СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по индивидуальному проекту, 10-11 класс.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для 10-11 классов. Программа разработана на основе ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по индивидуальному проекту, 10-11 класс.»

Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к

утверждению МО учителей предметников

Протокол от__.___.2018г. №__

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по ВР______________

М. В. Бугаёва

____.____.2018г

УТВЕРЖДЕНА

Директор:___________

Н.А.Велиц

Приказ от___.___.2018г.№__






Рабочая программа

среднего общего образования

учебного курса «Индивидуальный проект»

для 10-11 классов



Составитель:

Лапачкова Ольга Александровна,

учитель английского языка


Принята на заседании

педагогического совета

Протокол от от ___.08.2018 №____













с.Нижние Бузули

2018г.





Настоящая Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы среднего общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Основы проектной деятельности. 5-9 классы», под редакцией Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., Чураковой О.В. Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Под ред. Голуб Г.Б. – Самара: 2010).

Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов.

Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».

Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебно-познавательной. Методологическая основа программы:

-труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, А.

С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев, М. С. Скаткин и др.);

  • работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е. Радионов, В. А. Якунин и др.).

  • труды Попова А. А. Социально-философские основания современных практик открытого образования Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения.

Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Если при выполнении групповых проектов в 59 классах школьники совместно проходят все этапы проектной работы, коллективно отвечая за результат проекта, то в старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

  • информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);

  • с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика

Учебный предмет «Индивидуальный проект» входит в образовательную область «Технология», с целью обучения технологии проектной деятельности в школе в соответствии с фундаментальным ядром образования является формирование субъект-субъектного характера взаимоотношений между учителем и учащимися.

1. Общие цели предмета:

-удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

-общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;

-развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

-развитие навыков самообразования и самопроектирования;

-углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

-совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Сроки реализации программы – 2 года, с 10 по 11 классы.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Цели Программы:

  • создание условий для развития личности обучающегося, способной:

-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

-проявлять социальную ответственность;

-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; -конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

-генерировать новые идеи, творчески мыслить.

  • формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.;

  • формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах,

  • формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.

  • практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.

Задачи реализации данного курса:

  1. развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

  2. овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

  3. развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

  4. обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

  5. обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

  • Формирование проектного отношения к действительности и способности использовать проектный подход при решении личных и профессиональных задач;

  • Формирование аналитической модели процессов, происходящих в конкретных сферах профессиональной деятельности (исследование, организация, творчество);

  • Ориентация в современных экономических, политических, культурных процессах и возможных ресурсах личностного и профессионального роста;

  • Поддержка принятия учениками решений о своем уровне личных притязаний и профессиональном будущем.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Формы обучения:

  • индивидуальная

  • парная

  • групповая

  • коллективная

  • фронтальная

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);

  • наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);

  • практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);

  • логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);

  • проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);

  • методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).

3. Место предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане

Согласно годовому календарному графику школы образовательный процесс в 10-11 классах осуществляется в режиме 33 учебных недель. Согласно Учебному плану МОУ «Нижнебузулинской» СОШ предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 и в 11 классах в объеме 34 часа (1 час в неделю).

«Индивидуальный проект» является обязательной частью общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. Программа рассчитана на очную форму.

Тематическое распределение часов в 10 классе

№ п/п

Модули

Количество часов

1

Раздел 1: Введение

6 ч

2

Раздел 2: Инициализация проекта

28 ч

Тематическое распределение часов в 11 классе

№ п/п

Модули

Количество часов

1

Раздел 1: Инициализация проекта

12 ч

2

Раздел 2: Управление завершением проекта, курсовых работ

6 ч

3

Раздел 3: Защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

14 ч

4

Раздел 4: Рефлексия проектной деятельности

2 ч

Национально-региональный компонент реализуется путем вкрапления элементов регионального компонента в индивидуальных проектах по тематическому выбору учащихся. Индивидуальные проекты учащихся могут отражать:

  • природно-экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие Чувашской Республики;

  • потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической памяти;

  • региональную специфику.

4. Ценностные ориентиры содержания предмета «Индивидуальный проект»

Учебный предмет «Индивидуальный проект» побуждает у старшеклассников эмоциональноценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

—в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

—в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

—в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития;

—в формировании основ художественного мышления;

—в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Предметные результаты:

  • развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

  • овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

  • развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

  • обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся

  • Личностные:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные.

