СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей»

«Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей» Презентацию подготовила: Педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Горелик Анастасия Владимировна

«Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей»

Презентацию подготовила:

Педагог-психолог «Центра психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Горелик Анастасия Владимировна

План презентации ВВЕДЕНИЕ 1. Три вида психосоматических расстройств 2. Формирование психосоматических нарушений 3. Функциональные и дисфункциональные семьи 4. Психологическое консультирование семьи 5. Направления работы педагога-психолога с психосоматическими нарушениями у детей 6. Отношение родителей к болезни ребёнка 7. Реакция родителя на заболевание ребёнка 8. Упражнения для детей дошкольного возраста и родителей Заключение

План презентации

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Три вида психосоматических расстройств
  • 2. Формирование психосоматических нарушений
  • 3. Функциональные и дисфункциональные семьи
  • 4. Психологическое консультирование семьи
  • 5. Направления работы педагога-психолога с психосоматическими нарушениями у детей
  • 6. Отношение родителей к болезни ребёнка
  • 7. Реакция родителя на заболевание ребёнка
  • 8. Упражнения для детей дошкольного возраста и родителей
  • Заключение
Психосоматика Психосоматикой называют отрасль науки, находящуюся на стыке медицины и психологии, и изучающую взаимосвязь между психологическими и физическими (телесными) расстройствами. Термин «психосоматика» впервые был введен в медицину около 200 лет назад – в 1818 г. Его предложил немецкий врач-психиатр Иоганн Гейнрот, который считал причиной различных заболеваний и расстройств моральные качества человека и переживание им чувства вины.

Психосоматика

  • Психосоматикой называют отрасль науки, находящуюся на стыке медицины и психологии, и изучающую взаимосвязь между психологическими и физическими (телесными) расстройствами.
  • Термин «психосоматика» впервые был введен в медицину около 200 лет назад – в 1818 г. Его предложил немецкий врач-психиатр Иоганн Гейнрот, который считал причиной различных заболеваний и расстройств моральные качества человека и переживание им чувства вины.
Три вида психосоматических расстройств   Конверсионные реакции Функциональные расстройства Психосоматозы  «Если мы гоним проблему в дверь, она лезет в окно в виде симптома. В основе психосоматических расстройств лежит механизм психологической защиты, который называют вытеснением. Мы стараемся не думать о неприятностях, отметать от себя проблемы, не анализировать их, не встречаться с ними лицом к лицу. Вытесненные таким образом, они «проваливаются» с социального или психологического уровня на телесный». Зигмунд Фрейд

Три вида психосоматических расстройств

  • Конверсионные реакции
  • Функциональные расстройства
  • Психосоматозы

«Если мы гоним проблему в дверь, она лезет в окно в виде симптома. В основе психосоматических расстройств лежит механизм психологической защиты, который называют вытеснением. Мы стараемся не думать о неприятностях, отметать от себя проблемы, не анализировать их, не встречаться с ними лицом к лицу. Вытесненные таким образом, они «проваливаются» с социального или психологического уровня на телесный».

Зигмунд Фрейд

Формирование психосоматических расстройств Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния . Наконец, формируются психосоматические заболевания , которые имеют органическую основу.

Формирование психосоматических расстройств

  • Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте.
  • Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния . Наконец, формируются психосоматические заболевания , которые имеют органическую основу.
Функциональная семья Члены такой семьи:  • открыто общаются между собой и слушают друг друга; • поддерживают друг друга; • учат уважать других, развивают доверие к людям; • имеют чувство юмора и не отказываются от игр и развлечений; • имеют понятие о разделенной ответственности; • учат детей понятиям хорошего и плохого; • дорожат принадлежностью к семье, ее традициям и ритуалам; • уважают потребность в уединении каждого; • ценят услуги друг друга, заботу; • любят вместе проводить свободное время; • умеют распознавать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью.

Функциональная семья

  • Члены такой семьи:

  • • открыто общаются между собой и слушают друг друга;
  • • поддерживают друг друга;
  • • учат уважать других, развивают доверие к людям;
  • • имеют чувство юмора и не отказываются от игр и развлечений;
  • • имеют понятие о разделенной ответственности;
  • • учат детей понятиям хорошего и плохого;
  • • дорожат принадлежностью к семье, ее традициям и ритуалам;
  • • уважают потребность в уединении каждого;
  • • ценят услуги друг друга, заботу;
  • • любят вместе проводить свободное время;
  • • умеют распознавать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью.
дисФункциональная семья К дисфункциональным относятся те семьи, в которых: не принято обсуждать имеющиеся проблемы; не принято, открыто проявлять чувства; преобладают непрямые коммуникации (допустим, мать просит сына передать отцу нечто важное). В таких семьях часто можно услышать: • будь сильным, хорошим, правильным, совершенным, • живи так, чтобы мы гордились тобой; • не будь эгоистом; • делай так, как я тебе говорю; • не выноси сор из избы.

