СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку на тему: "Краткие прилагательные".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока (конспект+презентация) на тему: "Краткие прилагательные".

Просмотр содержимого документа
«краткие прилагательные»

Тема: «Краткие прилагательные».

Цели урока:

Обучающие:

Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.

Развивающие:

Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Воспитывающие:

Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация «Прилагательные полные и краткие», раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- приветствие,

- проверка посещаемости.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествовать по «Стране прилагательных» и совершим несколько остановок для изучения всех интересных мест в этой замечательной стране. И очередная наша остановка называется «Полные и краткие прилагательные».

А что такое путешествие? Приведите примеры.

  1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, а для начала мы с вами вспомним, что же такое прилагательное?

- Для чего нам нужны имена прилагательные?

- Вспомните, пожалуйста, стихотворения, которые мы с вами изучали на уроках литературы и назовите мне несколько прилагательных, которые автор использовал в соей лирике?

(Ответы).

- Молодцы, ребята! А теперь мы с вами посмотрим, как вы умеете различать имена прилагательные от других частей речи!

(На доске слова, которые относятся к различным частям речи, нужно правильно их распределить по столбикам. Ученики по одному выходят к доске, выполняют работу и объясняют свой выбор).

-Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием!

  1. Объяснение нового материала.

А теперь обратите внимание на доску. (Слайд №3).

Выразительно прочитайте стихотворения. Найдите в первом стихотворении имена прилагательные. Как вы их определили? Что они обозначают? Для чего автор использовал их в своем тексте?

(ответы, запись в тетрадях)

Молодцы, ребята! А вы знаете, как называются такие прилагательные?

(Такие прилагательные называются полными)

Посмотрите внимательнее на второе стихотворение. Что интересного вы увидели или нашли в этом стихотворении?

(дети называют слова, записывают в тетрадях)

Как вы думаете, к какой части речи будут относиться данные слова?

(имена прилагательные)

Как вы это определили?

(Они обозначают признак предмета)

Верно, ребята! А как вы думаете, чем отличаются прилагательные первого стихотворения от прилагательных второго стихотворения? Такие прилагательные называются краткими.

-Ребята, подумайте, какой вопрос мы зададим полным прилагательным?

(Какой?, Какая?, Какое?, Какие?). (Слайд №4)

Как они изменяются?

(ответы)

А теперь подумайте, какой вопрос мы можем задать кратким прилагательным?

(Каков? Какова? Каково? Каковы?)

Отлично, ребята!

Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам и по родам.

(Слайд №5)

Какие окончания имеют краткие прилагательные? Посмотрите на них внимательнее. (Слайд №6)

(Выделяют в тетрадях)

(м.р.(нулевое окончание), ж.р.(-а, -я), ср.р. (-о, -е)

Ребята, теперь мы поговорим о синтаксической роли в предложениях.

(на доске запись) (запись в тетрадях)

Воздух легок и чист.

(Воздух-подлежащее, легок и чист - сказуемые)

-Попробуем разобрать по членам. Краткие прилагательные в предложении всегда являются сказуемыми. А какие это сказуемые?

(однородные)

Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.

(Слайд №7, 8)

1) Для умелой руки все работы легки.

2) Корень учения горек, да плод сладок.

3)Сам стар, да душа молода.


  1. Закрепление. Работа с карточками.

(работа по группам)

Ребята, на карточках, которые вы получили, дан ряд полных прилагательных. Ваша задача образовать от полных прилагательных краткие, а рядом подобрать антонимы к кратким прилагательным.

Что такое антонимы?(ответ)

Та группа, которая первая справится с этим заданием, получает отметку «отлично»

Запишите краткие формы прилагательных.

Узкий - узок, узко, узка;

Резкий- резок, резко, резка;

Мягкий - мягок, мягко, мягка;

Бледный – бледен, бледно, бледна;

Горький – горек, горько, горька;

Страшный – страшен, страшно, страшна.


Подберите антонимы.

Узкий – широкий – широк

Мягкий – твердый – тверд

Горький – сладкий – сладок

Бледный – яркий – ярок.


  1. Физминутка.


(Учитель диктует прилагательные. Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое. Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное - на месте хлопают в ладошки).


Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.


Напишите краткие прилагательные колюч и могуч.

(Без мягкого знака на конце)

У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак не пишется.

(Слайд №9)

(Запись в тетрадях)


  1. Игра «Ромашка»


Ребята, на доске вы видите три одинаковые детали наших ромашек.

Какие это детали?

(Серединки)

Верно! Это серединки красивого цветка. Интересно, что на них располагаются?

(Имена существительные).

Верно, ребята. Но чего не хватает у наших ромашек?

