Математика. 3 класс.
Тема. Деление с остатком. Урок изучения нового материала.
Основная дидактическая цель – Познакомить с возможностью деления с остатком через формирование основ мыслительной операции – АБСТРАГИРОВАНИЕ.
Задачи:
1.Обучающие
1.1. Повторить случаи табличного и вне табличного деления, название компонентов и результатов действия деления.
1.2. Изучить возможность деления с остатком.
1.3. Учить применять формулу деления с остатком при решении задач и числовых выражений.
2.Воспитывающие:
2.1. Возбуждать интерес к математике.
2.2. Создать условия для развития умения слушать мнения других учеников.
2.3. Формировать математический взгляд при разборе жизненных ситуаций.
2.4. Формировать умение контролировать действия партнёра.
3. Развивающие:
3.1. Развивать внимание, наблюдательность, умения анализировать.
3.2. Способствовать развитию логического мышления.
3.3. Развивать умение находить необходимую информацию для выполнения заданий.
Оргмомент.
1-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!
Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!
- Ребята, сегодня на урок математики к нам пришли гости, мои коллеги. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать и вести себя во время такого интересного урока. Поздоровайтесь с гостями! Тихо сели.
2.Актуализация знаний.
1).- Откройте свои тетради. Запишите дату, классная работа.
(запись на доске).
- Пропишите по одной цифре и приготовьтесь к спринту.
2) Мозговой штурм. Игра «Спринт».
А) ( в тетради числа 56 и 45)
- делимое 56 , делитель 7. Найди значение частного. (8)
- полученное число умножь на 3. (24)
- уменьши в 4 раза. (6)
- увеличь в 5 раз (30)
- раздели на 10. (3)
- умножь на 6 (18)
- раздели на 2 . ( 9)
- увеличь в 8 раз. (72)
- уменьши в 9 раз (8)
-умножь на 7 (56)
ПРОВЕРКА. Самопроверка. У кого правильно, поставьте плюсик).
Б) – Кто по желанию будет диктовать выражения? (45)
Проверка.
Учитель- у меня получились такие же ответы.
- Поставьте ещё один плюс.
- А теперь оцените каждый сам себя. У кого получилось два плюса поставьте – отметку – 5. Поднимите руки , кто правильно справился с этим заданием. Молодцы.
- Кто допустил 2-3 ошибки –поставьте тоже себе отметку, какую- 4.
2) Предлагаю вам решить несколько выражений.
( работа по группам)
( Выражения написать на доске) на доске
- 12: 6 48 : 4
56 : 4 84: 7
36 : 3 60 : 5
ПРОВЕРКА. ( по одному человеку от каждой группы и зап.отв.)
- Обменялись тетрадями и проверили. (слайд с проверкой)
- Оценили работу и поставили отметку на полях.
-Вопросы.
- Задайте вопросы классу по этим выражениям.
(работа в группах)
-А теперь я задам вопросы по этой работе.
1) – Чем похожи данные выражения?
2) – Как называются числа при делении?
3) – Какое выражение лишнее?
4) – Почему оно лишнее?
5) – Почему я выбрала именно эти задания?
( Они пригодятся нам при открытии новых знаний)
Физкультминутка.
(Электронная для глаз)
3. Открытие новых знаний.
(Раздать конверты каждой группе с задачей, каждому человеку в группе –задача, чтобы легче было решить задачу, представьте, что кружки – это ваши любимые конфеты)).
Слайд с задачей.
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
( На столе у учителя ваза с конфетами, а у учеников в конверте вместе с задачей кружки).
Проверка.
- Ребята, что случилось? Почему не можете решить задачу?
-Какое возникло затруднение?
- Молодцы, что сформулировали своё затруднение?
- А кто смог получить ответ и сможет рассказать нам , как они это
сделали?
- Запишите решение этой задачи.
- Докажите правильность своего решения с помощью правила.
-Почему? (не можем обосновать правильность решения, так как не знаем правила.)
- Молодцы, что сформулировали.
Работа над задачей.
-Давайте рассуждать.
- Сколько конфет у бабушки? ( 23 конфеты было у бабушки)
- Сколько внуков пришли в гости к бабушке?
- Что нужно сделать по условию задачи? ( конфеты нужно разделить поровну, 23 разделить на 4)
( К доске вызвать 4 человека. Это те , кто решил задачу. И выбрать 1 бабушку)
- Разделите конфеты поровну.
- Сколько конфет досталось каждому внуку? ( Каждому внуку досталось по 5 конфет)
- Сколько конфет осталось в вазе? ( в вазе осталось 3 конфеты)(
- Запишите решение этой задачи к себе в тетрадь. (слайд)
23 : 4 = 5 (ост. 3)
Обобщение. Да, в некоторых случаях, деление поровну выполнить невозможно, и в этом случае остаётся остаток, поэтому такое деление называется деление с остатком
- Что значит разделить с остатком? ( получить целое число и остаток)
- Кто сформулирует тему нашего урока.
