Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели).
№ п. п. | Содержание программного материала | Кол-во часов | Основные цели обучения | Результаты обучения | Формы работы, используемые при активном обучении | Оценивание включая оценку в целях обучения | Включая всех | Основные ресурсы |
1- 2. | Мир художественной литературы. Отличие мира литературы от мира фольклора и мифа. Автор как творец художественного мира. Реальное и вымышленное в литературе. Личность автора и образ автора в литературе. Образ человека в мире художественной литературы. | 2 | .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; | Будут уметь работать над идей произведений | Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание | Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики» | Формативное и суммативное оценивание | , раздаточный материал, презентация |
3. | Литература и история. Исторический сюжет в литературе. Художественные приемы воссоздания исторических и вымышленных образов-персонажей. | 1 | интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси; текст | Будут знать о понятии «физическая география», ее цели и задачах | Стратегия «ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа | Формативное оценивание, взаимооценивание «Лучший рисунок» | Суммативное и формативное оценивание | доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник |
4-5. | А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к поэме «Медный всадник». Историческое и вымышленное, историческое и злободневное в поэме. Образ Петра I в поэмах Пушкина. Авторское отношение к Петру I и созданному им городу на Неве. Для заучивания наизусть: А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок из поэмы) или вступление к поэме «Медный всадник». РР: Анализ лиро-эпических произведений | 2 | познакомиться с отрывком из поэмы и выявить средства, с помощью которых поэт прославляет эти качества. | Показать интерес Пушкина к истории России, мастерство поэта в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | «Мозговой штурм», «Чтение с пометками», практическая работа, парная работа | Формативное оценивание, самооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры |
6-7. | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров. Портретные характеристики. Для заучивания наизусть: М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». РР: Анализ лиро-эпических произведений | 2 | ознакомление учащихся с художественнымпроизведениемМ.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; | развитие умения анализировать произведение, работать самостоятельно и в группах при подготовке заданного ответа на вопрос; формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; п | «Мозговой штурм», цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы | Формативное оценивание, самооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры |
8-11. | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический колорит повести. Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы. Главные образы-персонажи, их отношение к семье, любви, Сечи. Тема предательства. Трагический конфликт патриархального и индивидуального сознания. Проблема личного выбора и гуманизма. Пейзажные описания. | 4 | обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения. . . | развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами. | «Стратегия ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа | Поощрение, Взаимооценивание «Лучшая группа» | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры |
12-13. | РР: Подготовка к сочинению. Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 2 | формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности, . | развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами. | фронтальная, индивидуальная, парная работы | Формативное оценивание, поощрение, «Плюс, минус, интересно» | Формативное и суммативное оценивание | Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры |
14-15. | Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина» (фрагменты из романа «Война и мир» на выбор). Образы Кутузова и Наполеона. «Маленький человек» на войне. Портретное мастерство Л.Н. Толстого. Авторская позиция и способы ее проявления в художественном тексте. | 2 | продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.; | Научитьcя детей пользоваться масштабом, переводить его из численного в именованный. | Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание | Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики» | Формативное и суммативное оценивание | , раздаточный материал, презентация |
16. | М.Ю. Лермонтов. «Св. Елена», «Воздушный корабль». Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова. РР: Анализ лирических произведений | 1 | проанализировать лирические произведения М.Ю.Лермонтова, в которых присутствует образ Наполеона. | отметить художественные средства, которые использует М.Ю.Лермонтов для создания образа Наполеона | Проблемный вопрос, парная работа, практическая работа, Синквейн | Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание | Формативное и суммативное оценивание | Компьютер, видеоролик, раздаточный материал, стикеры |
17. | Абай Кунанбаев. «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков. | 1 | Абай Кунанбаев «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков. которых присутствует образ Наполеона. | Развивать критическое мышление через анализ и синтез дополнительной исторической литературы.Выявить морально-дидактический смысл поэмы, на его основе воспитывать моральные и нравственные качества обучающихся | Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику | Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
18. | Вн. чт.: П. Мериме. «Матео Фальконе». | 1 | продолжение знакомства с творчеством писателя; продолжение обучения анализу художественного текста | научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения; постепенный переход от анализа к синтезу. | Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику | Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
19-20. | А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Нравственная идея трагедии. РР: Анализ драматургических произведений | 2 | Расширить знания учащихся по драматургии Пушкина; познакомить с «Маленькими трагедиями»; понять идейно-художественное своеобразие трагедии «Моцарт и Сальери»; продолжить обучение анализу драматургического произведения.
