СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 4 класса
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Свободного
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО на заседании МС Директор МОАУ СОШ № 2
«____»_____2018г. «____»____2018г. __________ Е.В.Потемкина
Руководитель МО Зам. Директора по УВР Приказ №___________
О.Н. Наумченко И.В.Булканова от «____»______ 2018г.
__________ ____________
Рабочая программа
по музыке
4 класс
Составила: Ефремова Марина Александровна
учитель музыки первой квалификационной
категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897,
2. Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2, 2015г;
3. Примерной программы по музыке, одобренной Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015г №1/15;
4. Авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.);
5. Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. Начальные классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Алеев В. В., Кичак Т. Н. Музыка. Учебник.
Алеев В. В., Кичак Т. Н. Музыка. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.
Алеев В. В. Музыка. Фонохрестоматия.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:
прививать интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
привить основы художественного вкуса;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- стилевой подход;
- творческий метод;
- системный подход;
- метод восхождения от частного к общему.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю), по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 час в неделю).
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание предмета «Музыка»
4 класс
Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:
- характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
- создание эмоционального фона;
- выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
№ Учебно-тематический план предмета «Музыка» 4 класс Тема года «Музыкальное путешествие» | Тема урока | Всего часов | Контрольные работы |
1 четверть | |||
1. | Россия – любимая наша держава. | 1 |
|
2. | Великое содружество русских композиторов. | 1 |
|
3. | Тема Востока в творчестве русских композиторов. | 1 |
|
4. | Музыка Украины. | 1 |
|
5. | Музыка Белоруссии. |
|
|
6. | Музыка Ф.Шопена. Осень в Желязовой Воле. | 1 |
|
7. | Блеск и мощь полонеза. | 1 |
|
8. | Музыкальное путешествие в Италию. | 1 |
|
9. | Творчество Дж. Верди. |
| 1 |
2 четверть | |||
10. | Венские музыкальные классики. | 1 |
|
11. | Знаменитая Симфония №40 В.А.Моцарта. | 1 |
|
12. | Героические образы Л.Бетховена. | 1 |
|
13. | Песни и танцы Ф Шуберта. | 1 |
|
14. | Великий немецкий композитор И.С.Бах. | 1 |
|
15. | Музыка Э.Грига. | 1 | 1 |
3 четверть | |||
16. | «Так полюбил я древние дороги…» | 2 |
|
17. | Творчество Ф.Шопена. | 2 |
|
18. | Арлекин и Пьеро. | 1 |
|
19. | В подводном царстве… | 1 |
|
20. | Цвет и звук: «музыка витража». | 1 |
|
21. | Вознесение к звездам. | 1 |
|
22. | Симфонический оркестр. | 1 |
|
23. | Поэма огня «Прометей». |
| 1 |
4 четверть | |||
24. | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. | 1 |
|
25. | Джазовый оркестр. | 1 |
|
26. | Что такое мюзикл? | 1 |
|
27. | Под небом Парижа. | 1 |
|
28. | Петербург. Белые ночи. | 1 |
|
29. | «Москва... как много в этом звуке...» | 1 |
|
30. | «Россия - священная наша держава, Россия – любимая наша страна» | 1 | 1 |
Итого | 30 | 4 |
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Музыка. 2 класс : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 208 с. : ноты.
Музыка. 2 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
Музыка. 1-4 классы : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.
Золима, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008.
Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Технические средства обучения
компьютер,
мультимедийный проектор,
принтер,
интерактивная доска, -DVD,
музыкальный центр.
Литература
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
6. Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей. – Мн.: Юнипресс, 2006.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие. – Мю: Глобус, 2007.
9. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
10. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
11. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
12. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
13. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
14. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
15. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
16. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.
