СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Мир загадок"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Мир загадок" направление:духовно-нравственное.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Мир загадок"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида

Ивановича Сидоренко

( МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко)

г. Новосибирск







Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для начальных классов

«Мир загадок»

направление: духовно-нравственное

1час в неделю- 32 часа

возраст обучающихся-7-8 лет

срок реализации: 1 год









Васильева Елена Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории





г. Новосибирск



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Мир загадок» является частью основной образовательной программы МАОУ СОШ № 211 и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности

Программа составлена с учетом:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2.Требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 211

3. Программы формирования универсальных учебных действий МАОУ СОШ № 211.

Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ).

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.

Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификация возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации. Творческое отношение к действительности.

В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, представления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы. Творческого применения знаний и умений.

Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие оригинальных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Описание места программы во внеурочной деятельности.

Данная программа рассчитана для обучающихся 1 классов. Общая недельная нагрузка – 1 час. Общая годовая нагрузка: 1 класс- 33 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В ходе реализации программы происходит формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные действия:

- целеполагание;

- планирование;

-прогнозирование;

- контроль;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Путешествие в Страну загадок

Знакомство со Страной загадок. Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).

Город самых простых загадок. Улица «Цвет»

Улица «Цвет». Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывать «цветные» загадки? Изменение цвета в природе. Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков. Цвет в рукотворном мире. Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись».

Город самых простых загадок. Улица «Форма». Улица «форма». Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур. Изменение формы. Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может измениться форма предмета? Замок похожестей-непохожестей. Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки. Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки.

Город самых простых загадок. Улица «Размер»

Улица «Размер». Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы? Относительность размера. Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким? Противоречие в размере. Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно - маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост.

Город самых простых загадок. Улица «Вещество»

Улица «Вещество» Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов. Агрегатное состояние вещества. Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений. Вещества в изобретательных ситуациях

Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным. Сочинение загадок. Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка».

Город пяти чувств

Улица «Зрение» Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки». Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий». Улица «Осязание» Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и невидимые. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями». Улица «Обоняние». Улица «Вкус»

Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени. В пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…». Решение изобретательских задач «на обнаружение» Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.

Город загадочных частей

Знакомство с Городом загадочных частей. Игра «Узнай части». Упражнение по варьированию подсистем. Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта. Игры и упражнения со словами. Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». Придумывание необычных предметов Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Город загадочных мест

Знакомство с Городом загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Сочинение загадок Знакомство с алгоритмом сочинения загадок – «матрёшек». Придумывание метафор.

Путешествие на машине времени

Путешествие в прошлое. Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета. Путешествие в будущее Фантазирование: какими будут объекты в будущем? Путешествие в Город загадочных дел Описание объекта при помощи системного оператора.

Подведение итогов обучения

Подготовка творческих работ. Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала. Защита творческой работы Презентация и защита творческих работ. Праздник «Прощание со Страной загадок» Обобщение знаний и умений в игровой форме.


Календарно-тематическое планирование


Тема занятий

Характеристика деятельности

аудит

внеаудит

1.

Знакомство со Страной загадок.

Беседа, игра, фантазирование.

1


2.

Город самых простых загадок. Улица «Цвет».

Практическая работа, создание творческих продуктов.

1


3.

Изменение цвета в природе.

Игра. проблемный диалог.


1

4.

Цвет в рукотворном мире.

Фантазирование, беседа. практическая работа

1


5.

Улица «Форма».

Беседа, сравнение.


1

6.

Изменение формы.

Проблемный диалог.

1


7.

Замок похожестей-непохожестей.

Создание творческих продуктов.

1


8.

Геометрические головоломки.

Практическая работа. Фантазирование.

1


9.

Улица «Размер».

Беседа. проблемный диалог.

1


10.

Относительность размера.

Проблемный диалог.

1


11.

Противоречия в размере.

Проблемный диалог. Фантазирование

1


12.

Улица «Вещество».

Практическая работа

1


13.

Агрегатное состояние вещества.

Игра, беседа, инсценировка.

1


14.

Вещества в изобретательских ситуациях.

Решение изобретательских ситуаций, фантазирование

1


15.

Сочинение загадок.

Создание творческих продуктов.

1


16.

Город пяти чувств. Улица «Зрение».

Игра. беседа, решение изобретательских ситуаций.

1


17.

Улица «Слух».

Беседа, игра, практическая работа.


1

18.

Улица «Осязание».

Игра, практическая работа, создание творческих продуктов.

1


19.

Улица «Обоняние». Улица «Вкус».

Проблемный диалог, фантазирование.

1


20.

Решение изобретательских задач «на обнаружение»

Игра, анализ, решение изобретательских задач.

1


21.

Город загадочных частей.

Игра, обсуждение.

1


22.

Сочинение загадок.

Создание творческих продуктов.

1


23.

Игры и упражнения со словами.

Игра, проблемный диалог, фантазирование.

1


24.

Игры и упражнения со словами.

Игра. проблемный диалог, фантазирование.

1


25.

Придумывание необычных предметов.

Игра, практическая работа.

1


26.

Знакомство с Городом загадочных мест.

Игра, проблемный диалог, фантазирование.

1


27.

Сочинение загадок.

Проблемный диалог, фантазирование.

1


28.

Путешествие в прошлое.

Игра, беседа.

1


29.

Путешествие в будущее.

Игра, фантазирование.

1


30.

Путешествие в Город загадочных дел.

Игра, беседа.

1


31.

Подготовка творческих работ (проектов)

Практическая работа.

1


32.

Праздник «Прощание со Страной загадок»

Праздник.

1


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечания, где и для чего используется

Книгопечатная продукция

Программа

Гин Светлана. Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя./Школа креативного мышления. Светлана Гин.- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС.2014г.

Словари

С,И,Ожегов Толковый словарь русского языка


Иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор «Эпсон»


Смарт доска


МФУ


Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Демо- панель для сменного материала.

Список рекомендуемой литературы

1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей /Н.К.Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС,1999.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение,1991.

3. Гин С.И. Первые дни в школе/С.И.Гин, И.Е.Прокопенко, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Литература и фантазия/сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение,1991.

5. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В.межиева. – Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Нестеренко А.А. Страна загадок/А.А.Нестеренко. – Ростов н/Д.: РГУ, 1995.

7. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д.Родари. – М.: Самокат, 2011.

8. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /А.Э.Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.

9. Тамберг Ю.Г. развитие творческого мышления ребёнка /Ю.Г.Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.

10. Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н.Шустерман. – М.: Педагогика, 1993.