| Понять общечеловеческий смысл пьесы – утверждение несовместимости гения, всегда человечного, гуманного, и злодейства. Приобщать учащихся к высокому искусству: классической музыке, живописи. Высветить человечность гения самого Пушкина. | Групповая работа, практическая работа | Взаимооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Бумага формата А 4, цветные карандаши, ластики, |
21-22. | Н.А. Некрасов. «Русские женщины». Психологизм в обрисовке образов главных героинь. РР: Анализ лиро-эпических произведений | 2 | познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность | Развивать образно-аналитическое мышление; умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать. | Индивидуальная работа | Оценивание по критериям | Суммативное оценивание | Бумага формата А 4, цветные карандаши, ластики, |
23-24. | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя. Тема жизненных испытаний в рассказе. Организация художественного времени. Авторское отношение к изображаемому. | 2 | познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность | развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - развивать критического мышления. | Парная, групповая и индивидуальная работа | Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание | Формативное и суммативное оценивание | Презентация, раздаточный материал, стикеры |
25. | Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне: А.А. Ахматова. «Мужество»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая...»; К.М. Симонов. «Жди меня»; В.С. Высоцкий. «Песня о Земле». Человек на войне в русской лирике XX века. Для заучивания наизусть:Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору учащихся). РР: Анализ лирических произведений | 1 | глубить знания по истории родного города; познакомиться с творчеством поэтов-земляков о родине и родной природе | Будут знать об авторе, будут уметь работать над идей произведения | Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику | Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам | Формативное и суммативное оценивание | , таблицы, учебники, иллюстрации |
26 | РР: Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей ХХ века» | 1 | развивать познавательную деятельность, творческие способности; воспитывать | Будут уметь работать над идей произведений, рассмотреть версии древних учёных о её внешнем облике, обратить внимание на факты, свидетельствующие о шарообразности нашей планеты; | индивидуальная работа, «мозговой штурм», толстые и тонкие вопросы, парная работа | поощрение, оценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | , таблицы, учебники, иллюстрации |
27 | А.Т. Алимжанов. «Стрела Махамбета» (фрагменты). Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе А. Алимжанова. Историческое и вымышленное в романе. | 1 | формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности, . | развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами. | Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику | Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
28 | Пейзаж в художественном тексте. Пространственно-временная картина жизни природы в литературе. | 1 | Научить выполнять работы в жанре пейзажа, развить интерес и любовь детей к творчеству известных художников-пейзажистов, развить творческое воображение и эмоциональность учащихся | обучить умению простейшими средствами (цветом, пятном) передавать состояние природы выполнение простейшего пейзажа в технике акварели (по-сырому). | Индивидуальная работа | Оценивание по критериям | Суммативное оценивание | , таблицы, учебники, иллюстрации , |
29-30 | Художественная картина неба в литературе: небо (Н.С. Никитин. «Небо»; О.Э. Мандельштам. «О небо, небо...»; Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный, синий цвет...»); солнце (А.С. Пушкин. «Зимнее утро»; И.А. Бунин. «Неуловимый свет разлился над землею...»; А. Белый. «Солнце»; А. Грин. «Пропавшее солнце»); луна/месяц (А.С. Пушкин. «Приметы» («Я ехал к вам: живые сны...»); М.А. Кузмин. «Как месяц молодой повис...»; В.В. Маяковский. «Лунная ночь»); звезды (А.А. Фет. «Среди звезд»; А.А. Григорьев. «Комета»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»; А.А. Вознесенский. «Ночь»).Небо, солнце, луна (месяц), звезды и их художественная роль в произведениях. Для заучивания наизусть:Одно стихотворение о небе или солнце, луне и звездах (по выбору учащихся). РР: Анализ лиро-эпических произведений | 2 | совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму. | Обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения | разноуровневые задания, «Мозговая атака», парная работа | Формативное словесное оценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | , раздаточный материал |
