СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"сон – залог здоровья"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давно подсчитано, что человек спит около трети своей жизни. Совремнная цивилизация  с удовольствием отказалась бы от этого удовольствия Действительно за 25 лет, потраченных на сон. человек мог бы столько всего изоюрести. прочитать, построить.Но нет. наступает ночь, одалевает зевота, неудержимо тянет обратно под одеяло. Данное иследование помогает выяснить, действительно ли человек не может обходиться без сна. Чем грозит ему отсутствие сна, а таеже неполноценный сон.

Просмотр содержимого документа
«"сон – залог здоровья"»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:


«СОН – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»


Выполнила:

Школьная Арина Валерьевна,

14 лет

9 класс

МКОУ "Игнатовская основная общеобразовательная школа"

г. Людиново

Калужская область

Учитель Юденко Татьяна Викторовна





























Людиново – 2019

Введение

Давно подсчитано, что человек спит около трети своей жизни. Современная цивилизация, не говоря уже о детях всех времен и народов, с удовольствием отказалась бы от этого неэффективного время препровождения. Действительно, за 25 лет, потраченных на сон, человек мог бы столько всего полезного сделать. Изобрести, построить, прочитать, нарисовать. Но нет, наступает ночь, одолевает зевота, неудержимо тянет обратно под одеяло...


Необходимость работы: Выяснить, действительно ли человек не может обходиться без сна. Чем грозит человеку отсутствие сна, а также неполноценный сон.


Цель исследования:

1. Выяснить значение сна в жизни людей.

2. Выявить факторы, способствующие здоровому сну.


Задачи:

  1. Расширить представление о сне.

  2. Проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека.

  3. Предложить здоровые нормы поведения перед сном.

  4. Сравнить значение сна в жизни людей и животных.


Объект исследования: сон человека.


Предмет исследования: правила здорового сна.


Гипотеза исследования: Сон – основа здоровья человека. От того, как люди спят, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни.


Методы работы: изучение литературы, анализ, проведение опытов, обобщение материалов, выводы.












Чтобы выяснить, зачем нужен тот или иной орган, нужно его отрезать или повредить. И посмотреть, чего же организму будет не хватать, сможет ли организм без него обходиться и если сможет, то каким образом. Так же и со сном. Чтобы разгадать, зачем он нужен, нужно не давать спать подопытному объекту.

Считается, что первым экспериментатором на этом поприще стал французский суд, приговоривший к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году.

Понятно, что в научных целях людей таким мучениям не подвергали, хотя на добровольцах проверили, как себя чувствует человек, не спавший несколько суток. Массовые эксперименты начались в 60-е годы. Выяснилось, что на пятые сутки у человека ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности. За время эксперимента основная масса людей, несмотря на обильное питание, потеряла в весе. На восьмой день основная масса испытуемых отказалась продолжать эксперимент. Любопытно, что восстановление нормального сна после этого опыта у всех прошло за следующие сутки-двое.

В 1965 году обычный школьник Рэнди Гарднер решил поставить эксперимент и узнать, сколько он сможет не спать. Упорный мальчуган выдержал аж 11 дней и попал со своим рекордом в книгу Гиннеса. В 2008 его рекорд был побит (28 дней), но из-за вреда здоровью данная категория была исключена организаторами из книги рекордов Гиннеса.

В истории есть примеры людей, которые составляют редкое исключение, но не являются примером для подражания. К примеру, известный американский изобретатель Томас Алвас Эдисон во время первой мировой войны в 70 летнем возрасте бессменно проработал 168 часов, не выходя из лаборатории. Петр I спал 5-6 часов, но это не отражалось на его работоспособности, настроении и здоровье. Наполеон Бонапарт спал по 4-5 часов. Это не мешало ему жить активной и деятельной жизнью.


Глубина и продолжительность сна зависит от физиологических особенностей организма.

Я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а в другой вечер лечь поздно. Свои наблюдения я записала:

1 день. Вечером легла спать в 21.30. Утром проснулась в 7 часов с хорошим настроением, пошла в школу, активно работала на уроках, не устала.

2 день. Смотрела фильм по телевизору, который закончился в 23.00. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотелось просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать.

Оказывается, с 21 часа наш организм начинает вырабатывать гормон сна – серотонин. Температура тела постепенно снижается на 0,5 градуса. Это самое благоприятное время для отхода ко сну.

Ученые считают, что длительность сна зависит от возраста, типа людей и их особенностей.

Новорожденные спят до 22 часов в сутки.

Дети 2-4 лет – до 19 часов в сутки.

Дети 4-7 лет – 12 часов в сутки.

Дети 7-14 лет – 10 часов в сутки.

Дети 12-17 лет – около 7 часов в сутки.


Исследования физиологов показали, что животные, лишенные сна, переносят это состояние тяжелее, мучительнее, чем полное голодание. Уже на 2-3 день без сна у этих животных развивались резкие нарушения деятельности нервной системы и других органов. Животные спят по-разному.

Некоторые животные, например, медведи и сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой.

Аисты спят на лету. В полете они дремлют. Утомившийся аист перелетает в центр косяка и закрывает глаза. Слух у него при этом обостряется и, слыша щелканье  чужих крыльев, не теряет при этом направление и высоту. Через 10 минут набирается сил и перелетает в голову или в хвост косяка, уступая место другому.

Могут птицы спать не только на лету, но и «на плаву»: утки спят, не вылезая на берег. А попугаи спят, повиснув на ветке вниз головой.

Жирафы спят на коленях, заворачивая шею вокруг ног; львы лежат на спине, сложив передние лапы на груди, крысы укладываются на бок, а хвостик закручивают к голове. Летучие мыши засыпают, только подвесившись вниз головой. Как спят кошки, видел любой человек — на боку с вытянутыми лапками. Коровы спят стоя и с открытыми глазами.


Наш сон будет крепким, а пробуждение лёгким тогда, когда мы будем соблюдать особые правила подготовки ко сну:

    1. Ложиться и вставать в одно время.

    2. Не есть на ночь.

    3. Спать в полной темноте.

    4. Спать в проветриваемом помещении.

  1. Одежда для сна должна быть удобной.


Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны.
Врачам стало известно, что когда человек спит, то он постоянно видит сны. Это удалось выяснить с помощью прибора, который называется электроцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. Было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.
Известно много случаев, когда поэты, писатели, ученые и изобретатели видели сны, в которых сочиняли стихи, прозу или придумывали новую научную теорию. Именно снам мы обязаны появлению на свет знаменитой периодической системы элементов Менделеева, иголки для швейной машинки…

Заключение

Итак, сон является необходимостью. Здоровый нормальный сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности, нормального функционирования его органов и физиологических систем. Изучив соответствующую литературу, я узнала, что все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение:

- последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться;

- но! Не следует ложиться спать на голодный желудок, ровно, как и на переполненный.

За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

У человека, спящего меньше, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов.

Считается, что человек, не спящий хотя бы ночь в неделю, находится в очень высоком риске заболеваемости.

Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов.

Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче.


Литература

    1. Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой, – М.: Педагогика, 1981.

    2. Расти здоровым: Детская энциклопедия / Р. Ротенберг, – М.: Физкультура и спорт, 1991.

    3. Сказочный справочник здоровья. Т. 2 / А. Лопатина, М.: Амрита – Русь, 2005.

    4. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / пер. К. Мишиной, А. Зыковой, – М.: Эксмо, 2005.

    5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / сост. Н. Ю. Буянова, – М.: АСТ, 1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!