СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 11 класс Тема: В. Астафьев "Пастух и пастушка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации,  воспитании патриотических чувств молодого поколении, по моему мнению, лучше всего проследить по произведениям о Великой Отечественной войне.

             Данная  разработка является составной  частью цикла уроков, посвященных серьезному разговору с обучающимися о  новом осмыслении проблемы человека на войне.  При изучении  «Севастопольских рассказов» и романа «Война и мир»    Л.Н.Толстого        несколько уроков отводится изображению войны и человека на войне, философии великого  писателя о войне. «Война – не любезность», - утверждает  Л.Толстой.  Этот разговор    уместно продолжить при  анализе  романа М.Шолохова  «Тихий Дон» и рассказе  «Судьба человека». Названные произведения являются своего рода трамплином для понимания современных авторов.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 11 класс Тема: В. Астафьев "Пастух и пастушка"»

У Р О К

Литературы в 11 классе по повести В.Астафьева

«Пастух и Пастушка»


Тема урока: повесть «Пастух и пастушка»

Цель урока:

  1. Показать

Оборудование: Портрет писателя В.Астафьева.


Слово учителя:

Как это было!

Как совпало – война, беда, мечта и юность!...

------------------------------------------------------------------

Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надёжный дом.


Беседа по содержанию повести.

(Учитель читает наизусть)

И брела она по дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему. В сандалии её сыпались семена трав, и колючки цеплялись за пальто старомодного покроя, отделанного сереньким мехом на рукавах.

Ничего не тревожило пустынной тишины. В глазах её стояли слёзы… У карликового километрового столба она остановилась, подышала холодом, реющим над степью, вытерла глаза рукой… (продолжает ученица).

- Из-под замёршей травы она опустилась на колени перед могилой.

- Как долго я тебя искала!...

Она развязала платок, прижалась лицом к могиле…

- Почему ты лежишь один посреди России?

Больше она не чего не спрашивала. Думала. Вспоминала. Рядом с её лицом качалась, шелестела сухая травинка. Все бури мира, всё буйство земли вобрала она в себя, утешила их собою, боязно храня в бледной луковке корешка, с тиснутого землёю, надежды на пробуждение своё и наше.

Так начинается повесть В.Астафьева «Пастухи пастушка» - одна из самих давешних книг писателя.

Непросто он переписывал её 13 раз, работая над ней с 1967 по 1991 год.

- Какова главная мысль повести? (чтение стихотворных строк на доске) Много их до сих пор не найденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнившихся с землёю.

Перед таким холмом опустилась на камни женщина, героиня повести, большую часть своей жизни, потратившая на то, чтобы отыскать могилу с пирамидкой.

- Что вело её сюда, уже немолодую женщину? В чём она находила силы? Это и попытаемся выяснить на уроке.

- Как определил автор жанр своей повести?

В основе «современной пасторали» Астафьева – один из катаклизмов ХХ века – Великая Отечественная война.

- Почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но…

- Как писатель описывает их?

- О чём говорит этот эпизод?

- Пастушка и пастушка… кто они для автора, что олицетворяют собой?

- Обратите внимание на такие строчки из текста: «Беззащитные недоступны злу…»

- А вот любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.

- Какой видит писатель войну, как изображают её? Что она для него?

- Как ведёт себя Бориса?

Следуя толстовской традиции, Астафьев считает и изображает войну, самим гадким делом на земле.

- Вспомните разговор солдата Корнея Ланцова в доме Люси? (инсценирование).

- Легко ли сохранить в себе человеческое на войне?

(Да, это не просто. Но Борис сохраняет нравственную частоту.

- Каким он предстаёт перед Люсей? «С безгрешным взглядом, по-мальчишески, по школьному смущённым».

- Как говорит о нём старшина Мохнаков?

«Светлый ты парень! Почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею:

- Среди жёсткости, крови и смерти, например, войне вспыхивает чудеснейшие из чувств, самое великое чувство – Любовь. Любовь нежная и пламенная, прекрасная и трагическая.

- Что может сказать о любви героев? Как происходит их встреча? (Да, любовь обрушилась на них. Она проходит через страх, смущение, любопытство, интерес).

- Какой Люся вошла в жизнь Бориса?

- В повести обстоятельства их встречи чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь у них и в описании этой ночи, чистой, страстной, мы слышим гимн любви.

- Как будто они предназначены друг другу. (выборочное чтение текста).

Астафьев показывает, как из ада войны и смерти наперекор им произрастает любовь. «Мы рождены друг для друга.

Вот появилась на свете душа. Которая может чувствовать её печаль, жалеть её… прижавшись друг к другу, сидели они, соединённые этой душевной тягой». И любовь их становится единой на всю житзнь.

- Вспомните, как она хочет узнать поближе маму Бориса.

- «Неужели любовь, святая, преданная любовь не вселилась»? (И.С.Тургенев)

- Почему она не спасла Бориса?

(Шла война. Разлука неизбежна







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!