II.Актуализация знаний 1. Речевая разминка 2. Проверка домашнего задания | 5-7 | - Сначала выполним речевую разминку. Первое упражнение из дыхательной гимнастики. Посмотрите, как это упражнение выполню я. Сядьте правильно. Спины держим ровно. Вдыхаем через нос. На выдохе произносим: звуки П,С, Ш. вдох, а на выдохе произносим слоги ЗА, ША 2 упражнение «Именинный пирог» Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Упражнения на артикуляцию - Второе упражнение будет на артикуляцию. Для начала посмотрите как сделаю его я. После, выполним все вмести. 1 упражнение «Трубочка» Мои губы—трубочка— Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: ду-ду-ду, ду-ду-ду! Вдоль по улице иду я И в большую дудку дую: ду-ду-ду да ду-ду-ду, Я по улице иду! - Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы») -Кто является автором этого произведения? (Г. Остер) -К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу) -Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей) -Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей) -Давайте разыграем диалог «Знакомство». Вы сейчас будете работать в парах и разыграете ваше знакомство, на подготовку даю 1 минуту, кто готов поднимите руку. - Молодцы. Вы отлично выполнили домашнее задание. Произведение Г.Остера «Будем знакомы» учит нас любить и ценить своих друзей, радоваться тому, что они у нас есть, а также пополнять круг приятных знакомств. При знакомстве нужно употреблять вежливые слова. - Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы. | Участвуют в речевой разминке - «Будем знакомы». - Г. Остер. - К рассказу. - Небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей. - Тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей. Проверяют домашнее задание. | Презентация | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; РУУД: умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
III.Целеполагание. Постановка учебной задачи. | 5-8 | - Посмотрите на экран: перед вами четверостишие. Ваня сливу съесть решил, А что сделал – утаил. Отец об этом разузнал. Поступок Вани явным стал. - Прочитайте текст. - Узнали героя? (да) - Что нужно сделать, чтобы прочитать выразительно этот текст? - Потренируйтесь друг с другом, выбрав правильную интонацию. Обратите внимание на знаки препинания. - Ребята, из какого произведения этот герой? («Косточка») -Кто автор? (Л.Н. Толстой.) -Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все) Прочитайте высказывание, записанное на доске: ( Тайное становится явным). -Как вы понимаете смысл этих слов? (высказывают свое мнение) - Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор, мы с вами узнаем, выполнив задание. - На ваших столах лежат карточка с буквами в виде таблицы. Попробуйте найти не повторяющиеся буквы. Выделите эти буквы и попробуйте составить из этих букв фамилию автора. - Можете приступать к заданию. М | В | В | И | Т | Ш | Д | Р | Ю | Н | Я | М | А | С | О | Г | Х | П | Й | О | Я | Т | У | С | К | - Какая фамилия у вас получилась? ( Драгунский) - Откройте учебники на стр. 161 и прочитайте название произведения, которое будем читать. - А какую цель мы должны достичь в ходе урока? - Какие задачи вы поставите перед собой? - Сегодня познакомимся с произведением Виктора Драгунского «Тайное становится явным». | - Да - «Косточка». - Л.Н. Толстой. - Узнали все. - Тайное становится явным. - Высказывают свое мнение. Слушают учителя. Выполняют задание. - Драгунский. Называют произведение. - Прочитать. - О чем это произведение, какова основная мысль произведения. | Доска Карточки Учебник | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; |
IV.Организация учебной деятельности по решению задач урока. 1.Составление плана работы 2. Слово об авторе 3.Лексическая работа. 4. Работа с текстом во время чтения. Физминутка 5. Чтение текста (крупно-объемное произведение) 6. Эмоционально — оценочная беседа. | 10 | - Ребята, посмотрите, план нашего урока рассыпался, помогите, пожалуйста, его собрать и выстроить в правильном порядке. - Итак, вы верно собрали и выстроили план нашего урока. Давайте обратимся к первому пункту плана. Послушайте мой рассказ, потом спрошу, что вы запомнили. Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы» (Книгу показать). Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. - Что вы узнали о Викторе Драгунском? - Что уже можете сказать о писателе? Работа по выставке книг. - Посмотрите внимательно на выставку его книг. - Прочитайте названия книг, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский? (о детях и для детей) - Как называется его главная книга? («Денискины рассказы») - Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. - Совершенно верно, множество своих произведений он посвятил детям. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений. - Прежде чем приступить к чтению произведения поработаем над значением некоторых слов. Словарная работа: (посмотрите на экран) -Выясним значения некоторых выражений. Первое слово - «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд ) Грановитая палата -памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола. - Следующее выражение ….. - Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя Интеллигентным - это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд) - Прочитаем значение этого слова из толкового словаря. Клевета- порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Подберите синонимы к этому слову. Какие слова мы называем синонимами? Ложь, враньё, выдумка, наговор. И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд ) Язвительный - злобно-насмешливый, стремящийся досадить Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий. Физминутка Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два - нагнулся. Руки в сторону развёл, Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. - Откройте учебники на стр. 161. - Можно ли по названию рассказа предположить, о чём или о ком пойдёт в нём речь? (Выслушать предположения детей) - Скажите, пожалуйста, как мы должны читать это произведение? - Верно, сейчас я начну читать этот рассказ, а вы внимательно за мной следите, так как я остановлюсь и чтение продолжит кто-то из вас. после прочтения я буду задавать вопросы. - Как вы думаете, что может произойти дальше? (Продолжают читать 2 ученика. Чтение до слов: «А в это время вошла мама») - Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу? Заканчивает рассказ читать учитель. - Какое впечатление произвело на вас произведение? - Подтвердилось ли наше предположение, о чём этот рассказ? - Поделитесь своими мыслями и чувствами, которые у вас возникли? - За кого вы волновались и почему? - Что запомнили? Что произвело на вас впечатление? | 1. Узнать биографию об авторе В. Драгунском. 