: 1час.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5-9 классы) линейного курса УМК «Живой организм» (составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для основной школы) и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов:
Животные» (8 класс) разработана в соответствии со следующими документами:
№ 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
Актуальность:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи курса:
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Задачи:
Биология как учебная дисциплина обеспечивает:
картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и
оценивать полученные результаты;
объективными реалиями жизни;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Общая характеристика учебного предмета:
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год (по программе): 68 часов.
Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа.
Технологии, методы:
здоровьесберегающих;
информационно-коммуникативных;
проблемного обучения;
развивающего обучения;
дифференцированного обучения;
личностно-ориентированных;
коммуникативно-диалоговой деятельности;
развития исследовательских навыков;
развития проектной деятельности;
опережающего обучения;
продуктивного чтения;
развития навыков контроля и самоконтроля.
Формы текущего и итогового контроля: контрольные работы, тестирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и
оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и
перечислять свойства живого;
бактерий;
развитие, размножение;
организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
сравнения;
организмов;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
составлять элементарные пищевые цепи;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых
организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении
лабораторных работ;
жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
растениями;
Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:
и объяснения на основе достижений науки;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);
поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
сохранения здоровья;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
эстетическое отношение к живым объектам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных,
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
определенной систематической группе;
организмов в жизни человека;
примерах сопоставления биологических объектов;
обитания;
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
умозаключения на основе сравнения;
тканей, органов и систем органов;
и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
оценивать последствия деятельности человека в природе;
ухода за ними;
Учащийся получит возможность научиться:
литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс. Многообразие живых организмов. Животные. Линейный курс.
№.п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
По план | Факт |
Раздел 1. Царство Животные (57ч) Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных (2ч) |
1-2 | Животный организм как целостная система. Систематика животных. Лабораторная работа №1.Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях | 2 | 5.09.18г. 7.09. | |
Тема 1.2. Подцарство одноклеточные животные (4ч) |
3 | Общая характеристика подцарства Одноклеточные, или Простейшие | 1 | 12.09.18г. | |
4 | Тип. Саркожгутиконосцы | 1 | 14.09. | |
5 | Тип. Споровики. Тип Инфузории, или Ресничные | 1 | 19.09.18г. | |
6 | Лабораторная работа.№2. Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки | 1 | 21.09. | |
Тема 1.3. Подцарство многоклеточные животные (2ч) |
7 | Общая характеристика подцарства Многоклеточные. | 1. | 26.09.18г. | |
8 | Тип Губки | 1. | 28.09. | |
Тема 1.4. Кишечнополостные (3ч) |
9 | Тип Кишечнополостные. | 1 | 3.10.18г. | |
10 | Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. | 1 | 5.10.18г. | |
11 | Лабораторная работа.№3 Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры | 1 | 10.10. | |
Тема 1.5. Тип Плоские черви (2ч) |
12. | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. | 1 | 12.10.18г. | |
13 | Классы Сосальщики и Ленточные черви. Многообразие плоских червей-паразитов. Лабораторная работа №4. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня | 1 | 17.10.18г. | |
Тема 1.6. Тип Круглые черви (2ч) |
14 | Тип Круглые черви (Нематоды). | 1 | 19.10. | |
15 | Контрольная работа | 1 | 24.10.18г. | |
Тема 1.7.Кольчатые черви (3ч) |