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Деление с остатком» (слайд)
ЦЕЛЬ-НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ НА ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ.
Работа над новым материалом.
А) вариант решения проблемы
- Давайте вместе с вами составим алгоритм деления с остатком.
На доске запись: 42 : 5.
- Запишите это выражение в тетрадь. Решите в группах..
- Как будете это делать?
- Можно ли заменить число 42 суммой удобных или разрядных слагаемых, чтобы разделить на 5).
- Может быть мы воспользуемся рисунком или палочками?
(Нет, это неудобно).
- Что делать? Подскажу.
- Скажите, какое самое большое число до 42 делится на 5 без остатка?
- Вспомнили. Назовите это число. (40)
- А откуда вы узнали это число? ( Из таблицы умножении).
- Разделите 40 на 5. Сколько получится? 40:5 =8
- Как вы думаете закончили деление.
- Какое число нам нужно было разделить? (42)
- А вы разделили? (40)
-Как вы узнаете , сколько единиц не разделили, то есть какой получился остаток?
- Для этого из 42 – 40=2
Получилась запись: 42 : 5 = 8 (ост.2) Слайд.
Составили алгоритм деления с остатком.
42 : 5 = 8 (ост.2)
40 : 5 = 8
42 – 40 = 2
Проверка. Как можно проверить, правильно ли мы выполнили деление с остатком. Подумайте.
Проверим, правильно, ли разделили : делитель умножим на частное и прибавим остаток.
5*8+2= 42.
Первое правило.
-Сколькими числами записывается результат при делении с остатком?
- При делении с остатком результат записывают двумя числами.
Первое называется неполное частное.
Второе – остаток .( Слайд)
-Назовите неполное частное. Остаток
Б) Самостоятельная работа. ( по группам).
-Работаем по группам.
(На доске записаны выражения) Листочки с выражен.разд. группам.
- Посмотрите на доску.
- Что видите? ( выражения)
72: 8 40: 8 57:8 80: 9 25: 5 (0слайд
16 :5 36 : 6 65: 7 34: 5 19: 3
-Эти выражения записаны на листочках.
Задание – Выберите только те выражения, в которых при делении получается остаток. Эти выражения подчеркните фломастером.
Проверка.
-Назовите эти выражения. (учитель подчёркивает на доске)
16: 5 57: 8 65 : 7 80 :9 34 : 5 19 : 3. (слайд)
- Решите эти выражения. На доске они подчёркнуты.
Проверка.
- Проверяем, называя, каждое число математическим именем.
делимое-
делитель-
частное-
остаток-
Слайд.
1 столбик 2 столбик Слайд
делитель остаток
-Посмотрите на столбики.
- Что заметили? (Остаток всегда меньше делителя)
-Отсюда следует второе правило.
-Кто попытается его сформулировать?
Второе правило. (слайд)
При делении остаток должен быть меньше делителя.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ,
В) Работа по учебнику. С.90
- Прочитайте правило. Правильный мы с вами сделали вывод?
- Вы, молодцы!
- А теперь отдохнём.
Физкульминутка.
Решение задачи. ( по группам) №1. (устно)
-Записали в тетрадь задача №1.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче.
- Какая задача по составу.
- Из номера 2 выберите правильное решение задачи.-
- Назовите правильное решение задачи.
Работа самостоятельная по учебнику. С.91, № 4.
1 человек работает у доски ( решает только одно выражение)
Используя новое правило, проверьте, правильно ли выполнены вычисления на карточке. Если согласны, ставим +, если нет -.
Обменяйтесь работами, проверьте друг друга.
Со сколькими выражениями вы не согласны? (4)
Вычислите их правильно.
1. 8:3=2(ост.2) | + |
2. 7:3=2(ост.1) | + |
3. 12:5=2(ост.1) | - |
4. 10:4=2(ост.3) | - |
5. 14:2=6(ост.2) | + |
6. 23:3=6(ост.5) | + |
7. 25:7=3(ост.4) | + |
8. 26:3=7(ост.2) | - |
9. 27:7=4(ост.1) | - |
9. Рефлексия деятельности на уроке. ( смайлики)
Я- старался. Я – молодец.
- Какую цель ставили перед собой на уроке?
- Удалось ли вам достичь цели?
- Каким способом мы открыли новое?
- Какой алгоритм составили?
- Кто всё понял на сегодняшнем уроке?
- Кому этот вид умножения показался трудным?
- Как оцениваете работу класса?
- Молодцы! Благодарю за хорошую работу.
- Домашнее задание- на выбор.
1)С. 91, № 4 ( 2, 3 ст.)
