СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой материал по обучению грамоте в 1 классе. Согласные звуки и буквы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевой материал по обучению грамоте  для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Речевой материал по обучению грамоте в 1 классе. Согласные звуки и буквы.»

Систематизация речевого материала для занятий 1 класса



Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


С, С'

1. Звук С - согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука С губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет), воздушная струя холодная.
2. Определите место звука С в словах: санки, носки, пылесос, кактус.
3. Сделать звуковой анализ слогов: са, со, су, сы, ас, ос, ыс, ус
4. Определите место звука Сь в словах: семь, письмо, сетка, сито, гусь, василек.
5. Игра «Какая - какое – какой?» (синий, синее, синяя).
6. Собери слова: С, Н, А, О, С; О, Т, И, С.
7. Составьте предложение из слов: сад, в, стоять, высоко, сосна.
8. Выучить:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Где снег, там и след. 
Мы сидим на лесенке  И поем мы песенки.

1. Вспомнить, что «С» - согласный, глухой, твердый.
2. Придумайте слова, в которых звук С стоял бы в начале,
середине, конце слова.
3. Перечислите названия посуды в которых присутствует
звук С.
4. Выучить:
На что похожа буква «С»? Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. (В. Степанов)
5. Напечатайте букву С, с; слоги: ас, ос, ус, не, ее, слова: сок,
сани, сумка, коса.
6. Зашифруйте слово «суп».
7. Определи, что хотел написать художник
8. Составь схему к словам: сок, усы, носок.
9. Сделай звуко - буквенный анализ слов: суп, нос, сито.


К

1. Звук К - согласный, твердый, глухой. При произнесении звука К рот приоткрыт, кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором
выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, голоса нет.
2. Повтори слоги: ка - ко - ку - кы ; ко - ку - кы – ка; ку - кы - ка - ко; кы - ка - ко – ку.
3. Определи количество звуков в слогах, словах: ак, ко, ук, кы, кукла, кот, ток.
4. Найди одинаковый звук в словах, булка, ветка, клетка, белка, кот.
5. Отбери картинки со звуком К, определи их местоположение.
6. Игра «Сосчитай до пяти». 1 кот, 2 кота, 3 кота, 4 кота, 5 котов.
7. Выучи скороговорки:
Клала Клава лук на полку.
Кликнула к себе Николку.
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

1. Вспомни, что «К» - согласный, глухой, твердый.
2. Назвать одинаковый звук в словах: ключ, ветка, кот, кит, коньки, кресло, коса.
3. Придумай слова, в которых звук К стоял бы в начале, середине, конце.
4. Назови персонажей сказок, имена которых начинаются со звука К.
5. Расшифруй слово: кукла, игла, танк (кит).
6. Выучи: На что похожа буква «К»'?
Кто отправляется в полет,
В клюве веточку несет?(Г. Виеру)
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он - как буква К.(В. Степанов)
7.Г рамматическая арифметика
Кабан - ан + лук = ? (каблук)
Ква + рак - ак + тира = ? (квартира)
Кот + елка – кА = ? (котел)
8. Выложи из подручного материала букву К.
9. Напечатай слоги с буквой К.
10. Сделай звуко - буквенный анализ слов: кот, утка
11. Закончи рисунок.

Систематизация речевого материала для занятий 1 класса



Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Т

1. Звук Т - согласный, твердый, глухой. При произнесении звука Т, кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, голоса нет.
2. Повтори за мной цепочку слогов, слов со звуком Т: та - то - ту - ты - ат - от - ут - ыт - танк - ток - тур - тыл - трава - тулуп.
3. Сделай звуко - буквенный анализ слов. Определи место звука в словах.
4. Отложи картинки со звуком Т.
5. Прохлопай количество слогов в словах со звуком Т:
тополь, таракан, тулуп, тут, ток, тара.
6. Игра «Один - много».
7. Выучи скороговорку:
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали.
Да ноги - то оттопали.

