СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Среднесрочное планирование по русской литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное среднесрочное планирование разработано для 7 класса  по действующей учебной программе РК с целью внедрения в практику идей Программы семи модулей. Источник Интернет

Просмотр содержимого документа
«Среднесрочное планирование по русской литературе 7 класс»

Русская литература

7-класс

Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели).


п. п.

Содержание программного материала

Кол-во часов

Основные цели обучения

Результаты обучения

Формы работы, используемые при активном обучении

Оценивание включая оценку в целях обучения

Включая всех

Основные ресурсы

1- 2.


Мир художественной литературы. Отличие мира литературы от мира фольклора и мифа. Автор как творец художественного мира. Реальное и вымышленное в литературе. Личность автора и образ автора в литературе. Образ человека в мире художественной литературы.



2

.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;


Будут уметь работать над идей произведений

Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание

Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики»

Формативное и суммативное оценивание

, раздаточный материал, презентация

3.

Литература и история. Исторический сюжет в литературе. Художественные приемы воссоздания исторических и вымышлен­ных образов-персонажей.


1

интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;


текст


Будут знать о понятии «физическая география», ее цели и задачах

Стратегия «ЗХУ», «Чтение с пометками»,

Групповая работа

Формативное оценивание, взаимооценивание «Лучший рисунок»

Суммативное и формативное оценивание

доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник

4-5.

А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к поэме «Медный всадник». Историческое и вымышленное, историческое и злободневное в поэме. Образ Петра I в поэмах Пушкина. Авторское от­ношение к Петру I и созданному им городу на Неве.

Для заучивания наизусть: А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок из поэмы) или вступ­ление к поэме «Медный всадник».

РР: Анализ лиро-эпических произведений



2

познакомиться с отрывком из поэмы и выявить средства, с помощью которых поэт прославляет эти качества.


Показать интерес Пушкина к истории России, мастерство поэта в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.


«Мозговой штурм», «Чтение с пометками», практическая работа, парная работа

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание



Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

6-7.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характе­ров. Портретные характеристики.

Для заучивания наизусть: М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

РР: Анализ лиро-эпических произведений

2

ознакомление учащихся с художественнымпроизведениемМ.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;



развитие умения анализировать произведение, работать самостоятельно и в группах при подготовке заданного ответа на вопрос; формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; п

«Мозговой штурм», цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание



Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

8-11.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический колорит повести. Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы. Главные образы-персонажи, их отношение к семье, любви, Сечи. Тема предательства. Трагический конфликт патриархального и индивидуального сознания. Проблема личного выбора и гуманизма. Пейзажные описания.


4

обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.

.

.

развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.


«Стратегия ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа

Поощрение, Взаимооценивание «Лучшая группа»

Формативное и суммативное оценивание

Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры

12-13.

РР: Подготовка к сочинению.

Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

2

формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности,

.

развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.


фронтальная, индивидуальная, парная работы

Формативное оценивание, поощрение, «Плюс, минус, интересно»

Формативное и суммативное оценивание

Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры

14-15.


Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина» (фрагменты из романа «Война и мир» на выбор). Образы Кутузова и Наполеона. «Маленький человек» на войне. Портретное мастерство Л.Н. Толстого. Авторская позиция и способы ее проявления в художественном тексте.


2

продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.;


Научитьcя детей пользоваться масштабом, переводить его из численного в именованный.


Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание

Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики»

Формативное и суммативное оценивание

, раздаточный материал, презентация

16.

М.Ю. Лермонтов. «Св. Елена», «Воздушный корабль». Романтический образ Наполеона в по­эзии М.Ю. Лермонтова.

РР: Анализ лирических произведений


1

проанализировать лирические произведения М.Ю.Лермонтова, в которых присутствует образ Наполеона.

отметить художественные средства, которые использует М.Ю.Лермонтов для создания образа

Наполеона

Проблемный вопрос, парная работа, практическая работа, Синквейн

Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание

Формативное и суммативное оценивание

Компьютер, видеоролик, раздаточный материал, стикеры

17.

Абай Кунанбаев. «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.


1

Абай Кунанбаев  «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.

которых присутствует образ Наполеона.

