МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОКРИВЕЦКАЯ СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
4класс
2019-2020 уч.год
4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» в 4 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы МБОУ «СТАРОКРИВЕЦКАЯ СОШ», на основе программы «Математика» (авт.М.И. Моро и др.).
В 4 классе на уроки математики отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Используется учебник М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова
« Математика» 4 класс для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях, соответствующий Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Ученик научится
—основам российской гражданской идентичности, проявлять чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности, проявлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
—уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
— начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
—проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;
—сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— соблюдать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ученик получит возможность научиться:
—формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
—основам российской гражданской идентичности, проявлять чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности, проявлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
—уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
— овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
—принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
—развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;
—развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— соблюдать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
—принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— способам решения проблем творческого и поискового характера;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
—начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
—использовть знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
—активно использовать речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
—навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
—логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений;
—слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
—определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
—конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
—начальным сведениям о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
—базовым предметным и межпредметным понятиям, отражающим существенные связи и отношения между объектами и процессами;
—работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета действий.
Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Предметные результаты
Числа и величины
Ученик научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
—устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
—читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Ученик получит возможность научиться:
— классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Ученик научится:
— выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления с многозначными числами с использованием алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
—выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
—выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
—вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Ученик получит возможность научиться:
— выполнять действия с величинами;
— использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
—проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
— анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
—решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
—оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Ученик получит возможность научиться:
— решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
— решать задачи в 3—4 действия;
— находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Ученик научится:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
—выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
—использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
—соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус
·—распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
Геометрические величины
— измерять длину отрезка;
—вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
·—оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Ученик получит возможность научиться:
- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Ученик научится:
—устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
—читать несложные готовые таблицы;
—заполнять несложные готовые таблицы;
—читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
—читать несложные готовые круговые диаграммы;
Ученик получит возможность научиться:
—достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
— сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
—понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («и», «если то», «верно/неверно, что», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
—составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
—распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
—планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
—интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета 4 класс (136 ч)
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 – 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. Д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (72 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х – 18 = 270- 50, 360 :х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (11 ч)
Тематическое планирование
№ урока | Дата по факту | Тема урока |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Повторение (13ч) |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. Математический диктант №1 | |
4 | Вычитание трёхзначных чисел | |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | |
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | |
7 | Входная контрольная работа №1 | |
8 | Анализ контрольной работы. Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | |
9 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные. Проверочная работа | |
10 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | |
12 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа | |
13 | Контрольная работа № 2 по теме «Повторение» | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11ч) |
14 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | |
15 | Чтение многозначных чисел | |
16 | Запись многозначных чисел. Проверочная работа | |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | |
18 | Сравнение многозначных чисел | |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз . Математический диктант № 2 | |
20 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Тест | |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов | |
22 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город» | |
23 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест | |
24 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Самостоятельная работа | |
Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч) |
25 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины | |
26 | Соотношение между единицами длины Проверочная работа | |
27 | Контрольная работа № 3 за 1 четверть | |
28 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр . Анализ контрольной работы | |
29 | Таблица единиц площади | |
30 | Определение площади с помощью палетки | |
31 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Проверочная работа | |
32 | Таблица единиц массы | |
33 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. Проверочная работа | |
34 | Время от 0 часов до 24 часов | |
35 | Определение времени по часам. Математический диктант№3 | |
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | |
37 | Единица времени – секунда | |
38 | Единица времени – век. Проверочная работа | |
39 | Таблица единиц времени. Тест | |
40 | Таблица единиц времени | |
41 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» . Тест | |
42 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11ч) |
43 | Устные и письменные приёмы вычислений | |
44 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | |
45 | Нахождение неизвестного слагаемого | |
46 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого . Проверочная работа | |
47 | Нахождение нескольких долей целого | |
48 | Нахождение нескольких долей целого. Проверочная работа | |
49 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. Тест | |
50 | Сложение и вычитание величин. Тест | |
51 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | |
52 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочный тест | |
53 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (72ч) |
54 | Анализ контрольной работы. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | |
55 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | |
56 | Умножение на 0 и 1 | |
57 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | |
58 | Контрольная работа № 5 за 2 четверть | |
59 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Анализ контрольной работы | |
60 | Деление на однозначное число. Проверочная работа | |
61 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | |
62 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. Математический диктант №4 | |
63 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | |
64 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | |
65 | Решение задач на пропорциональное деление. | |
66 | Письменное деление многозначного числа на однозначное Проверочная работа | |
67 | Решение задач на пропорциональное деление | |
68 | Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа | |
69 | Деление многозначного числа на однозначное. Тест | |
70 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | |
71 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | |
72 | Контрольная работа № 6по теме «Умножение и деление на однозначное число» | |
73 | Анализ контрольной работы. Решение текстовых задач | |
74 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости | |
75 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |
76 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Математический диктант№5 | |
77 | Решение задач на движение. «Странички для любознательных» Проверочная работа | |
78 | Умножение числа на произведение | |
79 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
80 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
81 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | |
82 | Решение задач на одновременное встречное движение. Проверочная работа | |
83 | Перестановка и группировка множителей | |
84 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | |
85 | Деление числа на произведение. | |
86 | Деление числа на произведение Проверочная работа | |
87 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000. Математический диктант№6 | |
88 | Составление и решение задач, обратных данной | |
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями . Проверочная работа | |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями . Проверочная работа | |
92 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | |
93 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.. Тест | |
94 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проект «Математика вокруг нас» | |
95 | Умножение числа на сумму | |
96 | Умножение числа на сумму | |
97 | Контрольная работа № 7 за 3 четверть | |
98 | Анализ контрольной работы. Письменное умножение многозначного числа на двузначное | |
99 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. Проверочная работа | |
100 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | |
101 | Решение текстовых задач. Проверочная работа | |
102 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | |
103 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | |
104 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное Проверочная работа | |
105 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | |
106 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест | |
107 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | |
108 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | |
109 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | |
110 | Деление многозначного числа на двузначное по плану. Математический диктант№7 | |
111 | Деление многозначного числа на двузначное | |
112 | Решение задач | |
113 | Письменное деление на двузначное число | |
114 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули . Проверочная работа | |
115 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). | |
116 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | |
117 | Контрольная работа № 8по теме «Умножение и деление на двузначное число» | |
118 | Анализ контрольной работы. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | |
119 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. Проверочная работа | |
120 | Деление на трёхзначное число | |
121 | Проверка умножения делением и деления умножением. Тест | |
122 | Проверка деления с остатком. Математический диктант№8 | |
123 | Проверка деления | |
124 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | |
125 | Контрольная работа № 9 «Умножение и деление на трёхзначное число» | |
Итоговое повторение (11 часов) |
126 | Анализ контрольной работы Нумерация. | |
127 | Выражения и уравнения | |
128 | ВПР | |
129 | Арифметические действия. Сложение и вычитание Тест | |
130 | Арифметические действия. Умножение и деление | |
131 | Итоговая контрольная работа №10 | |
132 | Порядок выполнения действий. Анализ контрольной работы | |
133 | Величины. Итоговый тест | |
134 | Геометрические фигуры. | |
135 | Решение задач на движение. | |
136 | Решение задач | |