СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 8 класс по Львовой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе под редакцией Львовой. Рекомендована для сильного класса.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 8 класс по Львовой»




РАЗДЕЛ 1. Планируемые результаты учащихся за курс русского языка

8 класса.

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (озна­комительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второсте­пенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую инфор­мацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать пози­цию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радио­передачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.


Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содер­жания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным мате­риалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержа­нии статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журна­ла, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разны­ми видами чтения и пользоваться ими в зависимости от комму­никативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся оте­чественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.


Говорение.Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (про­слушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таб­лиц и других наглядных материалов; создавать связное выска­зывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращен­ную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддер­жать или закончить разговор и т. п.


Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художествен­ные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исход­ного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культу­ры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; умест­но использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именитель­ный темы, расчлененные предложения (парцелляция), ритори­ческие вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изло­жения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); состав­лять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, авто­биографию).


Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анали­зировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характер­ные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.


Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребитель­ные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собст­венную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.


Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на слово­образовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразо­вания; пользоваться разными видами морфемных и словообразо­вательных словарей.


Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреб­лять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художествен­ном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.


Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографическо­го, пунктуационного и синтаксического анализа.


Орфография. Применять орфографические правила, объяс­нять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.


Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предло­жения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонацион­ный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксичес­кий и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средст­во усиления выразительности речи. Владеть правильным спосо­бом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструк­ций, использовать на письме специальные графические обозна­чения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоя­тельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


Система оценивания


Русский язык. Оценка письменных работ


I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант


Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6


В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного(фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки(за диктант и за дополнительное задание).

Система оценивания ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ



Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  • Содержание работы полностью соответствует теме.

  • Фактические ошибки отсутствуют.

  • Содержание излагается последовательно.

  • Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  • Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются: 
1 орфографическая, или 
1 пунктуационная, или 
1 грамматическая ошибки

«4»

  • Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  • Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  • Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

  • В работе допущены существенные отклонения

  • Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  • Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

  • Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или
3 орф. и 5 пунк., или 
7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. 
Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 
6 орф. и 8 пунк., или 
5 орф. и 9 пунк., или 
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., 
а также 7 грамматических ошибок


Система оценивания тестовых заданий


При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

Отметка «2» – от 0 до 50 %

Отметка «3» – от 51 % до 70 %

Отметка «4» – от 71 % до 85 %

Отметка «5» – от 86 % до 100 %


РАЗДЕЛ 2. Содержание программы по русскому языку

134 часа в год



Русский язык – национальный язык русского народа (2ч.)

Язык как основное средство общения в национальном коллективе.

Повторение изученного в 5-7 классах (7ч.)

Слово как основная единица языка.

Лексика активного и пассивного употребления.

Русское правописание. Орфография.

Русское правописание. Пунктуация.

Тренировочные упражнения по теме «Орфография и пунктуация».

К-1. Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация».

Анализ контрольной тестовой работы. Работа над ошибками.

Функциональные разновидности русского языка (14 ч.)

Р\р. Понятие о функциональных разновидностях русского языка.

Р\р. Разговорная речь.

Р\р. Сжатое изложение (№ 107, стр. 49-50).

Р\р. Официально-деловой стиль речи.

Р\р. Основные жанры официально-делового стиля.

Р\р. Научный стиль речи.

Р\р. Основные жанры научного стиля речи.

Р\р. Публицистический стиль.

Р\р. Основные жанры публицистического стиля речи.

Р\р. Язык художественной литературы.

Тренировочные упражнения по теме «Стили речи»

К-2. Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»

Анализ контрольной тестовой работы. Работа над ошибками.

Синтаксис и пунктуация (72 ч.)

Синтаксис как раздел лингвистики.

Пунктуация как раздел лингвистики

Словосочетание как единица синтаксиса( 5 ч.)

Словосочетание и его признаки.

Виды словосочетаний.

Р\р. Культура речи. Употребление словосочетаний.

Р\р. Сжатое изложение ( № 210, стр. 100-101).

Предложение как единица синтаксиса (20 ч.)

Основные признаки предложения. Понятие о предложении.

Основные виды предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Восклицательные и невосклицательные предложения

Утвердительные и отрицательные предложения

Распространенные и нераспространенные предложения.

Полные и неполные предложения.

Интонация предложения.

Структура предложения. Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и способы его выражения.

Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное).

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Р\р. Лингвистический анализ текста (№ 311, стр. 145-146).

Р\р. Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении

Второстепенные члены предложения.

Определение как второстепенный член предложения. Виды определения.

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств.

Инфинитив.

Р\р. Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения.

Односоставные предложения (11 ч.)


Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений

Назывное предложение.

Определенно-личное предложение.

Неопределенно-личное предложение.

Обобщенно-личное предложение.

Р\р. Сжатое изложение

Безличное предложение.

Тренировочные упражнения по теме «Односоставные предложения»

К-3. Диктант с грамматическим заданием

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Простое осложненное предложение (11 ч.)

Предложения с однородными членами.

Способы связи однородных членов предложения.

Тренировочные упражнения по теме «Способы связи однородных членов предложения».

Однородные и неоднородные определения.

Р\р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Весенний солнечный день» (№ 450, стр. 224)

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Р\р. Сжатое изложение (№ 470, стр. 233-234).

Р\р. Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

К-4. Контрольная работа по теме «Простое осложненное предложение».

Анализ контрольной тестовой работы. Работа над ошибками.

Предложения с обособленными членами предложения (16 ч.)

Понятие об обособленных членах предложения

Обособление определений.

Обособление приложений.

Р\р. Сжатое изложение (№ 503, стр. 249-250).

Обособление обстоятельств

Тренировочные упражнения по теме «Обособление обстоятельств»

Обособление дополнений.

Обособление сравнительных оборотов.

Уточняющие и присоединительные члены предложения.