Развивать критическое мышление через анализ и синтез дополнительной исторической литературы.Выявить морально-дидактический смысл поэмы, на его основе воспитывать моральные и нравственные качества обучающихся

Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику

Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации


18.

Вн. чт.: П. Мериме. «Матео Фальконе».

1

продолжение знакомства с творчеством писателя;

продолжение обучения анализу художественного текста


научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения;

постепенный переход от анализа к синтезу.


Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику

Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации


19-20.

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Нравственная идея трагедии.

РР: Анализ драматургических произведений

2

Расширить знания учащихся по драматургии Пушкина; познакомить с «Маленькими трагедиями»; понять идейно-художественное своеобразие трагедии «Моцарт и Сальери»; продолжить обучение анализу драматургического произведения.

Понять общечеловеческий смысл пьесы – утверждение несовместимости гения, всегда человечного, гуманного, и злодейства. Приобщать учащихся к высокому искусству: классической музыке, живописи. Высветить человечность гения самого Пушкина.


Групповая работа, практическая работа

Взаимооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

Бумага формата А 4, цветные карандаши, ластики,

21-22.

Н.А. Некрасов. «Русские женщины». Психологизм в обрисовке образов главных героинь.

РР: Анализ лиро-эпических произведений

2

познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность

Развивать образно-аналитическое мышление; умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Индивидуальная работа

Оценивание по критериям

Суммативное оценивание

Бумага формата А 4, цветные карандаши, ластики,

23-24.

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя. Тема жизненных испытаний в рассказе. Организация художественного времени. Авторское отношение к изображаемому.


2

познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность

развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- развивать критического мышления.


Парная, групповая и индивидуальная работа

Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание

Формативное и суммативное оценивание

Презентация, раздаточный материал, стикеры

25.

Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне: А.А. Ахматова. «Мужество»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая...»; К.М. Симонов. «Жди меня»; В.С. Высоцкий. «Песня о Земле». Человек на войне в русской лирике XX века.

Для заучивания наизусть:Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору учащихся).

РР: Анализ лирических произведений


1

глубить знания по истории родного города; познакомиться с творчеством поэтов-земляков о родине и родной природе

Будут знать об авторе, будут уметь работать над идей произведения

Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику

Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам

Формативное и суммативное оценивание

, таблицы, учебники, иллюстрации


26

РР: Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей ХХ века»

1

развивать познавательную деятельность, творческие способности; воспитывать

Будут уметь работать над идей произведений, рассмотреть версии древних учёных о её внешнем облике, обратить внимание на факты, свидетельствующие о шарообразности нашей планеты;


индивидуальная работа, «мозговой штурм», толстые и тонкие вопросы, парная работа

поощрение, оценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

, таблицы, учебники, иллюстрации

27


А.Т. Алимжанов. «Стрела Махамбета» (фрагменты). Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе А. Алимжанова. Историческое и вымышленное в романе.


1

формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности,

.

развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.


Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику

Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации


28

Пейзаж в художественном тексте. Пространственно-временная картина жизни природы в литературе.


1

Научить выполнять работы в жанре пейзажа, развить интерес и любовь детей к творчеству известных художников-пейзажистов, развить творческое воображение и эмоциональность учащихся

обучить умению простейшими средствами (цветом, пятном) передавать состояние природы

выполнение простейшего пейзажа в технике акварели (по-сырому).


Индивидуальная работа

Оценивание по критериям

Суммативное оценивание

, таблицы, учебники, иллюстрации

,

29-30

Художественная картина неба в литературе: небо (Н.С. Никитин. «Небо»; О.Э. Мандельштам. «О небо, небо...»; Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный, синий цвет...»); солнце (А.С. Пушкин. «Зимнее утро»; И.А. Бу­нин. «Неуловимый свет разлился над землею...»; А. Белый. «Солнце»; А. Грин. «Пропавшее солнце»); луна/месяц (А.С. Пушкин. «Приметы» («Я ехал к вам: жи­вые сны...»); М.А. Кузмин. «Как месяц молодой повис...»; В.В. Маяковский. «Лунная ночь»); звезды (А.А. Фет. «Среди звезд»; А.А. Григорьев. «Комета»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»; А.А. Вознесенский. «Ночь»).Небо, сол­нце, луна (месяц), звезды и их художественная роль в произведениях.

