СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее изложение для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающее изложение для 6 класса  поможет учащимся готовиться к сжатому изложению, что является подготовкой к ГИА. 

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение для 6 класса»

Конспект урока обучающего изложения



Предмет: русский язык Класс 6 «Б»


Ф.И.О. педагога Немыкина Анастасия Александровна


Тема урока: урок обучающего изложения


Цель: научить учеников подробно пересказывать текст в жанре личного письма.


Задачи:

обучающие – 1) вспомнить жанровые особенности личного письма; 2) усовершенствовать умение анализировать текст (определять тему, основную мысль автора, выраженную в тексте, умение вчитываться в текст, выявлять авторское отношение к написанному, определять функционально-смысловой стиль и тип текста, жанр и т.д.) 3) усовершенствовать умение подробного пересказа текста; 4) усовершенствовать навыки орфографии;


воспитательные – 1) содействовать развитию у детей такого качества, как наблюдательность – быть внимательным к окружающему миру; 2) воспитать уважительное отношение ко всему живому; 3)воспитать слушать и мыслить;


развивающие – 1) усовершенствовать умение излагать текст в различных жанрах речи; 2) развить речь учащихся;

3) обогатить активный словарный запас за счет лексической работы с привлечением толкового словаря; 4) развить логическое мышление посредством заполнения таблиц, составления плана; 5)содействовать развитию слуховой и зрительной памяти.


Библиографический список:

1) Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

2) Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Пособие для учащихся / Т. А. Ладыженская, Л. Г. Антонова, Г. Б. Вершинина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: ил.

3) Сладков Н. Н. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры/Рис. и оформл. Л. Казбекова, - Л.: Дет. Лит., 1986. – 101 с.

Ход урока:


Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный момент




















Повторение сведений об основных жанрообразующих признаков личного письма
































Подготовка к восприятию текста







Знакомство с текстов




















































Работа с текстом (анализ текста)















































Устный пересказ





Итоговое восприятие текста













Ведущее слово учителя.

Приветственное слово.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вводное слово

Сегодня у нас с вами интересная работа - мы будем готовиться к написанию изложения в жанре личного письма. Я думаю, что это не должно составить особого труда, вы ведь в прошлом году выполняли подобную работу. Наши задача – повторить сведения о жанре личного письма, проанализировать текст изложения. Само изложение вы напишите на втором уроке.

Ведущее слово

Итак, приступим к нашей работе. Откройте тетради, запишите дату и вид работы - «Классная работа». Тема: «Изложение в жанре личного письма».



Мы вспомним особенности жанра личного письма.

Репродуктивная беседа

  1. 1. Давайте с вами вспомним – для чего люди пишут письма?

2. Кому можно написать письмо?

3. Мы сказали, что адресаты письма могут быть разными.

4. Какие два вида писем мы можем выделить в зависимости от адресата и содержания информации в письме?

5. Вспомним, как пишутся личные письма. Вспомним из каких основных (структурных) компонентов состоит оно?


Ведущее слово

Составим схему (таблицу), которая будет называться «Структура письма. Надеюсь, что эта схема поможет вам в написании изложения.

Сопроводительное слово

Схема (таблица) состоит из двух элементов или колонок. Первая называется «Структурные компоненты», вторая – «Содержание».

В первой колонке записываем первый структурный компонент №1 – приветствие или обращение, во второй – название (имя) того, кому предназначено письмо.

и т.д. Вместе с ребятами составляем схему (таблицу), вспоминаем изученную информацию о данном жанре, подкрепляя устными примерами.





Ведущее слово

Ребята, мы с вами вспомнили особенности жанра личного письма, думаю, у вас не должно возникнуть проблем, которые связаны с написанием изложения. Обратимся к тексту изложения. Этот текст написан в другом жанре.


Ведущее слово

Инструктирующее слово.

Ребята, внимательно слушаем внимательно текст.

Ваша задача – внимательно меня слушать, чтобы:

  1. определить тему, основную мысль текста, задачу автора;

  2. стиль и смысловой тип текста;

  3. определить, в каком жанре написан данный текст.



Ведущее слово.

Слушаем внимательно и мысленно анализируем текст по заданным критериям.





































Ведущее слово.

Ребята, я думаю, вы внимательно прослушали текст. Теперь ответьте на некоторые вопросы.