Р\р. Сочинение по предложенному тексту.

Р\р. Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

Тренировочные упражнения по теме «Предложения с обособленными членами предложения».

К-6. Диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (7 ч.)

Вводные и вставные конструкции.

Предложения с вводными конструкциями.

Предложения со вставными конструкциями.

Обращение.

Предложения с междометиями и словами да, нет.

Тренировочные упражнения по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями».

К-7. Контрольный словарный диктант.



Повторение пройденного в 8 классе( 8 ч.)

Простое осложненное предложение.

Односоставные предложения.

Однородные члены предложения.

Предложения с обособленными членами.

Итоговая контрольная тестовая работа.

Анализ контрольной итоговой тестовой работы.

Подведение итогов года.


Содержание курса.

Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении.

Повторение изученного в 5 – 7 классах. Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слова. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания.

Функциональные разновидности русского языка. Разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на слушателя (читателя). Языковые средства. Основные жанры.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Пунктуация как раздел лингвистики.

Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Порядок слов в предложении. Основные виды предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, по наличию второстепенных членов, по наличию необходимых членов предложения. Предложение как элемент текста. Слово-предложение.

Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Правильное построение простого предложения.

Односоставные предложения. Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений. Грамматические отличия односоставных полных и двусоставных неполных предложений. Типичные модели односоставных глагольных предложений.

Простое осложнённое предложение. Признаки простого осложнённого предложения (обобщение). Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обособленными членами предложения. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие и присоединительные члены предложения. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.

Повторение изученного. Обобщение сведений по разным разделам лингвистики. Основные виды орфограмм и пунктограмм.




































































РАЗДЕЛ 3. Учебно - тематическоепланирование





Наименование

разделов

Всего

часов

Уроков

Контрольных

работ

Уроков развития речи

Русский язык -национальный язык русского народа.

2

2



Повторение изученного в 5-7 классах


12

11



1


Функциональные разновидности русского языка


16

14


1

1

Синтаксис и пунктуация

2

2




Словосочетание как единица синтаксиса

6

4

1

1

Предложение как единица синтаксиса

30

28

2


Односоставные предложения

10

9

1


Простое осложненное предложение

12

10

1

1

Предложения с обособленными членами

11

8

1

2

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями

11

8

1

2

Повторение изученного в 8 классе

12

11



1


Итого:

134

116

11

7





РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе




урока

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во

Формы контроля

Дата

Дата

часов

план

факт


Русский язык – национальный язык русского народа






1

Язык как основное средство общения в национальном коллективе.

1

Фронталь­ный устный опрос

01.09


2

Русский язык как государственный язык РФ. Роль русского языка в международном общении.

1

Фронталь­ный устный опрос

05.09



Повторение изученного в 5-7 классах






3

Слово как основная единица языка.

1

Фронталь

ный устный опрос

06.09


4

Лексика активного и пассивного употребления.

1

Фронталь-

ный устный опрос


07.09


5

Лингвистические словари и их разновидности

1

Фронталь-

ный устный опрос


08.09


6

Трудные случаи различения слов разных частей речи

1

Фронталь-

ный устный опрос


12.09


7


Трудные случаи орфографии

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


13.09


8

Правописание служебных частей речи. Входной контроль.

1

диктант

14.09


9

Основные функции знаков препинания. Знаки препинания в простом осложненном предложении.


1

Фронталь

ный устный опрос

15.09


10

Знаки препинания в простом осложненном предложении

1

Фронталь-

ный устный опрос

19.09


11

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Фронталь­ный устный опрос

20.09


12

Знаки препинания в сложном предложении. Трудные случаи пунктуации



1

Фронталь­ный устный опрос

21.09


13

Контрольный диктант по теме «Русское правописание: орфография и пунктуация»

1

Контроль-ныйдиктант

22.09


14

Повторение по теме

«Русское правописание: орфография и пунктуация»

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


26.09



Функциональные разновидности русского языка





15

Понятие о функциональных разновидностях русского языка

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


27.09



16

Основные признаки разговорной речи


1

Фронталь­ный устный опрос

28.09


17


Основные жанры разговорной речи


1

Индивидуальный

письменный

опрос


29.09


18

Официально-деловой стиль речи


1

Фронталь­ный устный опрос

03.10


19

Основные жанры официально-делового стиля. Составление деловых бумаг

1

Фронталь­ный устный опрос

04.10


20

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля речи

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.


05.10


21

Основные жанры научного стиля речи.


1

Фронталь­ный устный опрос

06.10


22


Публицистический стиль

1

Фронталь

ный устный опрос

10.10


23

Р/р Написание сжатого изложения по тексту упр.107



1

Сжатое изложение

11.10


24

Основные жанры публицистического стиля речи.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.


12.10


25

Язык художественной литературы

1

Фронталь­ный устный опрос

13.10


26

Особенности языка художественной литературы

1

Фронталь­ный устный опрос

17.10


27


Лингвистический анализ отрывков из художественного текста

1

Фронталь­ный устный опрос

18.10


28

Лингвистический анализ отрывков из художественного текста

1

Фронталь­ный устный опрос

19.10




29

Повторение по разделу «Функциональные разновидности русского языка»

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос

20.10


30

Повторение по разделу «Функциональные разновидности русского языка»


1

Фронталь­ный устный опрос

24.10


31

Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»




1

Контроль-ная работа

25.10



Синтаксис и пунктуация







32



Синтаксис как раздел лингвистики.

1

Фронталь-

ный устный опрос


26.10


33

Пунктуация как раздел лингвистики

1

Фронталь-

ный устный опрос


07.11



Словосочетание как единица синтаксиса








34

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний

1

Фронталь­ный устный опрос

08.11


35

Типы подчинительной связи в словосочетании.




1

Фронталь

ный устный опрос

09.11


36

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.