2) составит простую задачу на деление с остатком.
Урок окончен. Спасибо.
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка решит поделить конфеты поровну?
72: 8 40: 8 57:8 80: 9 25: 5
16 :5 36 : 6 65: 7 34: 5 19: 3
72: 8 40: 8 57:8 80: 9 25: 5
16 :5 36 : 6 65: 7 34: 5 19: 3
72: 8 40: 8 57:8 80: 9 25: 5
16 :5 36 : 6 65: 7 34: 5 19: 3
72: 8 40: 8 57:8 80: 9 25: 5
16 :5 36 : 6 65: 7 34: 5 19: 3
72: 8 40: 8 57:8 80: 9 25: 5
16 :5 36 : 6 65: 7 34: 5 19: 3
72: 8 40: 8 57:8 80: 9 25: 5
16 :5 36 : 6 65: 7 34: 5 19: 3
1. 8 : 3 = 2 (ост.2 ) | |
2. 7 : 3 = 2 (ост.1 ) | |
3 12 : 5 = 2 ( ост.1) | |
4. 10 : 4 = 2 (ост.3) | |
5. 14 : 2 = 6 (ост.2) | |
6. 23 : 3 = 6 (ост.5) | |
7 25 : 7 = 3 (ост.4) | |
8. 26 : 3 = 7 (ост.2) | |
9. 27 : 7 = 4 (ост.1) | |
1. 8 : 3 = 2 (ост.2 ) | |
2. 7 : 3 = 2 (ост.1 ) | |
3 12 : 5 = 2 ( ост.1) | |
4. 10 : 4 = 2 (ост.3) | |
5. 14 : 2 = 6 (ост.2) | |
6. 23 : 3 = 6 (ост.5) | |
7 25 : 7 = 3 (ост.4) | |
8. 26 : 3 = 7 (ост.2) | |
9. 27 : 7 = 4 (ост.1) | |
1. 8 : 3 = 2 (ост.2 ) | |
2. 7 : 3 = 2 (ост.1 ) | |
3 12 : 5 = 2 ( ост.1) | |
4. 10 : 4 = 2 (ост.3) | |
5. 14 : 2 = 6 (ост.2) | |
6. 23 : 3 = 6 (ост.5) | |
7 25 : 7 = 3 (ост.4) | |
8. 26 : 3 = 7 (ост.2) | |
9. 27 : 7 = 4 (ост.1) | |
Уважаемые родители! Довожу до вашего сведения, что 20 марта ваши дети будут приглашены в школу к 11-00. У них будет только один урок – математики, для учителей района и города. Затем –концерт, где будет показана наша сказка «Сказка про козла». В этот день ваших детей кормить не будут. Приглашаю желающих родителей на урок и на концерт. С уважением кл.руководитель: Алейник Н.В. | Уважаемые родители! Довожу до вашего сведения, что 20 марта ваши дети будут приглашены в школу к 11-00. У них будет только один урок – математики, для учителей района и города. Затем –концерт, где будет показана наша сказка «Сказка про козла». В этот день ваших детей кормить не будут. Приглашаю желающих родителей на урок и на концерт. С уважением кл.руководитель: Алейник Н.В. | |
| | |
Уважаемые родители! Довожу до вашего сведения, что 20 марта ваши дети будут приглашены в школу к 11-00. У них будет только один урок – математики, для учителей района и города. Затем –концерт, где будет показана наша сказка «Сказка про козла». В этот день ваших детей кормить не будут. Приглашаю желающих родителей на урок и на концерт. С уважением кл.руководитель: Алейник Н.В. | Уважаемые родители! Довожу до вашего сведения, что 20 марта ваши дети будут приглашены в школу к 11-00. У них будет только один урок – математики, для учителей района и города. Затем –концерт, где будет показана наша сказка «Сказка про козла». В этот день ваших детей кормить не будут. Приглашаю желающих родителей на урок и на концерт. С уважением кл.руководитель: Алейник Н.В. | |
| | |
Уважаемые родители! Довожу до вашего сведения, что 20 марта ваши дети будут приглашены в школу к 11-00. У них будет только один урок – математики, для учителей района и города. Затем –концерт, где будет показана наша сказка «Сказка про козла». В этот день ваших детей кормить не будут. Приглашаю желающих родителей на урок и на концерт. С уважением кл.руководитель: Алейник Н.В. | Уважаемые родители! Довожу до вашего сведения, что 20 марта ваши дети будут приглашены в школу к 11-00. У них будет только один урок – математики, для учителей района и города. Затем –концерт, где будет показана наша сказка «Сказка про козла». В этот день ваших детей кормить не будут. Приглашаю желающих родителей на урок и на концерт. С уважением кл.руководитель: Алейник Н.В. | |
| | |