СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ОС "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ОС "Планета знаний"

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс ОС "Планета знаний"»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  1. Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №68».

  2. Методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2018-2019 учебном году (региональный уровень)

  3. Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-05/230 от 01.09.2016г.

Преподавание русского языка в 3 классе осуществляется на базовом уровне.

Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение позна­вательных и социокультурных целей:

Познавательные цели:

  1. Формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающе­гося, на котором он общается.

  2. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.

  3. Формирование логического и абстрактного мышления учащихся.

Социокультурные цели:

  1. Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

  2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и пись­менной речи).

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать сред­ства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

  2. усвоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетиче­ских, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изу­чаемых единиц языка;

  3. овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диа­логе, составлять несложные монологические высказывания;

  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совер­шенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Для достижения результатов образования, предусмотренных ФГОС у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Количество часов, отводимых на изучение «Русский язык» в 3 классе по федеральному учебному плану – 170 часов (5 часов в неделю).

Используемый учебникЖелтовская Л. Я., Калинина О.Б.. Русский язык. Учебник. В 2 ч. – М.: Дрофа; Астрель, 2017. входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность, они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Для развитиякоммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет разделов программы «Речь устная и письменная», «Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств», «Текст как основное языковое средство выражения объёмных высказываний», воспитывающие любовь к своему родному языку и к Отечеству, уважение к прошлому своих предков.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ООП за счет соблюдения гигиенических норм и требований к использованию ТСО, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств, упражнений по профилактике утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата, чередования позы с учетом видов деятельности.

Курс «Русский язык» является приоритетным для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Познавательные УУД: в курсе «Русский язык» изучаемые определения и правила становятся основой формирования логических действий, анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, моделирования (работа со знаковой системой), ориентирование в учебнике, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного добывать новые знания.

Регулятивные УУД: содержание курса «Русский язык» позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем планом; выполнять самоконтроль по образцу.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, учиться работать в парах.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка);

- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;

- внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

- положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).

Учащиеся получат возможность для формирования:

- осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

- восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;

- понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

- внимания к мелодичности народной звучащей речи;

- стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

- осознавать слово, предложение как главные средства языка;

- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

- осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

- применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса);

- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;

- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

- использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

- создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- осознавать цели и задачи раздела курса;

- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

- намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

- осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

- планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

- осуществлять само- и взаимопроверку работ;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Познавательные

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

- выделять существенную информацию из читаемых текстов;

- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей

(составление предложений);

- владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

- преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;

- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;

- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;

- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию).


Содержание учебного процесса: См. ООП НОО МОУ «Средняя школа № 68» в содержательном 2 разделе п.2.2.2.1-русский язык










Тематическое планирование

Тема (раздел)

Часов

Из них часов

Формы (виды) контроля

Контрольных работ

Развитие речи

Язык и речь

24

3

3

Стартовая диагностическая работа

Контрольное списывание с грамматическим заданием

Контрольный диктант № 2

Проводники наших мыслей и чувств

26

2


Проверочная работа

Контрольный словарный диктант № 1 Контрольный диктант № 3

Проводники наших мыслей и чувств (продолжение)

7


4


О главном

24

3

3

Контрольный словарный диктант №2

Контрольный диктант за 1 полугодие

Контрольный диктант № 5

О главном (продолжение)

22

1

2

Контрольный диктант № 6

Конкретизируем значение, распространяем мысль…

30

3

2

Контрольный диктант № 7

Контрольный словарный диктант № 3

Проверочная работа

Распространяем мысль... (продолжение)

19

2

3

Контрольное списывание текста № 2 с ответами на вопросы

П\А Контрольный диктант

Повторение изученного В 3 классе

18

2

1

Контрольный словарный диктант № 4

Контрольный диктант № 9

Промежуточная аттестация - в форме контрольного диктанта

РУССКИЙ ЯЗЫК

Поурочное планирование изучения учебного материала

3 класс

170 ч (5 ч в неделю)

урока

Дата урока

Тема урока


план

факт

ЯЗЫК И РЕЧЬ (24 ч)

(повторение изученного во 2 классе)

Речь устная и письменная (6 ч)

Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей.

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи.

Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи).

Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно.

Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника.

Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики

Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова.

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы.

Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.

Обобщать варианты использования большой буквы в словах.

Правильно оформлять титульный лист ученической тетради

Анализировать и составлять предложения и тексты.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника

1

01.09


Использование речи при общении. Осознание ситуации общения.