1

Фронталь-

ный устный опрос


10.11


37

Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Словосочетание»



1

Контрольный диктант

14.11


38


Повторение по теме «Словосочетание»


1

Фронталь­ный устный опрос

15.11


39


Р\р Написание сжатого изложения по тексту упражнения 210

1

Сжатое изложение

16.11



Предложение как единица синтаксиса








40

Основные признаки предложения. Понятие о предложении.

1

Фронталь­ный устный опрос

17.11


41

Основные виды предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос

21.11


42

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Фронталь­ный устный опрос

22.11


43

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Индивидуальный

письменный

опрос

23.11


44

Утвердительные и отрицательные предложения

1

Фронталь­ный устный опрос

24.11


45

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Фронталь­ный устный опрос

28.11


46

Полные и неполные предложения

1

Фронталь

ный устный опрос

29.11


47

Интонация предложения

1

Фронталь­ный устный опрос

30.11


48

Повторение по теме «Основные признаки предложения»


1

Индивидуа-льный

письмен-ный

опрос.


01.11


49


Структура предложения. Грамматическая основа предложения.

1

Фронталь-

ный устный опрос


05.12


50

Подлежащее и способы его выражения.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.


06.12


51

Виды сказуемого и способы его выражения.

1

Фронталь­ный устный опрос

07.12


52

Глагольное сказуемое (простое и составное).

1

Фронталь­ный устный опрос

08.12


53

Составное именное сказуемое.



1

Фронталь

ный устный опрос

12.12


54


Тестовая работа по теме «Грамматическая основа предложений»

1

Тестовая работа

13.12


55

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Фронталь­ный устный опрос

14.12


56

Лингвистический анализ текста

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос

15.12


57

Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении

1

Фронталь­ный устный опрос

19.12


58

Связь подлежащего и сказуемого в предложении

1

Фронталь

ный устный опрос

20.12


59

Повторение по теме «Главные члены предложения».


1

Фронталь-

ный устный опрос


21.12


60


Повторение по теме «Главные члены предложения».


1

Фронталь-

ный устный опрос


22.12


61


Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения.

1

Фронталь-

ный устный опрос


09.01


62

Виды определения.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос

10.01


63

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

1

Фронталь­ный устный опрос

11.01


64

Обстоятельство как второстепенный член предложения

1

Фронталь

ный устный опрос

12.01


65


Виды обстоятельств

1

Фронталь-

ный устный опрос

16.01


66

Инфинитив в роли разных членов предложения.

1

Фронталь­ный устный опрос

17.01


67

Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения.

1

Фронталь­ный устный опрос

18.01


68

Употребление второстепенных членов предложения.

1

Фронталь­ный устный опрос

19.01


69

Тестирование по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Тестирова-ние

23.01


70


Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос

24.01



Односоставные предложения







71

Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений.

1

Фронталь­ный устный опрос

25.01


72


Виды односоставных предложений

1

Индивидуальный

письменный

опрос


26.01


73

Назывное предложение

1

Фронталь­ный устный опрос

30.01


74

Определенно-личное предложение

1

Фронталь­ный устный опрос

31.01


75

Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.


01.02


76

Безличное предложение

1

Фронталь­ный устный опрос

02.02


77

Безличное предложение

1

Фронталь

ный устный опрос

06.02


78

Тренировочные упражнения по теме «Односоставные предложения»

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


07.02


79

Диктант по теме «Односоставные предложения»

1

диктант

08.02


80

Повторение по теме «Односоставные предложения»

1

Фронталь­ный устный опрос

09.02



Простое осложненное предложение






81

Предложения с однородными членами.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.


13.02


82

Способы связи однородных членов предложения.

1

Фронталь­ный устный опрос

14.02


83

Тренировочные упражнения по теме «Способы связи однородных членов предложения».

1

Фронталь

ный устный опрос

15.02


84

Однородные и неоднородные определения.

1

Фронталь-

ный устный опрос


16.02


85

Однородные и неоднородные определения.

1

Фронталь-

ный устный опрос


20.02


86

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Фронталь-

ный устный опрос


21.02



87

Р/р Написание сжатого изложения публицистического текста по упражнению 511

1

Сжатое изложение

22.02


88

Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

1

Фронталь­ный устный опрос

27.02


89

Употребление однородных членов предложения

1

Фронталь

ный устный опрос

28.02


90

Тренировочные упражнения по теме «Однородные члены предложения».

1

Фронталь-

ный устный опрос

01.03


91

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами».

1

Контроль-ный диктант

02.03


92


Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


06.03



Предложения с обособленными членами








93

Понятие об обособленных членах предложения.

1

Индивидуальный

письменный

опрос


07.03


94

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

1

Фронталь­ный устный опрос

09.03


95

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


13.03


96

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

Фронталь­ный устный опрос

14.03


97

Обособление приложений.

1

Индивидуальный

письменный

опрос



15.03


98

Повторение по теме «Обособление определений и приложений».

1

Фронталь­ный устный опрос

16.03


99

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

1

Фронталь­ный устный опрос

20.03


100

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

Фронталь­ный устный опрос

21.03


101

Тренировочные упражнения по теме «Обособление обстоятельств».

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


22.03


102

Обособление дополнений.

1

Фронталь

ный устный опрос

23.03


103

Обособление сравнительных оборотов.

1

Фронталь-

ный устный опрос


03.04


104

Обособление уточняющих членов предложения.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.


04.04


105

Р\р Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

1

Фронталь­ный устный опрос

05.04


106

Р\р Написание сочинения на морально-этическую тему

1

сочинение

06.04


107

Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


10.04


108


Предложения с обособленными членами предложения

1

Фронталь­ный устный опрос

11.04


109

Тренировочные упражнения по теме «Предложения с обособленными членами предложения».