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных

характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Логические общеучебные умения и навыки

  • Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей.

  • Выявление различий при сравнении объектов.

  • Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).

  • Классификация объектов множества по некоторому основанию.

Подведение объектов под известные понятия.

  • Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.

-Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.

  • Определение причинно-следственной зависимости.

  • Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).

  • Приведение контрпримеров для неверных утверждений.

  • Формулирование выводов по результатам анализа.

  • Формулирование утверждения в форме условного предложения.

  • Формулирование утверждения, обратного данному.

  • Формулирование утверждения, противоположного данному.

  • Формулирование гипотезы.

  • Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.

  • Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.

  • Моделирование и построение эскизов будущего проекта.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу - Четкое и правильное осознание цели своей работы.

  • Составление плана своей работы (достижения цели).

  • Разработка режима дня.

  • Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.

  • Контроль за правильностью результата работы.

-Оценка правильности выполнения задания.

  • Самооценка уровня овладения учебным материалом.

  • Умение работы с текстом

  • Постановка вопросов к прочитанному тексту.

  • Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.

  • Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.

  • Разбивка текста на смысловые части.

  • Составление плана текста.

Информационно-библиографические умения и навыки

-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.

  • Нахождение в учебнике ответов к задачам.

  • Умение пользоваться терминологическими словарями - Умение пользоваться каталогами библиотеки.

  • Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.

Культура устной и письменной речи

- Выступление с докладом на заданную тему

- Рецензирование текста или выступления.

  • Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.

  • Описание рисунка или картины.

  • Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.

  • Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.

  • Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.

  • Написание отзыва на прочитанный текст.

Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект покажет все те навыки, которыми овладел старшеклассник за все года школьного обучения.

По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.

Учащиеся учатся самостоятельно:

-определять и формулировать задачу;

-планировать свою работу;

-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);

-искать необходимую информацию;

-применять коммуникативные способности;

-организовывать работу других людей;

-профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации; -выступать с докладом;

-к нужному сроку доводить работу до запланированного результата.

Требования к уровню подготовки учащихся старших классов: Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект» Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

-сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; -сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

-способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

  • способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и

осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

  • способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

  • способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;

  • сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

В ходе изучения курса учащиеся должны знать:

-способы обработки текстовых источников информации; -способы анализа текста и записи прочитанного.

Учащиеся должны уметь:

-работать с текстом;

-анализировать источники информации;

-комбинировать разные способы обработки текстовой информации.

6. Содержание программы «Индивидуальный проект» .

10 класс.

Раздел 1. Введение

Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы.

Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.

Раздел 2. Инициализация проекта

Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских работ.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия:

конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах. Образовательные экскурсии и методика работы в Госархиве современной истории ЧР, музеях и предприятия, госучреждения, администрацию.

11 класс

Раздел 1. Инициализация проекта

Образовательные экскурсии и методика работы в Госархиве современной истории ЧР, музеях и предприятия, госучреждения, администрацию. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.

Методика работы в музеях, архивах.

Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет.

Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов

Раздел 2. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ

Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ.

Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ.

Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов

Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.

Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.

Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности

Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.

7. Тематическое планирование 10 класс

Перечень

разделов

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности



специальные

общеучебные

1

2

Раздел 1:

Введение



2

Введение в курс «Индивидуальный проект». Курсовая работа.

Исследовательская работа. Проект.

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Типология проектов.

Учебный план.

Новый курс.

Задачи курса. Выбор и индивидуализация учебного процесса.

Характеризовать проект, проектную деятельность, проектную культуру. Раскрывать структуру проекта, типологию проектов. Определять основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных проектов.

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей, структурирование знаний, осознанное и произвольное выстраивание речевого высказывания в устной и письменной форме.

3

4



2

Индивидуальный образовательный проект. Проекты волонтерские, социальной направленности, бизнес-планы.

Типология проектов: волонтерские, социальной направленности , бизнес- планы, проекты - прорывы

Сравнивать различные типологии проектов. Сделать выбор. Поиск из различных источников о проектной деятельности

Исследовательские умения - планировать исследование или проект, выдвигать гипотезу, формулировать тему Умение работать с текстом, находить

информацию из текста, анализ и переработка информации.

5

6


2

Проекты в современном мире проектирования , научные школы

Проекты в современном мире проектирования

. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы.

