СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тайное становится явным" 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Тайное становится явным" 2 класс»

Конспект урока литературного чтения (ОНЗ)


УМК: «Школа России»

Класс: 2

Учитель: Колесникова Е.С.

Предмет: литературное чтение

Дата проведения:

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию способности определять последовательность происходящих действий в сюжете рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»; формированию навыков грамотного читателя, развитию навыков правильного, беглого, выразительного чтения.

Задачи формирования УУД:

Личностные: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Познавательные: умение осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов; умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения; умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Планируемые результаты:

Знать: содержание рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Уметь: правильно читать произведение, выполнять элементарный анализ произведения.

Оборудование: проектор, экран, презентация, наглядный и дидактический материал, учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др. «Литературное чтение», 2 класс, раздаточный материал.




Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обеспечение

УУД

I.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности


1

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности.

- Ребята, чтобы найти в произведении писателя или поэта что-то необычное, интересное, каким должен быть читатель?

- Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

Приветствуют учителя.

Проверяют, как организовано их рабочее место.

- Читатель должен быть думающим и внимательным.


РУУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

II.Актуализация знаний

1. Речевая разминка
















2. Проверка домашнего задания


5-7

- Сначала выполним речевую разминку. Первое упражнение из дыхательной гимнастики. Посмотрите, как это упражнение выполню я. Сядьте правильно. Спины держим ровно. Вдыхаем через нос. На выдохе произносим: звуки П,С, Ш.

  • вдох, а на выдохе произносим слоги ЗА, ША

2 упражнение «Именинный пирог»

Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. 

Упражнения на артикуляцию

- Второе упражнение будет на артикуляцию. Для начала посмотрите как сделаю его я. После, выполним все вмести.

1 упражнение «Трубочка»

Мои губы—трубочка—

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую: ду-ду-ду да ду-ду-ду,

Я по улице иду!

- Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы»)

-Кто является автором этого произведения? (Г. Остер)

-К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу)

-Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей)

-Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей)

-Давайте разыграем диалог «Знакомство». Вы сейчас будете работать в парах и разыграете ваше знакомство, на подготовку даю 1 минуту, кто готов поднимите руку.

- Молодцы. Вы отлично выполнили домашнее задание. Произведение Г.Остера «Будем знакомы» учит нас любить и ценить своих друзей, радоваться тому, что они у нас есть, а также пополнять круг приятных знакомств. При знакомстве нужно употреблять вежливые слова.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы.

Участвуют в речевой разминке


















- «Будем знакомы».

- Г. Остер.

- К рассказу.


- Небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей.

- Тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей.


Проверяют домашнее задание.

Презентация

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

РУУД: умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

III.Целеполагание. Постановка учебной задачи.




















5-8

- Посмотрите на экран: перед вами четверостишие.

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

- Прочитайте текст.

- Узнали героя? (да)

- Что нужно сделать, чтобы прочитать выразительно этот текст?

- Потренируйтесь друг с другом, выбрав правильную интонацию. Обратите внимание на знаки препинания.

- Ребята, из какого произведения этот герой? («Косточка»)

-Кто автор?

(Л.Н. Толстой.)

-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

Прочитайте высказывание, записанное на доске: ( Тайное становится явным).

-Как вы понимаете смысл этих слов? (высказывают свое мнение)

- Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор, мы с вами узнаем, выполнив задание.

- На ваших столах лежат карточка с буквами в виде таблицы. Попробуйте найти не повторяющиеся буквы. Выделите эти буквы и попробуйте составить из этих букв фамилию автора.

- Можете приступать к заданию.

М


В


В


И


Т


Ш


Д

Р

Ю


Н


Я


М


А


С


О

Г


Х


П


Й


О

Я


Т


У


С


К


- Какая фамилия у вас получилась? ( Драгунский)

- Откройте учебники на стр. 161 и прочитайте название произведения, которое будем читать.

- А какую цель мы должны достичь в ходе урока?

- Какие задачи вы поставите перед собой?

- Сегодня познакомимся с произведением Виктора Драгунского «Тайное становится явным».







- Да




- «Косточка».


- Л.Н. Толстой.

- Узнали все.

- Тайное становится явным.

- Высказывают свое мнение.





Слушают учителя.



Выполняют задание.




- Драгунский.


Называют произведение.

- Прочитать.

- О чем это произведение, какова основная мысль произведения.

Доска



















Карточки












Учебник

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

IV.Организация учебной деятельности по решению задач урока.


1.Составление плана работы


2. Слово об авторе




























3.Лексическая работа.














4. Работа с текстом во время чтения.











Физминутка









5. Чтение текста (крупно-объемное произведение)






6. Эмоционально — оценочная беседа.

10

- Ребята, посмотрите, план нашего урока рассыпался, помогите, пожалуйста, его собрать и выстроить в правильном порядке.

- Итак, вы верно собрали и выстроили план нашего урока. Давайте обратимся к первому пункту плана. Послушайте мой рассказ, потом спрошу, что вы запомнили.

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы» (Книгу показать). Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

- Что вы узнали о Викторе Драгунском?

- Что уже можете сказать о писателе?

Работа по выставке книг.

- Посмотрите внимательно на выставку его книг.

- Прочитайте названия книг, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский? (о детях и для детей)

- Как называется его главная книга? («Денискины рассказы»)

- Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

- Совершенно верно, множество своих произведений он посвятил детям. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений.

- Прежде чем приступить к чтению произведения поработаем над значением некоторых слов.

Словарная работа: (посмотрите на экран)

-Выясним значения некоторых выражений.

Первое слово -  «Грановитая палата»

- Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд )

Грановитая палата -памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

- Следующее выражение …..

- Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя

Интеллигентным - это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд)

- Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.

Клевета- порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами?