1

Индивидуальный

письменный

опрос


12.04


110

Тестовая работа по теме «Обособленные члены предложения»

1

Тестовая работа

13.04


111


Повторение по теме «Предложения с обособленными членами предложения»

1

Фронталь­ный устный опрос

17.04



Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями






112

Вводные и вставные конструкции.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос

18.04


113

Предложения с вводными конструкциями.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос


19.04


114

Предложения со вставными конструкциями.


Фронталь

ный устный опрос

20.04


115

Обращение.

1

Фронталь-

ный устный опрос


24.04


116

Предложения с междометиями и словами да, нет.

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.


25.04


117

Культура речи. Построение предложений с вводными конструкциями и обращениями.

1

Фронталь­ный устный опрос

26.04


118


Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

1

Фронталь­ный устный опрос

27.04


119

Р/р Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему


сочинение

02.05


120

Тренировочные упражнения по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями».


1

Фронталь­ный устный опрос


03.05


121

Тестовая работа по теме «Простое осложненное предложение»

1

Тестовая работа

04.05


122

Повторение по теме «Простое осложненное предложение».

1

Индивидуальный

письменный

опрос


10.05



Повторение изученного в

8 классе






123

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

1

Индивидуа-льный

письменный

опрос

11.05


124


Односоставные предложения.

1

Фронталь

ный устный опрос

15.05


125

Функции знаков препинания в простом предложении.


1

Фронталь-

ный устный опрос


16.05


126

Простое осложненное предложение.


1

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

17.05


127

Предложения с однородными членами .

1

Фронталь­ный устный опрос

18.05


128


Предложения с обособленными членами.

1

Фронталь­ный устный опрос

22.05


129

Предложения с обособленными членами.

1

Фронталь­ный устный опрос

23.05


130


Орфография. Правописание суффиксов и приставок.

1

Фронталь­ный устный опрос

24.05


131

Правописание н и нн в словах разных частей речи.

1

Фронталь­ный устный опрос

25.05


132


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в

8 классе»

1

Индивидуальный

письменный

опрос

29.05


133


Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

1

Фронталь­ный устный опрос

30.05


134


Правописание служебных частей речи.

1

Фронталь­ный устный опрос

31.05



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Большеталовской СОШ

От________20____года №____

Руководитель МС

____________/_______________


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


_____________ С.М.Ковалева



_____ ________20____года








































Контрольно – измерительные материалы

по русскому языку

для 8 класса























График проведения контрольных работ по русскому языку в 8 классе







Дата проведения

Форма проведения


23.09

Контрольный диктант по теме « Русское правописание: орфография и пунктуация».

8.10

Р/р Написание сжатого изложения по тексту упражнения 107


22.10

Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»

11.11

Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Словосочетание»

12.11

Р/р Написание сжатого изложения по тексту упражнения 210


10.12

Тестовая работа по теме: «Грамматическая основа предложения»


20.01

Тестирование по теме «Второстепенные члены предложения»


4.02

Диктант по теме « Односоставные предложения»


18.02

Р/р Сжатое изложение публицистического текста по упражнению 511


25.02

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами».

8.04

Тестовая работа по теме « Обособленные члены предложения».


28.04

Тестовая работа по теме «Простое осложненное предложение».


22.05

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»


















23.09


Контрольный диктант по теме:

«Русское правописание: орфография и пунктуация»


Ваза с узким высоким горлом. Однако и не ваза, если можно увидеть чуть повыше этого синего горла и маленькую корону.

Хвост еще и не раскрыт. Он раскроет его, когда захочет. Он чуть не ждет, чтобы мы попросили его раскрыть. Иногда он его вообще не раскрывает.

Он топчется на широких лапах.

Древний мир восхищался павлином. На него смотрели цари, царицы, полководцы, сенаторы. Впрочем, в Европе его роль исполнял лебедь. Моя европейская, более северная душа чурается павлина, с которым ей как-то жарко.

Павлин – это восток. Он так же гол без полумрака, без сумерек, как стихи восточных поэтов, как восточные фонтаны, чьи струи скорее вызывают представление о драгоценных камнях, чем о воде.

Лебедь, уплывающий в зеленоватый сумрак, таинствен. Павлин стоит среди солнца, он ясный, покорный, жесткий, как власть деспота.


(133 слова) (По Олеше).


Задание


  1. Выпишите причастие, покажите, как оно образовано, сделайте его морфемный разбор:

I вариант – из второго абзаца текста;

II вариант – из последнего абзаца текста;

  1. Выпишите слово в сравнительной степени, определите, к какой части речи оно относится:

I вариант – из предпоследнего предложения четвертого абзаца;

II вариант – из последнего предложения четвертого абзаца;

  1. Выпишите предложение:

I вариант – с вводным словом из четвертого абзаца текста;

II вариант – со сравнительным оборотом из последнего абзаца текста;

















8.10

Р/р Написание сжатого изложения по тексту упр. 107


Я хочу рассказать историю, которая во многом определила мое отношение к миру.
Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
Мы жили в деревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. Там я увидел книгу и взял ее в руки, на каждой странице были большие картинки. Я очень хотел, чтобы отец купил книгу, но он посмотрел на цену и сказал: “В другой раз купим”. Книга была дорогой.
Дома я целый вечер говорил только о книге. И вот через две недели отец дал мне деньги.
Когда на другой день мы шли к магазину, мне было страшно. А вдруг книгу уже продали. Нет, она лежала на месте.
Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу. Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. Весь вагон радовался моей покупке. И на полчаса я стал центром внимания.
Поезд отошел от Москвы. Побежал мимо окон лес. Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля, которые бежали за окном. И вдруг, о ужас! Книга исчезла между двойными окнами вагона. Еще не понимая серьезности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-летчика, который пытался достать книгу. Через минуту уже весь вагон помогал нам.
А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. Я плакал и не хотел выходить из вагона. Летчик обнял меня и сказал:
- Ничего, поезд еще долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлем обязательно. Где ты живешь?
Я плакал и не мог говорить. Отец дал летчику адрес. На другой день, когда отец вернулся с работы, он принес и книгу.
- Достал?
- Достал, - засмеялся отец.
Это была та самая книга. Я засыпал с ней в руках.
А через несколько дней к нам пришел почтальон и принес нам большой пакет. В пакете были книги и записка от летчика: “ Я же говорил, что мы достанем ее”.
А еще через день опять пришел почтальон и опять принес пакет, а потом еще два пакета, и еще три; семь одинаковых книжек.
С того времени прошло почти 30 лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперед не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нем хорошего.