Работа с понятиями, анализ и сравнение,

Найти информацию необходимую информацию, организовать работу на диске Google

7

8

Раздел 2:

Инициализация проекта.


2

Инициализация проекта, курсовой, исследования.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Умение выбрать тему из личного опыта и интереса ученика.

Умение анализировать, сравнивать, слушать объяснение учителя и вести записи.

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей,

структурирование знаний.


9

10


2

Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы.

Тьюторская технология разработки и выбора темы. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел.

Умение анализировать

информацию о личностях, выявлять роль конкретной

личности в истории

Планирование

своей деятельности в рамках курса,

постановка

учебной

проблемы и определение задач.

11

12


2

Конструирование темы и проблемы проекта

Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

Поиск информации, преобразование в другую знаковую систему, уметь давать характеристику социальным группам

Использование информации для решения учебной и проектной задач; работа с интересом ученика

13

14



2

Формулирование проектного замысла

Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию.

Формулировать проектный

замысел

Самостоятельное вы-деление и формулировка познавательных целей, структурирование знаний.

15

16


2

Разработка критериев без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта.


Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта.

Критерии оценки курсовой и исследовательской работы

Характеризовать проект, проектную деятельность, проектную культуру. Раскрывать структуру проекта, типологию проектов. Определять основные требования, предъявляемые к выполнению учебных проектов.

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей, структурирование знаний, осознанное и произвольное выстраивание речевого высказывания в устной и письменной форме.

17

18



2

Проведение

мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов.

Защита первоочередного замысла. Определение важности темы проекта для проектанта

Умение донести до аудитории свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде

Уметь выявлять главную мысль, ставить обще учебные задачи проектов, формулировать актуальность темы и проблемы

19

20


2

Логика действий и

последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов.

Логика действий и

последовательность шагов при планировании индивидуального проекта

Умение донести до

аудитории свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде. Уметь

пользоваться ИКТ

Поиск и переработка

информации; организация своей работы по подготовке устного представления найденной информации

21

22


2

Разработка концепции и целей индивидуального проекта

Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем. выделение и формулировка познавательных целей, структурирование знаний.

Умение

анализировать

информацию о

личностях, выявлять роль конкретной

личности в

истории

Планирование

своей деятельности в рамках курса,

постановка

учебной

проблемы и определение задач.

23

24


2

Картирование личностно - ресурсной карты

Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих

процессов.

Поиск информации, преобразование в другую знаковую систему, уметь давать характеристику социальным группам

Поиск и переработка информации; организация своей работы по подготовке устного представления найденной информации

25

26


2

Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

Умение донести до аудитории свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде. Уметь

пользоваться ИКТ

Поиск и переработка информации; организация своей работы по подготовке устного представления найденной информации

27

28


2

Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля.

Составление и заполнение плана графика работы над исследованием

Умение донести до аудитории свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде. Уметь

пользоваться ИКТ

Поиск

информации в интернете, его фиксация и использование для решения учебной задачи.

29

30



2

Расчет календарного графика. Создание кейса

Расчет календарного графика проектной деятельности. Поиск информации из различных электронных и печатных источников,

использование IT технологий

Рассчитать и построить календарный график свой деятельности Умение выделять главное в потоке информации и создание кейса для продуктивной работы над

проектом, анализ и переработка информации

Умение аргументированно излагать свои действия., четко и ясно формулировать ответы на вопросы, умение использовать таблицы, графики и диаграммы, умение их составлять

31

32



2

Образовательная экскурсия по запросу учащихся или Индивидуальные и групповые консультации

Научные документы и издания.

Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.

Методика работы в музеях, архивах.

Характеризовать основные источники информации, методы работы в музеях, архивах и с научной литературой

Сравнение и классификация объектов; выдвижение версий; изложение своего мнения и понимание позиции другого.

33

34


2

Образовательная экскурсия по запросу учащихся или Индивидуальные и групповые консультации

Образовательные экскурсии и методика работы в Госархиве современной истории ЧР, музеях и предприятия, госучреждения, администрацию

Характеризовать основные источники информации, методы работы в музеях, архивах и с научной литературой

Сравнение и классификация объектов; выдвижение версий; изложение своего мнения и понимание позиции другого.

















Тематическое планирование 11 класс

1

2

Раздел 1:

Инициализация проекта.


2

Образовательная экскурсия по запросу учащихся или

Индивидуальные и групповые консультации

Научные документы и издания.

Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализирован ные словари, справочники, библиографическ ие издания, периодическая печать и др.

Методика работы в музеях, архивах.

Характеризовать основные источники

информации, методы работы в музеях, архивах и с научной литературой

Сравнение и классификация объектов;

выдвижение версий; изложение своего мнения и понимание позиции другого.

3

4



2

Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ

Оформление Эскизов и моделей, макеты проектов, оформление курсовых работ. Использование различных материалов

Оформление эскиза и конструирование макета

Умение аргументированно излагать свои действия., четко и ясно формулировать ответы на вопросы, умение использовать таблицы, графики и диаграммы, умение их составлять

5

6


2

Библиография, справочная литература, каталоги

Научные документы и издания.

Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.

Методика работы в музеях, архивах

Характеризовать основные источники информации, методы работы в музеях, архивах и с научной литературой

Сравнение и классификация объектов; выдвижение версий; изложение своего мнения и понимание позиции другого.

7

8


2

Индивидуальные и групповые консультации

Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов

Умение четко формулировать свой вопрос и свою проблему. Анализировать свои шаги по достижению результатов

Умение выделять главное, структурировать информацию и свой проект

9

10



2

Индивидуальные и групповые консультации

Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов

Умение четко формулировать свой вопрос и свою проблему. Анализировать свои шаги по достижению результатов

Умение выделять главное, структурировать информацию и свой проект

11

12



2

Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ

Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления

Практико- ориентированные умения, использование компетенций при публичном вступлении


Компетенции общения, налаживания контактов с чужими людьми, находить способы налаживания контакта с аудиторией

13

14

Раздел 2:

Управление

завершением

проекта,

курсовых работ



2

Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ

Оформление

результатов. Оформление таблиц, рисунков и

иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы.

Описать методы и правила оформления результатов. Анализировать предпосылки успеха публичного выступления.

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей, структурирование знаний.

Формирование у учащихся умений к публичному выступлению.

15

16



2

Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.

Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

Выбрать тему, жанр проекта.

Выдвижение версий, осознание многообразия проектов

17

18


2

Управление завершением проекта, курсовых работ

Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности, курсовых работ

Собирать материал, пополнять кейс. Систематизировать материал Проводить свои исследования, исходя из целей и задач проекта Обрабатывать полученные результаты, исходя из целей и задач своего проекта

Находить информацию, планировать свои учебные действия; выдвижение версии; излагать своё мнение; различать в речи мнения, доказательства, факты. Планировать деятельность. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Умение договариваться в группе Описывать содержание совершаемых действий.

Составлять план и

19

20

Раздел 3:

Защита

результатов

проектной

деятельности,

Курсовых работ


2

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

Индивидуальные и групповые консультации Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

Характеризовать, анализировать и оценивать полученные результаты.

Выделять главное. Умение делать вывод. Выдвигать

версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способ достижения цели

21

22


2

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

Организационно- консультативные занятия.

Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта.

Предзащита проекта.

Обсуждение результатов работы

Умение слушать объяснение учителя и вести записи.

23

24


2

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта.

Характеризовать, анализировать и оценивать полученные результаты.

Выделять главное. Умение делать вывод. Выдвигать

версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способ достижения цели

25

26


2

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

Публичная защита проекта.

Доработать проект с учетом замечаний и предложений. Готовиться к публичной защите

Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий

27

28


2

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ

Подведение итогов, анализ выполненной работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого.

Предзащита проекта.

Обсуждение результатов работы

Умение слушать защиту одноклассников, внимательное изучение работ, фиксация оценки по критериям, самооценка, самообразование

29

30


2

Рефлексия проектной деятельности.

Индивидуальный прогресс в компетенциях.

Анализ достижения поставленной цели.

Найти нужную информацию,

расположить

информацию в

порядке, необходимом для завершения проекта; подготовиться к защите

Организация

работы над

проектом; самоконтроль и

анализ

собственного

движения в

проекте

31

32


2

Экспертиза действий и движения в проекте Стандартизация и сертификация

Анализ достижения поставленной цели..

Экспертиза действий и движения в проекте.

Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации

Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области

расположить

информацию в

порядке, необходимом для завершения проекта, подготовиться к защите

Организация

работы над

проектом; самоконтроль и

анализ

собственного

движения в

проекте

33

34

Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности




2

Рефлексия проектной деятельности. Защита интересов проектантов.



Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.










8. Оценка качества реализации программы

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль проекта, публичную защиту замысла, публичную защиту проекта обучающихся.

Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формы контроля:

  • Индивидуальные задания при работе над проектом;

  • Публичная защита

Ш К А Л А О Ц Е Н К И П Р О Е К Т А


Оценка

Показатели

Градация

Баллы

1. Обоснованность актуальности темы целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность

обоснована; аргументы целесообразны

2

обоснована; целесообразна часть

аргументов

1

не обоснована, аргументы отсутствуют

0

2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме

конкретны, ясны, соответствуют

2

неконкретны, неясны или не

соответствуют

1

цель и задачи не поставлены

0

3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели

целесообразна, обеспечивает

2

сомнительна

1

явно нецелесообразна

0

4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих

(основных) работ по проблеме

использованы основные работы

2

использована часть основных работ

1

основные работы не использованы

0

5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

освещена значительная часть проблемы

2

проблема освещена фрагментарно

1

проблема не освещена

0

6. Теоретическая значимость обзора – представлена и обоснована модель объекта, показаны её недостатки

модель полная и обоснованная

2

модель неполная и слабо обоснованная

1

модель объекта отсутствует

0

7. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы (учащимся или учащимися)

выполнимы самостоятельно

2

выполнимы под наблюдением

специалиста

1

выполнимы только специалистом

0

8. Логичность и обоснованность

эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

эксперимент логичен и обоснован

2

встречаются отдельные неувязки

1

эксперимент не логичен и не обоснован

0

9. Наглядность

(многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото

использованы все возможные способы

2

использована часть способов

1

использован только один способ

0


10. Дискуссионность

(полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций

приводятся и обсуждаются разные позиции

2

разные позиции приводятся без обсуждения

1

приводится и обсуждается одна позиция

0

11. Оригинальность позиции автора – наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты

позиция автора полностью оригинальна

2

автор усовершенствует позицию другого

1

автор придерживается чужой точки зрения

0

12. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы

соответствуют; гипотеза оценивается

2

частично; гипотеза только упоминается

1

не соответствуют; гипотеза не оценивается

0

13. Конкретность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других.

выводы конкретны (не резюме!)

2

отдельные выводы неконкретны

1

выводы неконкретны

0


Оценка проекта.

Оценка “3” (“зачет”) может быть поставлена за 15-18 баллов (60% -74% от максимального количества баллов).

Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за 19-22 баллов (75% - 89% от максимального количества баллов).

Оценка “5” (“отлично”) может быть поставлена за 23-26 баллов (более 90% от максимального количества баллов).

ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ


Показатели

Градация

Баллы

в

ы

с т у п л

е н и

е

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

соответствует полностью

2

есть несоответствия (отступления)

1

в основном не соответствует

0

2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания

структурировано, обеспечивает

2

структурировано, не обеспечивает

1

не структурировано, не обеспечивает

0

3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории

рассказ без обращения к тексту

2

рассказ с обращением тексту

1

чтение с листа

0

4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и

результатах

доступно без уточняющих вопросов

2

доступно с уточняющими вопросами

1

недоступно с уточняющими вопросами

0

5. Целесообразность,

инструментальность наглядности, уровень её использования

целесообразна

2

целесообразность сомнительна

1

не целесообразна

0

6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

соблюдён (не превышен)

2

превышение без замечания

1

превышение с замечанием

0

д с

7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения

все ответы чёткие, полные

2

некоторые ответы нечёткие

1

все ответы нечёткие/неполные

0

к 8. Владение специальной владеет свободно 2 у терминологией по теме проекта,

иногда был неточен,ошибался 1

с использованной в сообщении не владеет 0 с 9. Культура дискуссии – умение понять ответил на все вопросы 2 и собеседника и аргументировано ответить ответил на бóльшую часть вопросов 1 я на его вопросы не ответил на бóльшую часть вопросов 0

Оценка выступления.

Оценка “3” (“зачет”) может быть поставлена за 10-12 баллов (60% -74% от максимального количества баллов).

Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за 13-15 баллов (75% - 89% от максимального количества баллов).

Оценка “5” (“отлично”) может быть поставлена за 16-18 баллов (более 90% от максимального количества баллов).











9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Рекомендуемая литература для учителя
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, приказ №413 от 17.05.2012, Министерство образования и науки Российской Федерации

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.

