СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».»

Технологическая карта урока

Предмет, класс

География, 7 класс

УМК, автор программы

«География 7 класс» . Авторская программа Е.М. Домогацких.



Тема урока,

урока в рабочей программе

37 «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

Цель урока

Развитие познавательного, интереса и творческих способностей учащихся Развитие познавательных УУД у учащихся в процессе изучения географического положения, история открытия и исследования материка Антарктида.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

создать условия для формирования у учащихся знаний о географическом положении и истории открытия материка, выдающихся исследователях и путешественниках, внесших вклад в изучение Антарктиды.

способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (атласами, учебниками, текстами), развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.

на примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма умению достигать поставленной и преодолевать поставленной цели и преодолевать любые трудности, а также привить бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД


Знание особенностей географического положения Антарктиды, истории открытия и освоения материка.

Умение работать с картами атласа, в контурных картах

выявлять известное и неизвестное; (П)

-воспроизводить информацию по памяти; (П)

-высказывать предположения; (П)

-анализ, синтез, сравнение, обобщение; (П)

сформировать умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной и неуспешной деятельности; (Р)

-сформировать умение извлекать необходимую информацию из атласа, текста, фотографий; (Р)

-сформировать вербальные и невербальные способы коммуникации; (К)

-сформировать личностную мотивацию учебной деятельности; (Л)

-сформировать желание выполнять учебные действия; (Л)

-сформировать действия смыслообразования (интерес, мотивация);

-сформировать позитивное отношение к себе и другим; (Л)

Методическое обоснование урока

В основе методики проведения урока лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение новых умений. При этом используются разнообразные методы и формы проблемного обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую информационно-образовательную среду урока. Учащиеся сами открывают тему урока, это происходит в процессе диалога по обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (ситуация затруднения - создаётся в процессе выполнения заданий). Принятие учебной задачи происходит в процессе обсуждения основной проблемы урока «Почему Антарктиду называют материком мира, науки и сотрудничества?» Учащиеся выполняют практические групповые задания по заданному алгоритму действий, затем индивидуально применяют освоенный способ деятельности.

ИОС урока

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)


Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)


Учебник – §33

Атлас – с. 50; Контурные карты с. 8; раздаточный материал


ресурсы сети Интернет: видеоролик на You Tube;


-выход в интернет

-компьютер

-проектор


Организационная структура урока

Название этапа


Задачи этапа, используемые приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроя на урок.


Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята?

Говорят о своем эмоциональном состоянии.

2. Вызов

У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Приём «кинопоказа»

Подводящий к формулировке темы диалог.










Постановка целей учебной деятельности










Постановка учебной задачи урока.


Демонстрирует видеоролик .





Как вы думаете «О каком географическом объекте идет речь?»




Учитель предлагает заполнить таблицу: Что вы знаете об Антарктиде?

знаю

узнал

Хочу узнать




Формулирует вместе с учениками цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся:

- с уникальностью и своеобразием природы материка,

- познакомимся с историей открытия и исследованиями материка,

- узнаем, какую же роль играет Антарктида в жизни планеты и

постараемся найти ответ на вопрос : «Почему Антарктиду называют материком мира, науки и сотрудничества?»

Формулирует вместе с учениками задачи урока:

1.Описать по плану географическое положение материка

2. Изучить историю открытия и освоения материка

Формулируют тему урока. Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование материка.

Заполняют таблицу, озвучивают результаты первой и третьей колонок

По результатам ставят цель урока.












По результатам формулируют задачи урока


3. Осмысление содержания

На данном этапе происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Приём «самостоятельная работа с картой»

1. Совершим путешествие в Антарктиду.

- Описание географического положения материка по плану:

Площадь

S Антарктики =52,5 млн.км2

S Антарктиды=13,2 млн.км 2

1) Расположение относительно экватора, тропиков, полярных кругов, и нулевого меридиана.

Пересекается материк южным полярным кругом, нулевым меридианом

2) Крайние точки

Крайняя точка одна – Северная на Антарктическом полуострове. 63 с.ш.

3) В каких климатических поясах расположен материк?

Антарктический, субантарктический

4) Какие океаны и моря омывают материк

Берега Антарктиды омывает 3 океана. Море Уэделла, море Лазарева, Море Лисер Ларсена, море Космонавтов, море Содружества, море Д Юрвеля, море Сомова, море Росса, море Амундсена, море Беллинсгаузена

5) Как расположен материк относительно других материков?

Ближе всего к Южной Америки ( 1000 км)

Наибольшее удаление от Северной Америки.

Выводы о географическом положении Антарктиды:

Примерные ответы учеников

1. По площади Антарктида больше Австралии и S - 14 млн. км

2. Материк почти целиком находится за Южным полярным кругом.

3. В Антарктиде все берега только северные.

4.Антарктида обособлена от всех материков, кроме Южной Америки.

5.Крайняя точка одна – Северная на Антарктическом полуострове. 63 с.ш.

