Урок 11. Метр. Таблица мер длины
Цели: познакомить с новой единицей измерения длины — метром; формировать наглядное представление о метре;
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
1.Логическая разминка
Решите задачи.
1.Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? (1 голубой и 3 красных.)
2.Бульдог и фокстерьер едят связку из 9 сосисок с двух сторон. Пока фокстерьер съедает 1 сосиску, бульдог съедает 2. Сколько сосисок достанется бульдогу, когда они доедят всю связку? (6.)
2.Устный счет
Сосчитайте от 36 до 45, от 78 до 85, от 89 до 100.
3.Игра «Веселый мяч»
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
Какое число следует за числом 45, 68, 79, 98, 31?
Какое число стоит перед числом 30, 78, 89, 100?
Назови соседей числа 55, 69, 70, 98.
Продолжите предложения.
Самое большое двузначное число — это... (99).
Самое маленькое двухзначное число — это... (10).
Самое маленькое трехзначное число — это... (100).
10 см называют (дециметром).
100 мм называют (дециметром).
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.) 1 см, 1 кг, 1 дм, 1 мм, 1 л.
Как назвать одним словом все, что записано на доске? (Единицы измерения величин.)
Как вы считаете, какие две единицы здесь лишние? (1 кг и 1л.)
Почему? (Килограмм — это единица измерения массы, литр — единица измерения объема.)
Для измерения какой величины служат оставшиеся единицы? (Длины.)
Поставьте их в порядке возрастания. (Миллиметр, сантиметр, дециметр.)
Вспомните соотношения между единицами длины. (Учащиеся называют соотношения. На доске и в тетрадях появляется запись.)
1 см = 10 мм 1 дм = 10 см = 100 мм
Какие единицы вы выберете для измерения длины: червяка (миллиметры, сантиметры);
лягушки (сантиметры), собаки (дециметры', божьей коровки (миллиметры)?
А как вы думаете, в каких единицах удобнее измерить высоту дома? (Ответы детей.)
Для измерения более крупных предметов ввели новую единицу. А ее название вы сможете узнать, если разгадаете математическую шифровку.
8 + 9 - 2 (Р) 10 - 8 + 9 (Т)
13 + 7 (Е) 6 + 8 (М)
Какое слово получилось? (Метр.)
Кто может сформулировать тему урока?
IV. Работа по теме урока
Математик предлагает вам провести исследование, по окончании которого вы самим сможете рассказать о новой единице измерения длины — метре.
(Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку- задание.)
Карточка для первой группы
Что измеряют в метрах?
Измерьте метровой линейкой:
а) длину и ширину стола;
б) длину и ширину классной комнаты. Сделайте вывод.
Карточка для второй группы
Что такое метр?
Измерьте длину классной линейки (1 м):
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах.
Сделайте вывод.
Карточка для третьей группы
Вспомните, где человек использует метр. (Можно выдать детям карточки с рисунками (рулон ткани, садовый участок, комната в квартире, аллея и т. д.).) Сделайте вывод.
(После окончания работы каждая группа озвучивает свои выводы. На доске и в тетрадях появляется запись.) 1 м =10 дм 1 м = 100 см
V. Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
1.Минутка чистописания
-Пропишите цифру 0 на целую строчку.
2.Работа по учебнику
Откройте учебник на с. 13. Посмотрите, на что Математик обращает наше внимание. Правильные ли выводы вы сделали в ходе исследования? (Да, Математик показывает, что 1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1м = 100 см.)
№2 (с. 13).
(Коллективное выполнение с комментированием. Следует обратить внимание учащихся на то, что сравнивать можно только одинаковые единицы измерения.)
№4 (с. 13).
-Прочитайте условие задачи. Поставьте вопрос. (Сколько страниц занимают две сказки?)
(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальные работают с учителем.)
-Что в задаче известно?
-Что нужно узнать?
-Решите задачу самостоятельно.
VII. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.
VIII.Подведение итогов урока
-Какую новую единицу длины вы сегодня узнали?
-Что вы узнали о метре? (1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.) Что можно измерять в метрах?
IX.Домашнее задание. Учебник: № 3, 5 (с. 13).
Карточка для первой группы
Что измеряют в метрах?
Измерьте метровой линейкой:
а) длину и ширину стола;
б) длину и ширину классной комнаты. Сделайте вывод.
Карточка для второй группы
Что такое метр?
Измерьте длину классной линейки (1 м):
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах.
Сделайте вывод.
Карточка для третьей группы
Вспомните, где человек использует метр. (Можно выдать детям карточки с рисунками (рулон ткани, садовый участок, комната в квартире, аллея и т. д.).) Сделайте вывод.
(После окончания работы каждая группа озвучивает свои выводы. На доске и в тетрадях появляется запись.) 1 м =10 дм 1 м = 100 см
Карточка для первой группы
Что измеряют в метрах?
Измерьте метровой линейкой:
а) длину и ширину стола;
б) длину и ширину классной комнаты. Сделайте вывод.
Карточка для второй группы
Что такое метр?
Измерьте длину классной линейки (1 м):
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах.
Сделайте вывод.
Карточка для третьей группы
Вспомните, где человек использует метр. (Можно выдать детям карточки с рисунками (рулон ткани, садовый участок, комната в квартире, аллея и т. д.).) Сделайте вывод.
(После окончания работы каждая группа озвучивает свои выводы. На доске и в тетрадях появляется запись.) 1 м =10 дм 1 м = 100 см