Для заучивания наизусть:Одно стихотворение о небе или солнце, луне и звездах (по выбору учащихся).

РР: Анализ лиро-эпических произведений

2

совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму.


Обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения

разноуровневые задания, «Мозговая атака», парная работа

Формативное словесное оценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

, раздаточный материал

31-32

И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам.

2

выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа

развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля

цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы

Поощрение, взаимооценивание по критиериям, Светофор

Формативное и суммативное оценивание

раздаточный материал, таблица, сигнальные карточки

33

Вн. чт.: Л.Н. Андреев. «Кусака».

1

Главная цель – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»;

Развитие устной и письменной речи через

узнать некоторые факты из жизни писателя;

найти ключевые эпизоды и фразы;

понять, что хотел сказать автор читателю;

индивидуальная работа, «мозговой штурм», толстые и тонкие вопросы, парная работа

поощрение, оценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации

34-35

Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков: море (А.С. Пушкин. «К морю»; Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...»; К.М. Станюкович. «В шторм» (фрагмент), «Максимка» (фрагмент); лес (А.Н. Майков. «В лесу»; И.С. Никитин. «Лес»; И.С. Тургенев. «Лес и степь» (фрагменты); И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент); Е.В. Курдаков. «Мир полон птичьих голосов...»; Т.М. Мадзигон. «Стихи и лес»); степь (А.А. Фет. «Степь вечером»; И.С. Никитин. «Весна в степи»; И.З. Суриков. «Степь»; П.Н. Васильев. «Затерян след в степи солончаковой...»; А.П. Чехов. «Степь» (фрагмент)); горы (А.С. Пушкин. «Кавказ»; М.Ю. Лермонтов. «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»; И.С. Тургенев. «Разговор»; В.С. Высоцкий. «Здесь вам не равнина...»).Мастерство поэтов и прозаиков в изображении картин природы.

Для заучивания наизусть:Одно стихотворение об одном из типов пейзажей (по выбору учащихся).

РР: Анализ лирических произведений

2

формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания.

развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного по­знания и умений учебного исследования

парная и групповая работа, «Линия алфавита»

Формативное словесное оценивание, самооценивание

Формативное и суммативное оценивание

Видеоролик, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры,

36

Д. Дефо. Фрагменты из романа «Робинзон Крузо». Мир природы, не испорченный воздействием цивилизации. Взаимоотношения че­ловека и природы в романе.

РР: Домашнее сочинение

1

Познакомить учеников с биографией и основными этапами творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества английского писателя в контексте эпохи Просвещения, добиться освоение художественного текста романа "Приключения Робинзона Крузо" в единстве формы и содержания


Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа

Эврестическая беседа, «Ключевые слова», «Сводная таблица», парная работа; Синквейн

поощрение, самооценивание

Формативное и суммативное оценивание

Рисунки, раздаточный материал, стикеры

37-38



Образы флоры и фауны в поэзии и прозе: дуб (А.А. Фет. «Одинокий дуб»; Л.Н. Толстой. «Война и мир» (фрагменты)); береза (П.А. Вяземский. «Береза»; С.А. Есенин. «Зеленая прическа...»; А.В. Жигулин. «Береза»); баобаб (О.О. Сулейменов. «Слон флоры»); бабоч­ка (В.А. Жуковский. «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу»; А.А. Фет. «Бабочка»; А.А. Тарковский. «Бабочка в госпитальном саду»); лошадь/конь (Н.А. Некрасов. «До сумерек» (фрагмент); В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»; И.А. Бродский. «В тот вечер возле нашего огня...»); собака (И.С. Тургенев. «Собака»; С.А. Есенин. «Песнь о собаке»; В.В. Маяковcкий. «Вот так я сделался собакой»).Субъективное и объективное в образном строе художественного текста.

Для заучивания наизусть:Одно стихотворение о флоре и фауне (по выбору учащихся).

РР: Анализ лирических произведений

2

познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, показать им, что в стихотворении все взаимосвязано, и каждый образ внутренне обусловлен.


