Тема: Состав (структура) населения. Половой, возрастной, этнолингвистический и религиозный состав.
Цель:
Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира;
Сформировать представление об этническом составе населения мира;
Сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Тему нашего урока нам предлагает известный телеведущий Владимир Познер. Посмотрите сюжет. Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке? Какой цели достигнет наш урок?
3. Просмотр видеофильма.
4. Беседа.
- Какая тема нашего урока? Какая цель нашего урока?
5. Объяснение учителя.
- Девиз нашего урока: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом».
-Класс разбит на 4 группы:
1 группа – социологи – рассмотрят особенности географического размещения полового состава населения;
2 группа – демографы – рассмотрят влияние возрастных особенностей на трудовые ресурсы регионов;
3 группа – этнографы – рассмотрят этнолингвистический состав населения;
4 группа – религоведы - рассмотрят особенности религиозного состава мира.
У каждой группы есть свой план работы:
Поставить цель работы своей группы.
В течении 10 минут изучить материал по своей теме, используя схемы, карты, текст учебника, дополнительную информацию, опираясь на вопросы.
Рассказать, объясняя, свою тему другим группам, так чтобы они смогли заполнить информационные листы.
6. Работа в группах.
7. Выступление групп, просмотр презентации.
8. Вопрос для каждой группы:
- Достигла ли ваша работа той цели, которую вы поставили перед собой?
9. Подведение итогов. Оценивание участников.
- Группы оценивают участников другой группы на листочках.
10. Закрепление знаний.
- Согласны ли вы с данными утверждениями? (учащиеся отмечают у номера утверждения положительный ответ - «+», отрицательный ответ – « - «.
1.В целом по миру мужчин больше, чем женщин.
2.В развивающихся странах доля детей выше доли пожилых людей.
3.Около половины государств мира многонациональны.
4.Самой многочисленной языковой семьёй является индоевропейская семья.
5.К национальным религиям относится индуизм.
11. Рефлексия «Ресторан».
Представьте, что сегодня вы время провели в ресторане. Директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов.
Я съел бы еще этого …
Больше всего мне понравилось …
Я почти переварил …
Я переел …
Пожалуйста, добавьте …
12. Комментирование своих ответов.
13. Итог.
- Достиг ли цели наш урок?
14. Домашнее задание.
- учебник с. 66 – 71, задание на с. 86, заполнить таблицу.
Приложения
Информационный лист
Ученика (цы) 10 класса ________________________________________
№№ п/п | Этап работы | Что нужно запомнить |
1. | Половой состав | По возрасту По территории 1 год - М Д Страны СНГ, Зарубежная Европа, Северная Америка М Ж 18 лет- М Д Африка, Латинская Америка, Австралия и Океания М Ж Мировой показатель Зарубежная Азия М Ж М Ж |
2. | Возрастной состав | Показатели: Р, С, ЕП. Развитые страны: дети - пожилые – Развивающиеся страны: дети - пожилые – Главная часть населения - ЭАН Мировой показатель: Развитые страны - Развивающиеся страны- |
3. | Этнографический состав | Классификация по: 1. _____________________ 2._________________________ Самый большой по численности – _____________________ Самая большая семья - Малые по _________________________ численности - Наиболее распространены: ________________________ __________________________ __________________________ __________________________ Однонациональные гос-ва: Многонациональные гос-ва: |
4. | Религиозный состав | Религии 1. 2. 3. Самая многочисленная – |
Группа 1. Социологи.
Цель:
1. Кого на Земле больше – мужчин или женщин?
2. В чём заключаются географические особенности полового состава населения?
3. Каковы причины сложившейся ситуации?
Группа 2. Демографы.
Цель:
1.Как различаются возрастные показатели в развитых и развивающихся странах?
2. Каким образом по возрастному показателю можно определить тип воспроизводства и экономическое развитие страны?
3.Каким образом возрастной состав влияет на трудовые ресурсы?
Группа 3. Этнографы.
Цель:
1. Какие типы этнических общностей существуют в настоящее время, и чем они характеризуются?
2.По каким показателям кроме расового признака можно ещё классифицировать население мира?
3.Что такое национальный вопрос и как он проявляется в современном мире?
Группа 4. Религоведы.
Цель:
1.Как можно классифицировать столь многообразные религиозные направления современного мира?
2. Как религия влияет на воспроизводство населения?
3.Существуют ли проблемы, связанные с религиозной картиной мира?
Домашнее задание по теме: «Состав населения» (с. 86, задание 8)
Религия | Основные районы распространения религии |
Христианство | |
А) католицизм | |
Б) протестантизм | |
В) православие | |
Мусульманство | |
Буддизм | |
Индуизм | |
Конфуцианство | |
Иудаизм | |
Традиционные верования | |
Список литературы:
Жижина Е.А., никитина Н.А. поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2008.
Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Общая характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2005.