СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков рассказывает об уроке русского языка в 6 классе, связанного с развитием речи учащихся – изложение с творческим заданием.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков»

Алямкина Вероника Александровна Портфолио Отчет В2

Группа №5 учителя 3 уровня

Г. Усть-Каменогорск 16.04.2014 г.


Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков


На уроке русского языка в 6 классе, связанного с развитием речи учащихся – изложение с творческим заданием, использовались ключевые идеи 7 модулей Программы (Приложение 1). Урок был построен по технологии критического мышления; использовалась мультимедийная презентация.

Для того чтобы обучение было эффективным, мне необходимо было создать комфортную, располагающую обстановку на уроке, поэтому при организации работы в группе я, в первую очередь, особое внимание уделила созданию положительного психологического настроя на урок, используя прием «Подари улыбку» (Приложение 2). Кроме этого данный метод позволил организовать новые группы (по цвету смайликов). Новый способ деления на группы прошел легко. Так как на прошлых уроках мною было отмечено, что роль лидера чаще всего выполняют одни и те же ученики, то для себя сделала вывод о необходимости развития лидерских качеств у всех учащихся. Поэтому спикеры групп были назначены мною с согласия всех ребят из числа учеников, которые стараются быть в тени. Беседуя с учениками, выяснила, что деление на группы с помощью смайликов им нравится больше, чем авторитарное деление по выбору учителя. Кроме того, при сменном составе групп учащиеся учатся вести диалог, взаимодействовать друг с другом, проявляя взаимоуважение, взаимопонимание.

Поэтому посредством диалога на основе личных размышлений и социального взаимодействия ребятам было предложено высказать предположения - ассоциации к слову «МЫ» (Приложение 3). Проанализировав ассоциации, выяснили, что у всех групп есть общие и одна из них – «друзья». Таким способом ребята вышли на тему творческого изложения и далее попытались определить понятие «друг» путем составления синквейна (Приложение 4). Использованные приемы критического мышления позволили мне вызвать у ребят интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, к осмыслению понятия, а учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому понятию.

При работе с текстом изложения учащимся было предложено определить стиль и тип текста, доказать, что данный текст представляет собой притчу, сформулировать основную мысль, придумать название. Данные виды заданий были направлены на знание, понимание и применение лингвистических и литературоведческих терминов, интерпретацию содержания притчи. Кроме этого по тексту изложения был организован взаимоопрос при помощи приема «Тонкие и толстые вопросы», что позволило задействовать все уровни мышления по таксономии Блума: от знания до оценки [2.С.84]. Несмотря на то, что для выполнения работы была предложена таблица с клише (Приложение 5), составление «толстых» вопросов вызвало затруднение. При «Перекрестном опросе» ребята увидели свои ошибки. С предложенной задачей не справилась одна группа, потому что, не поняв задания, начала писать «ответы» и сориентировалась поздно, поэтому прозвучал повтор уже заданных вопросов. Групповая работа по стратегии «Тонкие и толстые вопросы», с одной стороны, позволила мне создать условия для формирования активной и осмысленной познавательной позиции учеников, организовать процесс эффективной коммуникации как в группе, так и между группами при взаимоопросе. Но с другой стороны, данный прием продемонстрировал, что учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопросов. Поэтому для перспективных действий отметила, что следует чаще практиковать работу по составлению вопросов, используя такие приемы, как «Ромашка Блума», «Трехуровневое интервью».

На уроке была спроецирована и творческая деятельность учащихся, при которой ученики получили больше возможности самореализации в процессе обучения. Для поддержания интереса и активности учащихся, развития логического мышления я предложила им спрогнозировать концовку притчи. Ответы учащихся продемонстрировали понимание основной мысли произведения, которая успешно была ими сформулирована в придуманных концовках. Второе задание предполагало размышление над интерпретационными вопросами: «Почему легко и светло, когда рядом настоящий друг?», «Настоящий друг – это …», «Легко ли быть другом?». Данные вопросы были направлены на развитие творчества и нравственного потенциала учащихся, «стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта» [1.С.154], на понимание и оценку такой нравственной категории как «дружба». Прием «Авторский стул» (Приложение 6) позволил пронаблюдать творческих и одаренных учащихся. При этом по количеству поднятых рук для себя отметила, что уровень тревожности снизился, ученики уровня С, которые старались отмалчиваться на уроках, теперь стремятся познакомить со своим творчеством и безбоязненно читают свои размышления. В данном случае диалогическое обучение было «поддерживающим» и способствовало тому, что «ученики формулировали идеи свободно, без страха, смущения из-за неправильного ответа» [1.С.157],

Таким образом, еще раз убедилась в том, что групповая форма работы и применение стратегий критического мышления на уроке способствовали развитию метапознавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, создали условия для творческой самореализации личности, помогли преодолеть психологический барьер и повысить самооценку.