2. Познакомиться с произведением и его героями. 3. Выполнить задания по тексту. Слушают биографию. Отвечают на вопросы - О детях и для детей. - Денискины рассказы. Разбирают слова. Дают определение. - Ложь, враньё, выдумка, наговор. - Злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий. Повторяют за учителем. Читают произведение. Отвечают на вопросы. | Презентация Книги Презентация Учебник | РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
V. Первичное закрепление. 1. Работа в учебнике 2.Практический: Анализ текста | 10 | - Кто главный герой рассказа? - Что о нём узнали? - Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? - Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться) -Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? -А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? - Как мама отнеслась к поступку Дениски? - Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска? - Рассмотрите иллюстрацию с.163 -Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте. - Согласны ли вы с тем, что В. Драгунский рассказал юмористическую историю? Объясните. -Итак, какой жанр этого произведения? (жанр - юмористический рассказ) - Что такое юмористический рассказ? - На стр. 167 найдите вопрос №3. Прочитайте. - Какое задание нужно выполнить? - Обсудите с соседом по парте: что запомнил Дениска на всю жизнь? Даю 1минуту. -Какая пара готова? Проверка. - Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? - В какой момент вам было смешно? - А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться) - А кому вы сочувствовали? Почему? -Рассмотрите иллюстрацию с.166 -Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте. -Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? - Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть) - Была ли у Дениса совесть? Докажите. - Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис) - Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается) -Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь. - Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, правда станет известной) - Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным) - Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым) Обобщение прочитанного. -Как вы думаете, почему произведение так называется? - Какова основная мысль произведения? | - Дениска обманул маму, а она об этом узнала. - Договориться. Отвечают на вопросы. Жанр - юмористический рассказ. Обсуждают с соседом по парте. - Обрадовался. - Ему плохо, он волнуется, стал заикаться. Рассматривают иллюстрацию. -Совесть. - Хотела понять, что чувствует Денис. - Поняла, что он раскаивается. - Нельзя врать, правда станет известной. - Честным. Честным. -Совестливым. Высказывают сое мнение. | Учебник Учебник | РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; |
VI. Творческая работа | 5 | Работа над выразительным чтением. - Попробуем прочитать отрывок выразительно. Что значит читать выразительно? (Выбрать нужный тон, темп, интонацию произведения). - Найдите отрывок на с.167 - Сколько героев участвует в диалоге? - Как, с какой интонацией, будем читать за маму? -Почему? -С какой интонацией будем читать за милиционера? -Почему? -За Дениску? Самостоятельная работа. Работа в паре. - А сейчас я вам предлагаю прочитать этот отрывок из произведения у доски. (Несколько человек показывают своё чтение у доски). (Выразительное чтение отрывка из произведения.) - Оцените свои умения читать выразительно рассказ в листе самооценки, который лежит у вас на столе. Лист самооценки + я научился читать правильно и выразительно рассказ и определять его смысл; ? у меня были ошибки; – я пока не смог выразительно прочитать рассказ, не смог определить его смысл. | Выполняют творческое задание. - Выбрать нужный тон, темп, интонацию произведения. | Учебник Лист самооценки | РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; |
VII. Итог урока. Рефлексия VIII. Инструктаж домашнего задания | 5-7 | -Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным») - Кто автор этого произведения? (В. Драгунский) - К какому жанру относится? (Юмористический рассказ.) -Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения? (Нельзя обманывать) -Решили мы учебную задачу урока? Поясните (Предположения учащихся) - У кого появилось желание познакомиться с другими произведениями Виктора Драгунского? - Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский». Желаю вам регулярно принимать нравственные витамины. Самооценивание. (Поясняю действия детей) -Ребята, у вас на столах лежат листы самооценивания. Переверните их, оцените результаты своей работы на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания. - Обратите внимание на знаки «+» - очень хорошо, «?»- недостаточно хорошо, «-»-не удалось. - Нужно внимательно прочитать предложения ниже и поставить соответствующий значок «+» «?» ,«-». - А какую цель мы ставили на урок? - Все ли пункты плана мы выполнили? - Достигли ли мы цель? - Вы сегодня хорошо поработали, я могу поставить отметки …, потому что они … Домашнее задание Я вам предлагаю задания на выбор: Базовый уровень: перечитать произведение (обязательно). Повышенный уровень: пересказать текст от имени главного героя – Дениски. Творческий уровень: нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку, защитить. - Урок окончен. | - Тайное становится явным. - В. Драгунский. - Юмористический рассказ. - Нельзя обманывать. Предположения учащихся. Слушают учителя. Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. | | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. |