19.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
20. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Тема года: «Музыкальное путешествие»
№ п/п | Число | Тема урока | Элемент содержания. Музыкальный материал. | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||||||
| План | Факт | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
| |||||
1 четверть (9 часов) | |||||||||||
1. |
|
| «Россия — любимая наша страна...» | Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы родины в его произведениях. Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание); Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание); Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение) | Научить слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта; получать возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Р. целеполагание в постановке учебных задач. П: владение навыками речевого высказывания. К: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. | Выучить государственный гимн РФ. | |||
2.
|
|
| Великое содружество русских композиторов. | Знакомство по изображениям и материалам учебника с представителями Балакиревского кружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки». Исторические идеи, идеи народности в опере М. Мусоргского «Хованщина» (на примере Вступления к опере). Некоторые особенности стихосложения в вокальном творчестве М. Мусоргского. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание); М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) | Научить определять по изображениям имена композиторов- членов « Могучей кучки»; выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове; обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. | Р: уметь действовать по плану. П: сравнивать и обобщать образы художественных произведений. К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. | Эмоциональное осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. | Подготовить сообщение на тему « Могучая кучка» | |||
3. |
|
| Тема Востока в творчестве русских композиторов. | Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов — членов «Могучей кучки». Музыкальный материал: Н.Римский-Корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехеразады; Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание). | Научить соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций тем образов. | Р: понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки. П: расширять представление о культурной жизни Востока, его национальных достояниях, культурных ценностях. К: участвовать в коллективном обсуждении. | Уважение к достижениям зарубежной муз. культуры. Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении муз. произведений. Принятие мнения собеседника. | Нарисовать иллюстрацию на восточную тему. | |||
4. |
|
| Музыка Украины. | Воссоздание истории, быта, обрядов и празд- ников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание); Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении); Н. Лысенко. Элегия (слушание); Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение) | Научить анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства; исполнять различные по образному содержанию образцы муз. творчества народов мира. | Р: обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. П: устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности. | Подобрать иллюстрации по теме урока. | |||
5. |
|
| Музыка Белоруссии. | Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным музыкальным инструментом цимбалами. Музыкальный материал: А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (пение); Бульба. Белорусская народная плясовая песня (слушание, пение); Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение); Реченька. Белорусская народная песня (пение). | Научить наблюдать и оценивать инотационационное богатство муз. мира; исполнять различные по образному содержанию образцы муз. творчества народов мира. | Р: взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. П: сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. К: проявлять доброжелательность к одноклассникам. | Бережное отношение к родной земле и своему народу. Эмоционально- ценностное отношение к образам природы Белоруссии. Развитие познавательного интереса. | Подобрать иллюстрации по теме урока. | |||
6. |
|
| Музыкант из Желязовой Воли. | Гений мировой музыкальной культуры Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание); О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение) | Научить воспринимать на эмоционально- образном уровне профессиональное народное музыкальное творчество разных стран мира; анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: распознавать жизненное содержание художественного произведения. К : высказывать свою точку зрения и обосновывать её. | Гордость за творческие достижения представителей польской культуры. Эмоционально- ценностное отношение к шедеврам классической музыки. Развитие сопереживания и эмоционально – нравственной отзывчивости. | Подобрать рисунок по теме урока. | |||
7. |
|
| Блеск и мощь полонеза | Национальный польский танец полонез: его происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов — «Прощание с родиной» М. Огиньского и Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий. Музыкальный материал: М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Огиньский. Полонез (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, танцевальная импровизация). | Научить анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства; сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра. | Р: сочетать индивидуальную, групповую, коллективную работу. П: обобщать характерные черты польских танцев. К: участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения. | Углубление познавательного интереса к урокам музыки. Признание и уважение художественных ценностей Польши. Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с музыкальной классикой. | Подобрать рисунок по теме урока. | |||
8. |
|
| Музыкальное путешествие в Италию. | Италия страна хранительница величайших культурно-исторических ценностей (краткий художественно_-исторический экскурс). Италия — родина оперы, родина бельканто. Чудо-город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки -романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание); Санта Лючия. Итальянская народная песня (пение). | Научить анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства; воплощать художественно- образное содержание народной музыки в пении. | Р: рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. П: предвосхищать развитие музыкальной страны. К: слушать чужое мнение и аргументировать свою точку зрения.
