СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа подготовки трактористов категории “С” (9 класс )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для мальчиков сельских школ, где сохранилась подготовка водителей категории " C". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа подготовки трактористов категории “С” (9 класс )»

Муниципальное образовательное учреждение

Жирятинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам.директора по УР Директор МОУ Жирятинская СОШ

Протокол № __от _____Л.И.Григорьева ______________В.И.Коваленко





Рабочая программа

подготовки трактористов

категории “С”

















Составитель: Прокопов А.И.

Составлена на основе “Программы подготовки трактористов

категории «С» учащихся 9-11 кл.”





Жирятино 2012 год



Пояснительная записка

Программа подготовки трактористов категории “C” разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 “Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) на основе Государственного образовательного стандарта Российской Федерации ОСТ 9 ПО 03, утвержденного Министерством образования РФ ”.

После сдачи квалификационных экзаменов в государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) учащиеся получают удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами категории “С” – колесными тракторами с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 квт.

В соответствии с этим цели школьного курса «Трактор» состоят в следующем:

1. Формировать политехнические, общетрудовые, общепроизводственные, общетехнические знания, умения и навыки учащихся, адаптируя знания к применению в самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

2. Развивать умения в определении потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве.

3. Учить планировать, организовывать и выполнять работу; оценивать результаты работы.

на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

5. Уметь управлять тракторами для производства ,организации работ с прицепными приспособлениями и устройствами с соблюдением правил дорожного движения.

6. Выявлять и устранять неисправности в работе трактора и сельскохозяйственных машин.

7. Производить текущий ремонт и участвовать во всех видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств.

8. Оказывать первую медицинскую помощь.

Современный механизатор в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать сельскохозяйственную технику и квалифицированно выполнять все виды механизированных работ на полях и животноводческих фермах.

Сегодня от него требуются знания основ агрономии, экономики и организации сельскохозяйственного производства, понимание процессов коренной перестройки сельского хозяйства в связи с его комплексной механизацией.

В процессе преподавания предмета должны быть решены следующие задачи:

а) воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к человеку труда.

б) формировать любовь к земле, технике, профессии сельского механизатора.

в) использовать в качестве объекта труда ученические бригады на полях хозяйства

г) формировать специальные умения, навыки самостоятельного выполнения несложных разборочно-сборочных работ, простейших регулировочных операций на тракторе и сельскохозяйственной машине.

в) проводить ежесменное техническое обслуживание и подготовку техники к его хранению.

г) устранять неисправности не требующих разборки механизмов.

д) соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, личной гигиены и охраны окружающей среды.

Для реализации этих задач необходимо обеспечить усвоение определенного круга теоретических сведений по темам об устройстве и работе трактора.

Программа по профессии «Тракторист – машинист», опирающаяся на Базисный учебный план общеобразовательного учреждения Российской Федерации и обязательный минимум содержания основных образовательных программ, рассчитана на 222 учебных часов теоретической подготовки и 108 часов практической подготовки.

На прием теоретического экзамена отводится по учебному плану 12 часов, которые распределяются по 6 часов на каждого члена экзаменационной комиссии. При проведении экзаменов методами механизированного и автоматизированного контроля время, отводимое на экзамен, уменьшается на фактически затраченное.

Внутренний экзамен по практическому вождению трактора проводится в 2 этапа: первый этап – на закрытой от движения площадке; второй этап – на специальном маршруте.

Тракторист категории “С” управляет колесными тракторами с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 квт при транспортировке различных грузов разной массы и габаритов с применением прицепных приспособлений или устройств. Наблюдает за погрузкой, креплением и разгрузкой транспортируемых грузов.

Профессиональные знания и навыки тракториста категории “С” позволяют выявить и устранить неисправности в работе трактора, производить текущий ремонт и участвовать во всех видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств.



9 класс

Содержание тем учебного курса рабочей программы “Трактор”

Раздел “Устройство”

Тема 1. Техника безопасности в кабинете.

Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии. Безопасность труда при выполнении работ в кабинете.

Тема 2. Классификация и общее устройство тракторов.

Понятие трактор. Классификация с/х техники и тракторов. Общее устройство и параметры.

Тема 3. Принцип действия поршневых двигателей

Понятие поршневых двигателей. Поршень: принцип действия.

Тема 4. Принцип действия Д.В.С.

Понятие о двигателе внутреннего сгорания. Общее устройство двигателя. Основные понятия и определения. Рабочий цикл двигателя. Классификация двигателей внутреннего сгорания.

Тема 5. Рабочие циклы одноцилиндровых двигателей.

Одноцилиндровые двигатели: понятие, устройство, рабочие циклы. Классификация двух и четырехтактных двигателей.

Тема 6. Общее устройство двухтактного двигателя.

Двухтактные двигатели: понятие, устройство, рабочие циклы.

Тема 7. Классификация двигателей.

Классификация двигателей. Устройство дизелей, четырехтактных и бензиновых дизелей.

Тема 8. Схема работы двухтактного карбюраторного двигателя.

Принцип работы двухтактного карбюраторного двигателя.

Раздел “Техническое обслуживание и ремонт”

Тема 9. Техническое обслуживание двигателей.

ТО основных узлов Д.В.С.

Тема 10. Основы устройства и работы карбюраторного Д.В.С.

Д.В.С.: понятие, устройство, принцип работы. Устройство пускового двигателя ПД-10У.

Тема 11. Механизмы двигателя.

Основные механизмы двигателя. Общее устройство и классификация узлов двигателя.

Тема 12. Кривошипно-шатунный механизм.

Понятие, устройство и принцип работы.

Тема 13. Распределительный, декомпрессионный механизмы.

Понятие, устройство и принцип работы распределительных и декомпрессионных механизмов.

Тема 14. Системы двигателя.

Общее устройство и назначение систем двигателей.

Тема 15. Система охлаждения.

Понятие. Классификация и схемы работы систем охлаждения. Назначение, устройство, принцип работы системы охлаждения. Основные неисправности системы охлаждения, их признаки и способы устранения. Охлаждающие жидкости, их характеристика и применение. Воздушное охлаждение двигателей.

Тема 16. Смазочная система. Система пуска.

Смазочная система двигателей. Общие сведения о трении и смазочных материалах. Масла, применяемые для смазывания деталей, их марки. Классификация систем смазывания двигателей. Схемы смазочных систем. Назначение, устройство и принцип работы смазочной системы. Основные неисправности смазочной системы, их признаки и способы устранения.

Тема 17. Устройство системы очистки масла.

Понятие, устройство и принцип работы систем очистки масла. Масляная реактивная центрифуга.

Тема 18. Устройство для работы масляной системы.

Масляная система: устройства для работы с маслом. Способы очистки масла.

Тема 19. Система пуска.

Понятие, общие сведения. Практическая работа по системам смазки и пуска.



Тема 20. Практические работы по системам смазки и пуска.

Проверка качества полученных знаний по системам двигателя.

Тема 21. Общее устройство системы питания.

Система питания двигателей. Смесеобразование в двигателях и горение топлива. Схемы работы систем питания. Необходимость очистки воздуха; способы очистки. Воздухоочистители и их классификация.

Тема 22. Общее и различия систем питания двигателя.

Сравнительные характеристики систем питания двигателей.

Тема 23. Практическая работа по применению систем пуска.

Проверка качества знаний по запуску двигателя и системам пуска. Запуск двигателя вспомогательными устройствами.

Тема 24. Система питания. Топливо и его очистка.

Турбокомпрессоры. Топливные баки и фильтры. Форсунки и топливопроводы.

Тема 25. Система питания. Топливный насос.

Топливные насосы высокого давления. Привод топливного насоса. Установка топливного насоса, регулировка угла опережения подачи топлива. Топливный бак.