1. Вспомни, что звук Т - согласный, твердый, глухой.
2. Назови посуду, в названии которой есть звук Т.
3. Определи место звука Т в слогах, словах.
4. Найди одинаковый звук в словах: тигр, платье, кот, тарелка, нитки,
5. Посмотри на картинки и определи, какое слово зашифровано, (трактор, ракета, утюг, дом - труд)
6. Выучи: 
На что похожа буква Т?
Молоток стучит: «Тук - тук!
Букве Т я старый друг». (В. Степанов)
7. Выложи из счетных палочек букву Т.
8. Напечатай буквы Т.т; слоги: ат, от, ут, ыт; слова: тут, том, там, пот, тыква.
9. Напечатай предложение: Тут Тома.
10. Запомни: имена, название городов, рек, первое слово в предложении пишем с большой буквы,
11. Запомни: слова в предложении пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка.
12. К словам подбери схемы: том, так, ток, тур, кот, сыт, тот, пот,
13. Исправь ошибку художника


Л

1. Звук Л - согласный, твердый, звонкий. При произнесении, кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, есть голос.

1. Вспомни, что «Л» - согласный, звонкий, твердый.
2. Назови игрушки со звуком «Л».
3. Определи место звука в словах: лопатка, полка, пол.
4. Придумай слова, начинающиеся на слог:
Ла.....Ло  …Л у …Лы ...
5. На что похожа буква «Л »?
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш. (В. Степанов)
6. Выложи из палочек: Л, л, ал, ул, ол, ыл, эл, ла, ло, лу, лэ, лак, лук, лупа.
7. Сделай звуко - буквенный анализ слов: лупа, плот.
8. Игра «Измени слово»,
9. Подбери к схеме слова: - - л, л - -.
10. Исправь ошибку художника.

Систематизация речевого материала для занятий 1 класса



Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Р

1. Звук Р - согласный, твердый, звонкий. При произнесении
звука Р - кончик языка касается бугорков за верхними
губами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые
связки работают, есть голос.

2. В тетради зарисуй картинки, чтобы звук Р стоял в начале, середине, конце слова.
3. Определи количество слогов в словах: рубашка, крыша, рот, карандаш.
4. Игра « Четвертый лишний ».
5. По серии картинок составь 5-6 предложений.
6. Послушай рассказ «Снеговик». Определи количество в
нем предложений, в предложении - слов, в слове - слогов
и звуков. Перескажи текст.
7. Выучи:
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
Проворонила ворона вороненка.

1. Звук Р - согласный, твердый,
2. Вспомни и назови мебель, в названии которой есть звук Р (кресло, кровать, сервант, картина, ковер).
3. Определи место звука в словах: борщ, рыба, шар, 
4. Придумай рифму к:
Ра - ра - ра - высокая гора, Ри - ри - ри - Ар - ар - ар - Ор - ор - ор -  Ир - ир – Ир - Ро - ро - ро -  Ру - ру – ру Ре - ре - ре -
5. Выучи: 
На что похожа буква Р?
Буква Р - на мачте парус.
Вдаль плывет, небес касаясь. (В. Степанов)
6. Вставь букву Р: ... ак, ...епа, ...едис, ...ама.
7. Придумай предложение со звуком Р.
8. Сделай звуко - буквенный анализ слов: рот, рис.
9. Собери слово: КА, НО, РА, РЕ, СА, ТА, РО, ГА, ПА.
10. Подбери схему к словам: рак, рот, рука, рык, рис, нора, кора, Вера, тара,
11. Дорисуй букву Р.


В

1. Звук В - согласный, звонкий, твердый. При произнесении
звука В, нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними
зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, есть голос.
2. В тетради зарисовать картинки со звуком В.
3. Сделать звуко - слоговой анализ слов: вата, ворона.
4. Прочти предложение и определи количество слов, в словах - слогов, в слогах - звуков.
5. Игра «Четвертый лишний».
6. Составь 3-4 предложения по серии картинок.
7. Выучи:
Воробья врачи спасли, В вертолет его внесли. 
Вертолет вертел винтами.  Волновал траву с цветами.

1. Выучи, что звук В - согласный, звонкий, твердый.
2. Назови имена мальчиков, которые начинаются на звук В.
3. Из перечисленных слов, определи какой звук одинаковый: василек, велосипед, дверь, ворона, вход, волк, видео.
4. Игра «Камень-вата». Определить твердость и мягкость звука в словах: вилка, варежки, веник, волк, вьюга.
5. Игра «Узнайте звук».
6. Выучи: 
На что похожа буква В?
Словно букву В
7. Игра «Буква потерялась».

