Увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Урок математики во 2 классе.
Тема урока: Увеличение и уменьшение в несколько раз.
Цель: освоение обучающимися способа увеличения и уменьшения числа в несколько раз.
Задача учителя: способствовать формированию умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз, решать текстовые задачи.
Задача обучающегося: различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на несколько единиц» и соотносить их с математическими действиями.
Формы урока: фронтальная, парная, самостоятельная.
Методы обучения: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный
Конечный результат: обучающийся умеет решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: карточки для парной работы, для домашнего задания; ТСО – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Самоопределение к учебной деятельности
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке.
-Настрой на работу.
- Улыбнитесь друг другу, мне, ведь «С маленькой удачи начинается большой успех!»
Мы сегодня будем открывать тайны … математики. Готовы? В добрый путь!
Подготовка класса к работе.
Слова на слайде №2 дети читают хором:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится!
Запись числа и классной работы.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний
Игра «Не ошибись!»
Проверьте себя.
На слайде №3 ответы: 2, 6, 4, 8, 6
Найдите закономерность. Продолжите ряд на 4 числа.
Запишите в тетрадь только ответы.
- Увеличьте 17 на 8.
-Уменьшите 36 на 8.
-Уменьшите 9 в 3 раза.
Сверим наши результаты. Почему ответы разные? Когда, в каком месте возникло затруднение?
Почему возникло затруднение?
Назовите тему урока, какие цели ставим мы сегодня на уроке.
Оцените свою работу на данном этапе.
Тема на слайде №4.
На сколько 26 ˂ 28?
-На сколько 50 ˃44?
-1-й множитель 2,
2-й – 2. Чему равно произведение?
-Назовите частное чисел 24 и 3.
-Делимое 24, делитель 4.Чему равно частное этих чисел?
Показывают на карточках ответы.
Находят закономерности, продолжают ряд.
Дети решают самостоятельно, записывают ответы
Когда стали увеличивать, уменьшать в несколько раз.
Не знаем, что значит уменьшить /увеличить в несколько раз.
Выводят тему урока,
ставят цели.
Тема урока: «Увеличение и уменьшение в несколько раз»
Цель: научиться увеличивать и уменьшать числа в несколько раз.
Оценивают свою работу на данном этапе с помощью кругов успешности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
3.Проектирование и фиксация нового знания
Организовать коммуникативное взаимодействие для введения нового понятия; зафиксировать «появление» нового понятия..
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в наш любимый лес, на дереве мы увидели белочку, которая сушит грибы, давайте поможем ей.
У вас на столах лежат пакетики с грибами.
-Положите в первый ряд 2 белых гриба, а во второй – 3 раза по 2 желтых гриба. -Каких грибов больше?
-Можно ли сказать, что грибов стало больше на 3?
-А как надо сказать?
Объясните, что значит – увеличить в 3 раза?
Как сказать о количестве желтых грибов по отношению к белым? Почему?
Какое выполнили действие?
-А что можно сказать о количестве белых грибов по отношению к желтым?
-Какое выполним действие?
-Что значит – уменьшить в 3 раза?
Сделайте вывод. Закончите предложение. Слайд №5.
Работа в парах.
Ответы детей.
Нет, мы добавили не3 гриба.
Их стало в 3 раза больше.
Взять 3 раза по столько же, умножить на 3.
Желтых грибов в 3 раза больше, чем белых.
По 2 взяли 3 раза.
Умножение.
Белых грибов в 3 раза меньше, чем желтых.
-Деление.
Разделить на 3.
Дети делают вывод.
Оцените себя.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Физминутка.
Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью
Слайд№6
4.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Мы в лесу, давайте покормим птиц, а для этого выполним задания.
Работа по учебнику
Стр. 73, № 4
Давайте проверим. Все ли птицы накормлены? Умницы! Спасибо!
.Самостоятельная работа в тетради, 2 ученика у доски.
Проверка. Самооценка.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
5. Организация первичного контроля
Тренировать способность к самоконтролю по эталону; проверить умение пользоваться новыми понятиями.
Контроль за правильностью выполнения практической работы
Самостоятельное выполнение в тетради (карточки с заданиями).
Самопроверка по эталону.
