СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обществознания в 8 классе Богатые и Бедные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока обществознания на основе самостоятельной работы проводится в 8 классе при изучении нового материала по теме Богатые и Бедные, разработана по учебнике Кравченко и объединяет в себе две темы.

Просмотр содержимого документа
«урок общество 8 богатые и бедные»

Воронцова Ю.Н.

Учитель истории

МКОУ НГО «Павдинская СОШ»

Изучение нового материала по теме «Богатые и бедные» в 8 классе.

Цель: обеспечить усвоение учащимися проблем бедных, причин богатства и бедности, путей решения проблемы бедности.

Задачи урока:

1. Обучающие: выяснить значение слов - богатство, бедность, социальное неравенство, доход, порог бедности, прожиточный минимум, приличествующий уровень жизни; умение объяснять их;

2. Развивающие - работать со СМИ, анализировать, развивать навыки критического мышления, творческих способностей учащихся, умение приводить примеры, сравнивать, комментировать.

3. Воспитательные: воспитать нравственные качества, чувства социальной справедливости и равенства, сострадания, милосердия; формировать жизненные цели.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята, мы продолжаем с вами изучать социальную структуру общества. И на сегодняшнем уроке нам предстоит рассмотреть вопрос о бедности и богатстве. Эта тема очень важна, тем более, что она вызывает в обществе противоречивые мнения

Чтобы вспомнить предыдущий материал, решите данный тест:

1. Одним из критериев стратификации является:

1) возраст;

2) пол;

3) место жительства;

4) доход.

2. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации».

Касты, граждане, классы, сословия, рабство. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

3. Установите соответствие между типами стратификации их определениям: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СТРАТИФИКАЦИИ

А) Каста 1) Социальная группа, права и обязанности

которой передаются по наследству.

Б) Сословие 2) Группа современного общества,

отличающаяся от других доходом,

образованием, властью и престижем.

В) Класс 3) Социальная группа, членом которой

человек становится исключительно по

своему рождению.

Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и актуальная тема урока, а вот о чём мы будем говорить попробуйте определить сами по следующим высказываниям:

• Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими (Эпикур, древнегреческий филосов).

• По – настоящему богат тот, кто ни в чём не нуждается (Ф.Филельфо, итальянский гуманист).

• Бедность – не грех (Д.Герберт, английский поэт).

• Бедность есть мать пороков, а также и величайших изобретений (И.Рихтер, немецкий писатель).

Учитель: Действительно, сегодня мы будем говорить о богатстве и бедности, о богатых и бедных.

Неравенство зародилось на определённом этапе развития общества. Что же такое неравенство?

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными слоями населения.

- Как вы считаете, это нормальное явление или нет?

Хотим мы того или не хотим, неравенство было, есть и будет. Очень многие гуманисты, философы пытались ответить на вопрос о справедливости или несправедливости неравенства.

От неравенства нам никуда не деться. Давайте посмотрим на диаграмму социального расслоения в нашей стране. Богатые люди ( миллионеры, миллиардеры) составляют всего 6% населения (цифры примерные). А бедные и нищие – намного больше половины населения.

Чтобы рассмотреть эту проблему, нужно посмотреть, как и отчего люди становятся бедными.

Составить список причин бедности людей. Отметить в списке красным цветом причины, с которыми может справиться сам человек; синим цветом – причины, для устранения которых нужна помощь государства; синим и красным – требуются усилия человека и государства.

Записать в тетрадь:

Учитель: Уровень жизни людей является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д.

От нищеты к роскоши или обратно человек может пройти следующие ступени:

1. Нищета (андеркласс) – удовлетворяет только физические потребности.

2. Абсолютная бедность – доход не позволяет удовлетворить даже основные потребности в пище, еде, жилище, одежде.Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни.

3. Приличествующий уровень жизни - доход позволяет вести комфортный образ жизни.

4. Богатство – большой доход позволяет владеть большой собственностью.

5. Роскошь - излишества в жизненных удобствах и удовольствиях, связанные с расточительством.

Проблемы есть у всех: и у бедных и у богатых. Меньше всего их у зажиточных людей (середняков).

Проблемы богатых – это лично их проблемы. А вот проблемы бедных касаются всего государства и общества.

Задача государства – уменьшить количество бедных и повысить уровень зажиточных людей. Но, чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах бедности.

Давайте выделим с вами причины бедности и главные признаки богатства сравним их с причинами на слайде:

Мы видим, что причиной бедности может быть и лень, и пьянство, а также и обстоятельства, в которые человек попадает помимо своей воли. Поэтому и пути решения проблемы бедности будут различные.

А сейчас попробуем разобрать пути борьбы с бедностью со стороны государства и самих людей:

-Поднимать престиж образования;

-Повысить ответственность родителей за воспитание и образование детей;

-Повысить зарплату бюджетникам;

-Повысить социальные пособия тем, кто не в состоянии сам себя обслуживать (инвалидам, сиротам).