31-32 | И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам. | 2 | выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа | развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля | цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы | Поощрение, взаимооценивание по критиериям, Светофор | Формативное и суммативное оценивание | раздаточный материал, таблица, сигнальные карточки |
33 | Вн. чт.: Л.Н. Андреев. «Кусака». | 1 | Главная цель – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»; Развитие устной и письменной речи через | узнать некоторые факты из жизни писателя; найти ключевые эпизоды и фразы; понять, что хотел сказать автор читателю; | индивидуальная работа, «мозговой штурм», толстые и тонкие вопросы, парная работа | поощрение, оценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
34-35 | Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков: море (А.С. Пушкин. «К морю»; Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...»; К.М. Станюкович. «В шторм» (фрагмент), «Максимка» (фрагмент); лес (А.Н. Майков. «В лесу»; И.С. Никитин. «Лес»; И.С. Тургенев. «Лес и степь» (фрагменты); И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент); Е.В. Курдаков. «Мир полон птичьих голосов...»; Т.М. Мадзигон. «Стихи и лес»); степь (А.А. Фет. «Степь вечером»; И.С. Никитин. «Весна в степи»; И.З. Суриков. «Степь»; П.Н. Васильев. «Затерян след в степи солончаковой...»; А.П. Чехов. «Степь» (фрагмент)); горы (А.С. Пушкин. «Кавказ»; М.Ю. Лермонтов. «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»; И.С. Тургенев. «Разговор»; В.С. Высоцкий. «Здесь вам не равнина...»).Мастерство поэтов и прозаиков в изображении картин природы. Для заучивания наизусть:Одно стихотворение об одном из типов пейзажей (по выбору учащихся). РР: Анализ лирических произведений | 2 | формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания. | развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования | парная и групповая работа, «Линия алфавита» | Формативное словесное оценивание, самооценивание | Формативное и суммативное оценивание | Видеоролик, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры, |
36 | Д. Дефо. Фрагменты из романа «Робинзон Крузо». Мир природы, не испорченный воздействием цивилизации. Взаимоотношения человека и природы в романе. РР: Домашнее сочинение | 1 | Познакомить учеников с биографией и основными этапами творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества английского писателя в контексте эпохи Просвещения, добиться освоение художественного текста романа "Приключения Робинзона Крузо" в единстве формы и содержания | Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа | Эврестическая беседа, «Ключевые слова», «Сводная таблица», парная работа; Синквейн | поощрение, самооценивание | Формативное и суммативное оценивание | Рисунки, раздаточный материал, стикеры |
37-38 | Образы флоры и фауны в поэзии и прозе: дуб (А.А. Фет. «Одинокий дуб»; Л.Н. Толстой. «Война и мир» (фрагменты)); береза (П.А. Вяземский. «Береза»; С.А. Есенин. «Зеленая прическа...»; А.В. Жигулин. «Береза»); баобаб (О.О. Сулейменов. «Слон флоры»); бабочка (В.А. Жуковский. «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу»; А.А. Фет. «Бабочка»; А.А. Тарковский. «Бабочка в госпитальном саду»); лошадь/конь (Н.А. Некрасов. «До сумерек» (фрагмент); В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»; И.А. Бродский. «В тот вечер возле нашего огня...»); собака (И.С. Тургенев. «Собака»; С.А. Есенин. «Песнь о собаке»; В.В. Маяковcкий. «Вот так я сделался собакой»).Субъективное и объективное в образном строе художественного текста. Для заучивания наизусть:Одно стихотворение о флоре и фауне (по выбору учащихся). РР: Анализ лирических произведений | 2 | познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, показать им, что в стихотворении все взаимосвязано, и каждый образ внутренне обусловлен. | Осмыслить образы деревьев как художественные образы, сочетающие в себе изобразительность, психологическое и символическое содержание. | «Исключи лишнее», «Инсерт», Практическая работа, | Формативное оценивание, самооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Видеоролик, раздаточный, стикеры, сигнальные карточки красного и зеленого цвета |
39 | Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-Ата 1930-х годов. | 1 | Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Ю.О. Домбровский; познакомить учащихся с рамоном «Хранитель древностей», ее особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, художественными | способствовать развитию устной речи учащихся, техники выразительного чтения, умения рассуждать, делать выводы; | Индивидуальная, парная, групповая работа | Формативное оценивание, самооценивание по критериям, Смайлики | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры, |
