Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей»
«Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей»
Презентацию подготовила:
Педагог-психолог «Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
Горелик Анастасия Владимировна
План презентации
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Три вида психосоматических расстройств
- 2. Формирование психосоматических нарушений
- 3. Функциональные и дисфункциональные семьи
- 4. Психологическое консультирование семьи
- 5. Направления работы педагога-психолога с психосоматическими нарушениями у детей
- 6. Отношение родителей к болезни ребёнка
- 7. Реакция родителя на заболевание ребёнка
- 8. Упражнения для детей дошкольного возраста и родителей
- Заключение
Психосоматика
- Психосоматикой называют отрасль науки, находящуюся на стыке медицины и психологии, и изучающую взаимосвязь между психологическими и физическими (телесными) расстройствами.
- Термин «психосоматика» впервые был введен в медицину около 200 лет назад – в 1818 г. Его предложил немецкий врач-психиатр Иоганн Гейнрот, который считал причиной различных заболеваний и расстройств моральные качества человека и переживание им чувства вины.
Три вида психосоматических расстройств
- Конверсионные реакции
- Функциональные расстройства
- Психосоматозы
«Если мы гоним проблему в дверь, она лезет в окно в виде симптома. В основе психосоматических расстройств лежит механизм психологической защиты, который называют вытеснением. Мы стараемся не думать о неприятностях, отметать от себя проблемы, не анализировать их, не встречаться с ними лицом к лицу. Вытесненные таким образом, они «проваливаются» с социального или психологического уровня на телесный».
Зигмунд Фрейд
Формирование психосоматических расстройств
- Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте.
- Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния . Наконец, формируются психосоматические заболевания , которые имеют органическую основу.
Функциональная семья
- • открыто общаются между собой и слушают друг друга;
- • поддерживают друг друга;
- • учат уважать других, развивают доверие к людям;
- • имеют чувство юмора и не отказываются от игр и развлечений;
- • имеют понятие о разделенной ответственности;
- • учат детей понятиям хорошего и плохого;
- • дорожат принадлежностью к семье, ее традициям и ритуалам;
- • уважают потребность в уединении каждого;
- • ценят услуги друг друга, заботу;
- • любят вместе проводить свободное время;
- • умеют распознавать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью.
дисФункциональная семья
- К дисфункциональным относятся те семьи, в которых:
- не принято обсуждать имеющиеся проблемы;
- не принято, открыто проявлять чувства;
- преобладают непрямые коммуникации (допустим, мать просит сына передать отцу нечто важное).
- В таких семьях часто можно услышать:
- • будь сильным, хорошим, правильным, совершенным,
- • живи так, чтобы мы гордились тобой;
- • не будь эгоистом;
- • делай так, как я тебе говорю;
- • не выноси сор из избы.
Консультирование семьи
- Семейное консультирование может быть рекомендовано, если на первичной консультации выявляется ряд конкретных нарушений:
- Отсутствие границ между членами семьи.
- Наличие большого количества запретных тем, которые никогда не обсуждаются, но известны большинству членов семьи.
- «Эффект чтения мыслей»: члены семьи уверены, что знают мысли друг друга и другие должны их понимать, даже если они не высказываются.
- Коммуникация в «треугольниках».
- Противоречивая информация поступает по разным каналам коммуникации.
Задачи
- Консультирования:
- Снижение уровня тревоги в семье;
- Выявление повторяющихся элементов взаимодействия;
- Поддержание позитивных элементов поведения;
- Укрепление чувства компетентности у членов семьи;
- Выявление семейных стратегий.
- Групповой работы:
- Обучить навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
- Повысить самооценку детей и родительской компетентности.
- Обучить родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Психосоматические расстройства у детей
- Одна из ведущих психолого-медико-педагогических проблем настоящего времени. При этом связь между особенностями личности, факторами среды и психосоматическими нарушениями несомненна.
- 3 направления работы с детской психосоматикой:
- 1. Превентивное (профилактическое) направление
- Цель профилактической работы с родителями: проводить встречи, собрания, организовывать консультации, тренинги, имеющие своей целью предупреждение у них формирования деструктивных стилей внутрисемейных взаимоотношений, провоцирующих психосоматические реакции.
- 2. Диагностическое
- 3. Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа
- I этап:
- формирование ощущения безопасности;
- обеспечение состояния внутреннего равновесия, устранение состояния напряжения, используя техники релаксации;
- приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования, развитие способности их безоценочного принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
- применение методик, стимулирующих выражение чувств и понимание связи между эмоциональной сферой и телом;
- выработка адекватного уровня притязаний, адекватной самооценки;
- согласование уровня притязаний, самооценки, способностей;
- налаживание контактов в микросоциальном окружении;
- усиление копинг-поведения, формирование ресурсной составляющей.
Коррекционно-развивающая работа
- II этап:
- работа с психосоматическим симптомом, анализ причин его появления (в том числе, вторичная выгода от болезни), выяснение представлений детей о собственной способности влиять на симптом; создание образного представления желаемого состояния, модели здоровья, наполнение ресурсами.
Отношения родителей к болезни ребёнка
- Закрепление телесных реакций ребёнка в виде психосоматических болезней и их дальнейшее протекание зависят во многом от того, как родители на них реагируют.
- Представления ребенка о заболевании в значительной степени формируются под влиянием мировоззрения и чувств его родителей.
- Среди наиболее часто возникающих у взрослых чувств можно отметить:
- Чувство вины за развитие заболевания;
- Негодование из-за поведения ребенка, якобы приведшего к болезни;
- Отчаяние вследствие неблагоприятного прогноза;
- Безразличие, связанное с отрицанием факта болезни.