(По В.Пескову)












22.10


Контрольная работа

по теме «Функциональные разновидности русского языка»


Так что же такое канцелярит?..


Это – вытеснение глагола, т.е движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность. И из всех глагольных форм пристрастие к инфинитиву.

Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего – длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

Это – обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими.

Это вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.

Это – тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. Нечетные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи.

Это – серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь: и автор, и герои говорят одним и тем же сухим, казенным языком. Всегда, без всякой причины и нужды, предпочитают длинное слово – короткому, официальное или книжное – разговорному, сложное – простому, штамп – живому образу.

Короче говоря, канцелярит – это мертвечина.

(По Галь)


Задание

Пользуясь таблицей учебника на с. 306-309 дайте характеристику текста, построив рассуждение.


























11.11


Контрольный диктант

с языковым анализом по теме «Словосочетание».


Учение нужно каждому молодому человеку с самого малого возраста.

Самым благоприятным временем для учения является молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным.

Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться! А формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

Молодость есть время сближений. Настоящая дружба очень помогает в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить и поделиться им.

А в чем самая большая цель в жизни? Повсюду увеличивать добро в окружающем мире. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком новые задачи. Нужно уметь их решать.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других!

(138 слов)

(По Лихачеву).



Задание


  1. Выпишите все словосочетания, охарактеризуйте их виды: 1) по типу подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; 2) по морфологическим признакам главного слова: именные, глагольные, наречные:

I вариант – из второго предложения четвертого абзаца;

II вариант – из второго предложения пятого абзаца;

  1. Дайте общую синтаксическую характеристику:

I вариант – третьего предложения из пятого абзаца;

II вариант – второго предложения четвертого абзаца;

  1. Сделайте морфемный разбор:

I вариант – слова молодость;

II вариант – слова сближений;
















12.11

Р\р Написание сжатого изложения по тексту упражнения 210

Как-топередвечером, когдамывозвращалисьналодкедомой, вдругсорвалсясильныйветерипогналнаспрямикомнаволнорез, аразгулявшиесябуйныеволнысловнозадалисьспециальноюцельюшваркнутьнассовсегоразмахаогранитволнорезаиразнестинашесуденышковщепки. Мыгреблиизпоследнихсил; всесвоеспасениемывиделивтом, чтобыдобратьсядогавани, преждечемнасударитокамни.

Этооказалосьневозможным, ивотнасподнялотаквысоко, чтомынамгновениеувиделиморепотусторонумола, потомбросиловниз, какспятиэтажногодома, потомобдалоогромнымводопадом, потомсбешенойсилойсталобитьнашулодкуомолтокормою, тоносом, тобортом.

Япробовалбылоотпихнутьсяотволнорезавеслом, ноонототчассломалось. Яодеревенелототчаянияивдругзаметил, или, вернее, почувствовал, чтоЖитковауженетуменязаспиной. Былатакаясекунда, когдаябылуверен, чтоонутонул.

Нотутяуслыхалегоголос. Оказалось, чтовтотмиг, когданасподняловверх, Житковсизумительнымприсутствиемдухапрыгнулслодкинамол, наегопокатую, мокрую, скользкуюстенуивскарабкалсянасамыйгребень. Оттудаонзакричалмне:

- Конец!

"Конец" - по-морскомуканат. Житковтребовал, чтобыякинулемуверевку, чтолежаласвернутойвкольцонаносу, нотаккаквморскомлексиконеябылещеоченьнетверд, японялслово "конец" вегообщемзначенииизавопилотпредсмертнойтоски.

Ксчастью, сторожмаякаувидалкатастрофуипоспешилмненапомощь. Сострашнымиругательствами, которыхнемоглозаглушитьдажезавываниебури, сискаженнымотзлобылицомоншвырнулмнеконецверевкиивместесЖитковымвтащилменя, дрожащего, ноневыразимообрадованного, намокрыекамнимолаитотчасжезанялсянашейлодкой: зацепилеедлиннымбагромивелелподручномуввестиеевгавань, послечегосновымассортиментомругательствнакинулсянаменяиЖиткова, требуя, чтобымыследовализанимнамаяк.

Яожидалнеобыкновенныхсвирепостей, ноон, непереставаябраниться, далнампорюмкеперцовки, приказалскинутьпромокшееплатьеибегатьнагишомповолнорезу, чтобыскореесогреться. Потомуложилнаснакойкувсвоейконуре, прикрылодеяломи, усевшисьзаопрокинутыйящик, взялперо, чтобысоставитьпротоколослучившемся. 











10.12

Тестовая работа по теме:

«Грамматическая основа предложений»

Вариант 1

1.Выпишите грамматическую основу предложения:

  «Все сразу начали бы глядеть на него.»

2. Выпишите грамматическую основу предложения:

«У них строго разграничены все дома в населенном месте».

3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Для греков все не греки были варварами».

4. Выпишите грамматическую основу предложения:

«У древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем — «берегиня».

5. Выпишите грамматическую основу предложения:

«В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла».

6. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Но и рябинки тоже нет».

