СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение ЕГЭ: от проблемы к авторской позиции.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке показана работа с текстом, связь с жизненным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение ЕГЭ: от проблемы к авторской позиции.»

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Сочинение ЕГЭ: от проблемы к авторской позиции»

Тип урока: комбинированный с использованием личностно ориентированной технологии.

 Вид урока: урок-исследование. 

Форма деятельности на уроке: работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал (тексты, памятки, листы учёта знаний, умений и навыков). 

Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой 

Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. 

Используемая технология: технология проблемного обучения. 

Обучающие цели урока:  закрепить навыки вычленения основной проблемы текста, её комментирование и умение оценивать эти композиционные части сочинения в соответствии с критериями К1 и К2; дать представление о месте и роли позиции автора в структуре сочинения ЕГЭ; сформировать умение определять и формулировать позицию автора исходного текста и оценивать эту композиционную часть сочинения ЕГЭ в соответствии с критерием К3; углубить знания о публицистическом стиле речи. 

Развивающая цель: развитие навыков самостоятельной работы, сопоставления, умения, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку. 

Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив). 
Ход урока

Деятельность учителя и учащихся

Оснащение, оборудование

1.

Прослушивание

В.А.Моцарт «Реквием» в презентации «КЦ «Зимняя вишня» в г. Кемерово»

2.

Учитель: на фотографии вы видите учителя, которая в минуту смертельной опасности не оставила своих учеников, детей, а вернулась к ним, чтобы спасти их, и погибла вместе с ними.

А сколько за экраном этой великой трагедии осталось взрослых безответственных людей, которые не хотели думать о последствиях, связанных с не приспособленным для культурно-развлекательного центра зданием. Людей, которые знали о неисправной пожарной сигнализации и о том, что нет огнетушителей, но не исправляли ошибок. Людей, которые всё пустили на самотёк.

В современном обществе много проблем. Какие, на ваш взгляд, наиболее острые?

Ученики:

- экологии

- наркомании

- преступности

- коррупции

- алкоголизма

- братоубийства

- власти

- повышенной значимости денег

- доминирования материальных ценностей над духовными

Можно сказать, что все эти проблемы вытекают из одной? Общей?

Ученики: -Да. Это проблема падения нравственности

слайд №1 фотография учителя г. Кемерово

4.

Как вы догадались, сегодня мы поговорим о проблемах современного общества и об авторской позиции.

Проблема в тексте и авторская позиция – это композиционные составляющие сочинения ЕГЭ по русскому языку.

- Что такое проблема?

- Как её определить?

Ученики:

- Проблема – это основной вопрос, который ставит автор в тексте.

- всё рассуждение в тексте связано с какой-либо проблемой.

Слайд №2 «Проблема в тексте»

5.

Учитель: Всё правильно. Давайте обратимся к тексту Ан­дрея Ни­ко­ла­е­вича Куз­не­цова (1920-1998 гг.) — пи­са­теля, участ­ника Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Чтение текста.

Есть жи­вот­ные, ко­то­рые не могут слы­шать, и их душа за­пол­не­на пу­сто­той мёрт­во­го без­мол­вия. (2)Есть жи­вот­ные, ко­то­рые на­де­ле­ны толь­ко одной спо­соб­но­стью — ощу­щать тепло при­бли­жа­ю­щей­ся жерт­вы, и им не­ве­до­мо ни­ка­кое чув­ство, кроме со­су­ще­го их утро­бу го­ло­да. (З) Одно дело, когда мы го­во­рим о без­глас­ной рыбе или о не­спо­соб­ном ле­тать пре­смы­ка­ю­щем­ся, и дру­гое дело, когда у не­ко­то­рых людей об­на­ру­жи­ва­ет­ся пол­ная атро­фия тех спо­соб­но­стей, ко­то­рые, ка­за­лось бы, свой­ствен­ны че­ло­ве­ку по самой его сути. (4)Про этих ду­хов­ных калек писал Фёдор Тют­чев: «Они не видят и не слы­шат, живут в сём мире, как впотьмах...». (5)Если человек не знает, что такое бла­го­род­ство и ответственность, то вся че­ло­ве­че­ская ис­то­рия для него пред­стаёт бес­ко­неч­ной цепью под­ло­стей и ин­триг, а при­ка­са­ясь к вы­со­ким дви­же­ни­ям че­ло­ве­че­ско­го духа, он остав­ля­ет жир­ные от­пе­чат­ки своих рук.