Фронтальный опрос

1.Есть ли в этом тексте слова, лексическое значение которых вам неизвестно? Что такое коряга? А что перочинный нож?

2.Назовите тему данного текста? О чем повествует нам автор?

3.Что в большей мере отражает заглавие текста: тему или основную мысль?

4.В каком стиле написан данный текст?

5. Определите смысловой тип текста. Есть ли в данном тексте элементы другого типа?

6. Определите жанр, в котором написан текст.

7.Какие языковые средства употребляет автор для изображения действий, состояния, характеров своих героев?










Оценочное слово

Молодцы!

Ведущее слово

Составим теперь план текста, выделим его на части. Потом мы дополним получившийся план структурными компонентами, которые, характерны для личного письма.

Фронтальный опрос

На сколько частей мы можем разделить текст? Как они могут называться?












Ведущее слово.

Сейчас попробуем устно составить письмо, затем выделим достоинства и недостатки получившихся текстов.

Инструктирующее слово:

Ребята, сейчас я еще раз прочитаю текст. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить.


Целевая установка:

на втором уроке вам нужно будет написать изложение по тому плану, который мы с вами составили.














Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание





Образец записи в тетради:


Классная работа.

Изложение в жанре личного письма












Ребята отвечают (примерные ответы):

1. Письмо пишется для того, чтобы сообщить определённую информацию, чтобы поздравить поделиться впечатлениям, поблагодарить и.т.д.

2. Письма могут быть адресованы близким людям, могут быть адресованы неблизким людям, например, губернатору, депутату и.т.д.

3. Письма бывают официальные и неофициальные.

4. В официальных письмах содержится деловая информация, их адресат - официальное лицо. Личные же письма пишутся близким людям, содержат в себе личную, эмоциональную информацию.

5. Письмо состоит из следующих структурных компонентов: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись и дата.

Структурные компоненты

  • Приветствие или обращение

  • Вступление

  • Основная часть

  • Заключение

  • Подпись. Дата

Содержание

  • Название того, кому предназначено письмо

  • Извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания

  • Изложение информации, интересующей адресата

  • Выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания






Детальное, рефлексивное, некритическое слушание



















Текст. Клад сорочий

В сказках клады скрываются под цветущими папоротниками. И хотя папоротник не цвёл, клад под ним оказался сказочным! Драгоценности лежали под замшелой корягой: серебро – серебрилось, золото – золотилось, а цветные камни – переливались радугой!

Но очень странным оказался этот клад! Хоть всё в нём золотилось, серебрилось и переливалось, но вместо золота и серебра оказались «золотые» и «серебряные» бумажки от конфет, а вместо драгоценных камней – цветные стекляшки. А ещё были…пуговицы, сломанная чайная ложечка и даже маленький перочинный ножик!

Это, конечно, был клад кого-то из жителей леса. Но кому понадобился такой хлам: ни съесть, ни выпить, ни под бок постелить? И всё-таки живёт кто-то в этом заросшем овраге, кому дороги эти яркие никудышки.

Ночью к кладу никто не пришёл. Уныло скулили комары, да перед глазами мерцали серые гнилушки. Утром проползла змея - чёрная с красными глазами. А днём наконец прилетела…сорока! В клюве она держала мою красную авторучку, которую я положил на крыльцо, когда отправился сторожить клад.

Это была знакомая ручная сорока. Она жила у соседей.

И тут был её тайник, в котором она прятала свои сокровища я подошёл ближе – сорока подняла крик: ей были дороги её яркие безделушки. Тогда я взял только авторучку, остальное мне ни к чему. Но зачем оно ей?

Эту тайну я так и не разгадал.

(Н. Сладков)







Примерные ответы:

1.Коряга - суковатый (часто погрузившийся в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева. Замшелый - покрывшийся плесенью, мхом. Перочинный нож — складной нож; разновидность ножа, клинок которого убирается в рукоять.

2.В данном тексте рассказывается, как одна сорока спрятала в лесу под папоротником свой клад. Тему мы можем определить следующим образом: «Сорока», «Клад сорочий», «Богатство птицы» и т.д.

3.Заголовок, непременно, в большей степени выражает основную мысль текста.

4.Данный текст относится к художественному стилю.

5.Основной смысловой тип текста – повествование (в нем говорится о сменяющих друг друга действиях «героев») с отдельными вставками описательного характера (описание клада птицы, описание природы)

6.Рассказ.

