СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Класс Рыбы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на изучение характерных признаков класса Рыбы и соответствует требованиям государственного образовательного  стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Класс Рыбы"»

Тема: «Класс Рыбы».

Цель: раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб; черты приспособленности к обитанию в водной среде; узнать, какую роль в природе и практическое значение имеют рыбы.

Оборудование: таблица, рисунки учебника.

1.Проверка знаний.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас вы выполните тестовые задания.

а) Тест по теме «Рыбы – позвоночные животные». (5 мин.)

2. Изучение нового материала.

- Тема урока «Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение».

-Всего известно 20000 видов рыб.

-Все рыбы – водные животные.

-Надкласс рыбы делиться на два класса: Класс Хрящевые и Класс Костные рыбы.

-Класс Хрящевые включает 630 видов.

- К этому классу относят два подкласса Акулы и Скаты.

У хрящевых рыб скелет целиком хрящевой. Жаберных крышек нет, и жабры имеют 5 – 7 жаберных щелей. Нет плавательного пузыря. Кожа покрыта своеобразной чешуей, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две неравные лопасти, из которых верхняя более крупная.

- Класс Костные рыбы.

- Всего известно более 19000 видов.

Бывают пресноводными и морскими. Имеют частично окостеневший или костный скелет. Жаберные щели прикрыты крышкой. Обычно имеется плавательный пузырь, но у некоторых он не развивается. Класс Костные рыбы представлен 3 подклассами: Лучеперовые, Кистеперовые, Двоякодышашие. Лучеперовые имеют два надотряда: Костистые и Костно- хрящевые.

-Вы знаете, что существует очень много различных рыб. Много интересного о подводном царстве вы читали, видели и слышали. Вообразите себе гигантский аквариум – величиной с классную комнату.

-Давайте его заселим рыбами . Условимся так: каждый из вас предлагает свою рыбу, но, чтобы поместить ее в аквариум, надо убедить всех в том , что эта рыба очень красивая, либо очень полезная, или в общем очень интересная.

-Марина, помести свою рыбу в наш аквариум.

- Давайте поселим в аквариум акулу. Конечно, большая не поместиться, но маленькой – колючей акуле, которая часто встречается в Черном море, - места хватит. Она около двух метров, хищница, как и ее крупные родичи. В теле акулы нет костей (только одни хрящи), кожа акул шершавая, как наждачная бумага. Акула, живородящая рыба: выметывает до 30 детенышей. Все акулы отличные пловцы, их тело , похожее на веретено, легко рассекает воду. Поэтому, наверное, люди и придали форму тела акулы подводным лодкам и торпедам. Как стрела, мчится акула под водой и встреча с ней не обещает ничего хорошего: акулы прожорливы и ненасытны.

- Сережа, теперь ты помести свою рыбу в наш аквариум.

- Давайте поселим в наш аквариум замечательных электрических рыбок. Уже много лет ученые изучают загадочные свойства этих рыб. Давно известна их способность, вырабатывать электричество. Энергия, которую вырабатывают 1000 угрей, достаточно, для движения электропоезда в течение нескольких минут. Правда, после этого поезду пришлось бы стоять сутки в ожидании, пока живые батареи восстановят свои заряды. Сильными разрядами (до 300 вольт и больше) крупный угорь может на смерть поразить человека и парализовать быка. Электрический угорь – самая мощная из современных электрических рыб. У других Электрических рыб (скатов, сомов) разряды меньшей силы, но они помогают им защищаться от врагов.

- Даша, а кого ты поместишь в наш аквариум.

- Иногда о человеке говорят: «Он чувствует себя как рыба в воде». Подразумевая, что ему легко, свободно. Но некоторые рыбы могут жить и вне родной стихии.

Такую интересную рыбу (ее называют протоптер африканский) я хочу предложить поселить в наш аквариум. Когда у протоптера на родине начинают высыхать водоемы, он зарывается в ил. Так и живет протоптер внутри кокона из ила до тех пор, пока не пойдут снова дожди. Тогда водоемы заполняются водой и рыбы начинают плавать.

- Демид, а кого ты поселишь в наш аквариум?

