2. | Учитель: на фотографии вы видите учителя, которая в минуту смертельной опасности не оставила своих учеников, детей, а вернулась к ним, чтобы спасти их, и погибла вместе с ними. А сколько за экраном этой великой трагедии осталось взрослых безответственных людей, которые не хотели думать о последствиях, связанных с не приспособленным для культурно-развлекательного центра зданием. Людей, которые знали о неисправной пожарной сигнализации и о том, что нет огнетушителей, но не исправляли ошибок. Людей, которые всё пустили на самотёк. В современном обществе много проблем. Какие, на ваш взгляд, наиболее острые? Ученики: - экологии - наркомании - преступности - коррупции - алкоголизма - братоубийства - власти - повышенной значимости денег - доминирования материальных ценностей над духовными Можно сказать, что все эти проблемы вытекают из одной? Общей? Ученики: -Да. Это проблема падения нравственности | слайд №1 фотография учителя г. Кемерово |
5. | Учитель: Всё правильно. Давайте обратимся к тексту Андрея Николаевича Кузнецова (1920-1998 гг.) — писателя, участника Великой Отечественной войны. Чтение текста. Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (З) Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах...». (5)Если человек не знает, что такое благородство и ответственность, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук. (б) Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. (8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным. (12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного... (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть... (14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого... (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью. А если врага не видно, а только опасность для других и право выбора: спасти себя или, не задумываясь, броситься на помощь другому, возможно, жертвуя своей жизнью? (19)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (20)Но весь вопрос в том, кто несёт знание молодым.
Учитель: Какие проблемы вы обнаружили в этом тексте? Учащиеся: 1. Проблема патриотизма. 2. Проблема опасности «духовных калек», людей с искаженным восприятием жизненных ценностей. 3. Проблема активной жизненной позиции, неравнодушия. Учитель: -А где самые важные мысли в тексте по этой проблеме? Что утверждает автор? Учащиеся цитируют фрагменты из предложений № 3,5,6,13,20 Вот это и есть авторская позиция. Она в публицистическом тексте всегда активна, заметна, а порой воинственна. Обнаружить её несложно, но как представить в своём сочинении? Давайте посмотрим на слайд. Задание: Напишите авторскую позицию А.Н.Кузнецова, при затруднении используйте данные клише. Позиция автора:
1. Родина - самое дорогое, что есть у человека, за Родину готовы были совсем юные комсомольцы-молодогвардейцы, превозмогая себя, сражаться с врагом, готовы умереть. Оценить их подвиг может только человек, сам ощущающий себя патриотом. 2. Люди с черствыми душами, не способные понимать окружающих, оценить по достоинству поступки других, разлагают не только себя, они сеют разрушение вокруг себя. Таких людей надо не только опасаться, надо не дать им возможности «переделать» мир под себя. 3. Активная жизненная позиция человека просматривается в его неравнодушии к людям, в желании и умении прийти на помощь в трудных жизненных ситуациях и в ответственности за свои поступки. | Слайд №3 «Авторская позиция» |
| Учитель: - Наверняка, данный текст и обозначенная проблема напомнили вам какие-то истории, связанные с вами или вашими знакомыми, когда столкнулись с равнодушием, безответственностью, позицией «моя хата с краю». Учащиеся приводят несколько примеров. Учитель: - А можете ли вспомнить художественные произведения или художественные фильмы, где герой или герои проявляют вопиющее равнодушие или, наоборот, участие к другим, может быть, даже чужим людям. Вспомните и запишите названия этих произведений и автора. Учащиеся называют такие произведения, как В.К.Железникова «Чучело», Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», А.П.Платонова «Юшка» и др. | Слайд №4 «Аргументы» |
| Учитель в качестве образца читает своё стихотворение «Как всегда я бегу к амбразуре». Как всегда, я бегу к амбразуре, Закрываю телом огонь! Понимаешь, дело в натуре, Хотя знаю – ужалит боль! Соглашаться, конечно, пошло. Если знаешь, что трижды прав. Как бы снова чего не вышло, Вслед доносится: « Lave is lave» Помолчать я всегда готова Над цветком, мотыльком, стихом. Но когда бьёт тревога в душу, И когда полыхает огнём Всё вокруг, Я бегу, я не трушу И сама растворяюсь в нём! | Слайд №1 |