| Развитие познавательного интереса. Эмоционально- ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. Уважительное отношение к культуре других народов. | Подобрать рисунок по теме урока. | |||
9. |
|
| «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди. | Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди — сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе. Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание); В путь. Итальянская народная песня (пение). | Научить распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди); узнавать по характерным признакам изученные муз. сочинения. | Р: работать по плану. П: распознавать жизненное содержание художественного образа. К: высказывать свою точку зрения и обосновывать её. | Восприятие на эмоционально- образном уровне профессиональное музыкальное творчество народов мира. Уважение к творческим достижениям зарубежных выдающихся композиторов. | Подобрать рисунок по теме урока. | |||
2 четверть (7 часов) | |||||||||||
1. (10) |
|
| Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. | Австрия — крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы — венские классики: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л.Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»). Музыкальный материал: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание); В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание); Й. Гайдн, русский текст Я.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение). | Научить анализировать жанрово – стилистические особенности муз. произведений; наблюдать и оценивать интонационные богатства музыкального мира (на примере произведений композиторов венских классиков).
| Р: различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; П: сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. К: формулировать собственное мнение и позицию. | Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки. Эмоциональное и осмысленно восприятие содержания художественного произведения. | Подобрать картинки по теме урока. | |||
2. (11) |
|
| Знаменитая Симфония №40 В.А.Моцарта. | Индивидуально характерные стилевые особенности творчества композиторов — венских классиков. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр). Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание); В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение) | Научить нализировать и обобщать жанрово- стилистические особенности композиторов- венских классиков; обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В.А. Моцарта; исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии.
| Р: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; К: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
| Составить устный рассказ. | |||
3. (12) |
|
| Героические образы Л. Бетховена. | Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано — ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано. I часть. Экспозиция (слушание); Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение). | Научить наблюдать за интонационной областью музыкальных произведений; обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена.
| Р: понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. П: соотносить содержание образов разных видов искусства. К: участвовать в коллективном суждении. | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки. | Подготовить сообщение о творчестве Л. Бетховена. | |||
4. (13) |
|
| Песни и танцы Ф. Шуберта. | Важнейшие вехи жизни и творчества Ф. Шуберта. Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта. Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности ее строения, неконтрастность разделов. Музыкальный материал: Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание); Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слу_ шание); Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (слушание); Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. Аvе Маria (пение). | Научить различать песенные истоки в музыкальных произведениях Ф. Шуберта; распознавать художественный смысл простой двухчастной формы; соотносить художественно- образное содержание муз. произведения с формой его воплощения. | Р: обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию. П: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности. К: сопоставлять и связывать контрастные образы одного произведения. | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Формирование интереса к зарубежной классической музыке. Развитие потребностей в общении с произведениями отечественной культуры. | Подготовить сообщение по теме урока. | |||
5. (14) |
|
| «Не ручей — море ему имя». | Содержательные особенности композиторского творчества И. С. Баха. Роль и место органа в музыке Баха; органные импровизации. Знакомство с жанром токкаты. Музыкальный материал: И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание); И. С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение); И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение). | Научить выявлять характерные свойства музыки И.С.Баха; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. | Р: ставить и формулировать проблемы; П: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений; К: строить понятные для партнера высказывания. | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | Подготовить сообщение о И.С.Бахе. | |||
6. (15) 7. (16) |
|
| Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига | Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э. Грига. Музыкальный материал: Э. Григ. В пещере горного короля; Песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена («Пер Гюнт» (слушание); Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение); Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение); Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение). | Научить выявлять характерные свойства музыки Э.Грига; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; применять знания основных средств музыкальной выразительности, при анализе прослушанного музыкально произведения; распознавать художественный смысл двухчастной формы.
| Р: взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. П: проводить аналогии и устанавливать причинно- следственные связи. К: коллективно обсуждать музыкальные произведения, аргументировать свою точку зрения. | Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Формирование оптимистического мировосприятия. Познавательный интерес к урокам музыки.