8. Игра «Найди лишнее слово»

Систематизация речевого материала для занятий 1 класса



Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Н


1. Звук Н - согласный, твердый. Когда произносим звук «Н», кончик языка прижат к верхним зубам, спинка
языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2. Определите место звука в словах: нога, спина, енот, сон, лен, окно.
3. Сделать звуко - буквенный анализ слов, сон, енот.
4. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Н»: нога, рука, нос, сапог, ум.

1. Запомни, что «Н» - согласный, звонкий, твердый.
2. Выучи:
На что похожа буква «Н»? 
Там я букву Н найду, 
Где гамак висит в саду.
(В. Степанов)
3. Определи позицию звука «Н» в словах: нос, колено, окна.
4. Придумай слова со звуком «Н».
5. Собери слово по первым буквам: 
нитки, окно, гриб, автобус ( нога).
6. Выложи букву «Н» из подручного материала.
7. Напечатай букву Н н; слоги: ан, он, ен, ун, ну, на, но.
8. Напиши по памяти знакомые буквы.
9. Сделай звуко - буквенный анализ слова « накат». Зарисуй к нему схему.
10. Определи, что хотел нарисовать художник и дорисуй.


П


1. Звук П - согласный, глухой, твердый. При произнесении звука П, губы сомкнуты и под напором выдыхаемого воздуха размыкаются. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, голоса нет.

2. Повтори за мной: ап - оп - уп - ип - ып.
3. Определи место звука в словах: липа, пила, луна, панама, потоп, топ.
4. Выберите картинки со звуком П.
5. Придумайте слова на слоги: па, по, пу, пи.
6. Игра «Четвертый лишний».

7. Выучи:

Петя пилил пилой пень. 
За гиппопотамом по пятам 
Топает гиппопотам


1. Вспомни, что звук П - согласный, глухой, твердый.
2. Придумай слова на звук П.
3. Определи место звука П в словах: помидоры, пионы, пальто, потоп, стоп.
4. Придумай рифму к слогам: па, по, пу, пи.

5. Выучи:

На что похожа буква П?
Пойдем отсюда по тропе,
И мы дойдем до буквы П.
 
(С. Маршак)

6. Напечатай звук П, п; слоги; па, по, пу, пи; слова: пила, пилот, папа, пуп.
7. Сделай звуко - буквенный анализ слов: пума, пила.
8. Нарисуй схему к словам,
9. Дорисуй букву.

Систематизация речевого материала для занятий 1 класса



Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


М

1. Звук М – согласный, звонкий, твердый. При произнесении звука М, губы сомкнуты и не размыкаются. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Голосовые связки работают, есть голос. 
2. Повтори за мной: ма—мо—му—мы-ми-ме-мю-мя. 
3. Звуковой анализ обратного слога. Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой первый звук? Какой второй? Произнесем слог, проговаривая 1 и 2 звук: ам, ум, им.
4. Подобрать картинки, в которых есть звук «м».
5. Прохлопай слога в словах: мак, муха, машина.
6. Выучить:
Мед в лесу медведь нашел. 
Мало меду, много пчел. 
Ма - ма - ма - дома я сама. 
Му - му - му - молоко кому?
Мо - мо - мо — едим эскимо. 
Мы - мы - мы - прочитали мы. 
Ми - ми - ми -поем ноту ми.

1. Запомни, что «м» - согласный, звонкий, твердый. 

2. Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, макароны, манка, молоко, морс).

3. Определить место звука в словах: мох, дом, дама, малина, лимон.

4. Вспомнить и назвать слова, начинающиеся на слог: ма, мо, мы, ми.

5. Напечатать буквы М м; слоги: ма, мо, му, мы, слова: мама, машина.

6. Сделать звуко - буквенный анализ слов: дом, мука.

7. Придумай к схемам слова: - - м, м - -.

8. Определи, что напутал художник.