Для рефлексии деятельности на уроке был использован прием «Две звезды – одно желание» [3.С.24]. Она помогла ученикам осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Анализируя высказывания учащихся, я пришла к выводу, что у них появился интерес к изучению предмета, они отмечают важность и пользу подобных уроков и выражают желание к дальнейшей работе в данном направлении. Ребятам нравится групповое взаимодействие, потому что при работе в группе они вовлечены в процесс «обмена мыслями», им легче вместе справиться с поставленной задачей, «выразить свое понимание темы» [1.С.145].

На уроке развития речи, который предполагает суммативную оценку за выполнение письменной работы, мне было важно проследить и работу каждого в группе. С этой целью я предложила спикерам групп заполнить «Лист оценивания деятельности отдельного учащегося при групповой работе» [3.С.27]. Оценивание происходило по определенным критериям (Приложение 7). Анализируя листы, мне удалось косвенно пронаблюдать, насколько каждый ученик был активен при обсуждении, умеет ли он предлагать идеи, внимательно слушать и задавать вопросы, оказывает ли он помощь своим товарищам и как выполняет свои обязанности в группе. Рефлексия показала, что мне удалось активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников, вовлечь их в процесс обучения.

Таким образом, на данном уроке я попыталась через организацию групповой работы при помощи различных приемов создания коллаборативной среды и развития критического мышления реализовать ключевые идеи таких модулей Программы, как «Лидерство и управление», «Новые подходы в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями». Спроецированная творческая деятельность помогли внедрить идеи модуля «Обучение талантливых и одаренных». Использование элементов информационно - коммуникационных технологий в качестве средства демонстрации позволило на уроке мотивировать всех учащихся к изучению и познанию темы и частично применить модуль «Информационно-коммуникационные технологии». Различные приемы рефлексии урока учащимися способствовали реализации модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и позволят мне планировать дальнейшие действия по реализации Программы.

Внедрение на уроке ключевых идей 7 модулей позволило развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, создать атмосферу сотрудничества; активизировать познавательный интерес; способствовало развитию критического мышления и коммуникативных навыков; помогло осуществить саморефлексию деятельности. В перспективе планирую при групповом взаимодействии уделять больше внимание развитию лидерских качеств у всех учащихся, формировать мышление более высокого уровня через составление «толстых вопросов».



Использованная литература.

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание.-WWW.cpm.kz

  2. Мерсеитова С. Обучение как поиск и поиск для обучения: Формы и методы развития критического обучения обучающихся/Серия «Школа профессионального развития» – Караганда, 2011. – 204 с.

  3. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина.- Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

Приложение 1

Неделя 3. День 1

17.03.14

6 «Б» класс

Тема

Урок №4 Развитие речи. Творческое изложение.

Ссылка

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе (2013-2014 учебный год)

Среднесрочное планирование (март 2014 г.)

Общие цели

Цель: создать условия для развития речи учащихся в ходе выполнения соответствующих учебных задач.

Задачи:

  1. образовательная: формировать умения излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

  2. развивающая: продолжить развитие критического мышления, памяти, устной и письменной речи, творческих способностей.

  3. воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств, чувства ответственности за свои поступки, доброжелательного отношения друг к другу.

Результаты обучения


  • понимание смысла текста;

  • осознание необходимости собственной позиции;

  • формирование собственных идей о нравственных понятиях;

  • оценивание собственных поступков и поступков окружающих;

  • создание собственного литературного текста;

  • активизация познавательного интереса к учению; повышение мотивации учения;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление взаиморефлексии;

  • создание атмосферы сотрудничества между учениками.

Основные идеи

  • обучение в соответствии с возрастными особенностями через игровые моменты урока;

  • использование технологии критического мышления способствует более глубокому осмыслению и пониманию текста, формирует у учеников умения выделять главное в тексте, анализировать, делать выводы;

  • интерактивные методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности, вызывают устойчивый интерес к предмету;

  • обучение через работу в группах способствует организации диалога по проблеме урока, способствует созданию атмосферы сотрудничества между учениками, воспитывает взаимоуважение, толерантность, развивает коммуникативные навыки;

  • различные виды оценивания (формативное, суммативное) дают возможность для повышения мотивации, последующей коррекционной работы;

  • использование ИКТ позволяет поддерживать внимание учащихся на протяжении всего урока, развивает эстетический вкус.

