СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщество организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация сопровождает урок биологии в 11 профильном классе при изучении темы "Сообщество организмов"

Просмотр содержимого документа
«Сообщество организмов»

Сообщества организмов: структуры и связи  Учитель Юсова С.Л.

Сообщества организмов: структуры и связи

Учитель Юсова С.Л.

Биоценоз, или сообщество организмов  -исторически сложившаяся совокупность организмов обитающих на определенной территории или акватории взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов

Биоценоз, или сообщество организмов

-исторически сложившаяся совокупность организмов обитающих на определенной территории или акватории взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов

 Термин «биоценоз» ввел в науку в 1877 году немецкий ученый Карл Мёбиус .

Термин «биоценоз» ввел в науку в 1877 году немецкий ученый Карл Мёбиус .

 Размеры конкретного биоценоза определяются условиями его абиотической среды, или биотопом (от греч. Bios- жизнь и topos – место) – однородным участком суши или водоема, на котором он существует длительное время

Размеры конкретного биоценоза определяются условиями его абиотической среды, или биотопом (от греч. Bios- жизнь и topos – место) – однородным участком суши или водоема, на котором он существует длительное время

 Важной для жизни биоценоза является и биотическая среда, т.е. совокупность условий , созданных деятельностью растений, животных, грибов и микроорганизмов

Важной для жизни биоценоза является и биотическая среда, т.е. совокупность условий , созданных деятельностью растений, животных, грибов и микроорганизмов

Компоненты биотической среды биоценоза Фитоценоз Зооценоз Микробоценоз

Компоненты биотической среды биоценоза

Фитоценоз

Зооценоз

Микробоценоз

Фитоценоз Вся совокупность растений, образующих сообщество, является средообразователем

Фитоценоз

Вся совокупность растений, образующих сообщество, является средообразователем

Деревья и кустарники создают микроклимат: уменьшают силу ветра, образуют тень, снижают перепады температуры и влажности Растения- источник пищи для птиц, зверей, насекомых Растения выделяют кислород для дыхания Растения образуют листовой опад, который разлагается грибами и микроорганизмами, что приводит к накоплению в почве минеральных веществ
  • Деревья и кустарники создают микроклимат: уменьшают силу ветра, образуют тень, снижают перепады температуры и влажности
  • Растения- источник пищи для птиц, зверей, насекомых
  • Растения выделяют кислород для дыхания
  • Растения образуют листовой опад, который разлагается грибами и микроорганизмами, что приводит к накоплению в почве минеральных веществ
Зооценоз  Совокупность животных, составляющих сообщество, оказывающих большое влияние на растения

Зооценоз

Совокупность животных, составляющих сообщество, оказывающих большое влияние на растения

Животные регулирую численность растений, поедая растения ( растительноядные насекомые и их личинки, травоядные млекопитающие, зерноядные птицы) Насекомые –опылители переносят пыльцу Млекопитающие и птицы разносят плоды и семена Помет животных - удобрение, оказывает влияние на рост растений и грибов
  • Животные регулирую численность растений, поедая растения ( растительноядные насекомые и их личинки, травоядные млекопитающие, зерноядные птицы)
  • Насекомые –опылители переносят пыльцу
  • Млекопитающие и птицы разносят плоды и семена
  • Помет животных - удобрение, оказывает влияние на рост растений и грибов
Микробоценоз  вся совокупность микроорганизмов сообщества, связанных как с растениями, так и с животными

Микробоценоз

вся совокупность микроорганизмов сообщества, связанных как с растениями, так и с животными

Паразитические бактерии вызывают заболевания, которые могут привести к гибели Бактерии- симбионты оказывают положительное влияние, помогают , например, растительноядным млекопитающим перерабатывать грубую клетчатку Бактерии – сапрофиты и плесневые грибы разлагают тела погибших организмов, обеспечивая круговорот веществ в биосфере
  • Паразитические бактерии вызывают заболевания, которые могут привести к гибели
  • Бактерии- симбионты оказывают положительное влияние, помогают , например, растительноядным млекопитающим перерабатывать грубую клетчатку
  • Бактерии – сапрофиты и плесневые грибы разлагают тела погибших организмов, обеспечивая круговорот веществ в биосфере
Примеры биоценозов разного масштаба Моховой покров на стволе дерева Отдельное дерево в лесу Хвойный лес Более мелкие входят в состав более крупных

Примеры биоценозов разного масштаба

  • Моховой покров на стволе дерева
  • Отдельное дерево в лесу
  • Хвойный лес

Более мелкие входят в состав более крупных

Структура биоценоза Видовая структура Пространственная структура Трофическая структура Экологическая структура

