-
| Глава1. Введение (2ч.) | Науки о природе П.Р. Составление схемы наук о природе Изучение нового материала | 1ч/1 неделя сентября | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | | Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология | Презентация, учебник | §1 Задания на с. 6 |
-
| Методы изучения природы П.Р. Изучение поведения домашних животных на примере кошки или собаки или птицы Комбинированный | 1ч/2 неделя сентября | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их ис- пользования при изучении биологических объектов и явлений | §1 | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение | Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; микроскоп, лупа, термометр, линейка, секундомер, | §2 Задания на с.10 |
-
| Глава2. Мир биологии (19ч.) | Что изучает биология. Изучение нового материала | 1ч/3 неделя сентября | Формирование представлений о многообразии биологических наук | §2 | Биологические науки: ботаника, зоология, микология,микробиология/,экология,.цитология,,анатомия,физиология,генетика | Презентация, учебник | §3 Задания на с.15 |
-
| Из истории биологии. П.Р. Изучение и правило работы с световым микроскопом Комбинированный | 1ч/4 неделя сентября | Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии | §3 | Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Лин- ней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель, Влади- мир Иванович Вернадский | Микроскоп, портреты В.И. Вернадског, Ч.Дарвина | §4 Задания на с.19-20 |
-
| Экскурсия в мир клеток. П.Р. Изучение клетки растений Комбинированный | 1ч /5 неделя сентября | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма | §4 | Клетка. Организмы: одноклеточные многоклеточные. Микроскоп | Таблица «Строение растительной клетки», микроскоп,лаб. Оборудование,готовые препараты | §5 Задания на с.22 |
-
| Классификация организмов. Комбинированный | 1ч /2 неделя октября | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения | §5 | . Единицы классификации: тип (отдел) — класс — отряд (порядок) -семейство — род - вид | Таблицы, учебник | §6 Задания на с.25-26 |
-
| Царства живой природы. Бактерии. П.Р. Изучение бактерий гниения и молочнокислых бактерий + создание списка правил позволяющий избежать заражения болезнетворными бактериями Изучение нового материала | 1ч /3 неделя октября | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы | §6 | Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы | Таб. «Царство Прокариоты» | §7 Задания на с.29 |
-
| Царства живой природы. Грибы. П.Р. Изучение плесневых грибов + создание списка приёмов оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами Комбинированный | 1ч /1 неделя ноября | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных | §7 | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | Таблица « Царство Грибы», рисунки учебника, муляжи грибов | §8 Задания на с.32 |
-
| Царства живой природы. Растения. Комбинированный | 1ч /2 неделя ноября | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы | §8 | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные Цветковые (Покрытосеменные) | Таблица « Жизненные формы растений» « Строение растительной клетки», муляж цветка, комнатные растения, | §9 Задания на с.35 |
-
| Царства живой природы. Животные Комбинированный | 1ч /3 неделя ноября | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы | §9 | Животные. Простейшие (одноклеточ-ные) животные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополо-стные,Иглокожие,Кольчатые черви, Моллюски, Членистоно-гие, Хордовые | Таблицы различных классов животных организмов, влажные препараты лягушки, ящерицы, змеи, рыбы | §10 Задания на с.38-39 Повт.6-10 |
-
| Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. Обобщения | 1ч /4 неделя ноября | Обобщение и систематизация знаний учащих-ся по теме «Царства живой природы» | §9 | Биология. Царства живой при- роды. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. | Таблицы разных царств, учебник | §10 |
-
| Жизнь начинается Изучение нового материала | 1ч /1 неделя декабря | Формирование представлений о значении половых клеток в процессе оплодо-твоения и этапах развития зародышей позвоночных животных | §10 | Половые клетки: яйцеклетки, сперматозоиды (спермин). Оплодотворение. Зародыш | Влажный препарат «Развитие птицы», таблица «Развитие зародышей различных классов животных» | §11 Задания на с.42 |
-
| Жизнь продолжается Комбинированный | 1ч /2 неделя декабря | Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род | §11 | Размножение, способы размножения | Таблица «Формы размножения организмов» | §12 Задания на с. |
-
| Почему дети похожи на родителей. Комбинированный | 1ч /3 неделя декабря | Формирование представлений о гене как основе наследственности организмов | §12 | Наследственность, ген | Таблица «Наследственная изменчивость», презентация | §13 Задания на с.49 |
-
| Нужны все на свете. Изучение нового материала | 1ч /4 неделя декабря | Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе | §13 | Организмы: производители потребители, разрушители | Таблица «Сообщества организмов», презентация | §14 Задания на с.5315 |
-
| Общение в мире животных. Изучение нового материала | 5 неделя декабря | Формирование представлений о способах общения животных между собой | §14 | Языки общения животных: движений, запахов, звуков | Презентация, материал ЦОР | §15 Задания на с.57 |
-
| Значение биологии для практической деятельности людей Изучение нового материала | 1ч /2 неделя января | Формирование представлений о значении биологии для хозяйственной деятельности человека | §15 | Биологическая защита урожая, породы живо-тных, сорта растений, лекарственные растения | Презентация, материал ЦОР, учебник | §16 Задания на с. 61-62 |
-