дисФункциональная семья

  • К дисфункциональным относятся те семьи, в которых:
  • не принято обсуждать имеющиеся проблемы;
  • не принято, открыто проявлять чувства;
  • преобладают непрямые коммуникации (допустим, мать просит сына передать отцу нечто важное).
  • В таких семьях часто можно услышать:
  • • будь сильным, хорошим, правильным, совершенным,
  • • живи так, чтобы мы гордились тобой;
  • • не будь эгоистом;
  • • делай так, как я тебе говорю;
  • • не выноси сор из избы.
Консультирование семьи Семейное  консультирование может быть рекомендовано, если на первичной консультации выявляется ряд конкретных нарушений: Отсутствие границ между членами семьи. Наличие большого количества запретных тем, которые никогда не обсуждаются, но известны большинству членов семьи. «Эффект чтения мыслей»: члены семьи уверены, что знают мысли друг друга и другие должны их понимать, даже если они не высказываются. Коммуникация в «треугольниках». Противоречивая информация поступает по разным каналам коммуникации. 

Консультирование семьи

  • Семейное  консультирование может быть рекомендовано, если на первичной консультации выявляется ряд конкретных нарушений:
  • Отсутствие границ между членами семьи.
  • Наличие большого количества запретных тем, которые никогда не обсуждаются, но известны большинству членов семьи.
  • «Эффект чтения мыслей»: члены семьи уверены, что знают мысли друг друга и другие должны их понимать, даже если они не высказываются.
  • Коммуникация в «треугольниках».
  • Противоречивая информация поступает по разным каналам коммуникации. 
Задачи Консультирования: Снижение уровня тревоги в семье; Выявление повторяющихся элементов взаимодействия; Поддержание позитивных элементов поведения; Укрепление чувства компетентности у членов семьи; Выявление семейных стратегий. Групповой работы: Обучить навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности. Повысить самооценку детей и родительской компетентности. Обучить родителей навыкам конструктивного общения с детьми.

Задачи

  • Консультирования:
  • Снижение уровня тревоги в семье;
  • Выявление повторяющихся элементов взаимодействия;
  • Поддержание позитивных элементов поведения;
  • Укрепление чувства компетентности у членов семьи;
  • Выявление семейных стратегий.
  • Групповой работы:
  • Обучить навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
  • Повысить самооценку детей и родительской компетентности.
  • Обучить родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Психосоматические расстройства у детей Одна из ведущих психолого-медико-педагогических проблем настоящего времени. При этом связь между особенностями личности, факторами среды и психосоматическими нарушениями несомненна. 3 направления работы с детской психосоматикой: 1. Превентивное (профилактическое) направление Цель профилактической работы с родителями: проводить встречи, собрания, организовывать консультации, тренинги, имеющие своей целью предупреждение у них формирования деструктивных стилей внутрисемейных взаимоотношений, провоцирующих психосоматические реакции. 2. Диагностическое 3. Коррекционно-развивающая работа

Психосоматические расстройства у детей

  • Одна из ведущих психолого-медико-педагогических проблем настоящего времени. При этом связь между особенностями личности, факторами среды и психосоматическими нарушениями несомненна.
  • 3 направления работы с детской психосоматикой:
  • 1. Превентивное (профилактическое) направление
  • Цель профилактической работы с родителями: проводить встречи, собрания, организовывать консультации, тренинги, имеющие своей целью предупреждение у них формирования деструктивных стилей внутрисемейных взаимоотношений, провоцирующих психосоматические реакции.
  • 2. Диагностическое
  • 3. Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа I этап: формирование ощущения безопасности; обеспечение состояния внутреннего равновесия, устранение состояния напряжения, используя техники релаксации; приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования, развитие способности их безоценочного принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций; применение методик, стимулирующих выражение чувств и понимание связи между эмоциональной сферой и телом; выработка адекватного уровня притязаний, адекватной самооценки; согласование уровня притязаний, самооценки, способностей; налаживание контактов в микросоциальном окружении; усиление копинг-поведения, формирование ресурсной составляющей.