-Чтобы увеличить количество ценных промысловых рыб, их не только охраняют в наших водоемах, но и акклиматизируют, т. е. перевозят и разводят так, где их не было. Так, в Краснодарском крае начали разводить толстолобика и белого амура, переселив их из пресных водоемов Дальнего Востока. Эти рыбы питаются водными растениями, мелкими моллюсками, личинками насекомых. Они быстро растут, хорошо прибавляют в весе. Белый амур достигает массы 30 кг, толстолобик – 16 кг. Мясо по вкусу похоже на мясо карпа. У карпа мясо более вкусное и жирное, чем у его дикого предка – сазана. Блюда из рыбы очень вкусны и легко усваиваются организмом. Поэтому рыбу считают ценным питательным и диетическим продуктом.

- Лена, помести свою рыбу в наш аквариум.

- Латимерия – единственный вид подкласса Кистеперовые, доживший до наших дней. Встречается в районе Коморских островов. Избегают, освещенные участки, предпочитают затемненные места обитания. Латимерия – хищник, рот вооружен острыми зубами. Длина тела достигает у взрослых особей 125 – 180 см, масса 25 – 80 кг. Плавники мясистые, похожие на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных.

- Коля, теперь ты помести свою рыбу в наш аквариум.

- Осетры вместе со своими близкими родичами – белугой, севрюгой и стерлядью – с давних пор славятся у нас высокими гастрономическими качествами. Все осетровые имеют мясо превосходного качества и очень ценную черного цвета икру. Самая крупная из осетровых рыб – белуга, живущая в Каспийском, Черном и Адриатическом морях. Это огромная рыба, с тупым рыльцем, достигающая 8 м длины и 11 – 12 ц массы (до таких размеров достигают белуги почти к столетнему возрасту, что в настоящее время является исключительной редкостью).

- Зачем за интересными рыбами ездить так далеко? Совсем рядом, в Черном море, живут замечательные рыбешки – морская игла и морской конек.

В ней нитки нет и нет ушка,

Нет плавников среди брюшка;

Игла от года к году

Все шьет

Морскую воду.

Шьет, не спеша – куда спешить?

Ведь море все равно не сшить!



В море, в зарослях игривых,

Вьется пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька,

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко.

Не зевай, глупыш – рачок:

От врага – один скачок!

- Вот вы и поместили своих рыб в наш аквариум.

- Мы познакомились с большим разнообразием рыб, их значением в жизни человека.

- Значение рыб в природе определяется тем, что они входят в цепь питания водных организмов.

- Условия обитания, состав пищи, конкуренты и враги повсюду различны, от этого и зависит их разнообразное строение и поведение рыб.

- Какие имеют приспособления рыбы, обитающие в толще воды и ее поверхности (имеют обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник, это позволяет им быстро плавать, спасаясь от врагов и в погоне за добычей).

- Какие имеют приспособления рыбы, обитающие на дне. (Плавают медленно, их уплощенное тело малозаметно для добычи и для врагов).

- Какие приспособления имеют рыбы, живущие среди ярких коралловых зарослей? (Имеют пеструю и яркую окраску).

-Какие приспособления имеют рыбы, живущие в водоемах пещер.

(В условиях полной темноты, обитают бесцветные рыбы, некоторые имеют светящиеся органы, т. к. на глубину никогда не проникает свет).

- Выявили черты приспособленности у рыб.

- Ребята, давайте, сравним изученные нами классы рыб между собой, найдем сходства в их строении и на основании их сделаем вывод:

Все рыбы – водные позвоночные животные, с телом, как правило, покрытым чешуей. Основным, у некоторых и единственным органом дыхания пожизненно являются жабры. Развитие происходит только в воде. Конечности имеют форму плавников. Сердце двух камерное. Головной мозг состоит из пяти отделов.

3. Закрепление.

а). Самостоятельная работа.

- Рассмотрите свои рисунки.

Определите, к каким систематическим группам относятся рыбы?

4. Домашнее задание.

Изучить текст на странице 180 – 183.

Рубрика «Проверьте свои знания».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!