З

1. Звук «3» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении зубы сближены, губы немного растянуты, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, есть голос.
2. Определить позицию звука в словах: коза, глаз, зуб, замок, роза, заяц.
3. Прохлопай слова: запад, коза, роза, заноза, муза, зонт, фазан.
4. Игра «Чего не стало?» Козы - нет коз, зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнезда.
5. Составлять предложения по сюжетным картинкам.
6. Выучить скороговорку. 
Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет.
7. Объясни:
За двумя зайцами погонишься –
Ни одного не поймаешь

1. Вспомни, что «з» - согласный, звонкий, твердый.
2. Рассмотри картинки. Найди одинаковый звук в словах.
3. Определить место звука в словах: коза, зубы, гнездо, ваза, забор.
4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: дятел, очки, часы, кубик, аквариум (дочка)
5. На что похожа буква «3»?


З не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.


6. Выложить букву «З» из палочек, веревочек.
7. Написать буквы: З з; слоги, слова со звуком «З».
8. Составь слово из рассыпной азбуки.
9. Сделать звуко - буквенный анализ слова: зонт 
10. Исправь ошибку.

Систематизация речевого материала для занятий 1 класса



Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Б

1. Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении губы сомкнуты и разжимаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, есть голос. 
2. Повтори за мной: аб - об - уб; аб - уб - об; об – уб - аб; аб - об - уб - иб; об - уб - иб - аб; уб - иб – аб - об.
3. Определи последний звук в словах: боб, дуб, хлеб, столб.
4. Подбери картинки, где встречаются в словах звук «Б».
5. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук «Б»: банан, бобер, столб, стоп, топ, белка, паутина, подкова, барабан.
6. Определи количество слогов в словах: боб, бор, дуб, белка, бочка, баран, Буратино, бабочка, берет, береза, билет. 
7. Игра «Чего не стало». 
8. Выучить чистоговорку: 
Ба - бо - бы - на дворе стоят столбы. 
Бу - бы - ба - из окна торчит труба.

1. Запомнить, что «Б» - согласный, звонкий, твердый.
2. Вспомнить и назвать слова со звуком «Б»
3. Определить место звука «Б» в словах: банан, губы, буквы, соболь.
4. Назвать животных со звуком «Б» (бык, буйвол, кабан, собака, баран, зебра, соболь, бобр, бизон).
5. Придумать как можно больше слов на слоги «ба» и «бу»


6.Выучить «На что похожа буква Б»
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном. 
Умывайся! Будь здоров. 
Богатырь Борис Бобров!
 
(В. Степанов)
7. Напечатать буквы, слоги, слова со звуком «Б».
8. Сделать звуко - буквенный анализ слов: дуб, баня.
9. Исправь ошибку


Д

1.Звук «Д» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, есть голос.

2.Из представленных картинок выбрать те, в которых встречается звук «Д».

3.Звуко - слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.

4.Определить место звука «Д» в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша, звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.

5.Игра «Сосчитай до пяти» (один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов).

6.Составь слова из слогов: зве, зды, дыш, лан, до, блюю, я, ды, го, до, ста, ка, дуд, сол.

7.Собери предложение: 
Самолет, лететь, над, дом.
8. Запомни чистоговорку: 
Да - да – да, да - да - да - моет руки нам вода, 
Ды - ды - ды, ды - ды - ды - мы не можем без воды. .

1. Запомнить, что «Д» - согласный, звонкий, твердый. 
2 Назвать слова на звук «Д».

3.Определить позицию звука «Д» в именах: Даша, Дима, Федот, Лида, Данила. Богдан.

4. Найди одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика.

5Отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

6. Выучи: «На что похожа буква «Д»?
Вот стоит, дымок пуская.
Буква Д - труба печная

7. Игра «Твердый - мягкий», подними синюю карточку, если в названии предмета согласный «Д» твердый, зеленую - если мягкий: дерево, садовников, звезда, дом, дуб, дети,
ударник, орден.
8 Игра «Где звук?»,

9.Напечатать буквы Д д; слоги со звуком «Д»; слова со звуком «Д».


Систематизация речевого материала для занятий 1 класса




Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Ч


1. Звук «Ч» — согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении губы слегка выдвинуты вперед и
округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным
зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба.
2. Отбери картинки со звуком «Ч», определи их место в слове.
3. Звуко - слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели.
4. Прохлопай слова: черепаха, песочница часы, гречиха, читальня, булочка. Определи количество
слогов в слове.
5. Придумай рассказ. Сосчитай в нем предложения, слова в каждом предложении.