Ложь, враньё, выдумка, наговор.

 И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд )

Язвительный - злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.


Физминутка

Буратино потянулся,
 Раз – нагнулся,
 Два - нагнулся.
 Руки в сторону развёл,
 Видно, ключик не нашёл.
 Чтобы ключик нам достать,
 Нужно на носочки встать.


- Откройте учебники на стр. 161.

- Можно ли по названию рассказа предположить, о чём или о ком пойдёт в нём речь? (Выслушать предположения детей)

- Скажите, пожалуйста, как мы должны читать это произведение?

- Верно, сейчас я начну читать этот рассказ, а вы внимательно за мной следите, так как я остановлюсь и чтение продолжит кто-то из вас. после прочтения я буду задавать вопросы.

- Как вы думаете, что может произойти дальше? (Продолжают читать 2 ученика. Чтение до слов: «А в это время вошла мама»)

- Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?

Заканчивает рассказ читать учитель.

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

- Подтвердилось ли наше предположение, о чём этот рассказ?

- Поделитесь своими мыслями и чувствами, которые у вас возникли?

- За кого вы волновались и почему?

- Что запомнили? Что произвело на вас впечатление?

1. Узнать биографию об авторе В. Драгунском.

2. Познакомиться с произведением и его героями.

3. Выполнить задания по тексту.


Слушают биографию.







Отвечают на вопросы




- О детях и для детей.


- Денискины рассказы.

Разбирают слова.








Дают определение.























- Ложь, враньё, выдумка, наговор.



- Злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.


Повторяют за учителем.










Читают произведение.








Отвечают на вопросы.

Презентация

















Книги

























Презентация


























Учебник

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;


V. Первичное закрепление.







1. Работа в учебнике






















2.Практический:

Анализ текста



10

- Кто главный герой рассказа?

- Что о нём узнали?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу?

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

- Как мама отнеслась к поступку Дениски?

- Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

- Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

- Согласны ли вы с тем, что В. Драгунский рассказал юмористическую историю? Объясните.


-Итак, какой жанр этого произведения? (жанр - юмористический рассказ)

- Что такое юмористический рассказ?

- На стр. 167 найдите вопрос №3. Прочитайте.

- Какое задание нужно выполнить?

- Обсудите с соседом по парте: что запомнил Дениска на всю жизнь? Даю 1минуту.

-Какая пара готова?

Проверка.

- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?


-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.


-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына?

( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа?

(нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть?

(честным)

- Каким человеком вырастет Денис?

(честным, совестливым)

Обобщение прочитанного.

-Как вы думаете, почему произведение так называется?

- Какова основная мысль произведения?


- Дениска обманул маму, а она об этом узнала.

- Договориться.


Отвечают на вопросы.





Жанр - юмористический рассказ.





Обсуждают с соседом по парте.



- Обрадовался.



- Ему плохо, он волнуется, стал заикаться.


Рассматривают иллюстрацию.



-Совесть.

- Хотела понять, что чувствует Денис.

- Поняла, что он раскаивается.





- Нельзя врать, правда станет известной.

- Честным.

Честным.

-Совестливым.

Высказывают сое мнение.









Учебник




















Учебник

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

VI. Творческая работа

5

Работа над выразительным чтением.

- Попробуем прочитать отрывок выразительно. Что значит читать выразительно? (Выбрать нужный тон, темп, интонацию произведения).

- Найдите отрывок на с.167

- Сколько героев участвует в диалоге?

- Как, с какой интонацией, будем читать за маму?

-Почему?

-С какой интонацией будем читать за милиционера?

-Почему?

-За Дениску?

Самостоятельная работа.

Работа в паре.

- А сейчас я вам предлагаю прочитать этот отрывок из произведения у доски. (Несколько человек показывают своё чтение у доски). (Выразительное чтение отрывка из произведения.)

- Оцените свои умения читать выразительно рассказ в листе самооценки, который лежит у вас на столе.

Лист самооценки

я научился  читать правильно и выразительно рассказ и определять его смысл;

? у меня были ошибки;

– я пока не смог  выразительно прочитать рассказ, не смог определить его смысл.

Выполняют творческое задание.

- Выбрать нужный тон, темп, интонацию произведения.

Учебник


















Лист самооценки

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель;

VII. Итог урока. Рефлексия




























VIII. Инструктаж домашнего задания

5-7

-Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным»)

- Кто автор этого произведения? (В. Драгунский)

- К какому жанру относится? (Юмористический рассказ.)

-Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения? (Нельзя обманывать)

-Решили мы учебную задачу урока? Поясните (Предположения учащихся)

- У кого появилось желание познакомиться с другими произведениями Виктора Драгунского?

- Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский».

Желаю вам регулярно принимать нравственные витамины.

Самооценивание. (Поясняю действия детей)

-Ребята, у вас на столах лежат листы самооценивания. Переверните их, оцените результаты своей работы на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания.

- Обратите внимание на знаки «+» - очень хорошо,

«?»- недостаточно хорошо, «-»-не удалось.

- Нужно внимательно прочитать предложения ниже и поставить соответствующий значок «+» «?» ,«-».

- А какую цель мы ставили на урок?

- Все ли пункты плана мы выполнили?

- Достигли ли мы цель?

- Вы сегодня хорошо поработали, я могу поставить отметки …, потому что они …

Домашнее задание

Я вам предлагаю задания на выбор:

Базовый уровень: перечитать произведение (обязательно).

Повышенный уровень: пересказать текст от имени главного героя – Дениски.

Творческий уровень: нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку, защитить.

- Урок окончен.

- Тайное становится явным.

- В. Драгунский.

- Юмористический рассказ.

- Нельзя обманывать.

Предположения учащихся.


Слушают учителя.









Оценивают свою работу.













Записывают домашнее задание.


КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.