Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска
Урок биологии, 8 класс, ФГОС. Тема урока: «Пищеварение в желудке»
«Свет физиологической науки о пищеварении шел из лаборатории великого Павлова. Это было признано безоговорочно всеми»
Цель: Изучить особенности пищеварения в желудке
Задачи: Сформировать представление о строении желудка как органа, тонко приспособленного к выполнению своих функций; углубить знания о ферментах и их свойствах, на примере ферментов желудочного сока, способах регуляции желудочного сокоотделения.
Продолжить формирование навыков по работе с лабораторным оборудованием, исследовательские и практические подходы в обучении
Расширить арсенал способов подачи информации (таблицы, схемы, рисунки), применяя электронные средства обучения.
Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности.
Формировать
Воспитывать стремление познать особенности строения, физиологии и гигиены организма человека, чувство гордости за отечественную физиологию, на примере вклада в науку И.П.Павлова
Создать условия для интеллектуального и творческого развития обучающихся
Формируемые УУД:
Личностные: развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
Регулятивные: развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обсуждать и формулировать учебную проблему; тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в парах, выполнять разные роли;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; уметь находить проблему, выдвигать гипотезы, находить аргументацию, опровергающую или доказывающую гипотезы; ставить биологические эксперименты по изучению процессов пищеварения в желудке и объяснять их результаты
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями пищеварения в желудке; углубляют знания о свойствах ферментов на примере ферментов желудочного сока, о роли соляной кислоты в активации фермента пепсина; расширяют знания о нейрогуморальной регуляции желудочного сокоотделения на примере опытов И.П.Павлова;
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения объяснять результаты эксперимента своего и учёных-физиологов; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты практических опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах пищеварения в желудке в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её;
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пищеварительной системы; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к собственному здоровью.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: проблемный, исследовательский, работа в парах
Этапы урока:
Самоопределение к деятельности
Повторение и систематизация опорных знаний
Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез
Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах
Самостоятельное применение теоретических знаний
Рефлексивная деятельность
Домашнее задание
Технология изучения темы |
Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- мотивировать учащихся к изучению темы; - определить мотивы обучающихся; - настроить на более глубокое восприятие материала | Предлагает лист защиты Предлагает определить мотивы, которые могут быть реализованы в ходе урока Принцип урока: от информации к знаниям! Источник информации – учебник и сам «И.П. Павлов», академик, лауреат Нобелевской премии Учитель приводит слова из книги К. Чуковского: «Вот чудо – я пью и кофе, и воду, и чай, и какао, а из меня выходит один только чай» И предлагает перефразировать, в соответствии изучаемой темой Спрашивает: не задумывались вы, почему система, которую мы изучаем, называется пищеварительной? («варить пищу») | Учащиеся могут вписать свои фамилия, если они не уверены в подготовке к уроку Отмечают в листах исследователя Предполагаемый ответ: каждый из нас ест картошку, помидоры, огурцы, гречневую кашу, курицу, говядину, яблоки, а в результате образуются вещества и клетки именно нашего организма Аналогично работает повар, он жарит, варит, парит, делает блюдо привлекательным, а продукты более доступными для их переваривания. Так и в пищеварительной системе происходит механическая и химическая обработка пищи с целью получения питательных веществ и заключённой в них энергии |
Повторение и систематизация опорных знаний |
- повторить и систематизировать знания о белках, жирах и углеводах, ферментах; - проверить уровень усвоения знаний о пищеварении в ротовой полости и роли слюны с целью использования их для изучения нового материала | Предлагает задание «Третий лишний» (сдайд на экране) Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли; Функция пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная; Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов; Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая; В ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается Предлагает объяснить выражение: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть» - Что установил И.П.Павлов, используя метод фистулы для изучения слюноотделения Вопрос учащимся: «Если собаку с детства кормили одним молоком, будет ли у неё выделяться слюна на вид и запах мяса?» | Находят и подчёркивают лишнее слово Отвечают: где образуется слюна, каковы её функции, основной метод изучения На разную пищу выделяется разная по составу слюна, на сухую выделяется более жидкая слюна; основной фермент слюны – амилаза, он расщепляет углеводы в ротовой полости; выделение слюны происходит рефлекторно (безусловно- рефлекторно и условно-рефлекторно) Нет! Так как условный рефлекс на мясо у собаки не выработан |