Осмыслить образы деревьев как художественные образы, сочетающие в себе изобразительность, психологическое и символическое содержание.


«Исключи лишнее», «Инсерт», Практическая работа,

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

Видеоролик, раздаточный, стикеры, сигнальные карточки красного и зеленого цвета

39

Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-Ата 1930-х годов.


1

Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Ю.О. Домбровский; познакомить учащихся с рамоном «Хранитель древностей», ее особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, художественными

способствовать развитию устной речи учащихся, техники выразительного чтения, умения рассуждать, делать выводы;


Индивидуальная, парная, групповая работа






Формативное оценивание, самооценивание по критериям, Смайлики

Формативное и суммативное оценивание

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры,

40

А. и Б. Стругацкие. Фрагменты из романа «Пикник на обочине». Мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях романа.


1

опоставить женские образы в романе- антиутопии и показать, как иррациональная природа женщины сама по себе становится главным противоречием и антиподом Государства Разума

развивать умение давать элементы характеристики литературного героя, анализируя художественное произведение; развитие самостоятельного, критического мышления;

«цифровой диктант», парная работа, сетод «Инсерт», задание «найди пару»

Оценивание по критериям, формативное оценивание

Формативное и суммативное оценивание



Видеоролик, раздаточный материал, , стикеры



41-42


А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией. Неоднозначное прочтение развязки повести.


2

дать понятие об особенностях образов , художественного

времени и пространства при изображении фантастического

мира в художественном произведении на примере повести братьев

Стругацких;

сможем назвать признаки романтического героя, пейзажа, сюжета;


формировать умение анализировать художественное

произведение , опираясь на систему

образов , соотношение художественного времени и пространства

с композицией , выходить на более глубокий уровень обобщения

и выводов через интерпретацию художественного текста ;

«Ромашка Блума», работа в паре, «Чтение с пометками», «Линия Алфавита»

Формативное словесное оценивание, оценивание по критериям, «Светофор»

Формативное и суммативное оценивание

Видеоролик, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры

43-44

Поэтика изображения живой и неживой природы в художественной литературе: гроза и дождь (А.П. Май­ков. «Гроза»; Н.А. Заболоцкий. «Гроза»; А.Я. Загородний. «Гроза»); образы цветов (А.С. Пушкин. «Цветок»; И.П. Мятлев. «Розы»; И.С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы...»; А.А. Фет. «Осенняя роза»; И.В. Се­верянин. «Классические розы»; И.А. Бунин. «Полевые цветы»; А.С. Кушнер. «Сирень»; А.А. Вознесенский. «Сирень «Москва – Варшава»; С.П. Кирсанов. «Июньская баллада»; А.А. Тарковский. «Кактус»); образы птиц (А.А. Дельвиг. «Русская песня»; А.С. Пушкин. «Соловей и роза»; К.М. Фофанов. «Соловей»; А.И. Фа­тьянов. «Соловьи»; Ю.П. Мориц. «Ворон»; А.А. Вознесенский. «Оза»; Э. По. «Ворон»); образы животных и морских обитателей (С.А. Есенин. «Корова», «Лисица»; Н.С. Гумилев. «Жираф»; П.Н. Васильев. «Верблюд»; А.А. Тарковский. «Вер­блюд»; У. Блейк. «Тигр»; В. Хлебников. «Годы, люди и народы...»; Н.А. Заболоцкий. «Меркнут звезды Зодиака...»; Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый Кит» (фрагменты); Э. Хэмингуэй. «Старик и море» (фрагменты); З.Н. Гип­пиус. «Небесные слова» (фрагмент из рассказа)).Богатство образов при­родного мира в литературе.

Для заучивания наизусть:Одно стихотворение, посвященное любви и дружбе (по выбору учащихся).

РР: Анализ лиро-эпических произведений



2

учить детей понимать язык пейзажных образов в искусстве, развивать пейзажное мышление, на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей между природой и человеком.

Формировать умения делать сопоставительный анализ двух текстов, выявлять в них различия на информативно- смысловом и прагматическом уровнях


Парная и групповая работа, «Чтение с пометками», «Найди ошибку», синквейн

Взаимооценивание, поощрение, самооценивание, «смайлики»

Формативное и суммативное оценивание

раздаточный материал, стикеры, , рисунки

45

В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.