7. Выпишите грамматическую основу предложения:

« Пусть у вас будет время

№ задания

Грамматическая основа

1


2


3


4


5


6


7




10.12

Тестовая работа по теме:

«Грамматическая основа предложений»

Вариант 2

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

«В жизни как раз не все совпадает».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

«И этот мо­мент должен быть красив».

  1. . Выпишите грамматическую основу предложения:

«Да, ему никогда не везло».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Вообще о писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков».

  1. Выпишите грамматические  основы предложения:

«Как ты думаешь, что всё-таки им открылось?».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Купаться в нём было опасно».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения: «И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега».







№ задания

Грамматическая основа

1


2


3


4


5


6


7










20.01Тестирование по теме «Второстепенные члены предложения»


1.Укажите нераспространенное предложение:

а) Лето – лучшее время года.

б) У нас каникулы.

в) Деревья в снегу.

г) Наступило утро.

2. Укажите двусоставное предложение:

а) Мелко нарезанные овощи обжарьте на сковороде.

б) Впереди большое село.

в) Питательную смесь для рассады готовят в зависимости от культуры.

г) Весна в этом году поздняя.

3. Какое из предложений соответствует данной синтаксической характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное предложение.

а) Главным занятием на Руси было земледелие.

б) Сколько вам лет?

в) Какая красота кругом!

г) Когда мы счастливы, мы всегда добры.

4. В каком предложении сказуемое должно стоять в единственном числе?

а) Те, которые вас уже любят, буд..т любить вас еще больше.

б) Большинство ребят отправил..сь в театр.

в) Саженцы вишни, которые приобрета..т в сентябре, часто еще не сбросили листья.

г) Прошл.. много лет.

5. Укажите, чем выражено подлежащее в данном предложении: Что же случилось?

а) существительное.

б) вопросительное местоимение;

в) относительное местоимение;

г) частица

6. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Жизнь чудесна.

а) краткое прилагательное;

б) краткое причастие;

в) полное прилагательное;

г) глагол.


7. Укажите предложение, в котором есть составное именное сказуемое.

а) Дождь лил весь день.

б) Мы выиграли главный приз.

в) Мы сами – источник собственных переживаний.

г) Прекрасная погода.

8.Укажите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое:

а) Я оглянулся и обомлел.

б) Расскажи сказку.

в) От судьбы не уйдешь.

г) Я хочу все забыть.

9. Укажите вид сказуемого: Мы будем писать сочинение.

а) составное именное.

б) простое глагольное.

в) простое.

г) составное глагольное.

10. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово: Что мы даем, то и получаем.

а) дополнением.

б) обстоятельством.

в) подлежащим.

г) определением.

11. В каком предложении есть согласованное определение?

а) В магазине продают детскую одежду.

б) Расстояние между пунктом А и пунктом В два километра.

в) Маша надела сарафан в горошек.

г) В доме напротив жил мой друг.

12. В каком предложении есть приложение?

а) Поздней ночью мы выехали в Москву.

б) За одной партой со мной сидел мой одноклассник Володя.

в) Шел мелкий моросящий дождь.

г) У мальчика все лицо было в мелких веснушках.

13. В каком предложении есть обстоятельство места?

а) Я всегда много читал.

б) Всю дорогу мы шли пешком.

в) В один из таких дней мы отправились гулять.

г) В лесу раздавалось пение птиц.

14. В каком предложении есть прямое дополнение?

а) Мы добились успехов.

б) Мы слушали музыку.

в) Витя подготовился к урокам.

г) Ребят уже не было в классе.

15. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено глаголом.

а) Я готов был расплакаться.

б) Они жаждали открыть новые горизонты.

в) Я мечтал быть врачом.

г) Искать – значит найти.

16. Укажите грамматическую основу в предложении: Есть, правда, возможность быстро ответить на этот вопрос.

а) есть возможность;

б) возможность ответить;

в) есть возможность ответить;

г) возможность быстро ответить.

17. Укажите грамматическую основу предложения: Ночь была темная.

а) ночь;

б) была темная;

в) была;

г) ночь была темная.
















Тест № 2 Ответы.


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответы

г

г

а

г

б

а

в

г

г

а

а

б

г

б

г

а

г



Тест № 2 Критерии оценки

За каждый правильный ответ тестового задания - 1 балл

Максимальное количество баллов – 17.

16 – 17 баллов – «5»

14 – 15 баллов – 4

11 – 13 баллов – « 3 «





























4.02


Диктант по теме «Односоставные предложения»


Пустыня. Самолет приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой – то родственник кузнечика, пискнула птица…

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.


(По В. Пескову) (145 слов)


Задание:


1.Подчеркнуть основы предложений.


2.Указать типы односоставных предложений.


3. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:


Вариант I: Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.


Вариант II: Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.


















18.02


Р/р Сжатое изложение публицистического текста по упражнению 511

(1)3олотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг.

(2)Но где же раздобыть такую? (3)Пожалуй, нужно заказать столяру. (4)Но я ограничиваюсь только мечтой, как будто трудно и в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. (5)Увы, всё же не зову, и мечта почему-то остается неисполненной.

(6)Может быть, не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? (7)Наверно, теперь её продают (8)Помню эти золотые с тиснёным рисунком листы, которые так украшали детство. (9)Для чего они продавались? (10)Кажется, они применялись при изготовлении ёлочных игрушек. (11)Лист был величиной с нормальный лист писчей бумаги, обратная сторона которого, в данном случае хочется сказать подкладка, была белая и какая-то странная, чуть-чуть пушистая. (12)На ней был тиснёный рисунок с цветами.

(13)Может быть, я не могу осуществить свою мечту потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. (14)Всё же это золотая полка, а на ней должны стоять золотые книги, которые трудно собрать.