Самооценка.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
6.Включение в систему знаний и повторение.
Повторить и закрепить сравнение выражений; понятия увеличить в …, уменьшить в …
Ребята, посмотрите листья на деревьях разного цвета. Перед вами тоже листы разного цвета на каждом написано задание, выберите какое вам больше понравится и выполните его. Задания все разные по сложности.
-Молодцы, ребята. Заканчивая наше путешествие в мир живой природы давайте проверим, запомнили ли мы правила, которые изучили на уроке.
Молодцы!
Выполняют выбранные задания.
Проверка.
Самооценка.
Выполняют задание на карточках.
Соедини стрелочками
(слайд №7)
а х 2 Больше на 2
в – 2 Больше в 2 раза
а + 2 Меньше на 2
в : 2 Меньше в 2 раза
Проверка.
Самооценка.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
7. Рефлексия учебной деятельности.
Оценить результаты собственной деятельности; зафиксировать содержание нового материала, изученного на уроке.
Метод незаконченных предложений слайд №8.
-На уроке я узнал…
-Я ухожу с урока с чувством…
-Мне это необходимо знать, чтобы…
-Я почувствовал, что…
-Мне захотелось…
Учащиеся выставляют себе оценки на своих оценочных листах
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия
8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
С.73,№ 5 (Дифференцированные задания)
Выбор задания.
Приложение 1.
Карточки для самоконтроля.
Ежиха нашла 12грибов,а ежата – в 4 раза меньше. Сколько грибов нашли ежата?
Масса гриба найденного ежатами 9 г, а у ежихи – в 3 раза больше. Какова масса гриба у ежихи?
Проверяем по эталону.
12 : 4 = 3 (г) а : 4, так как меньше в 4 раза
9 х 3 = 27 (г) а х 3, так как больше в 3 раза
Планируемые результаты:
Личностные:
применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные УУД
Познавательные
Устанавливают причинно - следственные связи и зависимости между объектами: моделируют табличные случаи умножения; восстанавливают задачи по схемам.
Регулятивные
Умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Коммуникативные
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных
точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Предметные:
Умеют соотносить взаимно обратные случаи умножения и деления чисел;
Умеют умножать числа на 4, выполнять вычисления в 2 - 3 действия (без скобок), различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на…(несколько единиц)» и соотносить их с математическими действиями, решать задачи на нахождение произведения, деления на части, деление по содержанию, на увеличение/уменьшение на несколько единиц и в несколько раз.
Тема: Увеличение числа в несколько раз.
Цели урока:
• Познакомить учащихся с новым математическим понятием. Учить увеличивать числа в несколько раз, решать задачи на эту тему.
• Отрабатывать вычислительные навыки, развивать творческие способности, математическую речь, логическое мышление.
• Воспитывать уважение и интерес к предмету, положительные личностные качества.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для индивидуальной
работы, раздаточный материал, демонстрационный
материал, обратная связь.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Очень тихо, ровно сели,
И каждый из вас начинает стремиться
К своей поставленной цели!
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
2 слайд
- Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как вы понимаете эти слова?
- Правильно. Мы должны быть внимательными, решительными, уверенными в себе и в своих товарищах, усидчивыми. На уроке мы встретимся с трудностями и препятствиями, которые нам надо преодолеть. Мы ведь сильные? Ведь для ученика сила - это его знания. И так, ребята, вперёд!
II. Устный счёт.
3 слайд
1. Что общего в этих числах?
24 27 23 21 28 25
( двузначные, одинаковое количество десятков)
-Какое число «лишнее»? (23 – в таблице умножения нет такого значения)
-Какое число «лишнее» в оставшейся группе чисел? ( 24 – значение нескольких математических выражений на умножение)
-Какие математические выражения можно составить со значением 24?
4 ∙ 6 3 ∙ 8
- От умножения каких чисел получаются оставшиеся значения?
27 = 3 ∙ 9
21 = 7 ∙ 3
28 = 4 ∙ 7
25 = 5 ∙ 5
4 слайд
- У каких чисел можно поменять цифры местами, чтобы получились значения из таблицы умножения?
24 28 21 27 25
42 12 72
- Назовите соответствующие выражения.
6 ∙ 7 = 42
3 ∙ 4 = 12
8 ∙ 9 = 72
2. Математический диктант.