6.Антарктида лежит в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

Групповая и индивидуальная работа с картой атласа «Антарктика. Физическая карта», ученики отвечают на вопросы плана,

делают записи в карточке, заполняют контурную карту; делают выводы












Физминутка

Антарктида – белый край!

Всё за мною повторяй!

Руки вверх, теперь стряхни,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О путешествиях, морях, быстроходных судах!

А теперь глаза открой нам пора домой!



  1. Открытие и исследование материка

Неудивительно что материки долго был неизвестен людям. Его открытие произошло только в 19 веке.Из – за суровости климата и удаленности Антарктида была открыта одним из последних материков. Еще в древней Греции ученые были уверены в существовании на юге огромного материка. Ученые догадывались, еще задолго до первого кругосветного путешествия Ф.Магеллана, что земля шар. А раз в северном полушарии очень много материков, то и на юге должна быть большая земля, для равновесия, чтобы наша земля не перевернулась. Кто же открыл и исследовал Антарктиду? Ответ на этот вопрос некоторые учащиеся подготовили в виде сообщений.

Учитель предлагает прослушать сообщения учеников о первооткрывателях материка, заполнить таблицу и ответить на вопрос «Почему экспедиция Р.Скотта погибла?»

Годы экспедиций

Исследователь

Вклад в изучение материка

1772-1775

Джеймс Кук

Отверг существование Южного материка

8 января 1820 г

М.П.Лазарев. Ф.Ф.Беллинсгаузен

Открытие Антарктиды.

14 декабря 1911 г

Руаль Амундсен

Достиг Южного полюса

3. Современные научные исследования в Антарктиде.

Просмотр видеоролика и по окончанию просмотра предлагает ответить на вопросы:

1) Кому принадлежить континент?

2)“А нужно ли исследовать этот неуютный континент?”

3) Чем объяснить огромный интерес к изучению ледяного материка?

Вывод: Антарктида стала всемирным природным заповедником “страной науки”. Здесь работают только ученые и исследователи из 67 стран на сорока научных станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету.

Интерес объясняется стремление людей к знанию.

Земля наш дом, и людям важно знать, что делать в нем.

4) Вы хотели бы быть полярником, исследователем Антарктиды? Почему?

Выступают с сообщениями о первооткрывателях и заполняют таблицу











высказывают свое мнение.













Смотрят ролик и отвечая на вопросы высказывают свое мнение













Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

4. Организация деятельности на применение полученных знаний и умений

Создание условий для индивидуального применения полученных знаний и умений в новой ситуации

Предлагает ученикам ответить на вопросы

1. Условная линия, внутри которой полностью лежит Антарктида?

2. Точка в центре материка, в которой сходятся все меридианы.

3. Самый большой океан, омывающий Антарктиду.

4. Море, названное в честь первооткрывателя материка.

5. Единственная крайняя точка Антарктиды?

6. Ближайший к Антарктиде материк.

7. Первым покорил Южный полюс.

8. Объекты, на которых ведется изучение Антарктиды.

9. Антарктида была открыта …

10. Основной вид транспорта Р. Амундсена.

11. Какая экспедиция достигла в 1772 г. южных широт?

12. Кто пришел на Южный полюс месяцем позже его открытия?

13. Кто из первооткрывателей Южного полюса погиб на обратном пути?

14. Когда начался МГГ по планомерному исследованию Антарктиды?

15. Какие вы знаете российские арктические станции?

16. Советский полярник первый создавший научную полярную станцию.

17. Назовите географические объекты названные именами путешественников у берегов материка.

18. Пролив, отделяющий материк Антарктиду от Ю. Америки.

Работают в карточках, отвечают на вопросы.

5. Рефлексия

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Приём «синквейн»

Синквейн. Итоговая рефлексия.

Правила написания синквейна.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (сущ.).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилаг.).

  3. Третья строчка – это описание действий в рамках этой темы.

  4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме.

  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


6. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор:

1 уровень: §33 читать, пересказывать

2 уровень: Составить рассказ на тему:

ТРИ ПРИЧИНЫ ПОСЕТИТЬ АНТАРКТИДУ



Записывают информацию о домашнем задании

Подведение итогов:


Мы продолжим изучать Антарктиду и на следующем уроке. Нам предстоит еще не на один проблемный вопрос ответить, например: почему в Антактиде такая мощность льда; Почему пингвины не летают, а плавают, хотя это птицы? и т.д.

Оценки за сегоднешний урок ученики получат за работу в контурной карте; за ответы на вопросы; за устные ответы — сообщения учеников; за устные ответы- рассуждения, выводы на уроке.



Примеры Синквейна: Антарктида Антарктида.

Холодная, недоступная Суровая, холодная.

манит, пугает, леденит Завораживает, удивляет, притягивает.

осваивают люди с храбрым сердцем Самый высокий континент земли.

полюс Земли Часть света




Антарктида.
Холодная , неприступная.

Лежит (на краю Земли), исследуется (учёными), закована (льдами).
Имеет большое значение для науки.
Материк.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!