Тема 26. Система питания. Форсунки высокого питания.

Форсунки высокого питания: понятие, устройство, принцип работы.

Тема 27. Трансмиссия.

Трансмиссия. Назначение и классификация трансмиссий. Схемы трансмиссии. Механические трансмиссии. Понятие о гидромеханической трансмиссии.

Тема 28. Ходовая часть колесного трактора.

Ходовая часть тракторов. Основные элементы ходовой части. Общие сведения о несущих системах. Назначение, устройство, принцип работы. Передние мосты колесного трактора. Подвески колесного трактора. Колесный движитель. Колеса.

Тема 29. Рабочее оборудование. Механизмы рабочего и вспомогательного оборудования.

Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов. Вал отбора мощности (ВОМ). Механизмы управления. Расположение ВОМ у изучаемых марок тракторов. Механизмы включения ВОМ.

Тема 30. Электрооборудование.

Источники электрической энергии. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Схемы электрооборудования тракторов. Устройство аккумуляторной батареи и генератора.

Тема 31. Система освещения, сигнализации и зажигания.

Понятие, классификации, устройство и принцип работы. Проверка знаний по устройству электрооборудования.

Тема 32. Техническое обслуживание.

Средства технического обслуживания тракторов. Оборудование для технического обслуживания тракторов. Диагностические средства. Организация технического обслуживания тракторов. Виды технического обслуживания тракторов и перечень работ при их проведении. Обкатка тракторов. Организация и правила хранения тракторов.

Раздел “Правила дорожного движения”

Тема 33. Безопасность труда при работе на тракторе. Общие положения ПДД.

Безопасность труда. Значение правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать движение. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые тракторист самоходной машины обязан иметь при себе и предоставлять для проверки работникам полиции, гостехнадзора и их внештатным сотрудникам.

Тема 34. Основы технического творчества. Основы рационализаторства и изобретательства.

Понятие технического творчества, рационализаторства и изобретательства.







Требования к уровню подготовки учащихся

по подготовки трактористов-машинистов категории “С” в 9 классе.

В 9 классе изучается 3 раздела: устройство, техническое обслуживание и ремонт и правила дорожного движения. В соответствии с этим требования к уровню подготовки по школьному курсу «Трактор» состоят в следующем:

5 баллов

  1. Полная сформированность политехнических, общетрудовых, общетехнических знаний, умений и навыков учащихся в самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики .

  2. Самостоятельное планирование, организованность и выполнение практических работ; оценивание результатов работы. А также самостоятельная корректировка своей деятельности.

  3. Знание основ правил дорожного движения.

4 балла

  1. Частичные пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по теоретическим знаниям.

  2. Планирование, организованность и выполнение практических работ с помощью товарищей и частичной помощью учителя; оценивание результатов работы. А также самостоятельная корректировка своей деятельности.

  3. Знание основ правил дорожного движения.

3 балла

  1. Частичная сформированность общетехнических знаний, умений и навыков учащихся.

  2. Планирование, организованность и выполнение практических работ только с помощью учителя; оценивание результатов работы. А также корректировка своей деятельности с помощью учителя.

  3. Частичное знание основ правил дорожного движения.

2 балла

  1. Не сформированность политехнических, общетрудовых, общетехнических знаний, умений и навыков учащихся в самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики .

  2. Не выполнение или частичное выполнение практических работ.

  3. Частичное не знание основ правил дорожного движения.

1 балл

  1. Отсутствие политехнических, общетрудовых, общетехнических знаний, умений и навыков учащихся в самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

  2. Отсутствие знаний основ правил дорожного движения.

  3. Невыполнение практических работ.



