СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

• выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

• дать рекомендации родителям о том, как формиро­вать у детей навыки самоконтроля, умение работать са­мостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Как научить ребенка стать самостоятельным?»»


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ?»


Цели:

• выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

• дать рекомендации родителям о том, как формиро­вать у детей навыки самоконтроля, умение работать са­мостоятельно.


Ход собрания:

Классный руководитель встречает родителей. Они за­нимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.

Председатель родительского комитета открывает со­брание: объявляет повестку собрания. Обращает внима­ние родителей на книжечки, в которые можно записы­вать возникающие по ходу собрания вопросы.

Избирается из участников собрания рабочая группа.

Предоставляется слово для сообщения классному руководителю.


Выступление классного руководителя:

Очень важным моментом в жизни школьника явля­ется приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой ро­дителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой - рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, бе­зусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А ро­дители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжитель­ность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мин (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения ра­ботоспособности ребенку через каждые 30–45 мин за­нятий нужны 10–15-минутные паузы. Они восстанав­ливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать лег­кими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 ч, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18­–19 ч, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6–7 лет, да и дру­гих учащихся младших классов, очень труден процесс писъ­ма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовер­шенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навыки письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить прав ильную позу. Оптимальная про­должительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 мин. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как в школе, не должна быть больше 8–10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для ки­стей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 мин, после чего следует сде­лать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмот­реть картинки, а лишь потом продолжать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15–20 раз в течение 3 мин) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7–10м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правиль­ную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5­-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время про­гулки для школьников младших классов – 3–3,5ч.


ПАМЯТКИ

Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

• Не спешите обвинять учителя в отсутствии индиви­дуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

• Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и на­блюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы рабо­ты и показали ему правильные?

• В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

• Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.

• Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

• Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

• Учите ребенка выражать мысли письменно: обмени­вайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

• Принимайте участие в жизни класса и школы. Ре­бенку приятно, если его школа станет частью вашей жиз­ни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не поте­рять веры в себя.


Садимся за уроки

  • Садись за уроки всегда в одно и то же время.

  • Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

  • Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

  • Сотри со стола пыль.

  • Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

  • Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

  • Приготовь письменные принадлежности для занятий.

  • Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

  • Убери все лишнее со стола.

  • Пришло время начать работу. Сядь на стуле удоб­но, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник ...


Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков

Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предме­та, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите по­искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите ребенка по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на «два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрел­ки: и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всмат­ривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

3адачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько все­го килограммов яблок привезли. 3атем примемся за дру­гое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочи­танное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. 3амечайте точ­ность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «про­сто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По языку обращайте внимание на выполнение упраж­нений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет все вспоминать. Уйди­те из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Природоведение выполняйте не только по книге. Вы­пишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером отме­чайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодиться в пятом классе.

Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс - второй. Делайте все, как в первом.


Как готовить домашнее задание по русскому языку

  • Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

  • Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

  • Прочитай задания упражнения.

  • Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

  • Выполни упражнение письменно.

  • Проверь всю работу.


Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение

• Приготовление уроков начинай с работы над сти­хотворением.

• Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

• Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

• Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

• Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

• После окончания домашней работы еще 2 – 3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

• Перед сном еще раз повтори стихотворение.

• Утром следующего дня еще раз прочитай стихотво­рение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание стихотворения дано 2 дня

Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выяс­ни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочи­тай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Про­читай стихотворение громко и выразительно. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи его наизусть.


Если стихотворение большое или трудно запоминается

  • Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

  • Выучи первый отрывок.

  • Выучи второй отрывок.

  • Повтори первый и второй отрывки вместе.

  • Выучи третий отрывок.

  • Расскажи наизусть все стихотворение.

  • Повтори стихотворение еще раз перед сном.

  • Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.


Как решать задачи

• Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорит­ся в задаче.

• 3апиши задачу кратко или выполни чертеж.

• Поясни, что показывает каждое число, повтори воп­рос задачи.

• Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?

• Составь план решения.

• Выполни решение.

• Проверь решение и ответ на вопрос задачи.


Как нужно готовить задание по окружающему миру

• Вспомни, не открывая учебник:

- о чем узнал на прошлом уроке;

- о чем рассказывал учитель;

- какие ставили опыты;

- какие рассматривали таблицы, картины, карты?

• Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.

• Прочитай текст учебника.

• Подготовься отвечать по теме урока:

- продумай план ответа;

- расскажи заданное по этому плану;

- старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жиз­ни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

- сделай выводы;

- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

• Выполни задания учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!