Оборудование

  • мультимедийный проектор, презентация;

  • РМ – текст притчи;

  • РМ - таблица «Тонкие и толстые вопросы»;

  • РМ - смайлики;

  • листок формативного оценивания «Две звезды - одно желание»;

  • авторский стул;

  • ламинированные листы, фломастеры, маркеры.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Этап

«Вызова»


2 мин.


  1. Организационный момент. Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке и деление на группы.

- Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

На партах лежат недорисованные смайлики разных цветов. Учащимся предлагается выбрать по одному смайлику. Учитель спрашивает, чего не хватает на рисунке (улыбки). «Верно, улыбки. Так нарисуйте её на картинках и подарите соседу по парте справа». Повернитесь к нашим гостям и им подарите улыбку, и вы увидите их добрые лица. И пусть эта атмосфера доброжелательности царит на уроке.

  1. Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили строку для темы урока.

- Ребята, мы продолжаем путешествие по замечательной стране знаний. На одном из уроков во время нашего морского путешествия мы нашли с вами волшебную шкатулку, в которой лежат настоящие драгоценности. Давайте откроем ее.





Ребята дорисовывают улыбку на смайлике и дарят соседу справа. Затем ребята объединяются в группы по цвету смайликов, рассаживаются по своим группам.





Оформление работы.


  1. Этап

«Осмысления»


4 мин.




5 мин.






5 мин.






















10 мин.


15 мин.


  1. Составление ассоциативной карты к слову «МЫ»

. Что же там лежит?

Я МЫ

- Какое из этих местоимений вам нравится больше? Почему?

- Представьте, что слово МЫ – магнит. Какие слова оно притянет к себе?


  1. Составление синквейна.

- Посмотрим, что же ещё лежит в нашем сундуке?

Крепкая дружба, лучший друг, исключительное взаимопонимание.

- Как вы понимаете данные слова? Составьте синквейн к слову «Друг».

- Молодцы, эти слова приведут нас к следующей драгоценности – поучительной притче.


  1. Чтение притчи (с остановкой). Прогнозирование концовки текста.

Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:


* Учитель делает остановку.

- Как вы думаете, что ответил друг?


- Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Задание.

- Определите стиль и тип речи.

- Докажите, что данный текст представляет собой притчу.

- Придумайте название притчи.






  1. Работа с таблицей «Тонкие и толстые вопросы». Взаимоопрос.



  1. Написание эссе. «Авторский стул».

- Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста. Сформулируйте ее.

Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке (ведь очень важно уметь прощать обиды, тем более лучшему другу) и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко и светло...


- Я предлагаю вам поразмышлять на эту тему. Итак, творческое задание:

  1. Ответить на вопрос: “Почему легко и светло, когда рядом настоящий друг?”

  2. Продолжите фразу: “Настоящий друг – это...”

  3. Напишите миниатюру по личным впечатлениям “Легко ли быть другом?”.


Составляют в группе ассоциативную карту. Зачитывают свои ассоциации.

Единство, сила, дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, товарищество, преданность, верность, помощь, умение прощать, забота, доверие и т.д.

Составляют синквейн в группе. Представляют свой вариант.







Слушают текст.











Прогнозирование концовки текста. Учащиеся предлагают свои варианты.



Отвечают на поставленные вопросы.

Художественный, повествование.

Действующие лица не названы по именам. Напоминает басню, содержит мораль. Неопределённые местоимения позволяют сделать вывод, что автор обращается к любому лицу, как в пословицах.



Учащиеся в группе составляют по 2-3 тонких и толстых вопроса. Фиксируют их в таблице. Задают свои вопросы другим группам. Идет взаимоопрос.





Ребята выполняют творческое задание на черновиках. Зачитываются несколько вариантов.


  1. Этап

«Рефлексия»

4 мин.


  1. Рефлексия «Две звезды - одно желание»

Учитель предлагает оценить работу своих одноклассников в группе. Когда учащиеся комментируют работу, то они не оценивают ее, а определяют два положительных момента – «две звезды», – и один момент, который заслуживает доработки – «желание». Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.

  1. Домашнее задание: записать текст притчи по памяти, дополнить творческим заданием.



Делают записи на листочках рефлексии. Зачитывается несколько работ.

Приложение 3 «Ассоциативная карта» -работа одной из групп

Приложение 2 Психологический настрой «Подари улыбку» - деление на группы









Приложение 5 «Авторский стул» - ученица С

Приложение 4 «Синквейн» - работа одной из групп







































Приложение 5 «Тонкие и толстые вопросы» - работа одной из групп





Приложение 6 Лист оценивания при групповой работе



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!