Литература



  1. Родичев В.А. «Тракторы» -М., ПрофОбрИздат, 2005г,

  2. Устинов А.Н., «Сельскохозяйственные машины» - М., Академия, 2004

  3. Курчаткин В.В. «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин» - М., Академия, 2003

  4. Правила дорожного движения – АСТ, 2008

  5. Балакин В.И., Еремеев А.Ф., Б.Н. Семенов Б.Н. и др. Топливная аппаратура быстроходных дизелей. – Л.: Изд-во Машиностроение, 1967. – 299 с., ил

  6. Кислов В.Г., Баширов Р.М., Попов В.Я. Топливные насосы распределительного типа. – М.: Машиностроение. – 1975. – 176 с.

  7. Баширов Р.М. Скоростные характеристики топливоподающих систем тракторных двигателей. Ульяновск: Изд-во УСХИ, 1976. – 91 с.

  8. Баширов Р.М. Основные показатели работы топливных систем автотракторных дизелей. Ульяновск: Изд-во УСХИ, 1978. – 85 с.

  9. Баширов Р.М., Кислов В.Г., Павлов В.А., Попов В.Я. Надежность топливной аппаратуры тракторных и комбайновых дизелей. – М.: Машиностроение, 1978. – 184 с., ил.

  10. Горбаневский В.Е., Кислов В.Г., Баширов Р.М., Марков В.А. Дизельная топливная аппаратура. Оптимизация процесса впрыскивания, долговечность деталей и пар трения. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 140 с., ил.

  11. Марков В.А., Баширов Р.М., Габитов И.И., Кислов В.Г. Токсичность отработавших газов дизелей. – Уфа: Изд-во БГАУ, 2000. – 144 с., ил. 81;

  12. Габитов И.И. Обеспечение надежности топливной аппаратуры дизелей сельскохозяйственного назначения в процессе ее эксплуатации. – С.-Петербург: Изд-во СПбГАУ, 2000. – с. 317, илл. 170, табл. 38.

  13. Баширов Р.М. Топливные системы автотракторных и комбайновых дизелей, конструктивные особенности и показатели работы. – Уфа, изд-во БГАУ, 2001 – 156 с.

  14. Марков В.А., Баширов Р.М., Габитов И.И. Токсичность отработавших газов дизелей. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 376 с., ил.

  15. Неговора А.В. Технологические приемы обеспечения эксплутационной надежности топливоподающих систем автотракторных дизелей / С.-Петербург: Изд-во С-ПбГАУ, 2003. – 212 с., 98 илл., 20 табл., 223 библ.

  16. Баширов Р.М. Топливные системы автотракторных и комбайновых дизелей. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 232 с.

  17. Габитов И.И., Неговора А.В. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Уфа: БГАУ, 2004. – 216 с., илл. 95, табл. 15.

  18. Габдрафиков Ф.З. Оценка эксплутационной эффективности топливных систем тракторных и комбайновых дизелей в режимах частичных нагрузок. – С.-Петербург: Изд-во СПбГАУ, 2004. – 203 с., илл. 159, табл. 27.

  19. Неговора А.В. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Учебно-практическое пособие. – Уфа: Изд-во БГАУ – 2004. – 148 с.

  20. Габдрафиков Ф.З. Топливные системы тракторных и комбайновых двигателей: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГАУ, 2004. – 192с.

  21. Неговора А.В. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Учебно-практическое пособие. – Уфа: Изд-во ООО «Башдизель» – 2006. – 150 с.

  22. Габитов И.И., Неговора А.В. Рекомендации по техническому сервису топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей. – Уфа: Изд-во БГАУ – 2007.

  23. Габитов И.И., Грехов Л.В., Неговора А.В. Техническое обслуживание и диагностика топливной аппаратуры автотракторных дизелей: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГАУ – 2008. – 240 с.

  24. Баширов Р.М., Основы теории и расчета автотракторных двигателей. – Уфа: 2008г. – 304с.

  25. Ананьин А.Д., Михлин В.М., Габитов И.И., Неговора А.В., Иванов С.А. Диагностика и техническое обслуживание машин: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», – 2008. – 432 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!