В традиционной русской и хантыйской народной кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь. Кукла-оберег – символ добра, красоты, защиты от зла и беды, сопровождала человека на протяжении всей его жизни. В ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков, которые помогали понять и освоить сложный, опасный, но прекрасный и притягательный окружающий мир.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Сравнительная характеристика народных кукол в русских и хантыйских традициях"»
Лангепасское городское муниципальное 
автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6»
Нижневартовского района Тюменской области
Ханты-Мансийского округа-Югры
Сравнительная характеристика
народных кукол в русских и хантыйских традициях
подготовила
учитель начальных классов
Усенко Елена Сергеевна
г. Лангепас
2016
Сравнительная характеристика народных кукол в русских и хантыйских традициях.
Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы-обереги является только малой частью культурного наследия народа, но очень значимой, так как с ними связаны определённые обряды и традиции, которые строго соблюдались каждым народом. Кукла-оберег – символ добра, красоты, защиты от зла и беды, сопровождала человека на протяжении всей его жизни. В ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков, которые помогали понять и освоить сложный, опасный, но прекрасный и притягательный окружающий мир.
Вид куклы | Русская кукла | Хантыйская кукла |
Игровая и обрядовая кукла | | |
| 1. | Кукла в технике скрутки | Только лицо куклы в технике скрутки (сначала светлую ткань скручивали, затем цветную накладывали сверху в виде платка), а также голову у куклы мог заменить клюв водоплавающей птицы |
2. | Основой для кукол могла служить зола, сухая трава, солома, крупа | - |
3. | Прикрывали головы на куклах платком | Прикрывали головы на куклах платком |
4. | Кукла должна быть очень плотной - показывать твёрдость русского характера | - |
5. | Обряжали в простой традиционный русский костюм | Обряжали в традиционный хантыйский костюм (женский и мужской в малице). Много украшений из бисера и меха в виде орнаментов. Наблюдается стилизация и демонстрация мастерства |
6. | Нет ног, могут быть пустотелые руки | Нет рук и ног |
7. | С 5-6 лет дети сами делали себе куклы, начиная с самых простых - скруток | В более раннем возрасте, с 3 лет, дети сами изготавливали кукол |
| 8. | - | Игровые куклы несли роль оберегов |
| 9. | Игровые куклы участвовали в процессе воспитания | Игровые куклы участвовали в процессе воспитания |
Куклы-обереги | Куклы-обереги безликие. У куклы не должно быть лица (нет глаз, носа, рта) | У куклы не должно быть лица, но могут быть полоски |
| 1. | Изготавливались из ношеной одежды человека с положительной энергетикой | Изготавливались только из новой ткани, т.к. коренные жители верили, что ткань может нести отрицательную энергетику, если использовать одежду другого человека |
| 2. | Кукла, в основе которой могло быть полено из «чистого дерева» - берёзы «Столбушка» | Таких кукол нет. Только для рожениц изготовлялись куколки из гриба- чаги |
| 3. | Изготавливались без применения колющих и режущих предметов. Иголка может использоваться при изготовлении одежды, но не самой куклы | Изготавливались без применения колющих и режущих предметов. Иголка может использоваться при изготовлении одежды, но не самой куклы |
| 4. | Оборачивали куклу красными нитями, тесьмой по часовой стрелке нечётное количество раз | - |
| 5. | Все куклы завязывали и обматывали нечётное количество раз (3,5,7 раз), узелков должно быть три | - |
| 6. | Красный цвет – обережный. На одежде обережную смысловую нагрузку нёс одинарный или двойной крест из тесьмы или красных нитей спереди или сзади | - |
| 7. | Куклу «Бессонница» клали в кровать, когда ребёнок начинал плакать | Только куклу из гриба-чаги для рожениц могли впоследствии положить в колыбель для защиты |
На основе проведённого анализа можно сделать следующие выводы:
В традициях русского народа можно выделить 3 вида кукол: игровые, обрядовые и куклы-обереги, в традициях хантыйского народа - только игровые, которые были и обереговыми.
Технологии изготовления традиционных кукол русского и хантыйского народов, за некоторым исключением, очень схожи.
У хантыйского народа на языческую веру имела влияние русская христианская культура, поэтому прослеживается некоторая схожесть и в народных куклах.
Куклы имели большое значение в жизни русского и хантыйского народов.
В традиционной русской и хантыйской народной кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь.
Неоценимую помощь в сборе информации, в сравнительном анализе и освоении технологии изготовления народных кукол оказали специалисты по методике клубной работы музейно-выставочного центра нашего города, Елена Юрьевна Семененко и Яна Михайловна Зиновьева.
Использованная литература:
Дайн Г. Л., Дайн М. Б. «Русская тряпичная кукла».- Культура и традиции, 2007. -120 с.
История и культура хантов/ под ред. Н.В. Лукиной.-Томск: Изд-во Томского университета, 1995 .- 162 с.