Параметры | Содержание параметров |
Предмет, уровень | Русский язык. Базовый уровень |
Тема раздела | Наречие |
Класс | 7а |
Характеристика класса | Уровень обученности класса - средний (качество знаний по предмету- 59 %). Дети обучаемы и работоспособны, но с разным уровнем мотивации. На основании психолого-педагогической диагностики на уроках русского языка класс условно поделен на три группы (1группа – ученики, требующие повышенной нагрузки, 2 группа – учащиеся, которые усваивают русский язык с трудом, 3 группа – учащиеся со значительными пробелами в знаниях). |
Программа, учебник | Баранов М.Т. программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский //программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010 Русский язык. Учебник для 7 класса. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., 2018. |
Используемые технологии | Технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология |
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Дидактические задачи | Содержание учебной ситуации | Формы учебной работы |
1. Мобилизующий этап урока |
Подготовка учащихся к работе на занятии | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | |
2. Целеполагание |
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Сегодня урок-открытие. Эпиграфом к уроку станет пословица: Ум – одежда, которая никогда не износится. Как вы понимаете данную пословицу? | Беседа |
3. Актуализация опорных знаний |
Систематизация знания учащихся, полученных на прошлых уроках. | Задание: даны словосочетания, разделите их на группы и запишите: (Не) брежная работа, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость - Сколько групп получилось? По какому признаку разделили словосочетания? Оцените свою работу (оценки выставляются на полях в тетради): «5» - всё верно; «4» - допущена 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «-» - 3 и более ошибки. - Озвучьте правило правописания НЕ с прилагательным. | Самостоятельная работа Самопроверка: (образец выполнения на экране) ученик комментирует написание слов. |
4. Объяснение нового материала |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение возможности их коррекции. | Задание: замените в данных выше словосочетаниях прилагательные наречиями, существительные глаголами, запишите получившиеся словосочетания по схеме: гл.+ наречие. - Сравните ваши записи в тетради с записью на доске. Есть ли различия? Задание одно, а выполнено по-разному. Почему? (Не знаем правило правописания НЕ с наречием). - Сформулируйте тему урока. Определите цели. Сегодня мы эту тему исследуем. У кого какие предположения? Сравните исходные словосочетания с получившимися. Какую закономерность увидели? (НЕ с наречием подчиняется тому же правилу, что и НЕ с прилагательными). Выведение правила. Нарисуйте схему правописания НЕ с наречиями | Самостоятельная работа (один ученик у доски) Постановка проблемы. Работа в группах |
5. Рефлексия |
Формирование на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. | Проверка: 1, 2 группы представляют схемы и рассказывают правило. Остальные вносят дополнения. Оцените свою работу: «5» - поняли тему и можете рассказать; «4» - поняли тему, но есть вопрос; «3» - поняли часть материала; «-» - ничего не поняли. | |
6. Физкультминутка |
Обеспечение комфорта школьникам | Замок за спиной. Поднять правую руку, согнуть ее за головой в локте, достать до спины между лопатками. Левую руку расположить на талии и тянуть ее вверх за спиной, соединив с правой в замок. Закрыть глаза и расслабить лицо, глубоко вдыхая и выдыхая. Вернуться в исходное положение, поменять руки и повторить упражнение. Качели. Ладони слегка сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо, влево 18 раз, стремясь соблюдать ритмичность дыхания. | |
7. Закрепление нового материала |
Активное использование полученной информации в конкретном тексте. | Перед вами текст. Прочитайте его. Что хотел донести до нас ветер? (Не) слышно, совсем (не) торопливо, (не) хотя, (не) густо падал снег. Ветер не стал нападать на него. Он (не) решительно скрывался в невысоких кустах и думал о своей нелегкой судьбе. «Неправда, что я негодник и неряха, - (не) приязненно думал он,- (не) возможно знать всех нелепостей судьбы. Ни к чему мне приписывать нехорошие черты». Тут несколько небольших снежинок заметили, что ветер не к добру загрустил. «Не время печалиться! – прокричали они. – Это не по-дружески!» Задание: выпишите из текста слова с нераскрытыми скобками. Проверка: Учащиеся одной из парт объясняют правописание слов. Оцените свою работу: «5» - всё верно «4» - допущена 1 ошибка «3» - 2 ошибки «-» - 3 и более ошибки. | Беседа Работа в парах. |
8. Обобщение |
Формирование целостного представления об изучаемой теме. | Игра «Верно и неверно». В тетради указываем «+» при ответе «верно», «-» при ответе «неверно». .., что не с наречием всегда пишется слитно; .., что наречие недалекопишется слитно; .., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не- ; .., что вовсе не серьёзнопишется раздельно; .., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а; .., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно. Оцените свою работу: «5» - всё верно «4» - допущена 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки «-» - 4 и более ошибок. | Самостоятельная работа. Самопроверка. |
9. Подведение итогов урока |
Анализ успешности достижения цели. | Сложите получившиеся баллы и оцените работу на уроке: «5» - 20-19 баллов; «4» - 16 – 18 балла; «3» - 11 – 15 баллов; «-» - 10 и меньше баллов. Почему же эпиграфом к уроку взяли пословицу «Ум – одежда, которая никогда не износится»? | Беседа |
Домашнее задание | Напишите дома сочинение- рассуждение, тезисом которого и будет сегодняшний эпиграф к уроку. Используя в своей работе наречия с частицей НЕ, помните изученное сегодня правило. До свидания. | |