7.Состояние сороки, её характер выражается прилагательными: знакомая ручная сорока; глаголами: подняла крик. Прилагательные помогают нам представить окружающий мир: замшелая коряга, сырые гнилушки, сказочный клад и пр.

В первые двух абзацах идёт речь о кладе. В других двух – рассуждения о сорочьем кладе, описание состояния сороки.

Примерные ответы:

Текст можно разделить на две большие части (как и все повествовательные тексты): вводную часть и основную. Вводную часть представляют первые два предложения, они вводят в ситуацию. Основная часть раскрывается в следующих микротемах, которые мы можем обозначить следующим образом: «Сказочный клад», «Прилетевшая сорока», «Состояние сороки».

Образец плана:

1.Приветствие (Здравствуй, дорогой дедушка, папа, дружок…)

2.Вступление (Извини, что давно не писал…)

3.Основная часть (Я хотела рассказать тебе, как однажды…):

I. Вводная часть;

II. 1.Завязка (В сказках клады скрываются под цветущим папоротниками…)

2.Кульминация (А днём прилетела …сорока!)

3.Развязка (…был её тайник (сороки), в котором она прятала свои сокровища)

4.Заключение (Жду твоего ответа…)

5.Подпись. Дата.


Составляют устные пересказы по плану.






Образец изложения:

Здравствуйте, дорогие папа и мама!

Пишу вам раз в неделю, как и обещала. Вы не переживайте, у меня всё хорошо, я замечательно провожу каникулы у бабушки.

Знаете, а мне нравится жить в деревне. Тут все интересное такое: лес, растения, птицы. Я недавно гуляла по лесу. Вы, наверное, знаете, что только в сказках клад скрывается под папоротником, который цветёт. Вот мой папоротник не цвёл, но клад под ним сказочный. На чёрной земле, под замшелой корягой, лежали драгоценные камни: золото и серебро.

Когда на небе появлялось солнце, то золото становилось золотистее золота, серебро - серебристее серебра. Драгоценные камни горели ярче радуги. Под корягой, на чёрной земле, лежали цветные стекляшки, "золотые" и "серебряные" бумажки от конфет. Лежали пуговицы, бусинки, разноцветные камешки. Представляете? И даже железный перочинный нож. Это клад какого-то жителя лесного.

Интересно, у лесных жителей ведь не бывает потайных сундуков с украшениями и безделушками?

Кому понадобились эти вещицы? Ни съесть его, ни выпить.

Вечерело, но никто не пришёл. Мерцали в кустах гнилушки, уныло скулили комары.

Днём проползла змея.

Потом послышался шум, я вздрогнула, - и выскочила сорока!

В клюве она держала мою ручку, которую я положила на крыльцо.

Мне знакома была сорока. Эта ручная птица жила у соседей.

Вот чей это тайник это был!

Я подошла ближе, сорока подняла крик. Ей были дороги её сокровища.

Я решила забрать свою ручку, а остальное оставил сороке. Мне стекляшек не нужно. Но зачем всё это ей? Эту тайну я так и не разгадала.

Ну вот, я вам все рассказала. Теперь ваша очередь писать мне ответ. Бабушка передает вам большой привет.

Не забывайте, что я люблю вас.

Ваша дочка Настасья.

Дата.

Дата, вид работы и тема записаны на доске или вынесены на слайд.

Методическое обоснование

Данный урок «Изложение в жанре личного письма» входит в систему уроков по развитию речи в 6 классе. Целью уроков - усовершенствовать умение детей пересказывать текст в различных жанрах. На данном уроке ребята должны усовершенствовать умение пересказывать текст в жанре личного письма. Эта работа для них не новая, в 5 классе они выполняли задание подобного рода, необходимо только повторить известные ученикам сведения. Для этого учителем организуется репродуктивная беседа по изученному материалу.

Особое место в данном уроке занимает работа над текстом (анализ), эта работа должна способствовать обучению школьников восприятию и воспроизведению художественного повествования, быть внимательным к слову и мысли писателя, умению понимать подтекст и воспроизводить особенности текста при пересказе. Для качественного анализа текста учитель использует такие методы, как выразительное чтение, репродуктивная беседа, делает установку на слушание.

Ребята составляют план. Пересказывают тексты, анализируют свои и чужие пересказы, составят письменный вариант на втором уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!