2

03.09


Использование речи при общении. Основные умения ведения разговора.

3

04.09


Речевые действия. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте. Практическое овладение диалогической формой речи.

4

05.09


Речевые действия. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Понимание учебного текста.

5.

18.09


Стартовая диагностическая работа

6

19.09


Анализ и работа над ошибками диктанта.

Правила записи слов ( 7ч)

7

06.09


Основные типы записи слов. Использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове.

8

07.09


Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Формирование орфографической зоркости.

9

10.09


Обозначение твёрдых и мягких согласных на письме. Употребление мягкого знака

10

11.09


Прописная буква в именах собственных

11

12.09


Лексическое значение слова.

12

13.09


Значимые части слова. Разбор слов по составу.

13

14.09


Лексическое и общее значение слов.

Слово в предложении (2 ч)

14

17.09


Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое

15

20.09


Установление связи между словами в предложении.

Работы проверочного и творческого характера (9 ч)

16

21.09


Повторение пройденного материала по теме «Язык и речь». Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

17

24.09


Контрольное списывание № 1 с грамматическим заданием

18

25.09


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

19

26.09


Р. р. №1 Обучающее изложение с элементами сочинения. Воспроизведение содержания текста –описания с предварительным его прогнозированием.

20

27.09


Анализ изложения с точки зрения раскрытия содержания, речевого изложения, грамотности. Работа над ошибками.

21

28.09


Р. р. №2 Практическое овладение устными монологическими высказываниями на тему «Уголки осенней природы».

22

1.10


Р.р.№3 Презентация творческих работ в классе. Корректирование текстов с учётом точности, правильности письменной речи.





23

2.10


Контрольный диктант № 2 по теме: «Язык и речь»

24

3.10


Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта.







ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (26 ч)

Слово, предложение, текст (1 ч) (общее представление)

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания.

Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.

Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях

Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства

«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь

25

4


Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Слово и словосочетание (12 ч)

26

5


Слово и словосочетание. Установление связи между словами в словосочетании.

27

8


Главное и зависимое слово в словосочетании.

28

9


Части речи.

29

10


Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

30

11


Упражнение в определении рода имён существительных

31

12


Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.

32

15


Упражнение в записи имён существительных женского рода с мягким знаком после шипящих на конце

33

16


Изменение имён прилагательных по родам

34

17


Связь частей речи в словосочетании

35

18


Устойчивые сочетания слов.

36

19


Проверочная работа по теме: Слово и словосочетание».

37

22


Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств (1 ч)

38

23


Предложение - единица языка и речи.

Виды предложений по цели высказывания (3 ч)

39

24


Различение предложений по цели высказывания: повествовательное и вопросительное.

40

25


Повествовательные предложения: утвердительные, отрицательные. Частица не, её значение Контрольный словарный диктант №1

41

26


Различение предложений по цели высказывания: побудительное

Восклицательные предложения как выразители чувств (1 ч)

42

29


Различение предложений по эмоциональной окраске: восклицательное

Знаки препинания в конце предложений (2 ч)

43

30


Знаки препинания в конце предложений: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

44

31


Знаки препинания в конце предложений.

Текст как основное языковое средство выражения объёмных высказываний (3 ч)

45

1


Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

46

2


Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

47

12


Типы текстов. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Проверочные работы и подготовка к ним (3ч)

48

13


Повторение пройденного материала и подготовка к диктанту. Работа с орфографическим словарём.

49

14


Контрольный диктант № 3 по теме: «Проводники наших мыслей и чувств»

50

15


Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта.

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (7ч)

Разные типы текстов (обобщение)

51

16


Разные типы текстов (по их речевой задаче) – обобщение, повторение

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов.

Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции)

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана.

Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением.

«Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин.

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.


52

19


Р.р. № 4 Обучающее изложение (подробное) прочитанного текста-повествования о наступлении зимы по готовому плану.

53

20


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

54

21


Р.р.№ 5 Творческая работа: составление текста загадки на основе наблюдений

55

22


Р.р. № 6 Подготовка к сочинению. Устные высказывания на основе личных наблюдений о впечатлениях от первого снега.

56

23


Р.р. № 7 Создание небольшого собственного текста (сочинения) на тему «Первый снег» по готовому началу.

57

26


Анализ сочинения учащихся. Работа над ошибками.

О ГЛАВНОМ (24 ч)

(главные части в средствах языка)

58

27


Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте).

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их.

Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.

Выявлять основную мысль высказывания.

Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень.


Корень — главная значимая часть слова (15 ч)

59

28


Роль корня как смыслового ядра слова. Родственные слова и форма слова.