Промежуточная рефлексия (на экране)
Пищеварение | Пищеварительный сок, состав | Ферменты | Субстрат | T0 | рН | Полное/ неполное пищеварение | Рефлексия: + нет затруднений; +/-есть затруднения; ! нужна подсказка |
Ротовая полость | Слюна: ферменты, лизоцим, муцин | Амилаза | Углеводы | 37 | Слабощелочная | Неполное | Ставят соответствующий знак |
Заполнение таблицы сопоставляют с эталоном на экране
| - Почему пищеварение в ротовой полости неполное? - Назовите свойства ферментов? Предлагает определить значение пищеварения в ротовой полости (аргументация для выражения «Госпожа слюна») | Питательные вещества сложные, ограниченное время в полости рта, малый объём ротовой полости и т.д. Ферменты – биокатализаторы, имеют белковую природу, чувствительны к температуре, рН среды, избирательны к субстрату Имеет большое значение как пусковой механизм для всего процесса пищеварения |
III. Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез |
| Предлагает ознакомиться с фактами и сформулировать тему урока: (на экране) 1. Важнейшие процессы переваривания пищи происходят в желудке; 2. Пища попадает в желудок по пищеводу; 3. Пища движется к желудку, даже если висишь вверх ногами Задаёт вопрос: - Согласны ли вы с тем, что на протяжении всего пищеварительного канала одинаковы условия и действие ферментов Предлагает сформулировать цель урока, задачи Вопрос: Если связь между пищеварением в ротовой полости и слюноотделением с сегодняшней темой? Предложите гипотезы | Предлагают тему: Пищеварение в желудке (Вперёд, к желудку!) Высказывают различные точки зрения: - Согласны, т.к. пищеварительный канал устроен одинаково и ферменты действуют сходным образом; - Не согласны, т.к. пища разная, питательные вещества разнообразны и необходимы разные условия: одни – в ротовой полости, другие – в желудке, третьи – в кишечнике Формулируют цель: Установить особенности пищеварения в желудке. Для этого необходимо знать: строение желудка, состав желудочного сока, ферменты желудочного сока и их действие, способы регуляции желудочного сокоотделения; роль Павлова в изучении процессов, происходящих в желудке Предлагают ответы Учащиеся предлагают: 1.Если в ротовой полости происходит расщепление углеводов, то и в желудке оно может происходить; 2.Если для изучения работы слюнных желез Павлов использовал фистульную методику, то и для изучения желез желудка её можно использовать; 3.Если выделение слюны происходит рефлекторно, то и выделение желудочного сока происходит по тому же принципу (выводятся на экран, записывают в экспертные листы) |
IV. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах |
| Предлагает работать в парах по содержанию учебника Демонстрирует с помощью конструктора «Lego» процесс расщепления белков в желудке Предлагает познакомиться с результатами исследования, которое моделирует процессы в желудке На экране отчёт об исследовании, проведённом перед уроком (таблица на экране) | Изучают материалы учебника: Топография органа; строение (отмечают мощный мышечный слой, слизистую оболочку с большим количеством желез, объём и форму желудка); состав желудочного сока (схема); ферменты желудочного сока, роль соляной кислоты Делают вывод: какие функции пищеварительной системы выполняются в желудке Сообщают о процессе исследования и некоторых результатах |
Результаты моделирования действия желудочного сока на разные субстраты и в разных условиях
Цель: определить, на что действуют ферменты желудочного сока и при каких условиях, проанализировав результаты
№ пробирки | Содержание | Т0 | Результат реакции |
1 | Углеводы + желудочный сок | 37-38 | Не прошла (р-р мутный) |
2 | Белки + желудочный сок | 0 | ? |
3 | Белки + прокипячённый желудочный сок | 37-38 | ? |
4 | Белок + желудочный сок | 37-38 | ? |
5 | Белок + желудочный сок + NaOH | 37-38 | Не прошла (р-р мутный) |
Объяснение результатов: Пробирка № 1 – реакция не прошла, значит в желудочном соке нет ферментов расщепляющих углеводы; Пробирка № 2 – не прошла, т.к. ферменты теряют активность, значит, данная температура не является оптимальной; Пробирка № 3 – реакция не прошла, т.к. при кипячении ферменты разрушаются; Пробирка № 4 – прошла, значит, ферменты желудочного сока действуют на белки, эта температура оказалась оптимальной; Пробирка № 5 – реакция не прошла, т.к. среда нейтрализована.
