СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов образовательных учреждений. В программе отражены содержание, календарно-тематическое планирование материала.планируемые результаты обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 5 класс»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

города Зеи Амурской области



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5

от 31.08.2016№ 115/од









Рабочая программа

по биологии для 5АБ классов

учителя биологии

Потапнёвой Татьяны Александровны

на 2017-2018 учебный год






















г. Зея

2017

Данная рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов образовательных учреждений.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.




2. Содержание учебного предмета

Введение. (3часа)

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно – историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.

Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».

Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12часов)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие (типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.

Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Клеточное строение живых организмов (9часов)

Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа».

Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп».

Лабораторная работа № 3 «Состав клетки».

Лабораторная работа № 4 «Строение растительной клетки».

Практическая работа № 2 «Приготовление препарата листа элодеи».

Практическая работа № 3 «Значение кипячения молока».

Практическая работа № 4 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

Ткани живых организмов (9часов)

Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.

Лабораторная работа № 5 «Строение покровной ткани листа».

Лабораторная работа № 6 «Строение мякоти листа».

Лабораторная работа № 7 «Строение соединительной ткани - кровь, хрящ».

Лабораторная работа № 8 «Строение мышечной ткани».

Практическая работа № 5 «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».

Обобщающий урок по темам: «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов»

Проект «Удивительные растения рядом. Растения Амурской области. (проект фотографий).

Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений».

Резервное время – 2 часа.

Всего 33 часа, 2 часа резервное время


3. Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема урока

Лабораторные работы

д/з

Введение

1.

05.09

Биология — наука о живых организмах.


§ 1

2.

12.09

Условия жизни организмов


§ 2

с.6 №2,

с.7 №4,

с.10 №2

3.

19.09

Осенние явления в жизни растений родного края.


Отчёт об экскурсии

Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)

4.

26.09

Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов


§ 3

с.31 №1

5.

03.10

Деление царств на группы.


§ 4 с.21 №2,3

с.22 №4

6.

10.10

Среда обитания. Экологичес­кие факторы.



§ 5

с.28 №3,

с.32 №4

7.

17.10

Вода как среда жизни.



§6

с.28 №4, с.33 №5(1)


8.

24.10

Наземно-воздушная среда жизни.


§7

с.33 №5 (2)


9.

07.11

Свет в жизни растений и животных.


§7

с.34 №7,8

10.

14.11

Почва как среда жизни.


§ 8 с.33 №5 (4), №6

11.

21.11

Организменная среда жизни.


§ 9 с.

12.

28.11

Сообщество живых организмов


§ 10

с.29 №6


13.

05.12

Роль животных, грибов и бактерий.


§ 11

с.35 №9

14.

12.12

Типы взаимоотношений ор­ганизмов в сообществе.



§ 12

с.30 №8, подготовка к тесту

15.

9.12

Обобщение по теме «Разнообразие живых орга­низмов. Среды жизни».


с. 36


Клеточное строение живых организмов (9 часов)

16.

26.12

Развитие знаний о клеточ­ном строении живых организмов.


§ 13

с.39 №1,2; с.40 №8; с.47 №1

17.

16.01

Устройство увеличительных приборов.


ЛР «Устройство увеличительных приборов».

§ 14

с.42 №2,3


18.

23.01

Строение клетки.


ЛР «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

§ 14

с.42 №4


19.

30.01

Состав и строение клеток.

ЛР «Состав клеток растений».

§ 15

с.44 №5; с.48 №3; с.50 №1

20.

06.02

Строение бактериальной клетки.


§16

с. 45 №8,9

21.

13.02

Строение растительной, жи­вотной и грибной клеток.


§17

с. 48 №4; с.51 №2,3; с.46 №11

22.

20.02

Образование новых клеток.



§ 18

с. 46 №10; с.47 №1, с.51 №2,3

23.

27.02

Одноклеточные растения, животные и грибы.

ЛР «Строение животной клетки».

§ 19

с. 40 №4

24.

06.03

Колониальные организмы


§ 20

25.

13.03

Обобщение темы «Клеточное строение живых организмов»



Ткани живых организмов (7 часов)

26.

20.03

Покровные ткани растений и животных.


§ 21

с. 54 №1,2; с.55 №3; с.60 №3

27.

03.04

Строение покровной ткани листа.

ЛР «Строение покровной ткани листа».

§ 21


28.

10.04

Механические и проводящие ткани растений.


§ 22

с. 59 №1

29.

17.04

Основные и образовательные ткани растений.


§23 с. 56 №1,2;


30.

24.04

Соединительные ткани жи­вотных.



§ 24

с.55 №5; с.56 №3; с.61 №5

31.

08.05

Мышечная и нервная ткани животных.


§ 25

с.55 №6

32.

15.05

Обобщение по теме «Ткани живых организмов»



33.

22.05

Обобщающий.

Обобщение знаний по темам «Клеточное строение живых ор­ганизмов» и «Ткани живых организ­мов».



Повторить темы «Клеточное строение живых ор­ганизмов» и «Ткани живых организ­мов».

34.

29.05

Весенние явления в жизни растений родного края.


Отчёт об экскурсии



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!