Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №68».
Методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2018-2019 учебном году (региональный уровень)
Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-05/230 от 01.09.2016г.
Преподавание русского языка в 3 классе осуществляется на базовом уровне.
Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение познавательных и социокультурных целей:
Познавательные цели:
Формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается.
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
Формирование логического и абстрактного мышления учащихся.
Социокультурные цели:
Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).
Основными задачами реализации содержания курса являются:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
усвоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Для достижения результатов образования, предусмотренных ФГОС у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Количество часов, отводимых на изучение «Русский язык» в 3 классе по федеральному учебному плану – 170 часов (5 часов в неделю).
Используемый учебникЖелтовская Л. Я., Калинина О.Б.. Русский язык. Учебник. В 2 ч. – М.: Дрофа; Астрель, 2017. входит в федеральный перечень.
Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность, они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.
Для развитиякоммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет разделов программы «Речь устная и письменная», «Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств», «Текст как основное языковое средство выражения объёмных высказываний», воспитывающие любовь к своему родному языку и к Отечеству, уважение к прошлому своих предков.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ООП за счет соблюдения гигиенических норм и требований к использованию ТСО, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств, упражнений по профилактике утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата, чередования позы с учетом видов деятельности.
Курс «Русский язык» является приоритетным для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Познавательные УУД: в курсе «Русский язык» изучаемые определения и правила становятся основой формирования логических действий, анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, моделирования (работа со знаковой системой), ориентирование в учебнике, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного добывать новые знания.
Регулятивные УУД: содержание курса «Русский язык» позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем планом; выполнять самоконтроль по образцу.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, учиться работать в парах.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка);
- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
- внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
- положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
- восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
- понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- внимания к мелодичности народной звучащей речи;
- стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
- осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- осознавать цели и задачи раздела курса;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
- осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей
(составление предложений);
- владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
- преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию).
Содержание учебного процесса: См. ООП НОО МОУ «Средняя школа № 68» в содержательном 2 разделе п.2.2.2.1-русский язык
Тематическое планирование
№ | Тема (раздел) | Часов | Из них часов | Формы (виды) контроля |
Контрольных работ | Развитие речи |
-
| Язык и речь | 24 | 3 | 3 | Стартовая диагностическая работа Контрольное списывание с грамматическим заданием Контрольный диктант № 2 |
-
| Проводники наших мыслей и чувств | 26 | 2 | | Проверочная работа Контрольный словарный диктант № 1 Контрольный диктант № 3 |
-
| Проводники наших мыслей и чувств (продолжение) | 7 | | 4 | |
-
| О главном | 24 | 3 | 3 | Контрольный словарный диктант №2 Контрольный диктант за 1 полугодие Контрольный диктант № 5 |
-
| О главном (продолжение) | 22 | 1 | 2 | Контрольный диктант № 6 |
-
| Конкретизируем значение, распространяем мысль… | 30 | 3 | 2 | Контрольный диктант № 7 Контрольный словарный диктант № 3 Проверочная работа |
-
| Распространяем мысль... (продолжение) | 19 | 2 | 3 | Контрольное списывание текста № 2 с ответами на вопросы П\А Контрольный диктант |
-
