Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирнинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________/Т.П. Юркова_ Протокол №1от30.08. 2018г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ____________/В.М. Ляпко/ Протокол МС №1 от 30.08.2018 г | «Утверждаю» Директор МБОУ Мирнинская СОШ ______________/ В.П. Никулина/ Приказ № 59/2 от 30. 08.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
_________Юрковой Татьяны Петровны (1 категория)__________
Ф.И.О., категория
________________6 класс_______________________
предмет, класс и т.п.
Программа разработана на основе
Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология 5-9 кл.: учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 128 с.____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу, издательство, год издания при наличии)
Используемый учебник:
Биология. 6 кл.: учебник/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова.- М.: Академкнига/Учебник, 2015.- 240 с.: ил.________________________________________________________________________________
2018 - 2019 учебный год
п. Мирный
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология. 5–9 кл.: учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
Учебник: Биология. 6 класс. В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Академкнига/Учебник, 2016. Учебник рекомендован (допущен) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов.
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Содержание учебного предмета.
(68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 ч).
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (9 ч).
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка- элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной
и животной клеток. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация.
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы.
Признаки живых организмов.
Химический состав растительных организмов.
Строение растительной клетки*.
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Ткани животных организмов.
Чечевички — образования покровной ткани.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- признаки, свойственные всем живым организмам;
- что лежит в основе строения всех живых организмов;
- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;
- сравнивать строение растительной и животной клетки;
- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.
Тема 2. Многообразие живых организмов (15 ч).
Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация.
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы.
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Особенности строения цветковых и споровых растений.
Строение цветка.
Клубень — видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
-основные единицы систематики растений и животных;
- царства живой природы;
-отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
-основные методы изучения природы.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать систематику растений и животных;
- давать общую характеристику основных царств живой природы;
-приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (24 ч).
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений - фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.
Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Демонстрация.
Изображения органов растений и систем органов животных.
Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы.
Питание комнатных растений.
Изучение роли воздуха в прорастании семян.
Чечевички и их роль в дыхании растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Передвижение дождевого червя.
Вегетативное размножение растений.
Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).
Образование и рост корней.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;
- органы и системы, составляющие организмы растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Тема 4. Организмы и окружающая среда (18 ч).
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов - факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ. Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрация.
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
- основные среды обитания живых организмов;
- основные типы природных сообществ;
-почему необходимо охранять местообитания животных и растений.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
- объяснять значение ярусности экосистем;
- называть природные сообщества, типичные для родного края;
- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
- приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Метапредметные результаты.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свою учебную деятельность;
- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- составлять план работы;
- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты:
- соблюдение правил поведения в природе;
-осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического восприятия живой природы;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование познавательного интереса к изучению предмета;
- развитие навыков обучения;
-формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
-формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1,2 | Введение. Повторение. | 2 |
| Глава 1. Общая характеристика живых организмов. | 9 |
3 | Чем живое отличается от неживого. | 1 |
4 | Химический состав живого организма – органические вещества. | 1 |
5 | Химический состав живого организма – неорганические вещества. | 1 |
6 | Увеличительные приборы. | 1 |
7 | Строение клетки. | 1 |
8 | Ткани растений. | 1 |
9 | Ткани животных. | 1 |
10 | Органы. Системы органов. | 1 |
11 | Контрольная работа № 1 «Общая характеристика живых организмов». | 1 |
| Глава 2. Многообразие живых организмов. | 15 |
12 | Систематика живых организмов. | 1 |
13 | Основные царства живой природы. Бактерии. Растения. | 1 |
14 | Основные царства живой природы. Животные. Грибы. | 1 |
15 | Бактерии – строение и размножение, распространение. | 1 |
16 | Бактерии - питание, роль в природе и жизни человека. | 1 |
17 | Растения: споровые и семенные. Распространение растений. | 1 |
18 | Органы растений. | 1 |
19 | Цветок. | 1 |
20 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 |
21 | Животные: простейшие и беспозвоночные. | 1 |
22 | Животные: позвоночные. | 1 |
23 | Грибы. Строение шляпочных грибов. | 1 |
24 | Паразитические грибы. Значение грибов. | 1 |
25 | Биология – наука о живых организмах. | 1 |
26 | Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов». | 1 |
| Глава 3. Основные жизненные функции организмов. | 24 |
27 | Автотрофное питание. | 1 |
28 | Гетеротрофное питание. | 1 |
29 | Сущность процесса дыхания. Клеточное дыхание и дыхание у растений. | 1 |
30 | Органы дыхания у животных. | 1 |
31 | Транспорт веществ у растений. | 1 |
32 | Транспорт веществ у многоклеточных животных | 1 |
33 | Выделение у одноклеточных организмов и у многоклеточных животных. | 1 |
34 | Выделение у растений и грибов. | 1 |
35 | Обмен веществ и преобразование энергии у растений. | 1 |
36 | Обмен веществ и энергии у грибов и животных. | 1 |
37 | Опорные системы растений. | 1 |
38 | Опорные системы животных. | 1 |
39 | Движение у одноклеточных организмов и у растений. | 1 |
40 | Движение у многоклеточных животных. | 1 |
41 | Бесполое размножение: деление, почкование, спорообразование. | 1 |
42 | Бесполое размножение: вегетативное. | 1 |
43 | Понятие о половом размножении. | 1 |
44 | Половое размножение животных. | 1 |
45 | Половое размножение покрытосеменных растений. | 1 |
46 | Рост и развитие растений. | 1 |
47 | Рост и развитие животных. | 1 |
48 | Растение – целостный организм. | 1 |
49 | Животное – целостный организм. | 1 |
50 | Контрольная работа № 3 «Основные жизненные функции организмов». | 1 |
| Глава 3. Организмы и окружающая среда. | 18 |
51 | Экологические факторы. | 1 |
52 | Среды обитания. | 1 |
53 | Исследование «Кто живет в почве?» | 1 |
54 | Природные сообщества и их типы. | 1 |
55 | Практикоориентированный проект по охране окружающей среды: «Природное сообщество родного края». Экскурсия. | 1 |
56 | Экосистема и её структура. | 1 |
57 | Смена природных сообществ. | 1 |
58 | Значение живых организмов в природе. | 1 |
59 | Человек и живые организмы: растения. | 1 |
60 | Человек и живые организмы: животные, грибы, бактерии. | 1 |
61 | Экскурсия. Значение живых организмов для природы и человека. | 1 |
62 | Охрана живых организмов. | 1 |
63 | Охраняемые природные сообщества. | 1 |
64 | Контрольная работа № 4 «Организмы и окружающая среда». | 1 |
65,66 | Повторение пройденного материала. | 2 |
67 | Подведение итогов исследования «Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений» и « Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений». | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
69 | Итого | 68 |