муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству 3 "б" класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Ижакевич Светлана Александровна,
учитель начальных классов
пос. Маршальское
Рабочая программа по Изобразительному искусству в 3"б" классе(ФГОС) разработана в соответствии с :
-федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
-приказомHYPERLINK "http://ozgsch12.edumsko.ru/uploads/2000/1722/section/259629/prikaz_1241.doc" HYPERLINK "http://ozgsch12.edumsko.ru/uploads/2000/1722/section/259629/prikaz_1241.doc"МинобрнаукиHYPERLINK "http://ozgsch12.edumsko.ru/uploads/2000/1722/section/259629/prikaz_1241.doc" России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
-приказHYPERLINK "http://ozgsch12.edumsko.ru/uploads/2000/1722/section/259629/prikaz_2357.pdf"омHYPERLINK "http://ozgsch12.edumsko.ru/uploads/2000/1722/section/259629/prikaz_2357.pdf" HYPERLINK "http://ozgsch12.edumsko.ru/uploads/2000/1722/section/259629/prikaz_2357.pdf"МинобрнаукиHYPERLINK "http://ozgsch12.edumsko.ru/uploads/2000/1722/section/259629/prikaz_2357.pdf" России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- основной общеобразовательной программой начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ «Маршальская СОШ», » на 2017-2018 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 31.05.2017 г., приказ № 59/9
-авторских программ по ИЗО для обучающихся 3 класса..
Задачи:
организация и систематическое развитие художественно творческой деятельности школьников;
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
повышение уровня художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.
Цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На реализацию программы по изобразительному искусству федеральном базисном плане предусмотрено 17 часов.
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусство» для 3 класса (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.). Комплект соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за сёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В учебном плане начального общего образования на изучение изобразительного искусства в 3 б классе отводится 34 часа (17 часов отводится на предмет «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и 17 часов – на внутрипредметный модуль «Волшебный карандаш» (1 час в неделю).
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные результаты:
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 б классе является формирование следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека- мастера;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения). Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Планируемые метапредметные результаты:
Развитие познавательных УУД
При изучении курса «Изобразительное искусство 3 класс» происходит освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, прикладном, архитектуре и дизайне. Ученик научится или получит возможность научиться:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Развитие регулятивных УУД
Ученик научится или получит возможность научиться:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
Развитие коммуникативных УУД Ученик научится или получит возможность научиться:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
договариваться сообща;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек
Тема: «И снова осень к нам пришла» (7 часов)
Рисование с натуры: «Осенние листья сложной формы», «Дары осеннего сада и огорода».
Декоративная работа: «Русская матрешка в осеннем уборе», «Мы осенью готовимся к зиме».
Рисование по памяти и представлению; «Прощаемся с теплым летом»
Беседа: «Сказка в произведениях русских художников».
Учащиеся должны знать:
как рисовать красками, мелками, тушью, гуашью;
как работать кистью;
названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.
что такое натюрморт.
Учащиеся должны уметь:
передавать простые формы, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
разводить и смешивать краски;
правильно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
использовать приобретенные знания и навыки для самостоятельной творческой деятельности.
Воспитывать:
желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства.
любви к декоративно-прикладному искусству
любовь к осенней природе;
уважение к сельскому труду.
Развивать:
Тема: «В мире сказок» (3 часа)
Рисование с натуры или по памяти:Игрушка «Золотая рыбка»
Тематическое рисование: «В сказочном подводном царстве»
Декоративное рисование: «Сказочный букет», «Готовим наряд для сказочной елки»,
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
применять приёмы рисования кистью;
всматриваться, видеть, быть наблюдательным;
анализировать и сравнивать формы, строение и цветовую окраску;
рисовать гуашью, тушью, мелками.
Воспитывать:
Развивать:
Тема: «В каждом рисунке - солнце» (7 часов)
Тематическое рисование: «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце».
Рисование с натуры: «Ветка вербы».
Рисование выбранного сюжета:Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод».
Учащиеся должны знать:
правила смешения цветов;
процесс рисования с натуры;
что такое тематический рисунок;
названия главных и составных цветов; правила смешения цветов.
Учащиеся должны уметь:
выбирать сюжет на предложенную тему;
определять формат изображения;
располагать отдельные элементы так, чтобы выделить главное в сюжете;
правильно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
подбирать цветовые оттенки;
понимать и чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека;
видеть красоту вокруг себя.
Воспитывать:
Развивать:
умение создавать композицию;
умение фантазировать, видеть красоту в природе;
наблюдательность;
умение моделировать и конструировать;
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Планируемые результаты освоения учебной программы |
| «И снова осень к нам пришла» | 7 часов | Познакомить с новыми знаниями. Определять последовательность выполнения действий |
1 | Прощаемся с теплым летом | 1 | Осваивать простейшие приемы работы |
2 | Осенние листья сложной формы | 1 | Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте |
3 | Осенние листья сложной формы | 1 | Анализировать с выделением существенных и несущественных признаков. |
4 | Русская матрешка в осеннем уборе | 1 | Оценивать правильность выполнения действий |
5 | Русская матрешка в осеннем уборе | 1 | Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте |
6 | Дары осеннего сада и огорода | 1 | Анализировать с выделением существенных и несущественных признаков. |
7 | Мы осенью готовимся к зиме | 1 | Оценивать правильность выполнения действий |
| «В мире сказок» | 3 часа | |
8 | Сказка в произведениях русских художников | 1 | Оценивать правильность выполнения действий |
9 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | 1 | Составлять простейшую инструкцию |
10 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | 1 | Планировать и выполнять свои действия |
|
| «В каждом рисунке - солнце» | 7 часов | Осваивать простейшие приемы работы с оборудованием |
11 | Городские и сельские стройки | 1 | Осваивать простейшие приемы работы с оборудованием |
12 | Игрушка «Золотая рыбка» | 1 | Определять последовательность действий |
13 | В сказочном подводном царстве | 1 | Составлять простейшую инструкцию |
14 | В сказочном подводном царстве | 1 | Составлять простейшую инструкцию |
15 | Сказочный букет | 1 | Составлять простейшую инструкцию |
16 | Готовим наряд | 1 | Составлять простейшую инструкцию |
17 | Мы готовимся к встрече праздника радости и сказок | 1 | Составлять простейшую инструкцию |
| Итого | 17 часов | |
обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение программы
Авторская программа уроков изобразительного искусства для 3 класса В.С.Кузина, Э.И. Кубышкина М.; «Просвещение» 2007г.
Поурочные планы «Изобразительное искусство 3 класс» автор-составитель Л.М.Садкова. Волгоград издательство «Учитель» 2007 г.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
Дидактический материал:
Репродукции картин: И. Машков «Фрукты на блюде»; И. Шишкин «Розовый вечер», «Дождь в дубовом лесу»; И. Билибин «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке»;
В.Суриков «Автопортрет», Портрет дочери художника», «Портрет Л.Н.Толстого».
Е. Чарушин Рисунки животных (иллюстрации).
Материально-техническое обеспечение:
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники: электронные справочные и учебные пособия:
Технические средства обучения (ТСО)
Мультимедийный проектор
Сканер, принтер.