СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над математическими задачами с денежными единицами, как способ развития финансовой грамотности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

Просмотр содержимого документа
«Работа над математическими задачами с денежными единицами, как способ развития финансовой грамотности младших школьников.»

Работа над математическими задачами с денежными единицами,

как способ развития финансовой грамотности младших школьников.

В настоящее время у детей расширяются возможности использования денежных средств. Дети являются активными потребителями, тем самым, привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам. Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача.

Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в начальных классах вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

В начальной школе курс математики служит основой финансовой грамотности.

Математика — это та область школьного образования, где без особой нагрузки для детей можно поэтапно формировать элементарные основы финансовой грамотности, то есть умение рационально распоряжаться финансами. С первого класса вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. Такие задачи и задания развивают финансовые навыки учеников.

Составление и решение задач с денежными единицами – отличный способ развития финансовой грамотности. Младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

На уроках математики работа над задачами с денежными единицами ведется на протяжении всей начальной школы. Ученики работают с готовыми текстовыми задачами, проектными задачами, задачами, составленными по рисункам, схемам, таблицам. Также дети составляют сами задачи, где предполагается предварительная совместная работа родителей с детьми: узнавать цены продуктов, товаров и т. д. в разных магазинах, следить за их изменением, обращать внимание на акции и др. Данная работа направлена на применение знаний, умений, навыков в жизненных ситуациях и имеет особый смысл в каждом классе.

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейки, рубли, монетами достоинством в 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты, денежные купюры для оплаты какого-либо продукта или недорогого товара в пределах 20.

Для составления и решения задач ребенку можно дать различные монеты (на уроках применяются бумажные монеты). Например, сначала он должен набрать 20 рублей (сумма меняется), а потом сходить в магазин и купить карандаш за 7 рублей и ластик за 9 рублей (предметы меняются). Хватит ли у ребенка денег? Останется ли сдача? Что он сможет купить еще на сдачу? Решения разные. Каждый ребенок предлагает свой вариант. Объясняет.

Дети с удовольствием составляют свои задачи, работая в паре в игровой форме: покупатель, продавец.

Во 2 классе продолжается работа над понятием денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках в пределах 100. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся продолжают решать задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Полезно вести разговор о карманных деньгах, которые ребенок может тратить, например, на недорогие школьные предметы (ручки, тетради и т.д.), сладости, игрушки и др.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены. Узнают о том, как соотносятся между собой стоимость товара, его количество и цена. Важно приучить ребенка работать с реальными ценами товаров, которыми он пользуется.

Примеры задач:

Ручка стоит 25 рублей. Нужно купить 2 таких же ручки. Можно ли купить их на 45 рублей? На 60 рублей?

Альбом для рисования стоит 40 рублей. Сколь­ко альбомов Толя мо­жет ку­пить на 90 рублей? И будет ли сдача? Можно купить 1 или 2 альбома, при этом меняется сдача. Ребенок обосновывает свой ответ: либо ему нужен 1 альбом, либо 2.

В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с денежными знаками в пределах 1000 рублей. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Ребенок учиться разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

С помощью сюжетных задач продолжается расширяться кругозор учащихся в рамках формирования основ финансовой грамотности.

Для небольшого ремонта квартиры было отложено 15000 рублей. Купили 15 рулонов обоев по 600 рублей и 7 банок краски по 800 рублей. Хватит ли отложенных денег на ремонт?

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Билет на автобус от Шира до Абакана стоит 562 рубля. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 17 л бензина. Цена бензина 50 рублей за литр (цена округленная). Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама, дочь и сын?

В 4 классе работают с числами в пределах 1 000 000. С помощью формулы стоимости покупки дети продолжают решать разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Используются понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. Дети составляют и решают задачи, используя данные понятия. Ребенок должен понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Можно предложить ребенку обсчитать стоимость канцелярских товаров для школы. При этом взять во внимание разные магазины и сравнить цены на разные товары. Дети делают вывод, что бывает выгоднее покупать в разных магазинах, либо в одном, при этом учитывают и транспортные расходы, если такие есть.

Или, как можно спланировать покупку подарка для мамы к 8 марта. Для этого, необходимо определиться с подарком и его стоимостью, какое время и по сколько от карманных денег откладывать, либо определиться с другим вариантом накопления денег.

У детей вызывает особый интерес проектных задач с использованием денежных средств. Такие задачи, направленны на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта, задают общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. Они ориентированы на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Несколько заданий, связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом.

Итогом решения таких задач всегда является реальный продукт (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде плана действий, таблиц и т.д.), созданный детьми.

Можно предложить детям создать детскую площадку. Дети работают группами последовательно. Создают план, затем делают расчеты на необходимые материалы и рассчитывают стоимость этих материалов.

Дети с удовольствием набирают определенный набор продуктов и высчитывают его стоимость. Сравнивают у кого он получается дешевле и почему (разные магазины, акции и т.д.). Заполняют общую таблицу с названиями магазинов и продуктов. Сравнивают цены на одинаковый продукт, и уже выбирая самые низкие цены, составляют совместно выгодный набор по стоимости. Решение таких задач служит развитием у ребенка финансовой грамотности.

Недостаток воспитания финансовой грамотности нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и так далее.

Развитие финансовой грамотности для учащихся начальной школы очень важно. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

При управлении личными финансами ребенок сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Получив финансовые знания, дети смогут более осознанно подумать о своем будущем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!