Коррекционно-развивающая работа

  • I этап:
  • формирование ощущения безопасности;
  • обеспечение состояния внутреннего равновесия, устранение состояния напряжения, используя техники релаксации;
  • приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования, развитие способности их безоценочного принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
  • применение методик, стимулирующих выражение чувств и понимание связи между эмоциональной сферой и телом;
  • выработка адекватного уровня притязаний, адекватной самооценки;
  • согласование уровня притязаний, самооценки, способностей;
  • налаживание контактов в микросоциальном окружении;
  • усиление копинг-поведения, формирование ресурсной составляющей.
Коррекционно-развивающая работа II этап: работа с психосоматическим симптомом, анализ причин его появления (в том числе, вторичная выгода от болезни), выяснение представлений детей о собственной способности влиять на симптом; создание образного представления желаемого состояния, модели здоровья, наполнение ресурсами.

Коррекционно-развивающая работа

  • II этап:
  • работа с психосоматическим симптомом, анализ причин его появления (в том числе, вторичная выгода от болезни), выяснение представлений детей о собственной способности влиять на симптом; создание образного представления желаемого состояния, модели здоровья, наполнение ресурсами.
Отношения родителей к болезни ребёнка Закрепление телесных реакций ребёнка в виде психосоматических болезней и их дальнейшее протекание зависят во многом от того, как родители на них реагируют. Представления ребенка о заболевании в значительной степени формируются под влиянием мировоззрения и чувств его родителей. Среди наиболее часто возникающих у взрослых чувств можно отметить: Чувство вины за развитие заболевания; Негодование из-за поведения ребенка, якобы приведшего к болезни; Отчаяние вследствие неблагоприятного прогноза; Безразличие, связанное с отрицанием факта болезни.

Отношения родителей к болезни ребёнка

  • Закрепление телесных реакций ребёнка в виде психосоматических болезней и их дальнейшее протекание зависят во многом от того, как родители на них реагируют.
  • Представления ребенка о заболевании в значительной степени формируются под влиянием мировоззрения и чувств его родителей.
  • Среди наиболее часто возникающих у взрослых чувств можно отметить:
  • Чувство вины за развитие заболевания;
  • Негодование из-за поведения ребенка, якобы приведшего к болезни;
  • Отчаяние вследствие неблагоприятного прогноза;
  • Безразличие, связанное с отрицанием факта болезни.
Реакция родителей на заболевание ребенка Существует четыре основных вида реакции родителей на заболевание ребёнка, которые впоследствии приводят к изменениям в его психике и помогают/мешают в борьбе с заболеванием. Адекватное принятие ситуации и проявление активности в её преодолении. Паническое бессилие. Вытеснение. Уход в болезнь.

Реакция родителей на заболевание ребенка

  • Существует четыре основных вида реакции родителей на заболевание ребёнка, которые впоследствии приводят к изменениям в его психике и помогают/мешают в борьбе с заболеванием.
  • Адекватное принятие ситуации и проявление активности в её преодолении.
  • Паническое бессилие.
  • Вытеснение.
  • Уход в болезнь.
Упражнения для детей дошкольного возраста Упражнение 1. «Воздушный шарик».  Время: 0,5-1 мин. Возраст: от 3—5 лет. Цель :  показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить ребенка «вдыхать и выдыхать». 1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. 2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. 3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько вы­ходит из шарика. 4. Сделай паузу и сосчитай до 5. 5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3. 6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. 7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое — надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. 8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Упражнения для детей дошкольного возраста

  • Упражнение 1. «Воздушный шарик».  Время: 0,5-1 мин. Возраст: от 3—5 лет.
  • Цель :  показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить ребенка «вдыхать и выдыхать».
  • 1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
  • 2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
  • 3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько вы­ходит из шарика.
  • 4. Сделай паузу и сосчитай до 5.
  • 5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3.
  • 6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
  • 7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое — надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
  • 8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
Упражнения для детей дошкольного возраста Упражнение 2. «Самолет».  Время: 3 мин. Возраст:6-8   лет. Цель:  преодоление страха перед ограничениями и самоограничением. Развитие уверенности и установление равнoвecuя между «свободой» и «самоконтролем». 1. Займи позицию готовности, как самолет при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у тебя есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что твой  самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту. 2. Ты летишь! Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие там запахи? 3.Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься. В следующий раз, когда испугаешься, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!