| Биологи защищают природу Комбинированный | 1ч /3 неделя января | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | §16 | Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) | Презентация, материал ЦОР, учебник | §17 Задания на с.65 |
-
| Биология и здоровье. Комбинированный | 1ч /4 неделя января | Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья | §17 | Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему | Презентация, материал ЦОР, учебник | §18 Задания на с.70 |
-
| Живые организмы и наша безопасность. Комбинированный | 1ч /1 неделя февраля | Формирование представлений о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них | §18 | Ядовитые растения и грибы, опасные животные | Презентация, материал ЦОР, учебник | §19 Задания на с.74 |
-
| Обобщающий урок по теме «Мир биологии». Обобщения | 1ч /2 неделя февраля | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Мир биологии» | §19 | Биология. Царства живой при- роды. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. Круговорот веществ. Здоровый образ жизни | Презентация, материал ЦОР, учебник | §20 Задания на с.77-78 |
-
| . Глава3. Организм и среда обитания (14ч.) . . | Водные обитатели П.Р. Изучение приспособленности водных животных к среде обитания на примере рыб Изучение нового материала | 1ч /3 неделя февраля | Формирование представлений об особенностях водной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде | §20 | Компоненты природы. Водная среда обитания | Влажный препарат рыбы, таблица «Класс рыбы» | §21 Задания на с.83 |
-
| Между небом и землей Комбинированный | 1ч /4 неделя февраля | Формирование представлений о наземно-воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания | §21 | Наземно-воздушная среда обитания | Презентация, материал ЦОР, учебник | §22 Задания на с.87 |
-
| Кто в почве живет. П.Р. Изучение почвы: влажности, механического состава + изучение приспособлен-ности живот-ных к обита-нию в почве на примере дождевого червя Комбинированный | 1ч /1 неделя марта | Формирование представлений об особенностях почвенной среды обитания | §22 | Почвенная среда обитания | Дождевые черви, таблица «Тип Кольчатые черви» | §23 Задания на с.90 |
-
| Кто живет в чужих телах. П.Р. Изучение «организмов-паразитов» на примере спорыньи, головни, фитофторы повилики аскариды Комбини-рованный | 1ч /2 неделя марта | Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах | §23 | Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт | Гербарии, Презентация, материал ЦОР, учебник | §24 Задания на с.93 |
-
| Экологические факторы. Изучения нового | 1ч /3 неделя марта | Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы | §24 | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет | Презентация, материал ЦОР, учебник | §25 Задания на с.97 |
-
| Экологические факторы: биотические и антропогенные. Комбини-рованный | 1ч /4 неделя марта | Формирова- ние представ-лений о различ-ных формах биотических взаимоотноше-ний как резуль-тате приспосо-бляемости организмов. Изучение ВЛИЯНИЯ деятельности человека на состояние окружающей среды | §25 | Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отри цательные (хищничество, паразитизм, конкуренция). Антропогенные факторы среды | Таблиц «Сообщества организмов ,материал ЦОР, учебник | §26 Задания на с.100 |
-
| Природные сообщества. Комбини-рованный | 1ч /1 неделя апреля | Формирование элементарных представлений о природных сообществах планеты. Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе | §26 | Природные сообщества (естественные, искусственные) Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот веществ | Таблиц «Сообщества организмов», материал ЦОР, учебник | §27 Задания на с.104 |
-
| Жизнь в Мировом океане. Изучение нового | 1ч /2 неделя апреля | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана | §27 | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Презентация, материал ЦОР, учебник | §28 Задания на с.108 |
-
| Путешествие по материкам. Изучение нового | 1ч /3 неделя апреля | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире матери-ков планеты | §28 | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка. При- родные условия. Растительный и животный мир материков | Презентация, материал ЦОР, учебник, географическая карта мира | §29, до с.104 Задания на с.121 |
-
| Путешествие по материкам. Изучение нового | 1ч /4 неделя апреля | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире матери-ков планеты | §28 | Материки: Южная Америка, Австралия, Антарктида. При- родные условия. Растительный и животный мир материков | Презентация, материал ЦОР, учебник, географическая карта мира | §29 , с 115-121 Задания на с.121 |
-
| Обобщающий урок по теме «Организм и среда обитания». Обобщение | 1ч /2 неделя мая | Обобщить и Систематизировать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания» | §29 | Среда обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная.Производителипотребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: | | §30 Задания на с.122-123 |
-
| Экскурсия в ближайшее природное сообщество. Комбини-рованный | 1ч /3 неделя мая | Изучение многообразия растений и животных, условий их совместного существования; признаков приспособлен-ности к жизни в естественных условиях, на примере парка | §21-25 | Сообщества видов животных и растительных организмов парка, установление характера приспособлен-ности организмов к естественным условиям обитания,выявление наличия антропогенного воздействия на природное сообщество | | §1-10 |
-
| Обобщения | Урок обобщения и контроля по курсу Решение тестовых заданий Урок повторения, обобщения и контроля знаний | 1ч /4 неделя мая | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контольно-измерительными материалами | §26-29 | См. уроки 1—30 | | §11-20 |