40 | А. и Б. Стругацкие. Фрагменты из романа «Пикник на обочине». Мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях романа. | 1 | опоставить женские образы в романе- антиутопии и показать, как иррациональная природа женщины сама по себе становится главным противоречием и антиподом Государства Разума | развивать умение давать элементы характеристики литературного героя, анализируя художественное произведение; развитие самостоятельного, критического мышления; | «цифровой диктант», парная работа, сетод «Инсерт», задание «найди пару» | Оценивание по критериям, формативное оценивание | Формативное и суммативное оценивание | Видеоролик, раздаточный материал, , стикеры |
41-42 | А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией. Неоднозначное прочтение развязки повести. | 2 | дать понятие об особенностях образов , художественного времени и пространства при изображении фантастического мира в художественном произведении на примере повести братьев Стругацких; сможем назвать признаки романтического героя, пейзажа, сюжета; | формировать умение анализировать художественное произведение , опираясь на систему образов , соотношение художественного времени и пространства с композицией , выходить на более глубокий уровень обобщения и выводов через интерпретацию художественного текста ; | «Ромашка Блума», работа в паре, «Чтение с пометками», «Линия Алфавита» | Формативное словесное оценивание, оценивание по критериям, «Светофор» | Формативное и суммативное оценивание | Видеоролик, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры |
43-44 | Поэтика изображения живой и неживой природы в художественной литературе: гроза и дождь (А.П. Майков. «Гроза»; Н.А. Заболоцкий. «Гроза»; А.Я. Загородний. «Гроза»); образы цветов (А.С. Пушкин. «Цветок»; И.П. Мятлев. «Розы»; И.С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы...»; А.А. Фет. «Осенняя роза»; И.В. Северянин. «Классические розы»; И.А. Бунин. «Полевые цветы»; А.С. Кушнер. «Сирень»; А.А. Вознесенский. «Сирень «Москва – Варшава»; С.П. Кирсанов. «Июньская баллада»; А.А. Тарковский. «Кактус»); образы птиц (А.А. Дельвиг. «Русская песня»; А.С. Пушкин. «Соловей и роза»; К.М. Фофанов. «Соловей»; А.И. Фатьянов. «Соловьи»; Ю.П. Мориц. «Ворон»; А.А. Вознесенский. «Оза»; Э. По. «Ворон»); образы животных и морских обитателей (С.А. Есенин. «Корова», «Лисица»; Н.С. Гумилев. «Жираф»; П.Н. Васильев. «Верблюд»; А.А. Тарковский. «Верблюд»; У. Блейк. «Тигр»; В. Хлебников. «Годы, люди и народы...»; Н.А. Заболоцкий. «Меркнут звезды Зодиака...»; Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый Кит» (фрагменты); Э. Хэмингуэй. «Старик и море» (фрагменты); З.Н. Гиппиус. «Небесные слова» (фрагмент из рассказа)).Богатство образов природного мира в литературе. Для заучивания наизусть:Одно стихотворение, посвященное любви и дружбе (по выбору учащихся). РР: Анализ лиро-эпических произведений | 2 | учить детей понимать язык пейзажных образов в искусстве, развивать пейзажное мышление, на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей между природой и человеком. | Формировать умения делать сопоставительный анализ двух текстов, выявлять в них различия на информативно- смысловом и прагматическом уровнях | Парная и групповая работа, «Чтение с пометками», «Найди ошибку», синквейн | Взаимооценивание, поощрение, самооценивание, «смайлики» | Формативное и суммативное оценивание | раздаточный материал, стикеры, , рисунки |
45 | В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. | 1 | Формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира. | Развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы. | индивидуальная работа, «мозговой штурм», толстые и тонкие вопросы, парная работа | поощрение, оценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
46 | Ю.П. Казаков. «Оленьи рога». Видение зимней природы глазами выздоравливающей девочки. Детское одиночество в мире взрослых. Соединение в произведении сна и яви, сказки и природного мира. Оптимизм и лирическая интонация рассказа. | 1 | способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), | умеют применять полученные знания на практике и сумеют решать логические задания по теме; дети научаться сравнивать, обобщать, делать выводы | Индивидуальная работа, работа по карте, выполнение заданий в парах | Формативное оценивание, оценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
47-48 | Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход». Реальное и фантастическое в повести. Образ мальчика в повести-сказке, его связь с Рогатой матерью-оленихой. Слияние ребенка с природой в финале произведения. | 2 | формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности, . | развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами. | Географический диктант, стратегия «ЗХУ», Метод «Инсерт», синквейн | Взаимооценивание, поощрение, самооценивание, | Формативное и суммативное оценивание | компьютер, презентация, раздаточный материал, |