Упражнения для детей дошкольного возраста

  • Упражнение 2. «Самолет».  Время: 3 мин. Возраст:6-8   лет.
  • Цель:  преодоление страха перед ограничениями и самоограничением. Развитие уверенности и установление равнoвecuя между «свободой» и «самоконтролем».
  • 1. Займи позицию готовности, как самолет при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у тебя есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что твой  самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.
  • 2. Ты летишь! Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие там запахи?
  • 3.Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься.
  • В следующий раз, когда испугаешься, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!
Упражнения для детей дошкольного возраста Упражнение 3 «Путешествие в волшебный лес».   Время: 3 мин. Возраст: 6—8 лет. Цель:  ощущение покоя, снятие волнения. Решение про­блем. Обретение собственного места в прекрасном лесу. 1. Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее. 2. Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Ветер доносит запах сосен. Ты слы­шишь пение птиц, шорохи трав. 3. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними. 4. Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы.

Упражнения для детей дошкольного возраста

  • Упражнение 3 «Путешествие в волшебный лес».   Время: 3 мин. Возраст: 6—8 лет.
  • Цель:  ощущение покоя, снятие волнения. Решение про­блем. Обретение собственного места в прекрасном лесу.
  • 1. Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее.
  • 2. Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Ветер доносит запах сосен. Ты слы­шишь пение птиц, шорохи трав.
  • 3. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.
  • 4. Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы.
Упражнения для детей дошкольного возраста Упражнение 4. «Пространство тела ».  Время: 10— 15 мин. Возраст: от 2-6 лет. Это упражнение можно выполнять, используя одну или две подушки, дома или в детском саду. Цель:  помощь детям в осознании ограничений в движениях. Усвоение понятий «пространства» и «права дру­гого человека». 1. Разбейте какую-либо площадку на квадраты с помощью лент или палок. Каждому ребенку отведите собственный квадрат. Включите музыку, и пусть дети танцуют только в своем квадрате. Если они заденут другого ребенка или заступят за черту, то «вылетают» из игры. Таким образом, участники игры смогут понять разницу своего и чужого пространства. 2. Затем можно играть, не используя квадраты, просто напомнив детям, что нужно уважать чужое пространство.

Упражнения для детей дошкольного возраста

  • Упражнение 4. «Пространство тела ».  Время: 10— 15 мин. Возраст: от 2-6 лет.
  • Это упражнение можно выполнять, используя одну или две подушки, дома или в детском саду.
  • Цель:  помощь детям в осознании ограничений в движениях. Усвоение понятий «пространства» и «права дру­гого человека».
  • 1. Разбейте какую-либо площадку на квадраты с помощью лент или палок. Каждому ребенку отведите собственный квадрат. Включите музыку, и пусть дети танцуют только в своем квадрате. Если они заденут другого ребенка или заступят за черту, то «вылетают» из игры. Таким образом, участники игры смогут понять разницу своего и чужого пространства.
  • 2. Затем можно играть, не используя квадраты, просто напомнив детям, что нужно уважать чужое пространство.
Упражнения для детей дошкольного возраста Упражнение 5. «Семейная стена».  Время не огра­ничено. Дети от 6 до 12 лет и родители. Цель:  развитие самосознания и творческих способно­стей. Взгляд на себя, как на часть целого. Это упражнение хорошо выполнять в выходные или дождливые дни. 1. Укрепите большой лист бумаги на стене комнаты. 2. Выберите фотографии, вырезки из журналов или другой материал, который может рассказать о вашей семье. Придумайте тему, например, «Семейный отдых», или просто последовательно разложите фотографии. 3. Распределите выбранный материал по листу. Приклейте картинки и фотографии. Подпишите их. Вы можете добавить любые сведения или даты. 4. Периодически добавляйте ценную информацию и новые фотографии. Отмечайте все важные события жизни вашей семьи: дни рождения, появление первого зуба у младенца, спектакль в школе, приобретение домашнего питомца.