16 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | 26.10. | |
17 | Многообразие кольчатых червей. Класс Малощетинковые черви, Пиявки | 1 | 7.11.18г. | |
18 | Лабораторная работа №6.Внешнее строение дождевого червя | 1 | 9.11.18г. | |
Тема 1.8. Тип Моллюски (2ч) |
19 | Особенности организации моллюсков. | 1 | 14.11.18г. | |
20 | Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Лабораторная работа №7. Внешнее строение моллюсков. | 1 | 16.11.18г. | |
Тема 1.9. Тип Членистоногие (6ч) |
21 | Происхождение и особенности организации членистоногих. | 1 | 21.11.18г. | |
22 | Экология и значение ракообразных | 1 | 23.11.18г. | |
23 | Класс Паукообразные | 1 | 28.11. | |
24 | Класс Насекомые | 1 | 30.11. | |
25 | Многообразие насекомых | 1 | 5.12.18г. | |
26 | Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих | 1 | 7.12.18г. | |
Тема 1.10. Тип Иглокожие (1ч) |
27 | Тип Иглокожие. Общая характеристика типа | 1 | 12.12.18г. | |
Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1ч) |
28 | Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные | 1 | 14.12.18г. | |
Тема 1.12. Подтип позвоночные (черепные). Надкласс Рыбы (5ч) |
29 | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. | 1 | 19.12.18г | |
30 | Экология и значение рыб | 1 | 21.12.18г. | |
31-32 | Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы | 2 | 26.12.18г. 28.12.18г. | |
33 | Контрольная работа | 1 | 9.01.19г. 11.01.19г. | |
Тема 1.13. Класс Земноводные (3ч) |
34 | Первые Земноводные. Общая характеристика Земноводных как первых наземных позвоночных | 1 | 16.01.19 18.01.19г. | |
35 | Размножение и развитие земноводных. Многообразие и роль в природе и жизни человека. Класс Земноводные (Амфибии): отряды Хвостатые Бесхвостые, Безногие. | 1 | 23.01.19 25.01.19г.. | |
36 | Лабораторная работа № 10. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни | 1 | 29.01.19г. | |
Тема 1.4. Класс пресмыкающиеся (3ч) |
37 | Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных | 1 | 31.01.19г. | |
38 | Класс Пресмыкающиеся (Рептилии): отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. | 1 | 6.02.19г. . | |
39 | Лабораторная работа №11. сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи | 1 | 8.02.19г | |
Тема 1.15. Класс Птицы (6ч) |
40-41 | Происхождение птиц. | 2 | 13.02.19г. 15.02ю | |
42. | Размножение и развитие. | 1 | 20.02.19г. | |
43-44 | Класс Птицы: экологические группы. | 2 | 22.02.19г. 27.02. | |
45 | Класс Птицы: роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа №12.Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни | 1 | 1.03.19г. | |
Тема 1.16. Класс млекопитающие (6ч) |
46 | Класс Млекопитающие (Звери). Происхождение. | 1 | 3.03.19г. | |
47 | Особенности организации млекопитающих на примере плацентарных. Практическая работа № 1 Изучение внутреннего строения млекопитающих | 1 | 9.03. | |
48-49 | Многообразие млекопитающих | 2 | 11.03. 16.03. | |
50 | Контрольная работа | 1 | 18.03. | |
51 | Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека | 1 | 1.04.19г. | |
Тема 1.17. Основные этапы развития животных (2ч) |
52 | Основные этапы развития жизни на земле. Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру | 1 | 3.04.19г. | |
53 | Лабораторная работа №14. Анализ родословного древа царства Животные | 1 | 10.04. | |
Тема 1.18. Животные и человек (2ч) |
54-55 | Животные и человек | 2 | 12.04. 17.04. | |
Раздел 2. Вирусы (2ч) Тема 2.1. Общая характеристика и свойства Вирусов (2ч) |
56 | Общая характеристика вирусов | 1 | 19..04.. | |
57 | Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека | 1 | 26.04 | |
Раздел 3. Экосистема (13ч) Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы (2ч) |
58 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 | 28.04.19г. | |
59 | Антропогенные факторы. Практическая работа№2. Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян | 1 | 3.05 | |
Тема 3.2. Экосистема (2ч) |
60 | Экологические системы | 1 | 5.05 | |
61 | Практическая работа №3. Анализ цепей и сетей питания | 1 | 7.05. | |
Тема 3.3. Биосфера -глобальная экосистема (2ч) |
62 | Учение В.И.Вернадского о биосфере | 1 | 14.05. | |
63-64 | Биомасса биосферы, ее оббьем и динамика Обновления | 2 | 16.05. | |
Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере (3ч) |
65-66 | Круговорот веществ в природе | 2 | 23.05. 26.05. | |
67 | Итоговая контрольная работа фосфора. | 1 | 30.05. | |
Тема 3.5 Роль живых организмов в биосфере (2ч) |
68 | Преобразование планеты живыми организмами | 1 | 31.05. | |