- Уменьши число 72 на 24.
- Уменьши число 42 на 25.
- Увеличь 25 на 28.
- 27 увеличь на 24.
Проверь: 48 17 53 51 на слайде
5 слайд
- Проверь сам себя и оцени, на полях поставь число соответствующее количеству правильно решённых примеров.
3. Вывод:
- Что значит: увеличить на … и какое действие следует выполнять?
- Что значит: уменьшить на… и какое в этом случае необходимо выполнять действие?
На доске таблица:
Увеличить на … - +
Уменьшить на … - -
II. Новая тема.
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё одним математическим термином. Но я не могу преступить к изучению новой темы пока не буду уверена в том, что вы все очень внимательны. Закройте глаза, опустите головки на парты. Я посчитаю до 3, вы откроете глазки и скажите, что изменилось.
( на доске вместо предыдущей таблицы появилась новая:
Увеличить в … -
- Давайте попробуем разобраться, что означает данное выражение и какое действие мы должны выполнять.
2. Практическая работа. ( работа в парах)
- Ребята 1 варианта: положите на середину парты рядом 2 жёлтые фишки.
- А ребята 2 варианта положите рядом по 2 жёлтых фишки 3 раза.
6 слайд
На доске эта же самая работа
- У ребят второго варианта фишек больше или меньше?
- Можно ли сказать, что их на 3 больше? (нет)
- На 2 больше? (нет)
- Значит, нам надо употребить какое- то другое выражение.
- Сколько раз по 2 мы взяли? (по 2 взяли 3 раза)
- Какое это действие? (умножение)
- Значит, мы увеличили в 3 раза.
Вывод: Увеличить в несколько раз – произвести действие умножение.
3.Закрепление нового материала.
Работа по карточкам.
5 9 4 6 3 7
20 36 16 24 12 28
5 9 4 6 3 7
30 54 24 36 18 42
- Ребятам 1 варианта увеличить каждое число в 4 раза, а ребятам 2 варианта – в 6 раз
- Поменяйтесь тетрадями, оцените и поставьте цифру, обозначающую количество правильно решённых примеров на полях.
Физминутка для глаз
7 слайд
Учитель:
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
4. Записать выражения под диктовку и найти их значение:
(детей по одному вызываю к доске)
- 7 увеличить в 6 раз
- 8 увеличить в 4 раза
- 9 увеличить в 5 раз
- 6 увеличить на 7
- 3 увеличить в 8 раз
- 9 увеличить в 4 раза
5. Самостоятельная работа по вариантам.
- Запиши математические выражения и вычислите их значения:
1 вариант:
Разность чисел 32 и 28 увеличь в 7 раз.
Произведение чисел 4 и 2 увеличь на 6 2 вариант:
Сумму чисел 43 и 19 увеличь на 8
Разность чисел 61 и 56 увеличить в 9 раз
Проверка по дешифратору
- Оцени себя. Поставь на полях цифрусоответствующую количеству правильно решённых примеров
6. Решение задач.
8 слайд
В субботу во дворе каталось на лыжах 9 ребят, а в воскресенье их количество увеличилось в 3 раза. Сколько ребят каталось на лыжах в воскресенье?
- Какую краткую запись вы выберите к этой задаче...
- Запишите решение в тетрадь.
В задаче изменён вопрос:
Сколько всего ребят каталось на лыжах?
III. Итог урока.
9 слайд
- И так, ребята, наш урок подходит к концу. Урок начался для всех одинаково, но на протяжении всех этих 45 минут вы по – разному усваивали материал. Кто – то понял его с первого раза, а кому – то дома ещё надо повторить. Но я точно знаю, что знаний у вас прибавилось. У вас у каждого улыбающееся личико. Оцените свои знания, прикрепите карточку с рожицей на соответствующий отрезок пути.
Предмет: Математика.
Тема: Увеличение и уменьшение в несколько раз.
Класс: 2.
Программа: «Школа 2100».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Презентация
Цели:
Раскрыть смысл слов «больше в 2 (3, 4…) раза, «меньше» в 2 (3, 4…) раза.
Познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
Закрепить знание таблицы умножения и деления на 2, 3, 4.
