СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над техническими моментами при работе над этюдами

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок "Работа над техническими моментами при работе над этюдами"

Просмотр содержимого документа
«Работа над техническими моментами при работе над этюдами»

Администрация города Курска

Комитет культуры и туризма города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4 имени В.Г. Яковлева»

 

 

 

 

 

План – конспект открытого урока по предмету «Специальность»

 



 

 

Тема урока:

«Работа над техническими моментами при работе над этюдами».

 

 

 



 

 

Выполнила: Рудич Светлана Вячеславовна

Преподаватель по классу фортепиано

 

 

 

 









 

Курск 2024 

Цель: Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков, помогающих преодолеть технические трудности в исполнении этюдов.

Задачи:

Обучающие:

- освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей.

Воспитывающая:

- воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;

- пробуждение интереса к техническим произведениям;

- развитие упорства в достижении результата;

- воспитание навыка самоконтроля и выносливости.



Развивающая:

- развитие музыкального слуха, памяти, внимания при выполнении заданий, образного мышления, эмоциональной сферы личности, развитие технических навыков.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного. Закрепление пройденного материала, закрепление приёмов работы над техническими трудностями.


Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная.

 

Технологии обучения:               

- технология личностно-ориентированного обучения;

-   технология индивидуального обучения;

-  здоровьесберегающие технологии.

 

Методы работы:

- словесные (вопросы, беседа, наводящие вопросы);

- наглядные (показ преподавателя);

-  тактильный метод;

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-  эмоциональный (подбор ассоциаций и образов, художественные впечатлениями;

- информационно- коммуникативные технологии.



Тип урока: практическая работа



Оборудование: два фортепиано, стулья, подставка, нотная литература, метроном, компьютер.

Структура урока:

  1. Организационный момент (5 минут)

Вступительная беседа

Сообщение темы и плана урока

Представление обучающейся

  1. Основная часть (33 минуты)

Подготовительные упражнения для свободы двигательного аппарата и пальцевой артикуляции.

Исполнение гаммового комплекса (гамма Ми мажор, арпеджио, аккорды, хроматическая)

Работа над Этюдом А. Гедике До мажор, соч.32, № 11.

Этюд Лекуппэ соч. 17, № 18

Этюд А. Лешгорн соч. 65, № 8



Разбор формы, характера, выявление исполнительских приемов, динамика.

Работа над преодолением технических трудностей (применение упражнений на разные задачи), достижение выразительности исполнения Этюда в целом.

  1. Заключение. (2 минуты)

Подведение итога урока.

Домашнее задание.





















Ход урока:

  1. Приветствие.

Cообщение темы и плана урока. Представление обучающейся.

Всем известно, что работа над этюдами – это неотъемлемая часть работы пианиста. Именно этюды и развивают технику пианиста. Так что же такое техника пианиста?

И. Бах говорил: «Техника остается техникой, безразлично, машинная ли это техника или фортепианная», а И.Гофман, один из крупнейших пианистов прошлого писал: «Техника – это ящик с инструментами, из которого искусный мастер берет то, что ему нужно в данное время и для данной цели», поясняя далее, что: «Техника – это общее определение, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, легато и различные туше, стаккато, а также динамические оттенки».

Существует и другой взгляд на технику: «Фортепианной игре нельзя научиться. Это умеют или не умеют делать! Я не учитель – о технике ничего не могу вам сказать, я совсем не знаю, как ее делают!», – высказывался д,Альбер.

Еще более решителен, ставший анекдотическим, афоризм А.Рубинштейна: «Играйте хоть носом – лишь бы хорошо звучало».

Пианист, профессор Московской консерватории К.Игумнов говорил: «Неправильно противопоставлять технику пианиста его искусству в целом. Ведь само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает искусство, мастерство».

Самое точное определение художественной техники дает великий поэт А.Блок: «Для того чтобы создавать произведения искусства – надо уметь это делать».