1. Вспомни, что звук «Ч» ...,...,....
2. Назвать слова со звуком «Ч».
3. Игра "Кто внимательный?», запомни слова со звуком «Ч».
4. Игра «Слоговой аукцион», продолжи слова: чи…, ча…, че…, чер…, пач…, реч…
5. Игра «Кто больше», придумай слова, где звук «Ч» в конце.
6. Выучи: «На что похожа буква Ч»?
Ч с четверкой спутал чижик 
И прочел: «Четыре ижик». 
(Г. Виеру)
7. Напечатать букву Ч, ч; слоги со звуком «Ч»; слова со звуком «Ч».
8. Игра «Волшебная цепочка».


Ш


1. Звук «Ш» - согласный, твердый, глухой, шипящий. При произнесении губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
2. Подбери картинки, где встречается звук «Ш».
3. Звуко - слоговой анализ слов: шкаф, штаны.
4. Игра «Составь слово из слогов».
5. Игра «Один много»
6. По сюжетным картинкам составь предложения, сосчитай их и слова в них находящиеся. 
7. Заучи: 
Даша под душем моет шею и уши.


1. Вспомни, что звук «Ш» - ..., ...., ….
2. Определи позицию звука в словах: душ, шапка, машина.
3. Придумай слова со слогами: ша, шу, ши
4. Зашифруй слово - душ.
5. Выучи: «На что похожа буква Ш?» Шура сено ворошил.
Вилы в сене позабыл.
(Г. Виеру)
6. Игра «Кто больше», придумай слова, в которых звук «Ш» в начале, середине, конце
7. Сделать полный звуко - буквенный анализ слов мошки, шуба.


Систематизация речевого материала для занятий 1 класса




Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Ж


1. Звук «Ж» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении губы выдвинуты вперед и округлены.
Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
Голосовые связки работают, есть голос.
2. Зарисуй в тетради предметы со звуком «Ж».
3. Звуко - слоговой анализ слов: жук,"лыжи.
4. Определи количество слогов в словах: жук, лыжи, ножи, ужи, жаворонок, ежевика, жеребенок, художник.
5. Игра «Кто у кого?», у лошади жеребенок, у ежа -, у ужа, у моржа -.
6. Составь предложение по схеме представленной на доске,
7. Заучи: Не живут ужи, где живут ежит.


1. Вспомнить, что звук «Ж» -…, …, …. 
2. Зашифруй слово - жаба.
3. Игра «Кто внимательный», найди одинаковый звук в словах представленных на доске, определи их место в
слове.
4. Игра «Слоговой аукцион», придуман слова на слог «ЖА»
5. Выучи: «На что похожа буква Ж?»
Эта буква широка
И похожа на жука. 
И при этом, точно жук, 
Издает жужжащий звук: 
Ж - ж - ж - ж - ж.
6. Из букв разрезной азбуки выложить слова со звуком «Ж».
7. Игра «Лесенка», придумай слова, которые начинались бы на звук «Ж»


Г


1. Звук «Г» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки
работают, есть голос.

2. Отбери картинки со звуком «Г», определи его место в слове.

3. Звуко - слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.

4. Составь слова, которые начинались бы на слог, га, го, гу.

5. Игра «Голубой, голубая, голубые», гамак, голуби, вагон, газета.

6. Составь рассказ, чтобы слова в нем были со звуком «Г», сосчитай, сколько слов в предложении


1. Запомни, что звук «Г» - согласный, твердый, звонкий.
2. Назови фрукты со звуком «Г».
3. Игра «Кто внимательный», найди одинаковый звук в словах; запомни слова со звуком «Г, Г'». 
4. Игра «Слоговой аукцион», к данному слогу прибавьте другой, чтобы получилось слово: гри...(бы), гал.. (ка), гу...(си).
5. Игра «Разложи вещи», на первой полке звук «Г» в начале, на второй - в середине, на третьей - в конце.
6. Игра «Наоборот».

7. Выучи: «На что похожа буква г?»

Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.

(С. Маршак)
8. Сделан полный анализ слова «ГАМАК». Зарисуй схему, под схемой напечатай буквы.