| Повторение изученного В 3 классе | 18 | 2 | 1 | Контрольный словарный диктант № 4 Контрольный диктант № 9 |
Промежуточная аттестация - в форме контрольного диктанта |
РУССКИЙ ЯЗЫК
Поурочное планирование изучения учебного материала
3 класс
170 ч (5 ч в неделю)
№ урока | Дата урока | Тема урока | |
план | факт |
ЯЗЫК И РЕЧЬ (24 ч) (повторение изученного во 2 классе) |
Речь устная и письменная (6 ч) | Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей. Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи). Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно. Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника. Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова. Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки. Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради Анализировать и составлять предложения и тексты. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника |
1 | 01.09 | | Использование речи при общении. Осознание ситуации общения. |
2 | 03.09 | | Использование речи при общении. Основные умения ведения разговора. |
3 | 04.09 | | Речевые действия. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте. Практическое овладение диалогической формой речи. |
4 | 05.09 | | Речевые действия. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Понимание учебного текста. |
5. | 18.09 | | Стартовая диагностическая работа |
6 | 19.09 | | Анализ и работа над ошибками диктанта. |
Правила записи слов ( 7ч) |
7 | 06.09 | | Основные типы записи слов. Использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. |
8 | 07.09 | | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Формирование орфографической зоркости. |
9 | 10.09 | | Обозначение твёрдых и мягких согласных на письме. Употребление мягкого знака |
10 | 11.09 | | Прописная буква в именах собственных |
11 | 12.09 | | Лексическое значение слова. |
12 | 13.09 | | Значимые части слова. Разбор слов по составу. |
13 | 14.09 | | Лексическое и общее значение слов. |
Слово в предложении (2 ч) |
14 | 17.09 | | Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое |
15 | 20.09 | | Установление связи между словами в предложении. |
Работы проверочного и творческого характера (9 ч) |
16 | 21.09 | | Повторение пройденного материала по теме «Язык и речь». Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. |
17 | 24.09 | | Контрольное списывание № 1 с грамматическим заданием |
18 | 25.09 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
19 | 26.09 | | Р. р. №1 Обучающее изложение с элементами сочинения. Воспроизведение содержания текста –описания с предварительным его прогнозированием. |
20 | 27.09 | | Анализ изложения с точки зрения раскрытия содержания, речевого изложения, грамотности. Работа над ошибками. |
21 | 28.09 | | Р. р. №2 Практическое овладение устными монологическими высказываниями на тему «Уголки осенней природы». |
22 | 1.10 | | Р.р.№3 Презентация творческих работ в классе. Корректирование текстов с учётом точности, правильности письменной речи. |
| | | |
23 | 2.10 | | Контрольный диктант № 2 по теме: «Язык и речь» |
24 | 3.10 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта. |
| | | | |
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (26 ч) |
Слово, предложение, текст (1 ч) (общее представление) | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний. Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений. Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь |
25 | 4 | | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. |
Слово и словосочетание (12 ч) |
26 | 5 | | Слово и словосочетание. Установление связи между словами в словосочетании. |
27 | 8 | | Главное и зависимое слово в словосочетании. |
28 | 9 | | Части речи. |
29 | 10 | | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. |
30 | 11 | | Упражнение в определении рода имён существительных |
31 | 12 | | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. |
32 | 15 | | Упражнение в записи имён существительных женского рода с мягким знаком после шипящих на конце |
33 | 16 | | Изменение имён прилагательных по родам |
34 | 17 | | Связь частей речи в словосочетании |
35 | 18 | | Устойчивые сочетания слов. |
36 | 19 | | Проверочная работа по теме: Слово и словосочетание». |
37 | 22 | | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. |
Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств (1 ч) |
38 | 23 | | Предложение - единица языка и речи. |
Виды предложений по цели высказывания (3 ч) |
39 | 24 | | Различение предложений по цели высказывания: повествовательное и вопросительное. |
