СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 7. Функциональные возможности дыхательной системы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Регуляция дыхания. Лабораторная работа  № 7. Функциональные возможности дыхательной системы.

Цель урока: познакомить учащихся со способами регуляции дыхания, защитными дыхательными рефлексами и их значением для человека, развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, способствовать развитию логического мышления,  способствовать санитарно-гигиеническому воспитанию, развивать коммуникативные умения.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 7. Функциональные возможности дыхательной системы.»

Урок № 32 Дата: 01.02.16

Тема урока. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 7. Функциональные возможности дыхательной системы.

Цель урока: познакомить учащихся со способами регуляции дыхания, защитными дыхательными рефлексами и их значением для человека, развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, способствовать развитию логического мышления, способствовать санитарно-гигиеническому воспитанию, развивать коммуникативные умения.

Оборудование: электронное приложение, проектор, видеофильм.

Базовые понятия и термины: регуляция дыхания.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1.Проверка домашнего задания

Устный опрос

2. Обсуждение вопроса.

Ритм дыхательных движений может изменяться в зависимости от физической нагрузки. При этом в организме достигается соответствие потребления кислорода потребности организма. Но каков бы, ни был ритм дыхательных движений, самым замечательным является то, что всю жизнь вдох неуклонно сменяется выдохом.

Почему они так четко чередуются?

  1. Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

Кто или что регулирует дыхание?

Обычно человек не замечает, как он дышит, потому что процесс этот регулируется независимо от его воли. В какой-то мере, однако, дыхание можно регулировать сознательно, о чем мы и поговорим ниже. Непроизвольную регуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге (одном из отделов заднего мозга).

Учебник стр.76.

Дыхательный центр связан с межреберными мышцами межреберными нервами, а с диафрагмой — диафрагмальными. Бронхиальное дерево (совокупность бронхов и бронхиол) иннервируется блуждающим нервом. Ритмично повторяющиеся нервные импульсы, направляющиеся к диафрагме и межреберным мышцам обеспечивают осуществление вентиляционных движений. Расширение легких при вдохе стимулирует находящиеся в бронхиальном дереве рецепторы растяжения (проприоцепторы) и они посылают через блуждающий нерв все больше и больше импульсов в экспираторный центр. Это на время подавляет инспираторный центр и вдох. Наружные межреберные мышцы теперь расслабляются, эластично сокращается растянутая легочная ткань — происходит выдох. После выдоха рецепторы растяжения в бронхиальном дереве более уже не подвергаются стимуляции. Поэтому экспираторный центр отключается и вдох может начаться снова.

Основной ритм дыхания поддерживается дыхательным центром продолговатого мозга, даже если все входящие в него нервы перерезаны. Однако в обычных условиях на этот основной ритм накладываются различные влияния.

Как вы думаете, частоту дыхания регулирует концентрация в крови кислорода или углекислого газа?

Работа с учебником стр. 77.

Главным фактором, регулирующим частоту дыхания, служит не концентрация кислорода в крови, а концентрация С02. Когда уровень С02 повышается (например, при физической нагрузке), имеющиеся в кровеносной системе хеморецепторы каротидных и аортальных телец посылают нервные импульсы в инспираторный центр. В самом продолговатом мозге также имеются хеморецепторы. От инспираторного центра через диафрагмальные и межреберные нервы поступают импульсы в диафрагму и наружные межреберные мышцы, что ведет к их более частому сокращению, а следовательно, к увеличению частоты дыхания. Накапливающийся в организме С02 может причинить большой вред организму. При соединении С02 с водой образуется кислота, способная вызвать денатурацию ферментов и других белков. Поэтому в процессе эволюции у организмов выработалась очень быстрая реакция на любое повышение концентрации С02. Если концентрация С02 в воздухе увеличивается на 0,25%, то легочная вентиляция удваивается. Чтобы вызвать такой же результат, концентрация кислорода в воздухе должна снизиться с 20% до 5%.

Концентрация кислорода тоже влияет на дыхание, однако в обычных условиях кислорода всегда бывает достаточно, и потому его влияние относительно невелико. Хеморецепторы, реагирующие на концентрацию кислорода, располагаются в продолговатом мозге, в каротидных и аортальных тельцах, так же, как и рецепторы С02.

В известных пределах частота и глубина дыхания могут регулироваться произвольно, о чем свидетельствует, например, наша способность «затаить дыхание». К произвольной регуляции дыхания мы прибегаем при форсированном дыхании, при разговоре, пении, чихании и кашле. В этом случае импульсы, возникающие в полушариях головного мозга, передаются в дыхательный центр, который и выполняет соответствующие действия. Регуляция вдоха при помощи рецепторов растяжения и хеморецепторов представляет собой пример отрицательной обратной связи. Произвольная активность полушарий головного мозга способна преодолеть действие этого механизма.

Просмотр видеофильма

Работа с учебником

Читать пар. 30

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Лабораторная работа № 7. «Функциональные возможности дыхательной системы»

Цель: выяснить функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья.

Материалы и оборудование: мерная лента.

Предварительные пояснения. При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно меняется ее обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха меньше. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная полость, а легкие больше набрать воздуха.

Для того, чтобы измерить грудную клетку, необходимо приподнять руки и наложить измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.

Ход работы

1.Измерение на вдохе: глубоко вдохните - мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.

2.Измерение на выдохе: сделайте глубокий выдох - плечи не опускать, не сутулиться.

3.Оцените полученные результаты: в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых равна 6 – 9 см.

4.Сделайте вывод по работе.


VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!