Структура биоценоза

Видовая структура

Пространственная структура

Трофическая структура

Экологическая структура

Видовая структура Это видовое разнообразие биоценоза, соотношение видов по численности и плотности популяции Богатые биоценозы (тропический лес, коралловый риф) Бедные биоценозы (полярная тундра)

Видовая структура

  • Это видовое разнообразие биоценоза, соотношение видов по численности и плотности популяции
  • Богатые биоценозы (тропический лес, коралловый риф)
  • Бедные биоценозы (полярная тундра)
 Виды, преобладающие по численности в сообществе, называют эдификаторами Например, ельник-кисличник эдификатор - ель Осоковое болото- осоки, камыш, тростник  Чем специфичнее условия среды, тем беднее видовой состав и выше численность отдельных видов. В богатых видами биоценозах все виды малочисленны

Виды, преобладающие по численности в сообществе, называют эдификаторами

Например, ельник-кисличник эдификатор - ель

Осоковое болото- осоки, камыш, тростник

Чем специфичнее условия среды, тем беднее видовой состав и выше численность отдельных видов.

В богатых видами биоценозах все виды малочисленны

Пространственная структура  Это распределение организмов по надземным и подземным ярусам Ярусность связана с приспособлением организмов к наиболее полному использованию ресурсов среды

Пространственная структура

Это распределение организмов по надземным и подземным ярусам

Ярусность связана с приспособлением организмов к наиболее полному использованию ресурсов среды

 Помимо ярусности существует горизонтальное распределение организмов в сообществе- мозаичность.  Она обусловлена неоднородностью микрорельефа, деятельностью растений, животных и человека (выбросы почвы, вырубка деревьев, вытаптывание травостоя)

Помимо ярусности существует горизонтальное распределение организмов в сообществе- мозаичность.

Она обусловлена неоднородностью микрорельефа, деятельностью растений, животных и человека (выбросы почвы, вырубка деревьев, вытаптывание травостоя)

Трофическая, или пищевая структура  Это пищевые цепи, состоящие из организмов, находящихся в трофических связях друг с другом  Пищевые цепи образуют сложные переплетения – трофические (пищевые) сети

Трофическая, или пищевая структура

Это пищевые цепи, состоящие из организмов, находящихся в трофических связях друг с другом

Пищевые цепи образуют сложные переплетения – трофические (пищевые) сети

Экологическая структура  Это соотношение экологических групп организмов, составляющих сообщество  Разнообразие и обилие организмов зависит от условий среды. Например,  в пустыне преобладают растения, приспособленные к жизни в засушливых условиях, в водных сообществах- водные растения и животные

Экологическая структура

Это соотношение экологических групп организмов, составляющих сообщество

Разнообразие и обилие организмов зависит от условий среды. Например,

в пустыне преобладают растения, приспособленные к жизни в засушливых условиях, в водных сообществах- водные растения и животные

Связи между организмами в биоценозе

Связи между организмами в биоценозе

Трофические, или пищевые связи  Являются основными в биоценозе, благодаря им обеспечивается круговорот веществ и поток энергии. Проявляются в питании одних организмов другими, либо мертвыми остатками и продуктами жизнедеятельности Божья коровка питается тлями, бабочки и пчелы –нектаром, жуки-могильщики – трупами мелких зверей, жуки-навозники – помётом животных

Трофические, или пищевые связи

Являются основными в биоценозе, благодаря им обеспечивается круговорот веществ и поток энергии.

Проявляются в питании одних организмов другими, либо мертвыми остатками и продуктами жизнедеятельности

Божья коровка питается тлями, бабочки и пчелы –нектаром, жуки-могильщики – трупами мелких зверей, жуки-навозники – помётом животных

Топические связи Одни организмы создают среду обитания для других. Лишайник поселяется на коре осин и берез, дятлы и поползни используют дупла для гнездования и выведения птенцов

Топические связи

Одни организмы создают среду обитания для других.

Лишайник поселяется на коре осин и берез, дятлы и поползни используют дупла для гнездования и выведения птенцов

Форические связи Одни организмы биоценоза участвуют в распространении и расселении других. Дрозды и свиристели распространяют семена рябины и калины Звери разносят семена лопуха на шерсти

Форические связи

Одни организмы биоценоза участвуют в распространении и расселении других.

Дрозды и свиристели распространяют семена рябины и калины

Звери разносят семена лопуха на шерсти

Фабрические связи  Использование одними организмами продуктов выделения либо мертвых остатков других организмов для сооружения своих гнезд и жилищ. Муравьи для муравейника собирают хвою. Сойка собирает шерсть зверей, сухую траву, опавшие листья для своего гнезда.

Фабрические связи

Использование одними организмами продуктов выделения либо мертвых остатков других организмов для сооружения своих гнезд и жилищ.

Муравьи для муравейника собирают хвою.

Сойка собирает шерсть зверей, сухую траву, опавшие листья для своего гнезда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!