СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Городском семинаре «Организация образовательного процесса в классах интернальной интеграции и в классах со сложной структурой дефекта в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида». Москва, 2013г

Просмотр содержимого документа
«Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся»

Городской семинар

«Организация образовательного процесса в классах интернальной интеграции и в классах со сложной структурой дефекта в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида»

Москва, 2013г

Директор ГБОУ СКОШ №804

Кочубей Г.Н.




Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся


  1. Суть ученического самоуправления.

  2. Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления.

  3. Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации.

  4. Функции детских объединений: Содержание и методика деятельности детских объединений и организаций.

  5. Неформальные объединения детей и молодежи.


  1. Суть ученического самоуправления.

Один из важных принципов школьного управления — принцип демократизации — невозможно реализовать в работе школы без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправ­ление. Управление школой — целеустремленная деятельность субъектов управления, направленная на обеспе­чение оптимального функционирования школы и ее развития. Соуправление — участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное само­управление — передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об учениче­ском (школьном, классном) самоуправлении. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской, разрабатывалась С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, позже И. П. Ивановым, В. М. Коротовым, В. Т. Кабушем и другими педагогами.

Ученическое самоуправление — атрибут коллектива школьников и важное условие формирования коллективных отношений. Ученическое самоуправление такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей. Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедея­тельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возмож­ности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить от­ношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Сущность самоуправления раскрывается в его функциях:

  • Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;

  • Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;

  • Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;

  • Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;

  • Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.


  1. Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления.

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы:

    • разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

    • формирование соответствующих микрогрупп, выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления;

    • выбор главного ответственного лица.

Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых включены школьники в данный момент Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определенной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства — подчинения.

Формы ученического самоуправления разнообразны. Общешкольное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и самостоятельность классных коллективов.

Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, где выдирают органы самоуправления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советь дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.

В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, где выбирают старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивают информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждают планы, обсуждает разные памятки, положения (например, о консультантах по предмету). Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и водящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития организаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей организации своей жизни и деятельности менялись. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретает опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.


  1. Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации.

Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. В самом общем виде детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.

Педагогическая сущность детских и молодежных объединений и организаций проявляется прежде всего в их целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка. В частности, в основе целей детских и молодежных организаций с гуманистическим характером деятельности лежат общечеловеческие, национальные, гражданские ценности. Так, в Уставе «БРСМ» (Белорусского республиканского союза молодежи) записано, что целью этого общественного объ­единения является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

История детского и молодежного движения свидетельствует, что эти объединения и организации достигают наиболее эффективных результатов, если они предоставляют своим членам возможность самовыражения, самореализации, самоусовершенствования и самоутверждения. Детские и молодежные объединения и организации в социальной структуре современной Беларуси занимают особое место. Их развитие и поддержка — одно из на­правлений государственной молодежной политики. Через общественные организации молодежь реализует свои экономические, культурные, образовательные, информационные потребности, развивает свои организаторские способности, учится планировать свое свободное время. Отличительной особенностью детского движения яв­ляется его вариативность.


  1. Функции детских объединений: Содержание и методика деятельности детских объединений и организаций.

Функции детских, молодежных организаций и объединений:

Развивающая — обеспечивает гражданское, нравственное становление лич­ности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.

Ориентационная – обеспечение условии для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни.

Компенсаторная — созда­ние условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита обще­ния и соучастия

Обновленная пионерская организация стремится, с одной стороны, сохранить положительные традиции, исторически сложившие в детском пионерском движении, а с другой — учесть требования времени и современные тенденции развития детских и молодежных объединений. В основу деятельности БРПО положены следующие принципы:

□ принцип социально значимой деятельности через реализацию способностей ребенка на пользу себе, семье, другим людям;

□ принцип добровольности при вступлении, выборе вида деятельности, выхода из ор­ганизации;

п принцип коллективизма, понимаемого как взаимодействие, сотрудничество в органи­зации детей, подростков и взрослых.

Эти принципы оформлены в виде законов для детей и подростков, предписывающих беречь свое доброе имя и достоинство организации; заботиться о тех, кто нуждается в по­мощи; уважать труд; быть верным дружбе; уважать мнение своих товарищей; держать свое слово; быть хозяином своей организации.

  1. Неформальные объединения детей и молодежи.

В педагогике исследуют как организованные формальные (учебная группа, кружок, спортивная секция, временные детские коллективы и другие), так и стихийно образующиеся неформальные группы-коллективы. Неформальная группа или объединение группа людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы. Эта группа не имеет юридически фиксированного статуса. Нередко влияние неформальных объединений, как правило, исповедующих ценности молодежной субкультуры, оказывается для подростков и юношей решающим с точки зрения их социализации. Именно неформальная группа бывает главным регулятором поведения подростка. Для большинства подростков уход в неформальные объединения является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, установленных правил, опеки и контроля со стороны старших.

Желание подростков быть членами неформальной группы объясняется их потребно­стью, во-первых, в информации (особенно по проблемам, решить которые они не могут в школе или семье), во-вторых, в общении и эмоциональном контакте, в-третьих, в реали­зации индивидуальных притязаний (на лидерство, на самореализацию в тех или иных ви­дах деятельности и др.). Нередко мотивом участия подростка в неформальном объединении является состояние тревожности, которое он испытывает в школе или дома. Неформальная группа принимает подростка таким, каков он есть, а также дает ему возможность «быть как все» в одежде, манерах поведения, в языке, ценностях, предпочтениях и т. д.

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, функциональной направленностью, наличием собственной символики и атрибутики. Эти и другие факторы определяют структуру неформальных объединений.

Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена его индивидуальными психологическими особенностями, структурой и социальной направленностью группы. Одни подростки воспринимают «законы» и нормы группы сознательно, другие — в силу выраженной в этом возрасте конформности (подчинение личности группе, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции). Принадлежность к антисоциальным или к асоциальным неформальным группам повышает риск формирования девиантного поведения.

Существуют разные классификации неформальных молодежных или подростковых групп. Например, по социальной направленности они делятся на:

  • просоциальные, демократические по структуре, социально-активные; их деятельность направлена на общественно полезные дела;

  • асоциальные, стоят в стороне от серьезных социальных проблем и формируются на основе совместных развлечений;

  • антисоциальные, по структуре чаще всего автократические, направлены на нарушения общественного порядка, создают напряженные ситуации, нередко такими группами руководят взрослые правонарушители.

Для того чтобы избежать конфронтации с такими учащимися, педагогам важно разобраться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. Л. И. Маленковой предложены правила общения с представителями неформальных объединений:

  • принять подростка или старшеклассника таким, каков он есть;

  • использовать умения и навыки, полученные учеником в неформальной группе, включив его в разнообразную деятельность классной группы;

  • в зависимости от социальной направленности неформальной группы постепенно формировать позитив­ные или негативные отношения к ценностям, которые приняты в этой группе, при этом общение с подростком строить в логике «диалога культур»;

  • активно поддерживать социально ценные инициативы неформальной группы, приобщая к ним учащихся класса или школы.

Социальный педагог, классный руководитель и другие педагоги стремятся направить энергию подростковых и юношеских групп на социально ценные дела, содействовать самоутверждению подростков и старшеклассников в организациях социально полезной направленности, учреждениях внешкольного образования, из которых учащиеся «принесут» в неформальные объединения начала позитивного отношения к окружающему миру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!