Варианты программ наблюдения
I. Цель:
изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования.
1. Какие формы организации мыслительной деятельности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию интеллекта каждого школьника?
2. Учит ли учитель учащихся сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы?
3. К каким средствам активизации внимания и мышления учащихся чаще всего обращается учитель? Обеспечивают ли они их развитие?
4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для учащихся? Способствуют ли они включению каждого школьника в самостоятельный поиск знаний?
5. Как развивается речь учащихся? Видны ли результаты этой работы? В чем они проявлялись на уроке?
6. Место и роль игровых приемов при включении учащихся в различные виды мыслительной деятельности.
7. Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся.
8. Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслительной деятельности.
II. Цель:
изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на уроке познавательной активности школьников.
1. Какие формы и методы использует учитель для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влияет на результаты УПД?
2. К каким средствам активизации внимания и мышления прибегает учитель? Эффективность их использования в коррекции указанных психических процессов .
3. Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мотивы учения. Особые приемы, к которым прибегает учитель при общении с учащимися разного возраста и уровня интеллектуального развития?
4. Новизна подходов учителя к организации индивидуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся?
5. Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли продвижение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.).
III. Цель:
выявить пути повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
1. Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков?
2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии?
3. Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом?
4. Новые подходы учителя к отбору содержания, форм и методов обучения в целях гуманитаризации этого процесса и повышения его воспитательной результативности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке?
IV. Цель:
проверить, как учитель организует самостоятельную работу. Программа:
1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели.
2. Изучить, какие виды самостоятельных работ практикует учитель, какова методика их проведения.
3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков.
4. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация самостоятельных работ.
5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки.
V. Цель:
определить эффективность работы учителя по формированию у учащихся вычислительных навыков. Программа:
1. Пронаблюдать, какие меры и приемы использует учитель по формированию вычислительных навыков на разных этапах урока.
2. Проследить, какое место на уроке отведено устным и письменным тренировочным упражнениям.
3. Выяснить, какова степень сложности формируемых вычислительных умений и навыков.
4. Выявить, какие виды дидактических средств использует учитель для вычислительной тренировки учащихся (учебник, раздаточные материалы, тетради с печатной основой и др.).
5. Обратить внимание, обучает ли учитель приемам рационализации счета и способам самоконтроля.
VI. Цель:
выявить и оценить пути формирования умений у школьников осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью (УПД). Возможная программа наблюдения занятия.
1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность:
а) умение последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану);
б) умение выделять главное в излагаемом материале;
2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля:
а) сличение промежуточного и конечного результатов с целью;
б) обучение специальным приемам самоконтроля (решение задачи несколькими способами, прикидка результата и др.);
VII. Цель: изучить работу учителя по организации процесса обучения.
1. Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по принятию дидактической цели урока и задач его этапов.
2. Какие средства активизации использовал учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала. Оценить.
3. Выделял ли учитель базисное содержание, подлежащее обязательному усвоению.
4. Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями.
5. Адаптировал ли учитель к интересам и возможностям ученика учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации УПД.
6. Оценить соответствие выбора средств активизации триединой дидактической цели и задачам урока.
7. Оценить результаты обучения.