| Нарисовать рисунок по теме урока. | |||
3 четверть (10 часов) | |||||||||||
1. (17) 2. (18) |
|
| «Так полюбил я древние дороги...». | Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства. Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы». I часть. Фрагмент (слушание); А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение). | Научить различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства музыки и их взаимосвязи и взаимодействия. | Р: целеполагание в постановке учебных задач. П: владение навыками речевого высказывания. К:совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности. | Подготовить сообщение. | |||
3. (19) |
|
| Ноктюрны Ф. Шопена. | Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания, воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание); Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение). | Научить наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений; применять знания основ средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
| Р: умение выбирать действия в соответствии к поставленной задачей и условиями ее реализации. П: самостоятельное выделение и познавательной цели. К: умение общения и взаимодействия формулируется в процессе выполнения практической работы. | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки. | Подготовить сообщение о композиторе. | |||
4. (20) |
|
| «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами». | «Революционный этюд» Ф. Шопена как пламенный отклик на события национально- освободительного восстания в Польше 1830 г. Сравнение двух произведений Шопена — ноктюрна ре-бемоль мажор и «Революционного этюда» — с точки зрения воплощения контрастных музыкальных образов. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание); А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение). | Научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений; сравнивать музыкальные произведения разных жанров; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. | Р: умение выбирать действия в соответствии к поставленной задачей и условиями ее реализации. П: самостоятельное выделение и познавательной цели. К: умение общения и взаимодействия формулируется в процессе выполнения практической работы. | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки. | Выучить песню. | |||
5. (21) |
|
| Арлекин и Пьеро. | Народный танец-шествие карнавал. Карнавал в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном фортепианном произведении Р. Шумана (на примере пьес «Арлекин» и «Пьеро»). Психология образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро». Музыкальный материал: Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание); К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание); Н.Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение). | Научить наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке; сравнивать музыкальные произведения по заданным в учебнике критериям. | Р: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; К: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | Углубление познавательного интереса к урокам музыки. Признание и уважение художественных ценностей зарубежной классической музыки. Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с зарубежной музыкальной классикой. | Написать мини-сочинение на тему карнавала. | |||
6. (22) |
|
| В подводном царстве. | Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке. Сравнение музыкальных образов — Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р. Щедрин «Золотые рыбки» — с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание); Р. Щедрин. Вариация золотых рыбок. Из балета «Конек-горбунок» (слушание); Г. Фиртич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей (пение). | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: ориентироваться на разнообразие способов решения заданий; К: использовать речь для регуляции своего действия. | Уважение к достижениям отечественной муз. культуры. Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении муз. произведений. Принятие мнения собеседника. | Пересказ сюжета оперы. | |||
7. (23) |
|
| Цвет и звук: «музыка витража». | Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне». Музыкальный материал: О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание); Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение). | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; наблюдать за процессом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; П: осуществлять поиск необходимой информацией по духовно-нравственного воспитания; К: допускать возможность существования у детей различных точек зрения. | Углубление представлений о неразрывном единстве музыки и живописи. Развитие познавательного интереса. | Нарисовать рисунок по теме урока. | |||
8. (24) |
|
| Вознесение к звездам. | Тема Востока в творчестве О. Мессиана: «Турангалила-симфония». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки. Грандиозность музыкального действия в кульминационной части симфонии «Ликование звезд». Музыкальный материал: О. Мессиан. Ликование звезд. V часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание); В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение). | Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучаниям природы; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. | Р: ставить и формулировать проблемы; П: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений; К: строить понятные для партнера высказывания. | Развитие познавательного интереса к музыкально-художественной деятельности. Эмоционально-ценностное отношение к достижениям зарубежных композиторов. | Нарисовать рисунок по впечатлению. | |||
9. (25) |
|
| Симфонический оркестр. | Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности) звучания инструментов симфонического оркестра. Музыкальный материал: Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи») (слушание); А. Сальери. Втроем как один (пение); Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение). | Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве. Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | Р: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. П: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | Подобрать иллюстрации к музыке. | |||
10. (26) |
|
| Поэма огня «Прометей». | Претворение мифа о Прометее в поэме огня А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд. Введение световой строки в партитуру поэмы. Воплощение «громадного лучезарного подъема» средствами симфонического оркестра и хора. Музыкальный материал: А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение). | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи, взаимодействии. Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке. | Р: различать способ и результат действия, адекватно воспринимать итог проделанной работы; П: распознавать жизненное содержание музыкально-художественного образа; К: участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента музыкального произведения. | Углубление представлений о неразрывном единстве музыки литературы и живописи. Развитие эмпатии и сопереживания герою, эмоционально – нравственной отзывчивости. | Нарисовать рисунок по теме урока. | |||