1

Формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира.

Развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбы.

индивидуальная работа, «мозговой штурм», толстые и тонкие вопросы, парная работа

поощрение, оценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации

46

Ю.П. Казаков. «Оленьи рога». Видение зимней природы глазами выздоравливающей девочки. Детское одиночество в мире взрослых. Соединение в произведении сна и яви, сказки и природного мира. Оптимизм и лирическая интонация рассказа.


1

способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные),

умеют применять полученные знания на практике и сумеют решать логические задания по теме; дети научаться сравнивать, обобщать, делать выводы

Индивидуальная работа, работа по карте, выполнение заданий в парах

Формативное оценивание, оценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации


47-48

Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход». Реальное и фантастическое в повести. Образ мальчика в повести-сказке, его связь с Рогатой матерью-оленихой. Слияние ребенка с природой в финале произве­дения.


2

формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности,

.

развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.


Географический диктант, стратегия «ЗХУ», Метод «Инсерт», синквейн

Взаимооценивание, поощрение, самооценивание,

Формативное и суммативное оценивание

компьютер, презентация, раздаточный материал,

49

РР: Сочинение по теме «Человек и мир природы в литературе» (произведение по выбору учащегося)

1

развивать познавательную деятельность, творческие способности; воспитывать

способствовать развитию устной речи учащихся, техники выразительного чтения, умения рассуждать, делать выводы;


Парная работа, практическая работа, толстые и тонкие вопросы, игра «Узнай меня»

Формативное словесное оценивание, оценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

компьютер, презентация, раздаточный материал, карта

50

Литературный образ-персонаж. Человек как вечный образ-персонаж в мире литературы.


1

Углубить понятие об образе, представить ряды литер. образов, соотнести образ человека и другие образы в художественной литературе с фольклорными и мифологическими образами;


Развитие творческого мышления, воображения. Воспитание интереса к книгам. 

Задание на соответствие, «мозговой штурм», тонкие и толстые вопросы, работа в паре

Поощрение, самооценивание,

«светофор»

Формативное и суммативное оценивание

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры,

51-52

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Композиция первой части трилогии. Образ Николеньки и другие образы-персонажи. Мастерство Л.Н. Толстого в передаче внутренних переживаний героев. Портретные характеристики. Роль портретных деталей. Автобиографизм, реальное и вымышленное в «Детстве».


2

активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке, учить видеть художественную деталь в произведении, анализировать её, давать целостную характеристику взаимоотношений взрослых и детей.


формировать навык коммуникативных и творческих способностей; поддерживать интерес к изучению художественной литературы;


Тест,индивидуальная и парная работа, «географическое исследование»

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры,

53

Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нрав­ственные идеи рассказа.


1

детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты-опроса

учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.;


Стратегия «ЗХУ», «Чтение с пометками»,

Групповая работа

Формативное оценивание, взаимооценивание «Лучший рисунок»

Суммативное и формативное оценивание

доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник

54

М. Сервантес. «Дон-Кихот» (фрагменты из романа). Значение литературной пародии как средства преодоления популярности рыцарских романов. Время и место действия романа. Образ Дон-Кихота и его оруженосца. Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон-Кихот и дон-кихотство. СанчоПанса и его роль в раскрытии образа главного героя. Дон-Кихот – вечный образ мировой литературы.


1

ученик знакомится с биографией Мигеля Сервантеса, с произведением мировой классической литературы, получает сведения о создании романа, о рыцарском романе, раскрывает особенности пародийного характера романа.


ученики знают историю создания произведение мировой классической литературы, биографию М.Сервантеса,учатся строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре;


«Мозговой штурм», «Чтение с пометками», практическая работа, парная работа

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание



Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

55

Вн. чт. (читательская конференция): Д. Лондон. «Любовь к жизни», «Зов предков».

1

сформировать знания о жизни и творчестве Д.Лондона ; на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего; анализировать прочитанное; выражать впечатления от текста, ориентироваться

развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом.

