муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Зеи Амурской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5
от 31.08.2016№ 115/од
Рабочая программа
по биологии для 5АБ классов
учителя биологии
Потапнёвой Татьяны Александровны
на 2017-2018 учебный год
г. Зея
2017
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов образовательных учреждений.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
2. Содержание учебного предмета
Введение. (3часа)
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно – историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.
Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12часов)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие (типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.
Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».
Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Клеточное строение живых организмов (9часов)
Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.
Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа».
Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп».
Лабораторная работа № 3 «Состав клетки».
Лабораторная работа № 4 «Строение растительной клетки».
Практическая работа № 2 «Приготовление препарата листа элодеи».
Практическая работа № 3 «Значение кипячения молока».
Практическая работа № 4 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».
Ткани живых организмов (9часов)
Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.
Лабораторная работа № 5 «Строение покровной ткани листа».
Лабораторная работа № 6 «Строение мякоти листа».
Лабораторная работа № 7 «Строение соединительной ткани - кровь, хрящ».
Лабораторная работа № 8 «Строение мышечной ткани».
Практическая работа № 5 «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».
Обобщающий урок по темам: «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов»
Проект «Удивительные растения рядом. Растения Амурской области. (проект фотографий).
Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений».
Резервное время – 2 часа.
Всего 33 часа, 2 часа резервное время
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Лабораторные работы | д/з |
Введение |
1. | 05.09 | Биология — наука о живых организмах. | | § 1 |
2. | 12.09 | Условия жизни организмов | | § 2 с.6 №2, с.7 №4, с.10 №2 |
3. | 19.09 | Осенние явления в жизни растений родного края. | | Отчёт об экскурсии |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов) |
4. | 26.09 | Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов | | § 3 с.31 №1 |
5. | 03.10 | Деление царств на группы. | | § 4 с.21 №2,3 с.22 №4 |
6. | 10.10 | Среда обитания. Экологические факторы. | | § 5 с.28 №3, с.32 №4 |
7. | 17.10 | Вода как среда жизни. | | §6 с.28 №4, с.33 №5(1) |
8. | 24.10 | Наземно-воздушная среда жизни. | | §7 с.33 №5 (2) |
9. | 07.11 | Свет в жизни растений и животных. | | §7 с.34 №7,8 |
10. | 14.11 | Почва как среда жизни. | | § 8 с.33 №5 (4), №6 |
11. | 21.11 | Организменная среда жизни. | | § 9 с. |
12. | 28.11 | Сообщество живых организмов | | § 10 с.29 №6 |
13. | 05.12 | Роль животных, грибов и бактерий. | | § 11 с.35 №9 |
14. | 12.12 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | | § 12 с.30 №8, подготовка к тесту |
15. | 9.12 | Обобщение по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | | с. 36 |
Клеточное строение живых организмов (9 часов) |
16. | 26.12 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | | § 13 с.39 №1,2; с.40 №8; с.47 №1 |
17. | 16.01 | Устройство увеличительных приборов. | ЛР «Устройство увеличительных приборов». | § 14 с.42 №2,3 |
18. | 23.01 | Строение клетки. | ЛР «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | § 14 с.42 №4 |
19. | 30.01 | Состав и строение клеток. | ЛР «Состав клеток растений». | § 15 с.44 №5; с.48 №3; с.50 №1 |
20. | 06.02 | Строение бактериальной клетки. | | §16 с. 45 №8,9 |
21. | 13.02 | Строение растительной, животной и грибной клеток. | | §17 с. 48 №4; с.51 №2,3; с.46 №11 |
22. | 20.02 | Образование новых клеток. | | § 18 с. 46 №10; с.47 №1, с.51 №2,3 |
23. | 27.02 | Одноклеточные растения, животные и грибы. | ЛР «Строение животной клетки». | § 19 с. 40 №4 |
24. | 06.03 | Колониальные организмы | | § 20 |
25. | 13.03 | Обобщение темы «Клеточное строение живых организмов» | | |
Ткани живых организмов (7 часов) |
26. | 20.03 | Покровные ткани растений и животных. | | § 21 с. 54 №1,2; с.55 №3; с.60 №3 |
27. | 03.04 | Строение покровной ткани листа. | ЛР «Строение покровной ткани листа». | § 21 |
28. | 10.04 | Механические и проводящие ткани растений. | | § 22 с. 59 №1 |
29. | 17.04 | Основные и образовательные ткани растений. | | §23 с. 56 №1,2; |
30. | 24.04 | Соединительные ткани животных. | | § 24 с.55 №5; с.56 №3; с.61 №5 |
31. | 08.05 | Мышечная и нервная ткани животных. | | § 25 с.55 №6 |
32. | 15.05 | Обобщение по теме «Ткани живых организмов» | | |
33. | 22.05 | Обобщающий. Обобщение знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». | | Повторить темы «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». |
34. | 29.05 | Весенние явления в жизни растений родного края. | | Отчёт об экскурсии |