49 | РР: Сочинение по теме «Человек и мир природы в литературе» (произведение по выбору учащегося) | 1 | развивать познавательную деятельность, творческие способности; воспитывать | способствовать развитию устной речи учащихся, техники выразительного чтения, умения рассуждать, делать выводы; | Парная работа, практическая работа, толстые и тонкие вопросы, игра «Узнай меня» | Формативное словесное оценивание, оценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | компьютер, презентация, раздаточный материал, карта |
50 | Литературный образ-персонаж. Человек как вечный образ-персонаж в мире литературы. | 1 | Углубить понятие об образе, представить ряды литер. образов, соотнести образ человека и другие образы в художественной литературе с фольклорными и мифологическими образами; | Развитие творческого мышления, воображения. Воспитание интереса к книгам. | Задание на соответствие, «мозговой штурм», тонкие и толстые вопросы, работа в паре | Поощрение, самооценивание, «светофор» | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры, |
51-52 | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Композиция первой части трилогии. Образ Николеньки и другие образы-персонажи. Мастерство Л.Н. Толстого в передаче внутренних переживаний героев. Портретные характеристики. Роль портретных деталей. Автобиографизм, реальное и вымышленное в «Детстве». | 2 | активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке, учить видеть художественную деталь в произведении, анализировать её, давать целостную характеристику взаимоотношений взрослых и детей. | формировать навык коммуникативных и творческих способностей; поддерживать интерес к изучению художественной литературы; | Тест,индивидуальная и парная работа, «географическое исследование» | Формативное оценивание, самооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры, |
53 | Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа. | 1 | детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса | учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.; | Стратегия «ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа | Формативное оценивание, взаимооценивание «Лучший рисунок» | Суммативное и формативное оценивание | доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник |
54 | М. Сервантес. «Дон-Кихот» (фрагменты из романа). Значение литературной пародии как средства преодоления популярности рыцарских романов. Время и место действия романа. Образ Дон-Кихота и его оруженосца. Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон-Кихот и дон-кихотство. СанчоПанса и его роль в раскрытии образа главного героя. Дон-Кихот – вечный образ мировой литературы. | 1 | ученик знакомится с биографией Мигеля Сервантеса, с произведением мировой классической литературы, получает сведения о создании романа, о рыцарском романе, раскрывает особенности пародийного характера романа. | ученики знают историю создания произведение мировой классической литературы, биографию М.Сервантеса,учатся строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре; | «Мозговой штурм», «Чтение с пометками», практическая работа, парная работа | Формативное оценивание, самооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры |
55 | Вн. чт. (читательская конференция): Д. Лондон. «Любовь к жизни», «Зов предков». | 1 | сформировать знания о жизни и творчестве Д.Лондона ; на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего; анализировать прочитанное; выражать впечатления от текста, ориентироваться | развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом. | «Мозговой штурм», цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы | Формативное оценивание, самооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры |
56-57 | Л.Н. Толстой. «Отрочество». Отрочество как переходный этап между детством и юностью. Формирование у подростка взглядов на жизнь, вопросы любви и дружбы. Психологическое мастерство писателя. | 2 | Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа, с содержанием отрывка из повести.Совершенствовать умение работать с художественным текстом. | Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге | «Стратегия ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа | Поощрение, Взаимооценивание «Лучшая группа» | Формативное и суммативное оценивание | Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры |
58-59 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки. Алогизм - «строительный камень» сюжетных ситуаций. Возникновение и движение комического противоречия. Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности, – изображение никчемности, оторванности от жизни и паразитизма генералов. Соединение в образе мужика талантливости, трудолюбия и сметки с рабской покорностью и холопством. Авторское отношение к образам-персонажам | 2 | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова - Щедрина; познакомить учащихся с содержанием сказки; разобраться в особом жанре этого произведения; осмыслить иносказательность сказки; | повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки.. | фронтальная, индивидуальная, парная работы | Формативное оценивание, поощрение, «Плюс, минус, интересно» | Формативное и суммативное оценивание | Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры |
60 | А.П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий».Смысл заглавия рассказов. Чинопочитание и добровольное унижение «низших» как предмет иронии. Сюжетные композиции в рассказах-сценках. «Вывернутость» ситуации – прием, обнажающий всю глубину рабского состояния души «маленького человека». Изменение речи и облика героя на протяжении рассказа. Роль детали в рассказах. Гуманизм А.П. Чехова | 1 | углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа; | формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся. | Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание | Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики» | Формативное и суммативное оценивание | раздаточный материал, презентация |
61-62 | В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Драма мальчика: чувство одиночества, ощущение жестокости и несправедливости жизни. Восприятие событий с точек зрения подростка и учительницы. Трагедия педагога: конфликт человечности и догмы. Своеобразное построение рассказа. Роль пейзажных описаний. Художественный смысл заглавия. | 2 | познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа | учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина; понимать отраженные в рассказе трудности послевоенного времени, мотивы поведения гер | Проблемный вопрос, парная работа, практическая работа, Синквейн | Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание | Формативное и суммативное оценивание | Компьютер, видеоролик, , раздаточный материал, стикеры |
63 | РР: Сочинениепо рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». | | Формировать навыки выразительного чтения, умение давать характеристику герою и анализировать произведение. | Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения с помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать | Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику | Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
64 | В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик». Мир человеческих отношений в рассказах В.М. Шукшина. | 1 | Формирование знаний. Раскрыть полноту личности Шукшина по биографическим очеркам, его рассказам, воспоминаниям современников. | Познакомить учащихся с особенностями тем, построения, образности, лексики рассказов В.Шукшина. Пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению его произведений. | Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику | Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам | Формативное и суммативное оценивание | таблицы, учебники, иллюстрации |
65-66 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты). Судьбы писателя и его героя, их тайны и легендарность. Проблема «взрослости». Фантастическое и реальное в сюжете повести-сказки. Образ Маленького принца. Нравственные понятия героя и их столкновение с условностями, господствующими среди людей. Образ автора-повествователя и его размышления о счастье, человеке, ответственности. Другие персонажи повести. | 2 | познакомить учащихся с отрывком из книги «Маленький принц»; . | развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; | Групповая работа, практическая работа | Взаимооценивание по критериям | Формативное и суммативное оценивание | Графические рисунки «Способы съемки местности», технологические карты к уроку, учебник |
67 | Вн. чт.:В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши» | 1 | познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»; | исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного становления; | Индивидуальная работа | Оценивание по критериям | Суммативное оценивание | Бумага формата А 4, цветные |
68 | Итоги изучения темы «Мир художественной литературы» | 1 | Формировать учащихся понятие о видах искусства вообщеи в частности об искусстве слова. | ,Умеют работать в группах: Используя знания, полученные на уроках, составляют кластер, таблицу по теме | Парная, групповая и индивидуальная работа | Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание | Формативное и суммативное оценивание | Презентацияраздаточный материал, стикеры |