Реакция родителей на заболевание ребенка
- Существует четыре основных вида реакции родителей на заболевание ребёнка, которые впоследствии приводят к изменениям в его психике и помогают/мешают в борьбе с заболеванием.
- Адекватное принятие ситуации и проявление активности в её преодолении.
- Паническое бессилие.
- Вытеснение.
- Уход в болезнь.
Упражнения для детей дошкольного возраста
- Упражнение 1. «Воздушный шарик». Время: 0,5-1 мин. Возраст: от 3—5 лет.
- Цель : показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить ребенка «вдыхать и выдыхать».
- 1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
- 2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
- 3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
- 4. Сделай паузу и сосчитай до 5.
- 5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3.
- 6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
- 7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое — надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
- 8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
Упражнения для детей дошкольного возраста
- Упражнение 2. «Самолет». Время: 3 мин. Возраст:6-8 лет.
- Цель: преодоление страха перед ограничениями и самоограничением. Развитие уверенности и установление равнoвecuя между «свободой» и «самоконтролем».
- 1. Займи позицию готовности, как самолет при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у тебя есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.
- 2. Ты летишь! Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие там запахи?
- 3.Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься.
- В следующий раз, когда испугаешься, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!
Упражнения для детей дошкольного возраста
- Упражнение 3 «Путешествие в волшебный лес». Время: 3 мин. Возраст: 6—8 лет.
- Цель: ощущение покоя, снятие волнения. Решение проблем. Обретение собственного места в прекрасном лесу.
- 1. Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее.
- 2. Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.
- 3. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.
- 4. Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы.
Упражнения для детей дошкольного возраста
- Упражнение 4. «Пространство тела ». Время: 10— 15 мин. Возраст: от 2-6 лет.
- Это упражнение можно выполнять, используя одну или две подушки, дома или в детском саду.
- Цель: помощь детям в осознании ограничений в движениях. Усвоение понятий «пространства» и «права другого человека».
- 1. Разбейте какую-либо площадку на квадраты с помощью лент или палок. Каждому ребенку отведите собственный квадрат. Включите музыку, и пусть дети танцуют только в своем квадрате. Если они заденут другого ребенка или заступят за черту, то «вылетают» из игры. Таким образом, участники игры смогут понять разницу своего и чужого пространства.
- 2. Затем можно играть, не используя квадраты, просто напомнив детям, что нужно уважать чужое пространство.
Упражнения для детей дошкольного возраста
- Упражнение 5. «Семейная стена». Время не ограничено. Дети от 6 до 12 лет и родители.
- Цель: развитие самосознания и творческих способностей. Взгляд на себя, как на часть целого.
- Это упражнение хорошо выполнять в выходные или дождливые дни.
- 1. Укрепите большой лист бумаги на стене комнаты.
- 2. Выберите фотографии, вырезки из журналов или другой материал, который может рассказать о вашей семье. Придумайте тему, например, «Семейный отдых», или просто последовательно разложите фотографии.
- 3. Распределите выбранный материал по листу. Приклейте картинки и фотографии. Подпишите их. Вы можете добавить любые сведения или даты.
- 4. Периодически добавляйте ценную информацию и новые фотографии. Отмечайте все важные события жизни вашей семьи: дни рождения, появление первого зуба у младенца, спектакль в школе, приобретение домашнего питомца.
Упражнения для родителей
Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.
Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:
- Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
- Почему я испытываю злость?
- Когда я уже испытывал злость?
- Как часто я злюсь?
- Чем злость мне помогает?
- Чем и где злость мешает?
Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.
Дневник эмоций
- Ведение дневника это очень полезная практика!
- Позволяет отслеживать своё состояние с целью самопознания, осознавать мотивы своих действий и научиться управлять своими эмоциями. К тому же данная практика может помочь восстановить связь с телом и восполнить ресурсы.
Метод «я-высказывания»
- Нужно учиться говорить о своих чувствах другому, в этом может помочь следующая модель построения предложения:
- 1. Факт. (ребенок не слушается). Описание ситуации, которая не устраивает;
- 2. Эмоции/ чувства. «Я испытываю, чувствую…»
- 3. Мысли. «Ведь мне важно…». Объяснение, почему возникает эмоция.
- 4. Желание. «Я хочу…» (говорите о том, какой выход из ситуации предполагаете)
- 5. Вывод. «И тогда…» (что получится в итоге).
- Пример такого высказывания:
- «Когда я вижу разбросанные игрушки, то начинаю злиться, потому что я устаю на работе, и хочу, чтобы ты немного помогал мне».
Визуализация эмоций
- Нарисуйте на бумаге, слепите или представьте себе ваше переживание, чувство.
- Опишите.
- Какое Ваше чувство? Как оно выглядит, какого цвета, формы размера…? Есть ли у него границы… На что оно похоже, возможно на какое-то животное, предмет или фантастический образ? Какие у него предпочтения, привычки? Где оно обитает, чем питается?...
С визуализированным чувством можно поговорить, что-либо спросить у него. Отправить туда, откуда оно не будет беспокоить. Или договориться с ним, понаблюдать, уменьшить его в размерах…
Воображение это прекрасный терапевтический инструмент, который поможет управлять эмоциями.
Заключение
- Работа с психосоматическими расстройствами у детей должна носить комплексный характер и включать в себя психологическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребёнка.
Благодарю
за
внимание!