40 | 25 | | Повествовательные предложения: утвердительные, отрицательные. Частица не, её значение Контрольный словарный диктант №1 |
41 | 26 | | Различение предложений по цели высказывания: побудительное |
Восклицательные предложения как выразители чувств (1 ч) |
42 | 29 | | Различение предложений по эмоциональной окраске: восклицательное |
Знаки препинания в конце предложений (2 ч) |
43 | 30 | | Знаки препинания в конце предложений: точка, вопросительный и восклицательный знаки. |
44 | 31 | | Знаки препинания в конце предложений. |
Текст как основное языковое средство выражения объёмных высказываний (3 ч) |
45 | 1 | | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. |
46 | 2 | | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. |
47 | 12 | | Типы текстов. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. |
Проверочные работы и подготовка к ним (3ч) |
48 | 13 | | Повторение пройденного материала и подготовка к диктанту. Работа с орфографическим словарём. |
49 | 14 | | Контрольный диктант № 3 по теме: «Проводники наших мыслей и чувств» |
50 | 15 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта. |
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (7ч) Разные типы текстов (обобщение) |
51 | 16 | | Разные типы текстов (по их речевой задаче) – обобщение, повторение | Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции) Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников. |
52 | 19 | | Р.р. № 4 Обучающее изложение (подробное) прочитанного текста-повествования о наступлении зимы по готовому плану. |
53 | 20 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
54 | 21 | | Р.р.№ 5 Творческая работа: составление текста загадки на основе наблюдений |
55 | 22 | | Р.р. № 6 Подготовка к сочинению. Устные высказывания на основе личных наблюдений о впечатлениях от первого снега. |
56 | 23 | | Р.р. № 7 Создание небольшого собственного текста (сочинения) на тему «Первый снег» по готовому началу. |
57 | 26 | | Анализ сочинения учащихся. Работа над ошибками. |
О ГЛАВНОМ (24 ч) (главные части в средствах языка) |
58 | 27 | | Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте). | Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Выявлять основную мысль высказывания. Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. |
Корень — главная значимая часть слова (15 ч) |
59 | 28 | | Роль корня как смыслового ядра слова. Родственные слова и форма слова. |
60 | 29 | | Правописание корня. Единообразное написание в корне безударных гласных в однокоренных словах. Чередование согласных. Проверка слов с безударными гласными [и] - и, е, я, а. |
61 | 30 | | Правописание в корне парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корне слова |
62 | 3.12 | | Правописание слов, включающих разные орфограммы в корне. |
63 | 4 | | Способы проверки двух безударных гласных в слове. |
64 | 5 | | Способы проверки двух безударных гласных в слове. Закрепление. |
65 | 6 | | Слова с непроверяемыми гласными в корне. |
66 | 7 | | Слова с непроверяемыми гласными в корне. Закрепление. |
67 | 10 | | Правописание гласных в корне (обобщение). Разные способы, приёмы проверки безударных гласных в корне слова в разных видах письма. |
68 | 11 | | Осложнённое списывание. Орфограммы в корне слова. |
69 | 12 | | Сложные слова. Контрольный словарный диктант №2. |
70 | 13 | | Р. р. № 8 Обучающее письменное изложение с прогнозированием содержания по заголовку. Воспроизведение содержания текста с опорой на план. |
71 | 14 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
72 | 21 | | Контрольный диктант за 1 полугодие |
73 | 24 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта. |
Главное слово в словосочетании (2 ч) |
74 | 17 | | Главное слово в словосочетании. Установление связи между словами в словосочетании. |
75 | 18 | | Различение главных и второстепенных членов предложения. |
Проверочные и творческие работы (6 ч) |
76 | 19 | | Р.р. № 9 Обучающее письменное подробное изложение . Составление плана к тексту. Воспроизведение содержания текста с опорой на план. |
77 | 20 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
78 | 25 | | Р.р. № 10 Создание небольшого собственного текста (сочинения) по предложенному плану на тему «Новогодняя игрушка». |
79 | 14 | | Контрольный диктант № 5 по теме: «Правописание орфограмм в корне слова» |
80 | 15 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта. |
81 | 26 | | Повторение пройденного материала. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку. |
О ГЛАВНОМ (продолжение) (22 ч) |