Как говорил итальянский пианист Феруччо Бузони, «Техника лежит не только в пальцах и запястье или в силе и выдержке. Более высокая техника локализована в мозгу. Она состоит из геометрии, измерения расстояний и мудрого распорядка».

Игра этюдов предполагает большее внимание в преодолении технических трудностей, чем игра пьес. Этюды требуют большей тонкости технического искусства, чем упражнения. Работа над этюдами позволяет воспитывать у обучающихся точные ритмические навыки, метроритмическую организованность.

Чёткая равномерная пульсация обуславливает столь же чёткие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность.

Метроритм служит тем внутренним толчком, который способствует большей слуховой активности и более точным игровым ощущениям.

Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставят перед обучающимися разнообразные артикуляционные задачи.

Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое включение пианиста будет активизировано.

Работа над этюдами не только укрепляет пальцы, вырабатывает чувство ритма, но и способствует развитию ровности звучания, хорошему ощущению клавиатуры. Поэтому этюды должны занимать большое место в репертуаре учащихся школ. Трудность этюдов должна быть больше, чем в пьесах, чтобы в пьесах больше внимания уделять художественной стороне произведения, особо не отвлекаясь на техническую.

Работу над каждым этюдом нужно доводить до конца, тщательно отделывая его.

Этюды нужно накапливать. Желательно, чтобы к концу полугодия и года ученик смог сыграть подряд все пройденные этюды.

Это, во-первых, укрепляет память, во-вторых, выносливость, в-третьих, остроту переключения с одного вида техники на другой, в-четвёртых, все виды техники будут в двигательной памяти. Полезно по несколько раз подряд играть один и тот же этюд - это помогает выработать внимание, выдержку, выносливость.

В начальных классах музыкальной школы изучаются этюды Е.Гнесиной, А.Гедике, А.Гольденвейзера, Л.Шитте, позднее добавляются этюды А.Лядова, А.Глазунова, А.Аренского. Эти этюды вплотную подводят к освоению техники русской и современной фортепианной литературы.

С другой стороны, необходимо изучать этюды западно-европейских композиторов (М.Клементи, К.Черни, А.Крамер), так как в них содержатся технические формы конца 18-го — начала 19-го веков. Нужно также изучать этюды эпохи романтизма (М.Мошковский, Мошелес) и современных композиторов.

О необходимости ежедневных упражнений говорил и замечательный педагог-пианист К. Игумнов. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…»

2.  Наш урок мы начинаем с гаммы Ми мажор.

Когда мы только начали учить гамму, мы говорили о том, что во многих гаммах используется формула пальцев 3+4. Начинали изучение гаммы мы с запомнания формулы – (покажем как это делали) перенос руки с одной позиции на другую (показ преподавателя).

Для закрепления аппликатурных позиций и удобных мышечных ощущений можно поиграть эти позиции интервалами.



Эту формулу Шопена Г. Нейгауз называл «гениальной по своей дальнобойности». Начиная изучение гамм с них, ученик сразу начинает придерживаться середины клавиатуры и не спускаться к краям клавиш. Располагая длинные пальцы на четырех клавишах, кисть приобретает естественную, непринужденную форму, исключающую зажим мышц.

Для развития артикуляционной четкости пальцев можно поиграть гамму с проговариванием скороговорки. «Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак (восходящее движение). Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!» (нисходящее движение)

Для укрепления пальцев предлагаю сыграть гамму такими способами:

- с ударением на первый слог - «ле-то»

- с ударение на второй слог - «весна-красна»


Предлагаю еще несколько способов тренировки пальцев. Они помогут добиться независимости и силы каждого пальца.

Играем гамму разными штрихами, применяя различные приемы артикуляции сначала каждой рукой отдельно. Попробуй сыграть сначала:

- пунктиром, и наоборот

- по три звука с ударением на первый звук на слово «му-зы-ка»;;

- по четыре звука с ударение на первый звук на слово «я иг-ра-ю»;

- вверх две быстро, две медленно

и наоборот









- вверх - стаккато, вниз – легато; вверх - легато, вниз – стаккато

Пробуем двумя руками одновременно.