(15)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. (16)Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление да ещё читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. (17)Нет, этого не происходит. (18)Разумеется, мы знаем, о чём в основном идёт в этой книге речь, нокак раз подробности для нас неожиданны, новы. (19)Безусловно, так. (20)Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. (21)Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь.

(По Ю. Олеше)














25.02


Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

Странные дожди из самых различных предметов, например: камней, кирпичей, льдин – являются неразрешимой загадкой природы. Такие дожди наблюдались в Америке и в Индии, в германии и России как ХIХ, так и в ХХ веке.

Однажды в Америке с ясного неба на мостовую свалились теплые камни. А в индии куски кирпичей попали и в дом, и во двор. Они появились как бы ниоткуда, и их вовсе никто не сбрасывал.

Иногда с неба падают куски льда. В одном немецком городе с неба упало огромное ледяное копье и пронзило человека, находившегося на крыше дома. В Америке рассказывают об убийстве куском льда овцы, а также сильном повреждении легковой машины. Весивший семь килограммов полый ледяной шар пробил а Подмосковье крышу дома.

Наука между тем предлагает весьма сомнительные гипотезы относительно происхождения этих предметов. Их считают последствием смерчей или метеоритами. Однако точно ученые и по сей день не могут объяснить, откуда берутся таинственные, фантастические дары небес: камни, кирпичи, льдины.



(152 слова) (По книге «Удивительные явления природы»).



Задание



  1. Выпишите предложение:

I вариант – с неоднородными определениями из третьего абзаца текста;

II вариант – с однородными определениями из последнего абзаца текста;

  1. Выпишите обобщающее слово вместе с однородными членами:

I вариант – из последнего абзаца текста;

II вариант – из первого абзаца текста;

  1. Выпишите предложение с союзами:

I вариант – двойными из первого абзаца текста;

II вариант – повторяющимися из второго абзаца текста;

























8.04

Тестовая работа по теме «Обособленные члены предложения».

Часть 1.

К каждому заданию А1- А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

А1. Укажите предложение, в котором распространенное определение находится перед существительным и имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не

расставлены).

1 Вздохнувшую на востоке зарю тотчас опять заволокло тучами.

2 Озаренные сиянием луны палатки бивака казались иссиня – белыми.

3 Освещенное лучами восходящего солнца море лежало неподвижно словно расплавленный металл.

4 Далее в редколесье я заметил пестрого дятла птицу всюду распространенную и действительно пеструю. (В. Арсеньев)

А2. В каком предложении определение выражено причастным оборотом?

1 Летняя жара после холодов , близких к заморозкам, сбила с толку все растущее на земле. (Ю. Нагибин)

2 С болота сорвалась испуганная нашим появлением стая черных уток. (В. Федосеев)

3 Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет. (А. Толстой)

4 Звонок колокола , чистый и нежный, доносился до нас. (И.Бунин)


А3. В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием? ( Знаки препинания не расставлены)

А. Очнувшись он осторожно развернул портянку (Б. Полевой)

Б. Авилов нехотя доплелся до ворот. (А. Куприн)

В. Не шевелясь он весь напружился готовый сделать прыжок в чащу. (Б. Полевой)

Г. Мы ехали не останавливаясь по белой равнине. (Л. Толстой)

1) АБ 2) БВ 3) АВ 4) АГ


А4. В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, в которых имеются нераспространенные приложения?


А. Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. (И. Соколов – Микитов)

Б. Фантазер и изобретатель, он свои планы излагал с увлечением, картинно, восторженно. (В. Короленко)

В. Мы, натуралисты, хорошо знаем владеющий миром природы закон борьбы за жизнь. (И. Соколов – Микитов)

Г. Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике, сложив крылья в один листик. (М.Пришвин)

1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) БГ


А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Павел (1) не спеша (2) направился к двери (3) но вспомнив что – то вернулся к столу. (Н. Островский)

1, 2, 3 2) 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 5





Часть 2.

Ответы на задания В1 – В5 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


В1. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.

Уже поздно ночью, усталого, возбужденного, укладывала меня мать в глубокие бабушкины перины. (И.Соколов – Микитов)

Ответ:________________________________________________________________________________________________________

В2. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Много их, весенних луж, больших и маленьких, мелких и поглубже. (Н. Плавильщиков).

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________


В3. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленные определения.

Для них, сильных духом, отважных и смелых, море было родным домом. (Л. Соболев)


В4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.


Олени, (1) низко опустив голову, (2) осторожно шлепают ногами по холодной воде. Скрипят размокшие лямки, (3) скрипят полозья, (4) прорезая снежницу. (Г. Федосеев)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы) , обозначающую (- ие) запятую (- ые) при обособленном определении.


Лондгрен, (1) достав свободной рукой трубку, (2) закурил, (3) и ветер принес дым сквозь плетень в куст, (4) росший с внешней стороны огорода (А. Грин).

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________




















Ответы



задания

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

В5

Ответы

2

3

3

2

3

местоимением

весенних луж

сильных духом, отважных и смелых

1, 2, 4

4










Критерии оценки

Каждый правильный ответ в заданиях типа А оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях А1 – А5 - 5.

Каждый правильный ответ в заданиях типа В оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях типа В1 – В5 – 5.

Оценка ответов:

10 баллов – «5».

8 – 9 баллов – «4».

6 – 7 баллов - «3»


















28.04

Тестовая работа по теме «Простое осложненное предложение».

Часть 1.

К каждому заданию А1 – А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

А1.В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, содержащие в своем составе однородные определения? (Знаки препинания не расставлены)

А. Веет легкий чистый ветер с поля.

Б. В гостиную сквозь сад и пыльные гардины струится из окна веселый легкий свет.

В. С корявой старой груши у крыльца спадают розовые листья.

Г. Вечерняя безмолвная аллея зовет меня к скалистым берегам.