Вывод: Таким образом, ферменты желудочного сока расщепляют белки в кислой среде и при оптимальной температуре. Гипотеза подтвердилась частично, углеводы расщепляются некоторое время внутри пищевого комка до тех пор, пока он не пропитался кислым соком
| Вопрос: 1.Почему желудочный сок включает не только ферменты необходимые для переваривания пищи? 2.Если пепсин расщепляет молекулы белка, то что же мешает ему переварить клетки окружающих тканей? (синтезируются и хранятся ферменты в неактивной форме в виде пепсиногена, он превращается в пепсин только в присутствии соляной кислоты, а её выделяется при приёме пищи очень мало) Какой метод использовал Павлов для изучения желудочного сока и что было установлено? Предлагает заполнить вторую строку рефлексивной таблицы | Ответы: сок содержит соляную кислоту, которая активирует работу ферментов, создаёт кислую среду, обеззараживает пищу; содержит слизь, которая препятствует самоперевариванию стенок желудка У учащихся возникли затруднения Отвечают, опираясь на содержание текста учебника: Фистульный метод, установил, чем плотнее пищевой комок, чем больше в нём белка, тем больше желудочного сока, тем дольше задерживается в желудке |
Промежуточная рефлексия (на экране)
Пищеварение | Пищеварительный сок, состав | Ферменты | Субстрат | T0 | рН | Полное/ неполное пищеварение | Рефлексия: + нет затруднений; +/- есть затруднения; ! нужна подсказка |
Ротовая полость | Слюна: ферменты, лизоцим, муцин | Амилаза | Углеводы | 37 | Слабощелочная | Неполное | Ставят соответствующий знак |
В желудке | Желудочный сок: ферменты, соляная кислота, слизь | Пепсин Липаза | Белки Жир молока | 37-38 | Кислая | Неполное | |
| Предлагает мысленно перенестись в лабораторию И.Павлова и проследить за ходом его экспериментов (ищем подтверждение или опровержение оставшихся гипотез) Обращает внимание на эпиграф На экране опыты Павлова: 1.Фистула на желудке; 2.Мнимое кормление; 3.Изолированный желудок Схема на доске Выводы: желудочный сок выделяется рефлекторно: - сложнорефлекторная фаза (до поступления пищи в желудок); - желудочная (пища в желудке); - кишечная Вопрос: Что хотел доказать Павлов? «Госпожа слюна». Плёвая желёзка, как называл её Павлов, стала телескопом для изучения работы головного мозга | 1.Данные неполные, пища смешивалась с желудочным соком 2.Данные не соответствуют процессам в желудке, т.к. там нет пищи 3.Получил чистый желудочный сок, не нарушая процессов в желудке Гипотезы подтвердились Связь между выделением слюны и выделением желудочного сока |
V. Самостоятельное применение теоретических знаний |
| Часто утверждают, что изучая теоретические знания, мы не умеем их применять в жизни. Так ли это? Демонстрация роликов с вопросами: Чем вредна жвачка? Почему надо есть суп? Почему лучше есть в одно и тоже время? | Ответы учащихся |
VI. Рефлексивная деятельность |
| | Обучающиеся определяют, в какой степени реализованы их мотивы |
Домашнее задание | § 54 Творческое задание: 1.Подготовить вопросы и аргументы к ним для обсуждения в парах по теме «Влияние алкоголя, никотина на пищеварение. Гигиена» 2.Подготовить презентацию «Современные методы изучения органов пищеварения» |