Систематизация речевого материала для занятий 1 класса




Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Х


1. Звук «X» - согласный, твердый, глухой. При произнесении кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, голоса нет.
2. Определить позицию звука в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей.
3. Звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.
4. Игра «Один - много», слова подбираются со звуком «X» (поход - походы). 
5. Объясни пословицу: 
Делано на спех –
Делано на смех.


1. Вспомнить, какой звук «X».
2. Как мы смеёмся? (ха-ха-ха).
3. Игра «Кто внимательный», взять любую сказку, прочитать и назвать слова, в которых встречался звук «X».
4. Придумать слова, где звук «X» был бы в начале, середине, конце.
5. Выучить: «На что похожа буква Х?»
Держим мы в руках бревно.
Чтоб не выпало оно.
(Е. Тарлапан)
6. Сделать полный анализ слова «хвост»
7 Игра «Собери слово»: Ь, Т, С, О, Р, Б, А, Р, X.


Ц


1. Звук «Ц» - согласный, твердый, глухой. При произнесении вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами,
кончик языка упирается в нижние зубы.Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука «С», а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, голоса нет.
2. Отобрать карточки со звуком «Ц».
3. Звуко - слоговой анализ слова: цветы, цапля.
4. Составь слово используя первые звуки слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта. ( Цапля)
5. Запомните, а затем повторите слова, которые вам прочитает логопед.
6. Заучите: 

Бегают две курицы прямо на улице.


1. Вспомни, какая буква Ю?
2. Игра «Слоговой аукцион», придумай слова, оканчивающиеся на ЦА, ЦЫ, ЦО.
3. Игра «Доскажи словечко».
Длинным клювом тонким
Схватил лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?... (Цапля)
4. Игра «Что кому?». 
Портнихе для работы - ножницы,
повару -, математику - , продавцу -.
5. Выучить: «На что похожа буква Ц?»
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце. 
Коготог - царапка.
Как кошачья лапка. (А. Шибаев)
6. Игра «Волшебная цепочка».
7. Игра «Слово рассыпалось»: К, Е, Ц, В, О, Т.


Систематизация речевого материала для занятий 1 класса



Речевой материал по звуковой речи


Речевой материал по обучению грамоте


Щ


1. Звук «щ» - согласный, мягкий, глухой. При произнесении губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, голоса нет.
2. Выбери из представленных картинок только те, в которых есть звук «Щ».
3. Звуко - слоговой анализ слов: щепка, щенок.
4. Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица, экскаваторщик, регулировшик.
5. Игра «Еще больше»:
рука - ручище, нога – ножище и т.д.
6. Составь предложения по картинкам.


1. Вспомни, что буква «щ» - согласная, твердая, глухая.
2. Назови предметы, которые начинаются на звук «Щ».
3. Придумай слова, где звук «Щ» стоит в начале, середине, конце.
4. Игра «Буква потерялась»: ...ука, ово...и, ...и, товари... и, ле... .
5. Игра «Слоговое лото», собери слово из слогов.
6. Выучи: «На что похожа буква Щ?»

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? 
Ну что же!
(Е. Тарлапан)

7. Проговори: Волки рыщут, пищу ищут


Ф


1. Звук «Ф» - согласный, глухой, твердый. При произнесении нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.Голосовые связки отдыхают,голоса нет.
2. Повтори: аф-оф-иф-ыф-уф-яф-еф
3. Найди одинаковый звук в словах: фартук, фундук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
4. Запомни слова со звуком «Ф», которые прочитает логопед.
5. Отгадай имя мальчика по первым звукам названий: фрукты, ель, дом, яблоко.
6. Игра «Сосчитай до пяти»: один фрукт, два фрукта,…..пять фруктов.




  1. Вспомни, какой звук «Ф»? 

  2. Определи место звука в словах: фазан, фартук, конфета, шарф.

  3. Придумай слова, начинающиеся на слоги: ФА,ФО.

  4. Выучить: «На что похожа буква Ф?»



Филин в книжку залетеф, 

Притворился буквой Ф.
(А. Шибаев)

  1. Напечатай слоги, слова со звуком «Ф».

  2. Игра «Твердый - мягкий».

  3. Игра «Кто больше», назвать как можно больше слов со звуком «Ф».