4 четверть (8 уроков) | |||||||||||
1. (27) |
|
| «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. | Продолжение начатого в 3 классе знакомства с важнейшими правилами, адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Музыкальный материал: повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся) | Участвовать в коллективном обсуждении «Жизненных правил для юных музыкантов». | Р: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. П: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ценностно-смысловые ориентиры на примере жизненных правил Шумана. Эмоционально-ценностное отношение к достижениям зарубежных композиторов. | Выучить «Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана. | |||
2. (28) |
|
| Джазовый оркестр. | Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая группа джаз-банда. Претворение джазовых ритмов, интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Музыкальный материал: Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение). | Научить узнавать по изображениям инструменты джазового оркестра, а также узнавать на слух их звучание. Импровизировать при воплощении музыкального образа (ритмическая импровизация). | Р: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. П: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Познавательный интерес к джазовому искусству. Уважение к достижениям зарубежной музыкальной культуры. Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнения джаза. | Выучить инструменты джазового оркестра. | |||
3. (29) |
|
| Что такое мюзикл? | Знакомство с жанром мюзикл: специфика содержания, особенности композиционного строения. Музыкальный материал: Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной .Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки» (слушание, участие в исполнении) В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла «Том Сойер и другие» (пение). | Размышлять о модификации жанров современной музыки. Соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, специфические особенности жанра. | Р: различать способ и результат действия, адекватно воспринимать итог проделанной работы; П: распознавать жизненное содержание музыкально-художественного образа; К: участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента музыкального произведения. | Эмоциональное осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Понимание чувств людей и сопереживание им. | Подобрать иллюстрации по теме урока. | |||
4.(30) |
|
| Под небом Парижа. | Культурно-исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве Э. Пиаф. Музыкальный материал: Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа; Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание); В. Косма. Музыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание); Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание); Кадэ Руссель. Французская народная песня (пение); Пастушка. Французская народная песня (пение). | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. | Р: ставить и формулировать проблемы; П: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений; К: строить понятные для партнера высказывания. | Развитие познавательных интересов. Уважение к музыкальной культуре Франции и его народа. Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. | Составить музыкальный вопрос для одноклассников. | |||
5. (31) |
|
| Петербург. Белые ночи. | Междисциплинарная тема. Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений. Художественный материал: П р о з а К. Паустовский. Белая ночь. Фрагмент. П о э з и я А. Пушкин. Медный всадник. Фрагмент. М у з ы к а П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Песенный репуртуар: Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи (пение). | Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа. | Р: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. П: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Составить музыкальный вопрос для одноклассников. | |||
6. (32) |
|
| «Москва... как много в этом звуке...» | Москва — крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире (краткийкультурно-исторический экскурс). Страницы истории, связанные с Москвой, запечатленные в произведениях литературы и искусства. Музыкальный материал: П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание); О. Газманов. Москва (слушание, пение); А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание, пение); Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение); М. Ройтерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлевской стены (пение). | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. | Р: уметь действовать по плану. П: постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. К: коллективно обсуждать прослушанное , аргументировать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. | Эмоциональное осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Развитие познавательного интереса к музыкально-художественной деятельности. Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки. | Выучить песню. | |||
7. (33) 8. (34) |
|
| «Россия — священная наша держава, Россия— любимая наша страна». | Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения. Музыкальный материал: А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн Российской Федерации (слушание, пение); Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение); С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение). | Ценить отечественные народные музыкальные традиции. Воспринимать музыку различных жанров.
| Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | Подготовить презентацию по теме урока. |
Темы проектов:
Великие имена
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Знаменитые и не очень… (об исполнителях разных стилей и направлений).
Искусство дирижера.
Мастерство исполнителя.
Мелодия
Музыка ярмарочных гуляний.
Музыкальное прошлое разных стран.
Музыкальное путешествие по России 20 века.
Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты России.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Музыкальный сказочник.
На великий праздник собралася Русь…
Народ-композитор
О музыке и музыкантах
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Оркестр русских народных инструментов.
Портретная галерея великих композиторов.
Праздничные композиции.
Русский Восток. Восточные мотивы.
Сказочные композиции
След моего современника на аллее имен.
Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.
Соната «Патетическая» Бетховена
Старый замок. «Счастье в сирени живет…»
Стили и направления в музыке .
Театр музыкальной комедии.
Что не выразить словами…
Чуткое сердце Шопена.