(И. Бунин)

1) АБ 2)АВ 3) БВ 4) ВГ

А2. В каком предложении однородные члены связаны соединительными союзами?

  1. Цветы лучше всего собирать или утром, или вечером. (К. Паустовский).

  2. Колокольчик отдаленный то замолкнет, то звенит. (М. Лермонтов).

  3. Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешайте себе ни зазнайства, ни чванства. (А. Чехов).

  4. Горы тоже были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью. (В. Арсеньев).

А3. В каком предложении однородные члены выражены словами разных частей речи?

  1. В поле, в лесу, у реки слышались птичьи голоса.

  2. Дети ели кашу молча, не спеша, с толком.

  3. В комнате было темно, тихо.

  4. Низкие тучи ползли над зеленым лугом, над сосновым бором.

А4. Какое утверждение является верным?

В предложении Природа еще дремала в сладостных грезах и пробуждалась долго, нехотя. (Г. Федосеев ) имеются

  1. однородные сказуемые;

  2. однородные обстоятельства;

  3. однородные сказуемые и дополнения;

  4. однородные сказуемые и обстоятельства.

А5. Укажите предложение, в котором обобщающее слово является обстоятельством.

  1. Нигде не было никаких мельниц: ни ветряных, ни водяных (В. Катаев)

  2. И дерево, и камень, и металл – все мастерству упорному подвластно. (Н. Рыленков)

  3. Все было сыро: небо, дым над крышами, самый воздух. (К. Паустовский)

  4. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев. (В. Арсеньев)

Часть 2.

Ответы на задания В1 – В2 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В приведенных ниже предложениях найдите обобщающее слово (словосочетание). Напишите это обобщающее слово (словосочетание).

Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. ( М. Горький)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В2. В приведенных ниже предложениях найдите однородные члены. Напишите, каким членом предложения они являются.

Все эти дни я проводил или в одичалом липовом парке, или на мельнице – ветряке. (К. Паустовский)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В3. Из приведенного ниже предложения выпишите однородные дополнения.

Я не зажигал огня и незаметно отдавался тяжелым впечатлениям молчания и мрака. (В. Короленко)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В4. Укажите, сколько рядов однородных членов входит в состав приведенного ниже предложения.

Все истинно новое свидетельствует о красоте и добре и обещает в будущем погибель зла. (М. Пришвин)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые), разделяющую (- ие) однородные члены предложения.

Рябчик вспорхнул, (1) сразу весь обозначился в воздухе, (2) полетел на нас, (3) но вдруг испуганно взвился, (4) повернул в сторону и, (5) быстро работая крыльями, (6) исчез в лесном сумраке. (Г. Федосеев)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________











Ответы к тестовой работе по теме «Простое осложненное предложение».



задания

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

В5

Ответы

2

3

2

4

4

две силы

обстоятельством

молчания и мрака

2

1, 2, 3, 4









Критерии оценки

Каждый правильный ответ в заданиях типа А оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях А1 – А5 - 5.

Каждый правильный ответ в заданиях типа В оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях типа В1 – В5 – 5.

Оценка ответов:

10 баллов – «5».

8 – 9 баллов – «4».

6 – 7 баллов - «3»






















22.05


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»



Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды , даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они так далеко от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки лет.

(138 слов) (По М. Гумилевской)



Программно-методическое обеспечение предмета

«Русский язык»


Для учителя:


  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8класс. /В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009

  • Роговик Т.Н. Русский язык. 8 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004

  • Программа по русскому языку для 5-9 классов, авторы С.И. Львова (Москва, «Мнемозина» 2009г)

  • В.В.Львов,Львова С. И.,. Русский язык. 8 класс – 2010г.

  • И.П. Васильевых/ Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 8 класс». М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

  • Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова – М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.

  • Справочные материалы по русскому языку. Приложение к учебнику –Москва» Мнемозина»-2010г. С.И. Львова, В.В. Львов.




Для учащихся:


  • Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.

  • Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 8 класс /В.В.Львов. –М.: Дрофа, 2009

  • Львова С.И. Практикум по русскому языку. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010

  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

  • Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009

  • Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-8 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.

  • Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 класс: К учебнику М.Т.Баранова. «Русский язык. 8 класс» / И.В.Текучева. –М.: Издательство «Экзамен», 2004





Материально-техническое обеспечение учебного кабинета





Компьютер;

Проектор;

Экран;

Диски:

Новый популярный словарь русского языка,

Русский язык 8 класс под редакцией О.И.Руденко-Моргун

Принтер MГ 4400 Series UГRIILT

Интернет;

Программное обеспечение

Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)

Текстовый редактор MS Word

Графический редактор Paint

Программа MS PowerPoint

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.

Комплекты таблиц демонстрационных   по русскому языку

Портреты выдающихся русских лингвистов

Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы

Иллюстрации по русскому языку

Справочники по русскому языку

Энциклопедия

Словари





Мультимедийные пособия

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 8 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.










Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

  • http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

  • http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

  • http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

  • http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)


Тренажеры:

  • http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

  • http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»

  • http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»

  • http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами


для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

  • http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»

  • http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности

  • http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)

  • http://www.edu.ru – образовательный портал

  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»


  1. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  2. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  3. http://rusolimp.kopeisk.ru/

  4. Оцифрованный «Словарь ударений русского языка» на Яндексе

  5. ГРАМОТА.РУ  http://www.gramota.ru/

  6. Орфоэпические словари http://www.udarenie.info/dictionaries/

  7. Яндекс.Словариslovari.yandex.ru

  8. Электронный учебник русского языка

  9. Справочник Розенталя

  10. Мир словарей

  11. Правила русского языка








Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по УВР

методического объединения _____________Безручко Т.В.

учителей общественно- ______________ 2014 г

гуманитарного цикла

МОУ Криворожская СОШ

от __________ 2014 г № ____

__________ Яценко Т.Н.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!