  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.

Список использованных информационных источников
  1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С. 130-139.

  2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг в образовании.-2003. - №3. - 58-61.

  3. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе. - 2006. - №2. - 15-19.

  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

  5. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.

  6. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К.Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.

  7. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В. Соколова // Физика в школе. - 2007. - №6. - с. 7-17.





Приложение Основные критерии оценки курсовых работ
  1. Актуальность темы исследования и четкая формулировка этой темы.

  2. Соответствие методов и приемов работы поставленным целям и задачам исследования.

  3. Непротиворечивость, логичность, доказательность, полнота и глубина раскрытия темы в целом и ее отдельных аспектов.

  4. Степень «начитанности» автора по исследуемой проблеме (знание соответствующей литературы, широта охвата первоисточников, уровень их осмысления).

  5. Творческий подход к решению проблемы (критическое отношение к используемой литературе, наличие собственных замечаний, комментариев, иллюстраций к тем или иным теоретическим положениям, самостоятельность в анализе, толковании и классификации языковых фактов, явлений).

  6. Композиционная стройность текста (введение, главы, разделы работы, выводы к ним, заключение, библиографический список используемой литературы, приложение).

  7. Грамотность оформления материала (правильное оформление ссылок, библиографического списка, точность и ясность изложения мысли, отсутствие речевых ошибок).

Процесс подготовки и защиты курсовой работы складывается из нескольких этапов:

I) выбор темы исследования;

    1. подбор литературы и ее изучение;

    2. сбор фактического материала и его первичная обработка;

    3. построение работы; 5) ее написание и оформление; 6) защита работы.

Требования к оформлению

Среднестатистический объем курсовой работы составляет примерно 15 - 30 страниц машинописного текста.

  • Параметры страницы:

    1. поля — 2,5 см с каждой стороны

    2. размер бумаги — А4, ориентация книжная (т.е. вертикально)  Формат основного шрифта:

Times, размер 12 пт для основного текста, 14 пт для названия курсовой, 10 пт для сносок и списка литературы

  • Формат абзаца:

    1. выравнивание по ширине

    2. первая строка: в основном тексте — отступ на 1,25 см  Сноски:

    1. положение — „внизу страницы“ (не „в конце документа“ и не „внизу текста“)

    2. нумерация — арабскими цифрами

  • Библиографические ссылки:

    1. в тексте в квадратных скобках указывается фамилия автора или сокращённое название сборника, год издания работы и номера страниц: [Автор, год: страницы]

    2. после текста под рубрикой „Литература“ приводится полное название работы с библиографической информацией

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, которая состоит из следующих элементов: I) титульного листа: 2) оглавления; 3) введения: 4) основной части: 5) заключения: 6) библиографического списка литературы: 7) приложений (если они имеются).

После титульного листа помещается оглавление, где приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Причем последнее слово каждого заголовка соединяется отточием (………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к курсовой работе занимает примерно 5 - 10 % от всего текста. В нем раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель и основные задачи работы, формулируются объект и предмет исследования, его методы, указываются теоретическая и практическая значимость решения исследуемой проблемы. Делается краткий обзор литературы.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. перечислить ее разделы и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть курсовой работы воплощена в главах, разделах и подразделах.

Содержание первой главы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов изучаемой проблемы. Если у автора нет собственных взглядов на решение исследуемой проблемы, он может придерживаться наиболее приемлемой концепции, разработанной одним из видных ученых, подкрепляя ее своими примерами.

Вторая глава носит преимущественно практический характер. Ценность работы определяется богатством анализируемого материала; чем больше разбирается примеров, тем убедительнее звучат выдвигаемые выводы.

Если работа имеет экспериментальную части исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его этапы, полученные результаты, формулируются практические выводы и рекомендации.

В конце каждой главы делаются выводы, отражающие в сжатом, концентрированном виде ее основное содержание. Они должны быть четкими и точными.

Заключение - это не механическое суммирование выводов к главам курсового сочинения. Надо всячески избегать буквального повторения формулировок, а необходимо изыскать новые обороты речи. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в виде пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно лаконичной и отчетливой (около 5 % всего текста.)

Введение и заключение - считаются «визитной карточкой» курсовой и оказываются в фокусе внимания как рецензентов.