Закрепить умение решать составные задачи, состав которых входят простые задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.
Пополнять активный запас детей; учить работать в паре.
Развивать математическую речь, мыслительные операции.
Формировать познавательный интерес.
Способствовать здоровьесбережению детей.
Соблюдать гигиенические требования к уроку.
В ходе урока реализуются дидактические принципы:
деятельности;
непрерывности;
целостного восприятия о мире;
минимакса;
психологической комфортности;
вариативности;
творчества.
На данном уроке можно выделить этапы урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
Итог урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы отправляемся на остров сокровищ и знаний.
- Вам знакомы слова «остров сокровищ» (Да, так называется рассказ Стивенсона.)
- А почему он называется ещё и знаний? (Будем узнавать что-то новое.)
- Каких героев этого рассказа вы знаете? (Доктор Ливси, сквайер Трелони, одноглазый пират Джон Сильвер, Джим Хоккинс.)
- Ребята, посмотрите, с одним из героев случилась беда. (Смотрят видеоролик. Мультимедиа. Школьное приключение. Остров сокровищ и знаний. 2 класс.)
СЛАЙДЫ 1-2.
- Узнавая что-то новое, правильно и быстро решая, вы поможете Джиму построить корабль и выбраться с необитаемого острова.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Урок, как всегда начнём с разминки.
(При правильном ответе на экране появляются числа.)
- На сколько 35 меньше 37? (На 2)
- На сколько 60 больше 54? (На 6)
- 1-й множитель 2, 2-ой -2. Чему равно произведение чисел? (4)
- Назовите частное чисел 32 и 4. (8)
- Делимое 18, делитель 3. Чему равно частное этих чисел. (6)
(На слайде: 2, 6, 4, 8, 6,…)
СЛАЙД 3.
- Посмотрите на получивший ряд.
- Найдите закономерность? (Число сначала увеличивается на 4, а потом уменьшается на 2.)
- Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. (10, 8, 12, 10)
- Вы сказали, что число увеличивается на 4, что это значит? (Столько же и ещё 4.)
- А что значит уменьшается на 2? (Столько же, но без двух.)
- Увеличьте 15 на 8. (23)
- Уменьшить 42 на 6. (36)
- Уменьшить 6 в 3 раза.
- Увеличить 5 в 4 раза.
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что значит уменьшить в 3 раза и увеличить в 4 раза.)
- Какая цель нашего урока? (Раскрыть смысл этих понятий.)
- Вы успешно справили с этими заданиями и посмотрите, какую часть корабля уже построили. (Слайд недостроенного корабля.)
СЛАЙД 4.
III. «Открытие» нового знания.
(Один ученик работает у доски, а остальные за партой.)
- Положите слева 2 красных круга, а справа 3 раза по 2 жёлтых круга.
- Где кругов больше? (Справа.)
- Можно ли сказать, что кругов стало больше на 3? (Нет, мы добавили не 3 круга.)
- А как в этом случае надо сказать? (Их стало в 3 раза больше.)
- Объясните, что значит – увеличить в 3 раза? (Взять3 раза по столько же, умножить на 3.)
- Как сказать о количестве жёлтых кругов, по отношению к красным кругам? (Жёлтых кругов в 3 раза больше, чем красных кругов.)
- Почему? (По 3 взяли 2 раза.)
- Значит, какое выполним действие? (Умножение.)
- А что можно сказать о количестве красных кругов по отношению к жёлтым кругам? (Квадратов в 3 раза меньше, чем кругов.)
- Значит, какое выполним действие? (Деление.)
- Что значит – уменьшить в 3 раза? (Разделить на 3.)
(Работа по учебнику на странице 14.)
- Рассмотрите демонстрационное табло.
- Что можете сказать о квадратах по отношению к кругам? (Квадратов в 4 раза больше, чем кругов.)
- А что можете сказать о кругах, по отношению к квадратам? (Кругов в 4 раза больше, чем квадратов.)
- Докажите. (Так как по 3 взяли 4 раза.)
(Работа по учебнику на странице 14 №1.)
- А теперь сравните увеличь в 2 раза и увеличь на 2. (При увеличении в 2 раза число умножается на 2, а при увеличении на 2 к числу прибавляем 2.)