Упражнения для детей дошкольного возраста

  • Упражнение 5. «Семейная стена».  Время не огра­ничено. Дети от 6 до 12 лет и родители.
  • Цель:  развитие самосознания и творческих способно­стей. Взгляд на себя, как на часть целого.
  • Это упражнение хорошо выполнять в выходные или дождливые дни.
  • 1. Укрепите большой лист бумаги на стене комнаты.
  • 2. Выберите фотографии, вырезки из журналов или другой материал, который может рассказать о вашей семье. Придумайте тему, например, «Семейный отдых», или просто последовательно разложите фотографии.
  • 3. Распределите выбранный материал по листу. Приклейте картинки и фотографии. Подпишите их. Вы можете добавить любые сведения или даты.
  • 4. Периодически добавляйте ценную информацию и новые фотографии. Отмечайте все важные события жизни вашей семьи: дни рождения, появление первого зуба у младенца, спектакль в школе, приобретение домашнего питомца.
Упражнения для родителей «Аверс и реверс» Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались. «Разобрать эмоцию» Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы: Как я испытываю злость (другую эмоцию)? Почему я испытываю злость? Когда я уже испытывал злость? Как часто я злюсь? Чем злость мне помогает? Чем и где злость мешает? Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

Упражнения для родителей

  • «Аверс и реверс»

Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.

  • «Разобрать эмоцию»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

  • Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
  • Почему я испытываю злость?
  • Когда я уже испытывал злость?
  • Как часто я злюсь?
  • Чем злость мне помогает?
  • Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

Дневник эмоций Ведение дневника это очень полезная практика! Позволяет отслеживать своё состояние с целью самопознания, осознавать мотивы своих действий и научиться управлять своими эмоциями. К тому же данная практика может помочь восстановить связь с телом и восполнить ресурсы.

Дневник эмоций

  • Ведение дневника это очень полезная практика!
  • Позволяет отслеживать своё состояние с целью самопознания, осознавать мотивы своих действий и научиться управлять своими эмоциями. К тому же данная практика может помочь восстановить связь с телом и восполнить ресурсы.
Метод «я-высказывания» Нужно учиться говорить о своих чувствах другому, в этом может помочь следующая модель построения предложения: 1. Факт. (ребенок не слушается). Описание ситуации, которая не устраивает; 2. Эмоции/ чувства. «Я испытываю, чувствую…» 3. Мысли. «Ведь мне важно…». Объяснение, почему возникает эмоция. 4. Желание. «Я хочу…» (говорите о том, какой выход из ситуации предполагаете) 5. Вывод. «И тогда…» (что получится в итоге). Пример такого высказывания: «Когда я вижу разбросанные игрушки, то начинаю злиться, потому что я устаю на работе, и хочу, чтобы ты немного помогал мне».

Метод «я-высказывания»

  • Нужно учиться говорить о своих чувствах другому, в этом может помочь следующая модель построения предложения:
  • 1. Факт. (ребенок не слушается). Описание ситуации, которая не устраивает;
  • 2. Эмоции/ чувства. «Я испытываю, чувствую…»
  • 3. Мысли. «Ведь мне важно…». Объяснение, почему возникает эмоция.
  • 4. Желание. «Я хочу…» (говорите о том, какой выход из ситуации предполагаете)
  • 5. Вывод. «И тогда…» (что получится в итоге).
  • Пример такого высказывания:
  • «Когда я вижу разбросанные игрушки, то начинаю злиться, потому что я устаю на работе, и хочу, чтобы ты немного помогал мне».
Визуализация эмоций Нарисуйте на бумаге, слепите или представьте себе ваше переживание, чувство. Опишите. Какое Ваше чувство? Как оно выглядит, какого цвета, формы размера…? Есть ли у него границы… На что оно похоже, возможно на какое-то животное, предмет или фантастический образ? Какие у него предпочтения, привычки? Где оно обитает, чем питается?... С визуализированным чувством можно поговорить, что-либо спросить у него. Отправить туда, откуда оно не будет беспокоить. Или договориться с ним, понаблюдать, уменьшить его в размерах… Воображение это прекрасный терапевтический инструмент, который поможет управлять эмоциями.

Визуализация эмоций

  • Нарисуйте на бумаге, слепите или представьте себе ваше переживание, чувство.
  • Опишите.
  • Какое Ваше чувство? Как оно выглядит, какого цвета, формы размера…? Есть ли у него границы… На что оно похоже, возможно на какое-то животное, предмет или фантастический образ? Какие у него предпочтения, привычки? Где оно обитает, чем питается?...

С визуализированным чувством можно поговорить, что-либо спросить у него. Отправить туда, откуда оно не будет беспокоить. Или договориться с ним, понаблюдать, уменьшить его в размерах…

Воображение это прекрасный терапевтический инструмент, который поможет управлять эмоциями.

Заключение Работа с психосоматическими расстройствами у детей должна носить комплексный характер и включать в себя психологическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребёнка.

Заключение

  • Работа с психосоматическими расстройствами у детей должна носить комплексный характер и включать в себя психологическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребёнка.
Благодарю за внимание!

Благодарю

за

внимание!