Вводное повторение (1 ч) | Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов. деятельности. Выявлять замысел, основную мысль высказывания и выражать её соответствующими языковыми средствами. Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность). Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. |
82 | 27 | | Главные структурные части слова и словосочетания |
Главные члены предложения (12 ч) |
83 | 28 | | Части речи в роли главных членов предложения (введение) |
84 | 10 | | Подлежащее, выраженное личными местоимениями. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. |
85 | 11 | | Значение и употребление личных местоимений в речи. |
86 | 14 | | Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений (обобщение). Наблюдение над разными способами выражения подлежащего. |
87 | 15 | | Сказуемое. Употребление форм глагола. |
88 | 16 | | Сказуемое, выраженное глаголом. Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего, будущего времени. |
89 | 17 | | Изменение глаголов в прошедшем времени, настоящем и будущем времени по числам . Форма числа. |
90 | 18 | | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов. Согласование сказуемого с подлежащим в числе и роде. |
91 | 21 | | Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). |
92 | 22 | | Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени. Неопределённая форма глаголов, входящих в состав сказуемого. Сложная и простая форма глаголов будущего времени. |
93 | 23 | | Сказуемое, выраженное разными формами глаголов. |
94 | 24 | | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого . |
Повторение и проверка усвоения раздела «О главном…» (9 ч) |
95 | 25 | | Главные структурные части основных средств языка. |
96 | 28 | | Главные структурные части основных средств языка. Словарный диктант. |
97 | 29 | | Главная мысль в тексте (углубление, повторение). Последовательность предложений в тексте. |
98 | 30 | | Главная мысль в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. |
99 | 31 | | Р.р. № 11 Подготовка к сочинению. Устные высказывания на основе личных наблюдений об изготовлении кормушки. |
100 | 1.02 | | Р.р. № 12 Создание небольшого собственного текста-инструкции (сочинения) по самостоятельно составленному плану на тему «Изготовление кормушки». |
101 | 4.02 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
102 | 5 | | Контрольный диктант № 6 по теме: «Главные члены предложения» |
103 | 6 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта. |
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ… (30 ч) |
Роль приставок и суффиксов в словах (22 ч) | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях |
104 | 7 | | Главные и второстепенные структурные части основных средств языка. |
105 | 8 | | Значение приставок и суффиксов в словах. |
106 | 11 | | Значение приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений. Разбор слова по составу. |
107 | 12 | | Отличие предлогов от приставок |
108 | 13 | | Слитное написание приставок. Приставки и предлоги |
109 | 14 | | Наблюдение над значением приставок. |
110 | 15 | | Правописание гласных в приставках. (Знакомство с правилом) |
111 | 18 | | Правописание гласных в приставках. (Применение правила) |
112 | 19 | | Правописание согласных в неизменяемых на письме приставках. (Знакомство с правилом) |
113 | 20 | | Правописание согласных в неизменяемых на письме приставках. (Применение правила) |
114 | 21 | | Употребление разделительного твёрдого знака. (Знакомство с правилом) |
115 | 22 | | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. Перенос слов с разделительными знаками. |
116 | 25 | | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах. |
117 | 26 | | Употребление и написание слов с приставками. Образование новых слов. |
118 | 27 | | Р.р. № 13 Создание небольшого собственного текста-объявления (сочинения). Анализ работ учащихся. |
119 | 28 | | Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
120 | 1.03 | | Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий. |
121 | 4 | | Употребление слов с суффиксами. Образование новых слов. |
122 | 5 | | Контрольный диктант № 7 по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах». |
123 | 6 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта. |
124 | 7 | | Р.р. № 14 Обучающее письменное подробное изложение по самостоятельно-составленному плану на тему «Русская матрёшка» |
125 | 11 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
Назначение зависимого слова в словосочетании (8 ч) |
126 | 12 | | Назначение зависимого слова в словосочетании. Повторение строения словосочетаний, работа со схемами. |
127 | 13 | | Падежные формы имен существительных, имен прилагательных, местоимений. |
128 | 14 | | Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных. |