- правая рука - стаккато, левая – легато;

- правая рука - легато, левая – стаккато;

Так же можно поиграть и хроматическую гамму.

В трезвучиях важно, чтобы прозвучали все три голоса, а 5 пальцы были высокие и держали весь аккорд.

(Играем трезвучия и слушаем 5 палец.)

Короткое арпеджио является символом мелодической волны. Поэтому при игре арпеджио необходимо продолжать следить за единством мелодической линии. Для этого надо сделать крепче замах первым пальцем, тогда 1 доля на счет «раз» прозвучит ярче.

Наши пальчики готовы к дальнейшей работе. Эти способы ты можешь применять в домашних занятиях, но отрабатывать эти навыки самостоятельности пальцев нужно ежедневно.

С самых первых уроков и в процессе дальнейшего обучения юных пианистов идет формирование технических и пианистических навыков. Поэтому нельзя недооценивать важность этюдов в репертуаре обучающегося, также как и необходимость правильной работы над ними.

Этюд – пьеса, предназначенная для развития технического мастерства. Слово «Этюд» в переводе с французского языка означает «изучение».

        Для каждого ученика важную роль играет подбор этюдов. При выборе этюдов нужно иметь в виду необходимость постепенного и последовательного развития и накопления у ученика разнообразных исполнительных навыков.

Необходимо, чтобы в плане учебной работы обучающихся были предусмотрены этюды различного типа и характера на различные виды техники.

На сегодняшнем уроке покажем, как мы работаем над техническими задачами на следующих этюдах

Этюд А. Гедике До мажор, соч.32, № 11.

Для начала немного о композиторе. Александр Федорович Гедике (1877-1957 г.г.) – русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. Доктор искусствоведения (1940 г). Народный артист РСФСР (1946 г). Автор четырех опер, кантат, симфонических и органных сочинений, обработок русских народных песен (среди них «Жил был у бабушки серенький козлик»). Он написал множество фортепианных пьес, сонатин и этюдов для учащихся детских музыкальных школ.

Вместе делаем анализ произведения, определяем:

Лад – мажорный (тональность До мажор ),

темп  allegro moderato (не очень скоро),

характер – giocoso (радостно, игриво),

наличие штрихов – легато чередуется с цепким стаккато, которое исполняется активным кончиками пальцев при свободной кисти,

фактура – гаммообразные и скачкообразные движения.

Преподаватель: Мы говорили, что этюды пишутся на разные виды техники. Какие виды техники тебе знакомы?

Ученица: Крупная – аккорды, скачки, октавы, и мелкая – гаммообразные пассажи.

Преподаватель: Да, верно. Скажи, а что характерно при исполнении мелкой техники?

Ученица: Скорость, сила пальцев.

Преподаватель: Правильно, пальцы должны быть активные, самостоятельные, но при этом легкие, не утяжеленные.

При работе над этюдом мы разделили весь музыкальный материал на части и отметили в нотах цифрами.

1 часть (1 такт) начинается с гаммообразных ходов сначала в правой, затем в левой руках. Задача: сыграть шестнадцатые ровно, артикуляционно четко, и при смене рук не терять мелодическую линию. Играем вариантами, которые учили на примере Гаммы Мим мажор (пнктир, 2 варианта, две медленно, две быстро и наоборот, стаккато, с остановками на 1 звуке ит.д.)

Показ.

Ученица играет данными приемами.

После гаммообразных ходов следуют скачки двойными нотами в обеих руках. Для того чтобы эти интервалы прозвучали стройно, слаженно, поиграем их с остановкой после каждого интервала, и во время остановки будем готовить следующий интервал. Играем в таком темпе, чтобы успевать готовиться, и каждый интервал был сыгран крепко и уверенно.

Показ.

Выполнение задания.