(Лепесточков)

Конечно, ребята, без лепесточков мы не сможем понять, какой это цветок! Ребята, а что вы знаете о ромашке?

(Лекарственное растение)

Имена существительные являются центральным звеном нашей ромашки. А на недостающих лепестках, которые я вам раздам, вы придумаете прилагательные, которые дадут характеристику нашим существительным. Затем озвучим полученные результаты и заполним ими наши ромашки.


Молодцы, вы замечательно справились с этой непростой задачей!


  1. Тест «Проверь себя»

1. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

а) подлежащего; б) определения; в) сказуемого.

2. Краткие прилагательные связаны:

а) с именем существительным; б) с глаголом; в) с наречием.

3. В краткой форме прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь; б) всегда пишется ь; в) написание ь зависит от рода.

4. К шипящим согласным не относятся:

а) ж, ш; б) ч, щ; в) з, ц.

5. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных м. р., 2-го склонения;

б) у существительных 1-го склонения, ж. р., во мн. числе, в род. падеже;

в) у глаголов на шипящий.

  1. Подведение итогов.

Ребята, вот и подошёл к концу наш урок.

Давайте постараемся ответить на вопрос: «Что нового я узнал сегодня уроке?».

(ответы).

Как мы сможем различить краткие прилагательные от полных?

Для чего нам нужны краткие имена прилагательные?

Как изменяются краткие прилагательные?

Какую синтаксическую роль играют краткие имена прилагательные?

(ответы)

Оценивание.

  1. Домашнее задание.

Знать, какие прилагательные называются краткими, выучить правила. Составить кроссворд об имени прилагательном.


Просмотр содержимого презентации
«01»

Тема: «Краткие имена Прилагательные».

Тема:

«Краткие имена

Прилагательные».

Цели урока: Обучающие: Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности  кратких прилагательных и их синтаксической роли. Развивающие: Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. Воспитывающие: Воспитать интерес к русскому языку,  развить творческие способности учащихся.

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности

кратких прилагательных и их синтаксической роли.

Развивающие:

  • Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Воспитывающие:

  • Воспитать интерес к русскому языку,

развить творческие способности учащихся.

Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он!   (Е. Баратынский) Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела, А нынче... погляди в окно… (А.С. Пушкин)

Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

(Е. Баратынский)

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные

желтела,

И ты печальная сидела,

А нынче... погляди в

окно…

(А.С. Пушкин)

Вопросы, на которые отвечают прилагательные: Полные Краткие прилагательные: прилагательные: Лес (Какой?) красивый Лес (Каков?) красив Совесть (Какая?) чистая Совесть (Какова?) чиста Небо (Какое?) ясное Небо (Каково?) ясно

Вопросы, на которые отвечают прилагательные:

Полные

Краткие

прилагательные:

прилагательные:

Лес (Какой?) красивый

Лес (Каков?) красив

Совесть (Какая?) чистая

Совесть (Какова?) чиста

Небо (Какое?) ясное

Небо (Каково?) ясно

Полные прилагательные изменяются по родам, числам, по падежам.    Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам и по родам.

Полные прилагательные изменяются по родам, числам, по падежам.

Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам и по родам.

Окончания прилагательных Полные Краткие прилагательные прилагательные Красив ый Красив   Чист ая Чист а   Ясн ое Ясн о

Окончания прилагательных

Полные

Краткие

прилагательные

прилагательные

Красив ый

Красив

Чист ая

Чист а

Ясн ое

Ясн о

Пословицы  Для умелой руки все работы легки.   Корень учения горек,  да плод сладок.   Сам стар, да душа молода.

Пословицы

Для умелой руки все работы легки.

Корень учения горек,

да плод сладок.

Сам стар, да душа молода.

Синтаксическая роль кратких прилагательных  Для умелой руки все работы легки.   Корень учения горек, да плод сладок.

Синтаксическая роль кратких прилагательных

  • Для умелой руки все работы легки.

  • Корень учения горек, да плод сладок.

  • Сам стар, да душа молода.
КОЛЮЧ И МОГУЧ  У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак не пишется .

КОЛЮЧ И МОГУЧ

У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак не пишется .

Итог урока Что нового я узнал сегодня на уроке? Как мы сможем различить краткие прилагательные от полных? Для чего нам нужны краткие имена прилагательные? Как изменяются краткие прилагательные? Какую синтаксическую роль играют  краткие имена прилагательные?

Итог урока

  • Что нового я узнал сегодня на уроке?
  • Как мы сможем различить краткие прилагательные от полных?
  • Для чего нам нужны краткие имена прилагательные?
  • Как изменяются краткие прилагательные?
  • Какую синтаксическую роль играют

краткие имена прилагательные?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!