60

29


Правописание корня. Единообразное написание в корне безударных гласных в однокоренных словах. Чередование согласных. Проверка слов с безударными гласными [и] - и, е, я, а.

61

30


Правописание в корне парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корне слова

62

3.12


Правописание слов, включающих разные орфограммы в корне.

63

4


Способы проверки двух безударных гласных в слове.

64

5


Способы проверки двух безударных гласных в слове. Закрепление.

65

6


Слова с непроверяемыми гласными в корне.

66

7


Слова с непроверяемыми гласными в корне. Закрепление.

67


10


Правописание гласных в корне (обобщение). Разные способы, приёмы проверки безударных гласных в корне слова в разных видах письма.

68

11


Осложнённое списывание. Орфограммы в корне слова.

69

12


Сложные слова. Контрольный словарный диктант №2.

70

13


Р. р. № 8 Обучающее письменное изложение с прогнозированием содержания по заголовку. Воспроизведение содержания текста с опорой на план.

71

14


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

72

21


Контрольный диктант за 1 полугодие

73

24


Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта.

Главное слово в словосочетании (2 ч)

74

17


Главное слово в словосочетании. Установление связи между словами в словосочетании.

75

18


Различение главных и второстепенных членов предложения.

Проверочные и творческие работы (6 ч)

76

19


Р.р. № 9 Обучающее письменное подробное изложение . Составление плана к тексту. Воспроизведение содержания текста с опорой на план.

77

20


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

78

25


Р.р. № 10 Создание небольшого собственного текста (сочинения) по предложенному плану на тему «Новогодняя игрушка».

79

14


Контрольный диктант № 5 по теме: «Правописание орфограмм в корне слова»

80

15


Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта.

81

26


Повторение пройденного материала. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку.

О ГЛАВНОМ (продолжение) (22 ч)

Вводное повторение (1 ч)

Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов.

деятельности.

Выявлять замысел, основную мысль высказывания и выражать её соответствующими языковыми средствами.

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).

Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями.


82

27


Главные структурные части слова и словосочетания

Главные члены предложения (12 ч)

83

28


Части речи в роли главных членов предложения (введение)

84

10


Подлежащее, выраженное личными местоимениями. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.

85

11



Значение и употребление личных местоимений в речи.

86

14


Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений (обобщение). Наблюдение над разными способами выражения подлежащего.

87

15


Сказуемое. Употребление форм глагола.

88

16


Сказуемое, выраженное глаголом. Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего, будущего времени.

89

17


Изменение глаголов в прошедшем времени, настоящем и будущем времени по числам . Форма числа.

90

18


Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов. Согласование сказуемого с подлежащим в числе и роде.

91

21


Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

92

22


Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени. Неопределённая форма глаголов, входящих в состав сказуемого. Сложная и простая форма глаголов будущего времени.

93

23


Сказуемое, выраженное разными формами глаголов.

94

24


Взаимосвязь подлежащего и сказуемого .

Повторение и проверка усвоения раздела «О главном…» (9 ч)

95

25


Главные структурные части основных средств языка.

96

28


Главные структурные части основных средств языка. Словарный диктант.

97

29


Главная мысль в тексте (углубление, повторение). Последовательность предложений в тексте.

98

30


Главная мысль в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

99

31


Р.р. № 11 Подготовка к сочинению. Устные высказывания на основе личных наблюдений об изготовлении кормушки.

100

1.02


Р.р. № 12 Создание небольшого собственного текста-инструкции (сочинения) по самостоятельно составленному плану на тему «Изготовление кормушки».

101

4.02


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

102

5


Контрольный диктант № 6 по теме: «Главные члены предложения»

103

6


Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта.

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ… (30 ч)

Роль приставок и суффиксов в словах (22 ч)

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления


Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании.

Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях

104

7


Главные и второстепенные структурные части основных средств языка.

105

8


Значение приставок и суффиксов в словах.

106

11


Значение приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений. Разбор слова по составу.

107

12


Отличие предлогов от приставок

108

13


Слитное написание приставок. Приставки и предлоги

109

14


Наблюдение над значением приставок.

110

15


Правописание гласных в приставках. (Знакомство с правилом)

111

18


Правописание гласных в приставках. (Применение правила)

112

19


Правописание согласных в неизменяемых на письме приставках. (Знакомство с правилом)

113

20


Правописание согласных в неизменяемых на письме приставках. (Применение правила)

114

21


Употребление разделительного твёрдого знака. (Знакомство с правилом)

115

22


Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. Перенос слов с разделительными знаками.