2 часть. Преобладание гаммообразных нисходящих пассажей шестнадцатыми. Предлагаю поработать над ними разными приемами:

1) цепким нон легато (каждый палец берет клавишу сверху весом руки);

2) в пунктирном ритме. Пальчики цепкие, но легкие.

1-ый вариант пунктирного ритма – первая доля длинная, вторая короткая.

2-ой вариант пунктирного ритма – наоборот, первая доля короткая, вторая длинная.

3-ий вариант – с остановками на 1 звуке.

3) в подвижном теме, проговаривая слогами, отталкиваясь от первой доли.

Преподаватель: Хорошо. А теперь проиграй проработанные части, послушаем что у нас получилось.

Переходим к 3 части этюда. Совместно с преподавателем обучающаяся анализирует структуру изложения музыкального материала.

Предлагаю поработать над ними разными приемами:

  1. По четыре звука с остановками на 2 доле

  2. Пунктиром (наоборт)

Ну, а теперь, давай сыграем от начала до конца весь этюд двумя руками.

Есть изменения? Помогли тебе сегодняшние приемы и упражнения?

Физкультминутка. Сидя на стуле, выполняем упражнения

- для улучшения мозгового кровообращения, шейного отдела позвоночника (наклоны головы вправо-влево),

- упражнения для глаз (вверх-вниз; вправо-влево)

- выполняем упражнения на свободу рук, расслабление плечевого пояса, для снятия утомления корпуса.

- упражнение (на усмотрение ученицы)


По усмотрению преподавателя

Этюд Ф. Лекуппэ соч. 17, № 18

Проигрывание всего этюда целиком. Определение темпа, характера.

Показ, как учили :

  1. с остановками на первом звуке и последнем

  2. пунктиром ( 2 способа)

  3. две ноты быстро- две медленно (и наоборот)

Обращаем внимание на скрытую мелодию в верхнем голосе при восходящем движении и нисходящем движении. Пропеваем и играем.

Этюд А. Лешгорн соч. 65, № 8

Проигрывание этюда целиком. Обращаем внимание на аппликатуру (соблюдение аппликатуры очень важно)

Отдельно проучиваем вариантами гамообразные пассажи, которые встречались в гамме. Учим способами, которыми проучивали гамму Ми мажор.

1) пунктиром,

2) две ноты быстро, две ноты медленно и наоборот

3) с остановками на 1 звуке и последнем.

Обязательно обращаем внимание на паузы в конце. (просчитываем их)

Итог урока.

- Настя, давай подведем итоги сегодняшнего урока.

- Над чем мы сегодня работали?

- Что нового ты узнала на уроке? Помогли ли тебе новые приемы работы над техническими трудностями? Какие упражнения ты будешь применять для этого этюда?

Спасибо тебе за активную и плодотворную работу.

Оценка 5.

Совместно с обучающейся преподаватель формулирует задачи для самостоятельной домашней работы.

Заключение. Метод разучивания того или иного этюда тесно связан с самим материалом, т.е. с типом и строением этюда, а также зависит от возраста и индивидуальных особенностей ученика. Поэтому не следует придерживаться в методике работы над этюдами каких – либо универсальных штампов и приёмов.

Для  каждого ученика  важную роль играет подбор этюдов. При выборе этюдов педагог должен иметь в виду необходимость постепенного и последовательного развития и накопления у ученика разнообразных исполнительных навыков.

Необходимо, чтобы в плане учебной работы учащихся были предусмотрены этюды различного типа и характера на различные виды техники. Каждый конкретный этюд должен иметь конкретные упражнения.

Также и выбор упражнений для конкретного ученика индивидуален, как и выбор этюдов. Упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный результат. Работа над упражнениями имеет большое значение, как в период начального обучения, так и на последующих стадиях развития пианиста.

Начинающему пианисту упражнения не только помогают развивать технику, но и в то же время помогают сохранять и совершенствовать достигнутые результаты. Работая над упражнениями, нужно помнить, что техническое и музыкальное развитие неразрывно связаны между собой и должны протекать одновременно.  