«Мозговой штурм», цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание



Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

56-57

Л.Н. Толстой. «Отрочество». Отрочество как переходный этап между детством и юностью. Формирование у подростка взглядов на жизнь, вопросы любви и дружбы. Психологическое мастерство писателя.


2

Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа, с содержанием отрывка из повести.Совершенствовать умение работать с художественным текстом.

Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге

«Стратегия ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа

Поощрение, Взаимооценивание «Лучшая группа»

Формативное и суммативное оценивание

Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры

58-59


М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки. Алогизм - «строительный камень» сюжетных ситуаций. Возникновение и движение комического противоречия. Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности, – изображение никчемности, оторванности от жизни и паразитизма генералов. Соединение в образе мужика талантливости, трудолюбия и сметки с рабской покорностью и холопством. Авторское отношение к образам-персонажам

2

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова - Щедрина;

познакомить учащихся с содержанием сказки; разобраться в особом жанре этого произведения; осмыслить иносказательность сказки;


повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки..

фронтальная, индивидуальная, парная работы

Формативное оценивание, поощрение, «Плюс, минус, интересно»

Формативное и суммативное оценивание

Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры

60

А.П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий».Смысл заглавия рассказов. Чинопочитание и добровольное унижение «низших» как предмет иронии. Сюжетные композиции в рассказах-сценках. «Вывернутость» ситуации – прием, обнажающий всю глубину рабского состояния души «маленького человека». Изменение речи и облика героя на протяжении рассказа. Роль детали в рассказах. Гуманизм А.П. Чехова

1

углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;


формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.


Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание

Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики»

Формативное и суммативное оценивание

раздаточный материал, презентация

61-62

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Драма мальчика: чувство одиночества, ощущение жестокости и несправедливости жизни. Восприятие событий с точек зрения подростка и учительницы. Трагедия педагога: конфликт человечности и догмы. Своеобразное построение рассказа. Роль пейзажных описаний. Художественный смысл заглавия.


2

познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа

учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина; понимать отраженные в рассказе трудности послевоенного времени, мотивы поведения гер

Проблемный вопрос, парная работа, практическая работа, Синквейн

Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание

Формативное и суммативное оценивание

Компьютер, видеоролик, , раздаточный материал, стикеры

63

РР: Сочинениепо рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».


Формировать навыки выразительного чтения, умение давать

характеристику герою и анализировать произведение.


Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения с помощью других литературных жанров;

навыки смыслового и беглого чтения, умение работать

Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику

Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации


64

В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик». Мир человеческих отношений в рассказах В.М. Шукшина.


1

Формирование знаний. Раскрыть полноту личности Шукшина по биографическим очеркам, его рассказам, воспоминаниям современников.


Познакомить учащихся с особенностями тем, построения, образности, лексики рассказов В.Шукшина.

Пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению его произведений.


Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику

Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам

Формативное и суммативное оценивание

таблицы, учебники, иллюстрации


65-66

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты). Судьбы писателя и его героя, их тайны и легендарность. Проблема «взрослости». Фантастическое и реальное в сюжете повести-сказки. Образ Маленького принца. Нравственные понятия героя и их столкновение с условностями, господствующими среди людей. Образ автора-повествователя и его размышления о счастье, человеке, ответственности. Другие персонажи повести.


2

познакомить  учащихся с отрывком из книги «Маленький принц»;

.

развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;


Групповая работа, практическая работа

Взаимооценивание по критериям

Формативное и суммативное оценивание

Графические рисунки «Способы съемки местности», технологические карты к уроку, учебник

67

Вн. чт.:В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»

1

познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»;

исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного становления;


Индивидуальная работа

Оценивание по критериям

Суммативное оценивание

Бумага формата А 4, цветные

68

Итоги изучения темы «Мир художественной литературы»

1

Формировать

учащихся понятие о

видах искусства

вообщеи в

частности об искусстве слова.


,Умеют работать в группах: Используя знания, полученные на уроках, составляют кластер, таблицу по теме

Парная, групповая и индивидуальная работа

Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание

Формативное и суммативное оценивание

Презентацияраздаточный материал, стикеры










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!