Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида
Ивановича Сидоренко
( МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко)
г. Новосибирск
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Мир загадок»
направление: духовно-нравственное
1час в неделю- 32 часа
возраст обучающихся-7-8 лет
срок реализации: 1 год
Васильева Елена Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир загадок» является частью основной образовательной программы МАОУ СОШ № 211 и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности
Программа составлена с учетом:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2.Требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 211
3. Программы формирования универсальных учебных действий МАОУ СОШ № 211.
Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ).
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификация возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации. Творческое отношение к действительности.
В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, представления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы. Творческого применения знаний и умений.
Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие оригинальных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Описание места программы во внеурочной деятельности.
Данная программа рассчитана для обучающихся 1 классов. Общая недельная нагрузка – 1 час. Общая годовая нагрузка: 1 класс- 33 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В ходе реализации программы происходит формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные действия:
- целеполагание;
- планирование;
-прогнозирование;
- контроль;
- оценка;
- саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные универсальные действия:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Путешествие в Страну загадок
Знакомство со Страной загадок. Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).
Город самых простых загадок. Улица «Цвет»
Улица «Цвет». Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывать «цветные» загадки? Изменение цвета в природе. Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков. Цвет в рукотворном мире. Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись».
Город самых простых загадок. Улица «Форма». Улица «форма». Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур. Изменение формы. Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может измениться форма предмета? Замок похожестей-непохожестей. Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки. Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки.
Город самых простых загадок. Улица «Размер»
Улица «Размер». Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы? Относительность размера. Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким? Противоречие в размере. Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно - маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост.
Город самых простых загадок. Улица «Вещество»
Улица «Вещество» Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов. Агрегатное состояние вещества. Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений. Вещества в изобретательных ситуациях
Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным. Сочинение загадок. Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка».
Город пяти чувств
Улица «Зрение» Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки». Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий». Улица «Осязание» Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и невидимые. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями». Улица «Обоняние». Улица «Вкус»
Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени. В пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…». Решение изобретательских задач «на обнаружение» Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.
Город загадочных частей
Знакомство с Городом загадочных частей. Игра «Узнай части». Упражнение по варьированию подсистем. Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта. Игры и упражнения со словами. Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». Придумывание необычных предметов Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
Город загадочных мест
Знакомство с Городом загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Сочинение загадок Знакомство с алгоритмом сочинения загадок – «матрёшек». Придумывание метафор.
Путешествие на машине времени
Путешествие в прошлое. Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета. Путешествие в будущее Фантазирование: какими будут объекты в будущем? Путешествие в Город загадочных дел Описание объекта при помощи системного оператора.
Подведение итогов обучения
Подготовка творческих работ. Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала. Защита творческой работы Презентация и защита творческих работ. Праздник «Прощание со Страной загадок» Обобщение знаний и умений в игровой форме.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Характеристика деятельности | аудит | внеаудит |
1. | Знакомство со Страной загадок. | Беседа, игра, фантазирование. | 1 | |
2. | Город самых простых загадок. Улица «Цвет». | Практическая работа, создание творческих продуктов. | 1 | |
3. | Изменение цвета в природе. | Игра. проблемный диалог. | | 1 |
4. | Цвет в рукотворном мире. | Фантазирование, беседа. практическая работа | 1 | |
5. | Улица «Форма». | Беседа, сравнение. | | 1 |
6. | Изменение формы. | Проблемный диалог. | 1 | |
7. | Замок похожестей-непохожестей. | Создание творческих продуктов. | 1 | |
8. | Геометрические головоломки. | Практическая работа. Фантазирование. | 1 | |
9. | Улица «Размер». | Беседа. проблемный диалог. | 1 | |
10. | Относительность размера. | Проблемный диалог. | 1 | |
11. | Противоречия в размере. | Проблемный диалог. Фантазирование | 1 | |
12. | Улица «Вещество». | Практическая работа | 1 | |
13. | Агрегатное состояние вещества. | Игра, беседа, инсценировка. | 1 | |
14. | Вещества в изобретательских ситуациях. | Решение изобретательских ситуаций, фантазирование | 1 | |
15. | Сочинение загадок. | Создание творческих продуктов. | 1 | |
16. | Город пяти чувств. Улица «Зрение». | Игра. беседа, решение изобретательских ситуаций. | 1 | |
17. | Улица «Слух». | Беседа, игра, практическая работа. | | 1 |
18. | Улица «Осязание». | Игра, практическая работа, создание творческих продуктов. | 1 | |
19. | Улица «Обоняние». Улица «Вкус». | Проблемный диалог, фантазирование. | 1 | |
20. | Решение изобретательских задач «на обнаружение» | Игра, анализ, решение изобретательских задач. | 1 | |
21. | Город загадочных частей. | Игра, обсуждение. | 1 | |
22. | Сочинение загадок. | Создание творческих продуктов. | 1 | |
23. | Игры и упражнения со словами. | Игра, проблемный диалог, фантазирование. | 1 | |
24. | Игры и упражнения со словами. | Игра. проблемный диалог, фантазирование. | 1 | |
25. | Придумывание необычных предметов. | Игра, практическая работа. | 1 | |
26. | Знакомство с Городом загадочных мест. | Игра, проблемный диалог, фантазирование. | 1 | |
27. | Сочинение загадок. | Проблемный диалог, фантазирование. | 1 | |
28. | Путешествие в прошлое. | Игра, беседа. | 1 | |
29. | Путешествие в будущее. | Игра, фантазирование. | 1 | |
30. | Путешествие в Город загадочных дел. | Игра, беседа. | 1 | |
31. | Подготовка творческих работ (проектов) | Практическая работа. | 1 | |
32. | Праздник «Прощание со Страной загадок» | Праздник. | 1 | |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Примечания, где и для чего используется |
Книгопечатная продукция |
Программа | Гин Светлана. Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя./Школа креативного мышления. Светлана Гин.- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС.2014г. |
Словари | С,И,Ожегов Толковый словарь русского языка |
| Иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей |
Технические средства обучения |
Мультимедийный проектор «Эпсон» | |
Смарт доска | |
МФУ | |
Оборудование класса |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Демо- панель для сменного материала. |
Список рекомендуемой литературы
1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей /Н.К.Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС,1999.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение,1991.
3. Гин С.И. Первые дни в школе/С.И.Гин, И.Е.Прокопенко, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Литература и фантазия/сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение,1991.
5. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В.межиева. – Ярославль: Академия развития, 2002.
6. Нестеренко А.А. Страна загадок/А.А.Нестеренко. – Ростов н/Д.: РГУ, 1995.
7. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д.Родари. – М.: Самокат, 2011.
8. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /А.Э.Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.
9. Тамберг Ю.Г. развитие творческого мышления ребёнка /Ю.Г.Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
10. Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н.Шустерман. – М.: Педагогика, 1993.