 (б) Од­на­ж­ды в одной из сто­лич­ных газет, из­вест­ной своим об­ли­чи­тель­ным па­фо­сом, мне по­па­лась ста­тья, в ко­то­рой автор утвер­ждал, что пат­ри­о­тизм свой­ствен лишь на­ту­рам серым, при­ми­тив­ным, не­до­ста­точ­но раз­ви­тым, в ко­то­рых ин­ди­ви­ду­аль­ное чув­ство ещё не вы­зре­ло в пол­ной мере. (7)3атем автор, до­ка­зы­вая тезис о том, что ге­ро­и­че­ская са­мо­от­вер­жен­ность по­рож­де­на не бла­го­род­ством, как это при­ня­то ду­мать, а не­раз­ви­то­стью лич­ност­но­го на­ча­ла, при­во­дит вы­держ­ки из про­щаль­но­го пись­ма Улья­ны Гро­мо­вой.

 (8)Эта де­вуш­ка во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны стала одним из ру­ко­во­ди­те­лей под­поль­ной ор­га­ни­за­ции «Мо­ло­дая гвар­дия», куда вхо­ди­ли люди, мно­гим из ко­то­рых не было и два­дца­ти лет. (9)Ре­бя­та рас­кле­и­ва­ли ли­стов­ки с со­об­ще­ни­я­ми о по­ло­же­нии на фрон­те, вы­ве­ши­ва­ли крас­ные флаги, по­ка­зы­ва­ли всем, что ок­ку­пан­ты за­во­е­ва­ли город, но не по­ко­ри­ли людей. (10)Фа­ши­сты схва­ти­ли под­поль­щи­ков, изу­вер­ски пы­та­ли их, а потом каз­ни­ли. (11)Улья­на Гро­мо­ва перед самой смер­тью успе­ла на­пи­сать пись­мо род­ным.

 (12)Автор ста­тьи на­хо­дит в этом ко­рот­ком по­сла­нии пунк­ту­а­ци­он­ные и ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки: вот тут об­ра­ще­ние не вы­де­ле­но за­пя­ты­ми, тут не­пра­виль­ная буква в па­деж­ном окон­ча­нии имени су­ще­стви­тель­но­го... (13)От­сю­да вывод: де­вуш­ка — ти­пич­ная тро­еч­ни­ца, серая по­сред­ствен­ность, она пока ещё не осо­зна­ла бес­цен­но­сти че­ло­ве­че­ской жизни, а по­то­му легко, без со­жа­ле­ний пошла на смерть...

 (14)Когда люди са­дят­ся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда при­ка­са­ешь­ся к вы­со­ко­му и свя­щен­но­му, надо пре­жде всего от­мыть душу от жи­тей­ско­го, су­ет­но­го, пыль­но­го, мел­ко­го... (16)Же­сто­кие и бес­по­щад­ные враги на­па­ли на нашу ро­ди­ну, и ком­со­моль­цы, почти дети, стали с ними сра­жать­ся. (17)Это на­зы­ва­ет­ся по­дви­гом! (18)По­двиг, ко­то­рый рождён вы­со­ким со­зна­ни­ем своей от­вет­ствен­но­сти перед стра­ной, по­то­му что врага можно по­бе­дить толь­ко так: жерт­вуя своей жиз­нью. А если врага не видно, а только опасность для других и право выбора: спасти себя или, не задумываясь, броситься на помощь другому, возможно, жертвуя своей жизнью?

 (19)Со­гла­сен, что каж­дый че­ло­век имеет право на свою точку зре­ния, знаю, что злей­шим вра­гом вся­ко­го про­грес­са яв­ля­ют­ся не кри­ти­ки, а твер­до­ка­мен­ные «сто­рон­ни­ки». (20)Но весь во­прос в том, кто несёт зна­ние молодым.



Учитель: Какие проблемы вы обнаружили в этом тексте?

Учащиеся:

1. Про­бле­ма пат­ри­о­тиз­ма.

2. Про­бле­ма опас­но­сти «ду­хов­ных калек», людей с ис­ка­жен­ным вос­при­я­ти­ем жиз­нен­ных цен­но­стей.