129 | 15 | | Употребление в словосочетаниях падежных форм имён прилагательных. |
130 | 18.03 | | Связь слов в словосочетании. Контрольный словарный диктант № 3 |
131 | 19.03 | | Употребление падежных форм местоимений. |
132 | 20.03 | | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. |
133 | 21.03 | | Проверочная работа по теме: «Словосочетания». |
РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (продолжение) (19 ч) |
Второстепенные члены предложения (4 ч) | Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения. Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания |
134 | 22.03 | | Понятие о предложениях с второстепенными членами |
135 | 5.04 | | Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения |
136 | 8.04 | | Связь второстепенных членов с главными членами предложений |
137 | 9 | | Сопоставление состава простых и сложных предложений. |
Развиваем главные мысли в текстах (5 ч) (Начальные наблюдения над композиционными элементами текстов разных типов) |
138 | 10 | | Наблюдение над способом, средствами развития мысли, практическое овладение монологическими высказываниями на определенную тему в текстах типа повествования |
139 | 11 | | Наблюдение над способом, средствами развития мысли, практическое овладение монологическими высказываниями на определенную тему в текстах типа рассуждения |
140 | 12 | | Наблюдение над способом, средствами развития мысли, практическое овладение монологическими высказываниями на определенную тему в текстах типа описания |
141 | 15 | | Р.р. № 15 Обучающее письменное подробное изложение по самостоятельно-составленному плану на тему «Март в лесу» |
142 | 16 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
Повторение раздела «Конкретизируем значение, распространяем мысль» (10 ч) |
143 | 17 | | Обобщение средств, с помощью которых конкретизируется значение слова: приставки, суффиксы, приставки, окончания в слове. |
144 | 22 | | Обобщение средств, с помощью которых конкретизируется значение слова: частей речи в словосочетании. |
145 | 23 | | Обобщение средств, с помощью которых распространяется мысль: 1) в предложениях, 2) в текстах. |
146 | 24 | | Контрольное списывание №2 текста с ответами на вопросы. |
147 | 25 | | Повторение пройденного материала и подготовка к контрольному диктанту. |
148 | 18 | | П/а. Контрольный диктант. |
149 | 19 | | Анализ и работа над ошибками диктанта. |
150 | 26 | | Р.р. № 16 Подготовка к сочинению. Устные высказывания на основе личных наблюдений об особенностях месяца апреля. |
151 | 29 | | Р.р. № 17 Создание небольшого собственного текста-описания (сочинения) по самостоятельно составленному плану на тему «Апрель». |
152 | 30 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (18 ч) |
Основные средства языка (2 ч) | Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии. Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме. Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу, презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать | |
153 | 3 | | Основные средства языка. |
154 | 6 | | Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании, предложении. |
Части речи (2 ч) |
155 | 7 | | Части речи. Повторение постоянных признаков частей речи. |
156 | 8 | | Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи. |
Обозначение гласных и согласных звуков на письме (4 ч) |
157 | 10 | | Обозначение гласных и согласных звуков на письме. Фонетико - графические написания слов. |
158 | 13 | | Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм. |
159 | 14 | | Способы проверки слов с безударными гласными. Контрольный словарный диктант № 4 |
160 | 15 | | Письмо слов с орфограммами – согласными. Обобщение способов проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных. |
Члены предложения (4 ч) |
161 | 16 | | Сопоставление словосочетания и предложения как единиц синтаксиса. |
162 | 17 | | Члены предложения. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними. |
163 | 20 | | Контрольный диктант № 9 по теме: «Повторение изученного в 3 классе». |
164 | 21 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта. |
Текст (6 ч) |
165 | 22 | | Тема и основная мысль текста. Знакомство с жанром письма. |
166 | 23 | | Р.р. № 18 Создание небольшого собственного текста-письма (сочинения) по самостоятельно составленному плану. |
167 | 25 | | Анализ работ учащихся. Работа над ошибками. |
168 | 27 | | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. |
169 | 28 | | Последовательность частей текста (абзацев). Восстановление деформированного текста. |
170 | 29 | | Анализ текста смешанного типа |