Выбор этюдов, следовательно, не должен носить случайный характер, и, наоборот, должен являться результатом серьезного обдумывания индивидуальных особенностей каждого ученика. Педагог никогда не должен упускать из вида своей основной цели – обеспечения всестороннего развития ученика, и должен при этом помнить, что любая задача его как педагога, может быть разрешена только путем долгой систематической работой в том или ином направлении.  

      В заключении хочется отметить, что целенаправленные занятия над упражнениями, гаммами и этюдами формирует профессиональное мастерство юного пианиста.











 

































Администрация города Курска

Комитет культуры и туризма города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4 имени В.Г. Яковлева»

 

Самоанализ открытого учебного занятия по предмету «Специальность» преподавателя по классу фортепиано Рудич С.В.

обучающейся 2-го класса Рудич Анастасией

09.10.2016 г.

 

Характеристика обучающегося:

Рудич Анастасия - обучающаясяся 2-го класса, 8 лет лет, обучается с 1 класса. Имеет хорошие музыкальные данные: хорошо развитое чувство ритма, хорошая музыкальную память, отличный звуковысотный слух, четкое мышление.

Девочка эмоционально отзывчива на музыку, заинтересована в обучении. Настя относится к занятиям серьёзно, на уроках работает активно, увлеченно. Дома отрабатывает игровые приёмы, объективно оценивает свою работу. Игровой аппарат достаточно развитый и свободный.

 

Цель: Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков, помогающих преодолеть технические трудности в исполнении этюдов.

Задачи:

Обучающие:

- освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей.

Воспитывающая:

- воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;

- пробуждение интереса к техническим произведениям;

- развитие упорства в достижении результата;

- воспитание навыка самоконтроля и выносливости.



Развивающая:

- развитие музыкального слуха, памяти, внимания при выполнении заданий, образного мышления, эмоциональной сферы личности, развитие технических навыков.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного. Закрепление пройденного материала, закрепление приёмов работы над техническими трудностями.


Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная.

 

Технологии обучения:               

- технология личностно-ориентированного обучения;

-   технология индивидуального обучения;

-  здоровьесберегающие технологии.

 

Методы работы:

- словесные (вопросы, беседа, наводящие вопросы);

- наглядные (показ преподавателя);

-  тактильный метод;

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-  эмоциональный (подбор ассоциаций и образов, художественные впечатлениями;

- информационно- коммуникативные технологии.



Тип урока: практическая работа

Оборудование: два фортепиано, стулья, подставка, нотная литература, метроном, компьютер.

Структура урока:

  1. Организационный момент (5 минут)

Вступительная беседа

Сообщение темы и плана урока

Представление обучающейся

  1. Основная часть (33 минуты)

Подготовительные упражнения

Исполнение Ми мажор, арпеджио, аккорды, хроматическая гамма

Работа над Этюдами

Нейробика. Нейропсихологические упражнения

Исполнение Этюда

Исполнение этюда

3.Заключение. (3 минуты)

Итог урока.

 Домашнее задание.

Рефлексия.

  

На протяжении всего учебного занятия применялись следующие методы: словесный, наглядный, практический, метод активизации логического мышления, метод сравнения и обобщения, метод подбора ассоциаций и образов, метод развития творческих способностей, игровой метод, была применена технология развивающего и здоровье сберегающего обучения.

В процессе занятия обучающаяся была активна, собрана, внимательна и заинтересована. Практические задачи выполнялись осмысленно, творчески.

Преподаватель обобщила опыт работы над развитием координации рук в классе виолончели.

Тема урока «Работа над техническими моментами при работе над этюдами» раскрыта.

Цель урока «Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков, помогающих преодолеть технические трудности в исполнении этюдов».

Формирование комплекса знаний, умений и навыков игры на фортепиано, а также представления о методах разучивания и приемах работы над произведениями разных жанров и способах решения технических задач – достигнута.

 

Ссылка на видеозапись урока https://cloud.mail.ru/public/MZpL/hg9E3jxtA