3. Проблема активной жизненной позиции, неравнодушия.

Учитель:

-А где самые важные мысли в тексте по этой проблеме? Что утверждает автор?

Учащиеся цитируют фрагменты из предложений № 3,5,6,13,20

Вот это и есть авторская позиция. Она в публицистическом тексте всегда активна, заметна, а порой воинственна. Обнаружить её несложно, но как представить в своём сочинении?

Давайте посмотрим на слайд.

Задание:

Напишите авторскую позицию А.Н.Кузнецова, при затруднении используйте данные клише.

По­зи­ция ав­то­ра:



1. Ро­ди­на - самое до­ро­гое, что есть у че­ло­ве­ка, за Ро­ди­ну го­то­вы были со­всем юные ком­со­моль­цы-мо­ло­до­гвар­дей­цы, пре­воз­мо­гая себя, сра­жать­ся с вра­гом, го­то­вы уме­реть. Оце­нить их по­двиг может толь­ко че­ло­век, сам ощу­ща­ю­щий себя пат­ри­о­том.

2. Люди с черст­вы­ми ду­ша­ми, не спо­соб­ные по­ни­мать окру­жа­ю­щих, оце­нить по до­сто­ин­ству по­ступ­ки дру­гих, раз­ла­га­ют не толь­ко себя, они сеют раз­ру­ше­ние во­круг себя. Таких людей надо не толь­ко опа­сать­ся, надо не дать им воз­мож­но­сти «пе­ре­де­лать» мир под себя.

3. Активная жизненная позиция человека просматривается в его неравнодушии к людям, в желании и умении прийти на помощь в трудных жизненных ситуациях и в ответственности за свои поступки.






























































































Слайд №3 «Авторская позиция»


Учитель:

- Наверняка, данный текст и обозначенная проблема напомнили вам какие-то истории, связанные с вами или вашими знакомыми, когда столкнулись с равнодушием, безответственностью, позицией «моя хата с краю».

Учащиеся приводят несколько примеров.

Учитель:

- А можете ли вспомнить художественные произведения или художественные фильмы, где герой или герои проявляют вопиющее равнодушие или, наоборот, участие к другим, может быть, даже чужим людям.

Вспомните и запишите названия этих произведений и автора.

Учащиеся называют такие произведения, как

В.К.Железникова «Чучело», Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», А.П.Платонова «Юшка» и др.

Слайд №4 «Аргументы»


Учитель:

- Как вы считаете, поняли вы, что такое проблема текста и авторская позиция? Сможете ли формулировать проблему и находить авторское мнение по ней в тексте?

Оцените своё понимание этих вопросов по пятибалльной системе.

Самооценка на листочках.

( проблема – оценка, авторская позиция – оценка)


Учитель:

Написать обращение к людям, кому-то конкретно, к самому себе, своей совести, литературному герою (по выбору и желанию) по проблеме урока с чётко выраженной своей позицией, в любом жанре.

Домашнее задание. Слайд № 5


Учитель в качестве образца читает своё стихотворение «Как всегда я бегу к амбразуре».


Как всегда, я бегу к амбразуре,

Закрываю телом огонь!

Понимаешь, дело в натуре,

Хотя знаю – ужалит боль!

Соглашаться, конечно, пошло.

Если знаешь, что трижды прав.

Как бы снова чего не вышло,

Вслед доносится: « Lave is lave»


Помолчать я всегда готова

Над цветком, мотыльком, стихом.

Но когда бьёт тревога в душу,

И когда полыхает огнём

Всё вокруг,

Я бегу, я не трушу

И сама растворяюсь в нём!

Слайд №1


Учитель просит всех учеников встать и взяться за руки, чтобы почувствовать единство взглядов на общую проблему падения нравственности нашего общества.

Песня « Вечная любовь» в исполнении Э.Пиаф и Ш.Азнавура в презентации «Милосердие и великодушие»



Приложение №1

Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

 По мнению автора, ...

Публицист убеждён в том, что...

Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...

Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...

Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...

В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению, “...”

Автор убеждает читателя в том, что...

Авторскую позицию нельзя не увидеть в...





Приложение №2


Знания 


Умения 


Навыки 


Знаю, что значит проблема в тексте и авторская позиция.


Умею определять проблему в тексте и находить авторскую позицию


Научился (-лась) формулировать проблему и записывать авторскую позицию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!