Предмет: математика
Тема урока: Угол. Виды углов.
Тип урока: изучение новой темы.
Класс: 4
Цели:
Знакомство учащихся с понятиями «угол», его видами.
Урок математики «Виды углов»
Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика.
Мотивация к деятельности
- Давайте определим тему урока, решив геометрический кроссворд.
1. Часть прямой, у которой есть начало и нет конца.
2. Геометрическая фигура, не имеющая углов.
3. Самая маленькая геометрическая фигура.
4. Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга.
- Какое слово было зашифровано? О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Луч
- Круг
- Точка
- Овал
- Угол.
- Тема нашего урока « Виды углов»
3. Актуализация знаний.
В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами. Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом и т.д.
4. Постановка учебной задачи.
- Что вы сегодня хотите узнать на уроке? Это и будет целью нашего урока. (Узнать виды углов и научится их отличать.)
- Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания об углах?
- Какие предметы нам помогут узнать об углах? (учебник, тетрадь, ручка, линейка, угольник)
1) разминка.
1. Расскажи все о числе: 5901, 4007.
2. Прочитай числа. Для каждого числа назови предшествующее ему и следующее за ним при счете. 5379, 3620, 8234, 3700, 2806, 9750, 8000, 5400.
3. Назови число, состоящее из:
1) 4 тысяч, 7 сотен, 9 десятков и 3 единиц.
2) 7 тысяч, 6 сотен и 4 единиц.
3) 7 тысяч, 4 десятка и 5 единиц.
4) 8 тысяч и 6 десятков.
5) 9 тысяч и 5 сотен.
4. Запиши цифрами число:
1) 3 тысячи восемьсот тридцать шесть;
2) девять тысяч девятьсот девяносто;
3) 5 тысяч пятьдесят;
4) одна тысяча четыреста шесть.
- самопроверка по слайду презентации.
5. «Открытие» нового знания.
1) Я пригласила к нам в гости солнышко. Чтоб у нас оно поместилось, я его уменьшила до размеров точки. Солнышко светит лучиками. Они похожи на прямые. (чертим точку, прямую)
- На что похоже? ( на луч) Эта фигура и называется – луч. (Луч — часть прямой, состоящая из данной точки и всех точек, лежащих по одну сторону от неё.)
- Начертим еще один луч. На что это похоже? (У́гол — геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (которая называется вершиной угла))
Так что же такое угол?
- Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда? (демонстрация записи).
- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Чтоб этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
Теперь начертите угол в своей тетради и обозначьте его латинскими буквами.
Углы окружают нас и в повседневной жизни. Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.
(учитель рисует прямой угол на доске). Какой изображен угол?
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Как нам проверить?
(Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.
3) работа по учебнику на с. 102.
- прочитайте, как бывают углы?
- Как определить вид угла? ( дети читают)
- работа по учебнику на с. 102 задание № 1.
- объясните ошибки.
Задание 2 на с. 103. С помощью угольника определи вид каждого угла на чертеже.
4) работа в тетради
- начертите в тетради прямой, острый и тупой углы, обозначьте их латинскими буквами.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
4) А кто знает, что это за предмет? ( транспортир). Для чего он нужен? Это такая линейка, на которой написаны градусы для определения углов.
5) индивидуальная работа
У каждого индивидуальная карточка с разными углами. Каждый выполняет задание.
(записать номера в тетрадь)
1 — Записать номера прямых углов.
2 — Записать номера тупых углов.
3 — Записать номера острых углов.
6) практическая работа
- в домиках синим цветом обозначьте прямой угол, красным – острый, зеленым – тупой.
6) А теперь вам предлагается выполнить задание на логику.
- Теперь вам надо добавить одну прямую на чертеж таким образом, чтобы появилось два острых и два тупых угла. На выполнение у вас пять минут.
- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, глядя на доску, оцените правильность.
8. Рефлексия деятельности.
Оцените свою работу на уроке.
1. На уроке я работал | Активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | Доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | Коротким / длинным |
4. За урок я | Не устал / устал |
5. Моё настроение | Стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | Понятен / не понятен Интересен / скучен Легким / трудным |
2