- Дорисуйте треугольники, используя обозначения, показанные в первой строке и решите соответствующие примеры.
(Проверка по слайду.)
СЛАЙДЫ 5-7.
- Итак, когда мы слышим слово увеличить, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится больше.)
- А когда мы получаем больший результат? (Когда число складываем или умножаем.)
- Как нам понять, что необходимо выполнить действие сложение? (Применить предлог на.)
- А как нам понять, что необходимо выполнить действие умножение? (Применить предлог в.)
(Работа по учебнику на странице 14 №2.)
- Сравните уменьшить в 4 раза и уменьшить на 4. (При уменьшении в 4 раза число делим на 4, а при уменьшении на 4 из числа вычитаем 4.)
- Закончите рисунок и решите примеры.
(Проверка по слайду.)
СЛАЙДЫ 8-10.
- Итак, когда мы слышим слово уменьшить, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится меньше.)
- А когда мы получаем меньший результат? (Когда число вычитаем или делим.)
- Как нам понять, что число надо вычесть? (Применить предлог на.)
- А как нам понять, что число надо разделить? (Применить предлог в.)
Вывод:
- Что надо сделать, чтобы увеличить число в несколько раз? (Это число надо умножить.)
- А чтобы уменьшить в несколько раз? (Разделить на данное число.)
- Давай те посмотрим, построили мы корабль? (Нет.)
СЛАЙД 11.
- Значит, продолжим работу.
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
(Работа по учебнику на странице 15 № 3.)
- Прочитайте задание 1. (Увеличь число 3.)
- Может ли результат получиться меньше 3? (Нет, потому что число надо увеличить.)
- Как мы можем увеличить число? (Сложить или умножить.)
- Как узнать, что число надо умножить? (использовать предлог в и слово «раз».)
- А как узнать, что число надо сложить? (использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записывают примеры в тетрадях.)
- Прочитайте задание 2. (Уменьши число 24.)
- Какими могут быть ответы – больше или меньше 24? (Меньше, потому что число надо уменьшить.)
СЛАЙД 12.
- Как мы можем уменьшить число? (Вычесть или разделить.)
- Как узнать, что число надо разделить? (Использовать предлог в и слово «раз».)
- А как узнать, что число надо вычесть? (Использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записывают примеры в тетрадях.)
(Работа по учебнику на странице 15 № 4 - работа в парах.)
(Провести линии от буквенного выражения к понятиям «больше на 2», «больше в 2 раза», «меньше на 2», «меньше в 2 раза», и от этих понятий к буквенным выражениям.)
- Посмотрите, что надо сделать в этом задании?
- Почему выражение с+2 соединили с понятием «больше на 2»? (Число увеличили на 2.)
- С каким выражением нужно соединить в правом столбике? (п + 2)
- Продолжите работу в парах.
(Проверка по слайду.)
СЛАЙД 13.
(Работа по учебнику на странице 15 №5 – самостоятельная работа: записать выражения, используя изученные понятия.)
- Следующий номер вы выполните самостоятельно.
(Проверка по слайду.)
СЛАЙД 14.
VI. Закрепление изученного материала.
- А теперь нам надо научиться решать задачи, используя новые понятия «увеличить в несколько раз» и «уменьшить в несколько раз».
(Работа по учебнику на странице 15 № 6.)
- Прочитайте задачи про себя.
- А теперь прочитаем вслух, чтобы выяснить, чем они похожи и чем различаются.
- Что нам известно в первой задаче? Что надо узнать?
(Дети анализируют задачу и заполняют схему.)
(Аналогичная работа со второй задачей.)
- Чем похожи задачи? (Вопросами.)
- Чем они различаются? (Условиями.)
- Решение запишите самостоятельно:
I-вариант запишет решение задачи а).
II-вариант запишет решение задачи б).
(Проверка у доски.)
VII. Итог урока.
- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
- Что значит увеличить в 2 раза?
- Что значит уменьшить в 2 раза?
- А сейчас, ребята, пришло время оценить себя. Выберите мордашку:
весёлая – доволен собой, всё понял;
грустная – допускал неточность, неуверен в знаниях;
- Давайте посмотрим, помогли ли вы Джиму построить корабль?
- Молодцы, у вас всё получилось!