-Стабилизировать экономику;

Сначала попробуйте самостоятельно перечислить ,что могут сделать сами бедные, а затем сравним с данными на слайде:

-Получать образование;

-Искать работу и много трудиться;

-Развивать в себе самостоятельность, инициативность, предприимчивость;

-Не надеяться на помощь государства, а учиться самим зарабатывать деньги;

-Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголизм);

Подведение итогов. А теперь давайте вернёмся к нашей теме : так что же такое бедность- порок или не порок? Нужно ли стыдиться бедности или любой ценой стремиться к богатству? А может, наоборот, бедностью надо гордиться? (Выводы и мнения учащихся)

Закрепление:

Найдите выход из ситуации:

• У юноши нет родителей, он живёт на пособие от государства и пенсию бабушки. Денег на подготовительные курсы в институт нет…

• Менеджер крупной фирмы из – за её слияния с другой фирмой потерял работу. На его попечении находится жена с маленьким ребёнком…

Выходной тест урока (рефлексия):

1. Данная тема актуальна и интересна

да нет

2. Я понял тему урока

да нет

3. Что ещё хотел бы узнать по теме?

4. Какой вывод я могу сделать для себя?

5. За что я могу поблагодарить себя во время урока?

6. Мне понравился(ась) как работал(а) на уроке…

Домашнее задание:

1) Читать параграфы 19 -20 учебника «Обществознание» Кравченко А. И. 8 класс.

Используемая литература:

Интернет-ресурсы:

http://revolution.allbest.ru/sociology/00064182_0.html

http://ulon.ru/content/view/134/8/

http://www.rhr.ru/index/midday/7138.html

Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010.

Махоткин А.В. Махоткина Н.В.Обществознание в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2010.

Обществознание. 8 класс./ Под редакцией Кравченко, «Просвещение», 2001.

Просмотр содержимого презентации
«Богатые и бедные 8 класс»

Богатые и бедные Урок по обществознанию 8 класс учитель истории и обществознания Воронцова Ю.Н.

Богатые и бедные

Урок по обществознанию

8 класс

учитель истории и обществознания

Воронцова Ю.Н.

Проверка д/з 1.  Одним из критериев стратификации является: 1)  возраст; 2)  пол; 3)  место жительства; 4)  доход. 2. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации». Касты, граждане, классы, сословия, рабство. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. 3. Установите соответствие между типами стратификации их определениям: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТИФИКАЦИИ А) Каста 1) Социальная группа, права и обязанности  которой передаются по наследству. Б) Сословие 2) Группа современного общества,  отличающаяся от других доходом,  образованием, властью и престижем. В) Класс 3) Социальная группа, членом которой  человек становится исключительно по  своему рождению .

Проверка д/з

1. Одним из критериев стратификации является:

1) возраст;

2) пол;

3) место жительства;

4) доход.

2. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации».

Касты, граждане, классы, сословия, рабство. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

3. Установите соответствие между типами стратификации их определениям: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СТРАТИФИКАЦИИ

А) Каста 1) Социальная группа, права и обязанности

которой передаются по наследству.

Б) Сословие 2) Группа современного общества,

отличающаяся от других доходом,

образованием, властью и престижем.

В) Класс 3) Социальная группа, членом которой

человек становится исключительно по

своему рождению .

Богатые % Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими (Эпикур, древнегреческий филосов). •  По – настоящему богат тот, кто ни в чём не нуждается (Ф.Филельфо, итальянский гуманист). •  Бедность – не грех (Д.Герберт, английский поэт). •  Бедность есть мать пороков, а также и величайших изобретений (И.Рихтер, немецкий писатель).  Бедные % 44,9   73,6   51,2  67,0 83,6   80,5   68,6  55,9

Богатые %

Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими (Эпикур, древнегреческий филосов).

По – настоящему богат тот, кто ни в чём не нуждается (Ф.Филельфо, итальянский гуманист).

Бедность – не грех (Д.Герберт, английский поэт).

Бедность есть мать пороков, а также и величайших изобретений (И.Рихтер, немецкий писатель).

Бедные %

44,9

73,6

51,2

67,0

83,6

80,5

68,6

55,9

Термины НЕРАВЕНСТВО – НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФИЦИТНЫХ РЕСУРСОВ ОБЩЕСТВА – ДЕНЕГ, ВЛАСТИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕСТИЖА – МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ  СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ.   НИЩЕТА (АНДЕРКЛАСС) – УДОВЛЕТВОРЯЕТ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ.   АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ – ДОХОД НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УДОВЛЕТВОРИТЬ ДАЖЕ ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПИЩЕ, ЕДЕ, ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДЕ.   ОТНОСИТЕЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ – НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ УРОВЕНЬ ПРИЛИЧЕСТВУЮЩЕЙ ЖИЗНИ.   ПРИЛИЧЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - ДОХОД ПОЗВОЛЯЕТ ВЕСТИ КОМФОРТНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.   БОГАТСТВО – БОЛЬШОЙ ДОХОД ПОЗВОЛЯЕТ ВЛАДЕТЬ БОЛЬШОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ.   РОСКОШЬ - ИЗЛИШЕСТВА В ЖИЗНЕННЫХ УДОБСТВАХ И УДОВОЛЬСТВИЯХ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОЧИТЕЛЬСТВОМ.

Термины

НЕРАВЕНСТВО – НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФИЦИТНЫХ РЕСУРСОВ ОБЩЕСТВА – ДЕНЕГ, ВЛАСТИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕСТИЖА – МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ. НИЩЕТА (АНДЕРКЛАСС) – УДОВЛЕТВОРЯЕТ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ. АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ – ДОХОД НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УДОВЛЕТВОРИТЬ ДАЖЕ ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПИЩЕ, ЕДЕ, ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДЕ. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ – НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ УРОВЕНЬ ПРИЛИЧЕСТВУЮЩЕЙ ЖИЗНИ. ПРИЛИЧЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - ДОХОД ПОЗВОЛЯЕТ ВЕСТИ КОМФОРТНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. БОГАТСТВО – БОЛЬШОЙ ДОХОД ПОЗВОЛЯЕТ ВЛАДЕТЬ БОЛЬШОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. РОСКОШЬ - ИЗЛИШЕСТВА В ЖИЗНЕННЫХ УДОБСТВАХ И УДОВОЛЬСТВИЯХ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОЧИТЕЛЬСТВОМ.

ПРИЧИНЫ  БЕДНОСТИ   Отсутствие работы Низкая заработная плата Экономический кризис Слабая помощь государства Высокие цены Несчастный случай, стихийное бедствие Пьянство и лень

ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ

Отсутствие работы

Низкая заработная плата

Экономический кризис

Слабая помощь государства

Высокие цены

Несчастный случай, стихийное бедствие

Пьянство и лень

Проверка: Главные признаки богатства

Проверка: Главные признаки богатства

  • Качество жилищных условий
  • Возможность провести отпуск за границей
  • Доступность приобретения дорогой мебели и бытовой техники
  • Уровень медицинского обслуживания
  • Возможность для детей добиться в жизни намного большего, чем большинство их сверстников
  • Возможности получения хорошего образования
  • Большая уверенность в завтрашнем дне
  • Возможности проведения досуга (посещение дорогостоящих дискотек, ресторанов и т.д.)
  • Возможность приобретения недвижимости за рубежом
  • Наличие дорогого автомобиля
  • Возможность иметь интересную работу
  • Отношение к ним окружающих
  • Незащищенность от физического насилия и посягательств на их собственность
Подведение итогов

Подведение итогов

Рефлексия 1.  ДАННАЯ ТЕМА АКТУАЛЬНА И ИНТЕРЕСНА  ДА НЕТ  2.  Я ПОНЯЛ ТЕМУ УРОКА  ДА НЕТ  3.  ЧТО ЕЩЁ ХОТЕЛ БЫ УЗНАТЬ ПО ТЕМЕ?  4.  КАКОЙ ВЫВОД Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СЕБЯ?  5.  ЗА ЧТО Я МОГУ ПОБЛАГОДАРИТЬ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ УРОКА?  6.  МНЕ ПОНРАВИЛСЯ(АСЬ) КАК РАБОТАЛ(А) НА УРОКЕ…

Рефлексия

1. ДАННАЯ ТЕМА АКТУАЛЬНА И ИНТЕРЕСНА ДА НЕТ 2. Я ПОНЯЛ ТЕМУ УРОКА ДА НЕТ 3. ЧТО ЕЩЁ ХОТЕЛ БЫ УЗНАТЬ ПО ТЕМЕ? 4. КАКОЙ ВЫВОД Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СЕБЯ? 5. ЗА ЧТО Я МОГУ ПОБЛАГОДАРИТЬ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ УРОКА? 6. МНЕ ПОНРАВИЛСЯ(АСЬ) КАК РАБОТАЛ(А) НА УРОКЕ…

Кто принимает  решения ?

Кто

принимает

решения ?

Используемая литература: Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru/sociology/00064182_0.html http://ulon.ru/content/view/134/8/ http://www.rhr.ru/index/midday/7138.html Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010. Махоткин А.В. Махоткина Н.В.Обществознание в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2010. Обществознание. 8 класс./ Под редакцией Кравченко, «Просвещение», 2001.
  • Используемая литература:
  • Интернет-ресурсы:
  • http://revolution.allbest.ru/sociology/00064182_0.html
  • http://ulon.ru/content/view/134/8/
  • http://www.rhr.ru/index/midday/7138.html
  • Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010.
  • Махоткин А.В. Махоткина Н.В.Обществознание в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2010.
  • Обществознание. 8 класс./ Под редакцией Кравченко, «Просвещение», 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!