116

25


Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах.

117

26


Употребление и написание слов с приставками. Образование новых слов.

118

27


Р.р. № 13 Создание небольшого собственного текста-объявления (сочинения). Анализ работ учащихся.

119

28


Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

120

1.03


Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий.

121

4


Употребление слов с суффиксами. Образование новых слов.

122

5


Контрольный диктант № 7 по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах».

123

6


Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта.

124

7


Р.р. № 14 Обучающее письменное подробное изложение по самостоятельно-составленному плану на тему «Русская матрёшка»

125

11


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

Назначение зависимого слова в словосочетании (8 ч)

126

12


Назначение зависимого слова в словосочетании. Повторение строения словосочетаний, работа со схемами.

127

13


Падежные формы имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

128

14


Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных.

129

15


Употребление в словосочетаниях падежных форм имён прилагательных.

130

18.03


Связь слов в словосочетании. Контрольный словарный диктант № 3

131

19.03


Употребление падежных форм местоимений.

132

20.03


Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

133

21.03


Проверочная работа по теме: «Словосочетания».

РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (продолжение) (19 ч)

Второстепенные члены предложения (4 ч)

Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения.

Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения.

Квалифицировать предложение по совокупности его признаков.

Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения.

Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания


134

22.03


Понятие о предложениях с второстепенными членами

135

5.04


Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения

136

8.04


Связь второстепенных членов с главными членами предложений

137

9


Сопоставление состава простых и сложных предложений.

Развиваем главные мысли в текстах (5 ч)

(Начальные наблюдения над композиционными элементами текстов разных типов)

138

10


Наблюдение над способом, средствами развития мысли, практическое овладение монологическими высказываниями на определенную тему в текстах типа повествования

139

11


Наблюдение над способом, средствами развития мысли, практическое овладение монологическими высказываниями на определенную тему в текстах типа рассуждения

140

12


Наблюдение над способом, средствами развития мысли, практическое овладение монологическими высказываниями на определенную тему в текстах типа описания

141

15


Р.р. № 15 Обучающее письменное подробное изложение по самостоятельно-составленному плану на тему «Март в лесу»

142

16


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

Повторение раздела «Конкретизируем значение, распространяем мысль» (10 ч)

143

17


Обобщение средств, с помощью которых конкретизируется значение слова: приставки, суффиксы, приставки, окончания в слове.

144

22


Обобщение средств, с помощью которых конкретизируется значение слова: частей речи в словосочетании.

145

23


Обобщение средств, с помощью которых распространяется мысль: 1) в предложениях, 2) в текстах.

146

24


Контрольное списывание №2 текста с ответами на вопросы.

147

25


Повторение пройденного материала и подготовка к контрольному диктанту.

148

18


П/а. Контрольный диктант.

149

19


Анализ и работа над ошибками диктанта.

150

26


Р.р. № 16 Подготовка к сочинению. Устные высказывания на основе личных наблюдений об особенностях месяца апреля.

151

29


Р.р. № 17 Создание небольшого собственного текста-описания (сочинения) по самостоятельно составленному плану на тему «Апрель».

152

30


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (18 ч)

Основные средства языка (2 ч)

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи.

Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию.

Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии.

Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме.

Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу, презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать


153

3


Основные средства языка.

154

6


Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании, предложении.

Части речи (2 ч)

155

7


Части речи. Повторение постоянных признаков частей речи.

156

8


Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи.

Обозначение гласных и согласных звуков на письме (4 ч)

157

10


Обозначение гласных и согласных звуков на письме. Фонетико - графические написания слов.

158

13


Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм.

159

14


Способы проверки слов с безударными гласными.

Контрольный словарный диктант № 4

160

15


Письмо слов с орфограммами – согласными. Обобщение способов проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных.

Члены предложения (4 ч)

161

16


Сопоставление словосочетания и предложения как единиц синтаксиса.

162

17


Члены предложения. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними.

163

20


Контрольный диктант № 9 по теме: «Повторение изученного в 3 классе».

164

21


Анализ диктанта. Работа над ошибками диктанта.

Текст (6 ч)

165

22


Тема и основная мысль текста. Знакомство с жанром письма.

166

23


Р.р. № 18 Создание небольшого собственного текста-письма (сочинения) по самостоятельно составленному плану.

167

25


Анализ работ учащихся. Работа над ошибками.

168

27


Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.

169

28


Последовательность частей текста (абзацев). Восстановление деформированного текста.

170

29


Анализ текста смешанного типа