После заключения принято помешать библиографический список использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке, по требованиям ГОСТа. Рекомендуется включать в этот список источники, которые нашли отражение в рукописи работы и на которые даются ссылки. Кроме них, в список могут быть включены и такие труды, на которые в выполняемой работе нет ссылок, но эти работы имеют прямое или косвенное отношение к исследуемой теме.

Библиографический аппарат свидетельствует о научной этике и культуре исследователя.

Курсовые работы в некоторых случаях могут иметь приложение. Его оформляют на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. В приложение включается самый разнообразный материал. Это могут быть перечни материала, таблицы, диаграммы, анкеты, статистически обработанные данные опросов, конспекты, сценарии, серии упражнений и пр.

Написание и оформление работы

Известно несколько способов изложения научных материалов. Среди них различаются 3 способа: I) строго последовательный, когда работа пишется по разделам, начиная с введения и кончая заключением; 2) целостный (сначала все сочинение пишется вчерне, а затем обрабатывается в частях и деталях с внесением в него дополнений и изменений); 3) выборочный (по мере накопления информации и фактических данных оформляются отдельные блоки работы).

Наиболее рациональным считается целостный подход. Введение и заключение пишутся или параллельно с их оформлением, или на завершающей стадии подготовки рукописи научного сочинения.

Могут применяться различные пути раскрытия темы: дедуктивный (автор попеременно решает поставленные задачи, разбивая их на идеи); индуктивный (создаются мелкие фрагменты работы, которые объединяются в укрупненные). Выбор путей написания курсовой работ зависит от индивидуальных качеств и склонностей ученика.

Выполненную в черновом варианте работу студент отдает на просмотр руководителю. С учетом высказанных руководителем замечаний он дорабатывает или переделывает ее.

После заключительной проверки текста назначается время защиты работы – примерно за две недели до начала экзаменационной сессии.

Перед зимней сессией ученик ПЕРЕД ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ ИУП и НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ излагает суть своей работы, показывает её актуальность, теоретическое и практическое значение.

Потом авторы выступают с докладами по темам на общегимназической научнопрактической конференции.

Завершенная курсовая работа, допущенная научным руководителем к защите, представляется ПЕРЕД ЧЛЕНАМИ КАФЕДРЫ перед летней сессией.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся: для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Защита работы

Работа защищается в присутствии комиссии в составе преподавателей кафедры при обязательном участии и научного руководителя. Автор курсовой работы в своем кратком выступлении обосновывает важность выбранной темы, задачи исследования, пути и способы их решения, излагает содержание частей работы, иллюстрируя тезисы сообщения конкретными примерами и фактами, а затем отвечает на вопросы преподавателей. Защита курсовой работы оценивается дифференцирование: на «отлично», «хорошо» или на «удовлетворительно».

В назначенный день ученик должен явиться, имея при себе заранее продуманный текст устного выступления и презентацию. Вступительное слово рассчитано на 5-10 минут. Оно должно быть аргументированным, содержательным. Желательно, чтобы дипломник излагал доклад свободно, не читая письменного текста.

После вступительного слова члены комиссии или присутствующие могут задать любые вопросы по работе. Наиболее распространённые вопросы общего характера: В чем новизна Вашей работы? Что выполнено в ней лично Вами? Какова практическая значимость предлагаемой Вами классификации?

Ответы на вопросы должны быть лаконичными и аргументированными.

Ученик, поблагодарив за отзыв, отвечает на высказанные им критические замечания, причем делает это корректно и вежливо, в соответствии с требованиями академического этикета. Резкие выпады неприемлемы. Если замечания справедливы, лучше всего их признать и постараться учесть в дальнейшей работе.

Успешно прошедшие защиту курсовые работы сдаются на кафедру и хранятся в архиве в течение пяти последующих лет.

Эталонным проектом считается работа, в которой:

  • цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;

  • развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

  • тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

  • работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

  • работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

  • работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

  • на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения

с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

  • проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Паспорт проекта
  1. Название проекта.

  2. Цели проекта.

  3. Авторы проекта (класс, количество участников).

  4. Куратор проекта (ФИО, специальность).

  5. Консультант (ы) (ФИО, специальность).

  6. Тип проекта.

    1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).

    2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественнонаучный, экологический, спортивный, географический, исторический.

    3. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой. 6.4. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.

6.5. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.

  1. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

  2. Методы, использованные в работе над проектом.

  3. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).

  4. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).

  5. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!