Раздел долгосрочного планирования: | 7.3 А Химические реакции |
Школа | КГУ СОШ № 32, города Караганда |
Дата | Ф.И.О. учителя: Черкашина Людмила Ивановна |
Класс: | Участвовали: Не участвовали: |
Тема урока | Природные кислоты и щелочи. Индикаторы. Лабораторный опыт № 7 «Изучение кислотности и щелочности среды растворов» Лабораторный опыт № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты» |
Цели обучения, которые помогает достичь данный урок | 7.3.4.4.понять нейтралиацию кислот на примере применения антацидных средств. |
Цель урока | Знает нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств Умеет называть тип реакции между кислотой и щелочью Сможет провести реакцию нейтрализации на практике |
Критерии оценки | Понимает нейтралиацию кислот на примере применения антацидных средств. |
Языковые цели | Использует в устной и письменной теме понятии по теме «Кислоты», «Щелочи», «Индикаторы», «Нейтрализация» и серию полезных фраз: Щелочи – это …. Кислоты –это …. Реакция нейтрализации- это … При взаимодействии ….. и ……образуется соль и …. |
Привитие ценностей | Труд и творчество – умение организовать работу, усердие. Сотрудничество. Научно-исследовательские навыки при выполнении лабораторной работы |
Межпредметная связь | S -Биология «изучение пищеварительной системы (желудочный сок)», медицина «Здоровье человека», естествознание «ТБ» T- ИКТ через обучающую презентацию E-моделирование эксперимента при проведении лабораторной работы, при написании уравнений реакций M- математика - заполнение матрицы |
Предшествующие знания. | Естествознание (5 класс) – «Химия» Естествознание (6 класс)- «Мир науки», тема «Техника безопасности» «Вещества и материалы» (индикаторы, среда раствора) Химия (7 класс)- правила ТБ при работе с кислотами и щелочами, реакции разбавленных кислот с металлами |
Ход урока
Запланированные этапа урока | Виды упражнений, запланированных на урок: | Ресурсы |
Начало урока 7мин | Организационный момент Приветствие, психологический настрой «Пожелание добра» Ф.О. формативная поддержка учителя Д. по уровню самостоятельности С целью развития коммуникативных навыков, актуализации знаний и совместного определения темы учащимся предлагается игра «Да – нет», которая проводится в парах. Оценивание проводится по ключу правильных ответов с помощью стикеров. Например, Все кислоты кислые. Все кислоты содержат атом водорода и т.д. Ф.О. – формативная поддержка. Д. по уровню самостоятельности, по оценке деятельности (взаимооценивание), по уровню познавательной активности и объему знаний. | Ресурс 1 «Пожелание добра» https://infourok.ru/nachalo_uroka.psihologicheskiy_nastroy._privetstvie Ресурс 2 Игра «Да – нет» Стикеры трех цветов - голубой, зеленый, оранжевый. |
Середина урока 3 мин 5 мин 15 мин 3 -4 мин | С целью реализации цели обучения, развития коммуникативных навыков делим учащихся на группы по тематическим карточкам с изображением лабораторного оборудования Ресурс 3 С целью развития функциональной грамотности, проводится лабораторная работа № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты» Ресурс 4 Прежде, чем приступить к выполнению лабораторной работы, учащимся предлагается вспомнить некоторые правила ТБ. Проблемный вопрос с целью активизации познавательной деятельности: Почему при ожогах кислотами необходимо использовать пищевую соду? Предполагаемый ответ ученика: сода ослабляет действие кислоты Ф.О. формативная поддержка учителя Д. по оценке деятельности, по уровню самостоятельности, по уровню познавательной активности и объему знаний, по уровню трудности заданий Для систематизации знаний в соответствии с целью обучения раздается текст учащимся изучение информации через прием «Бортовой журнал» Ресурс 5 По теме урока учениками заполняется таблица 1 с целью умения фиксировать информацию выявить свои сильные и слабые стороны. Учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. И некоторые учащиеся озвучивают свои записи. Для реализации целей обучения и языковой цели предлагается лабораторная работа, при этом используется стратегия – «думай»-«объединяйся» - «делись» – «исследуй». Лабораторная работа № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной (соляной) кислоты». Ф.О. учащиеся получают обратную связь в виде письменного комментария. Д. по способу выполнения задания (групповая работа), по уровню самостоятельности, по видам учебной деятельности. Взаимообучение, взаимопомощь – менее успешные выполняют задания с помощью товарищей и алгоритма Ресурс 6 Выборочное Ф.О. Учащиеся, сидящие за 1 вариантом, сдают лабораторные работы на проверку для получения обратной связи. Работы учащиеся сдают на проверку учителю. Ученики получат обратную связь через комментарии в письменном виде. Для определения уровня достижения ожидаемого результата обучения буду использовать задание для ФО Ресурс 7 Ф.О. комментарий учителя по итогам лабораторной работы , задания для Ф.О. | Ресурс 3 «Карточки» Ресурс 4 Задание с рисунками, зашифрованными правилами техники безопасности демонстрируется на слайде ИД. Ресурс 5 Текст из учебника «Химия», 7 класс, «Мектеп», стр. 64-65 Лабораторная посуда, реактивы, штатив для пробирок Ресурс 6 «Инструкция к лабораторному опыту» Ресурс 7 «Антацидные средства» |
Конец урока 4 мин | Дифференцированное домашнее задание: Д. По уровню трудности и самостоятельности Найдите интересную информацию в сети Интернет на тему «Кислоты» Составьте кроссворд на тему «Кислоты» Составьте Эссе, 20 слов на тему «Польза и вред кислот» Рефлексия: С целью получения обратной связи с учащимися, проводится рефлексия содержания учебного материала «Светофор» . Ресурс 8 Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке с помощью приема «Светофор». | Ресурс 8 Стикеры трех цветов (красный, желтый, зеленый) |
Дифференциация -каким способом вы хотите больше оказывать поддержку | Оцените, как вы планируете проверить уровень освоения учебного материала учащихся? | Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
- по видам учебной деятельности, - по уровню познавательной активности и объему знаний, - по способу выполнения заданий, - по уровню самостоятельности, - по уровню трудности заданий, - по оценке деятельности | Формативная поддержка учителя при делении на группы Взаимооценивание через парную работу. Самооценивание при проведении рефлексии по технике «Светофор» Задания для ФО с последующим письменным комментарием Рефлексия знаний | Соблюдение правил ТБ при работе в кабинете химии, с химическими реактивами и кислотами, смена деятельности |
Рефлексия по уроку | |
Общая оценка две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения) 1: 2: Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел лучше (касающиеся преподавания и обучения) 1: 2: Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/ затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке? |
Приложение
Ресурс 1
Психологический настрой «Пожелание добра»
«Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно»
Ресурс 2
Игра «Да – нет»
Все кислоты кислые.
Все кислоты содержат атом водорода.
Все кислоты содержат атом кислорода.
В лимонах содержится – лимонная кислота.
В апельсинах содержится – апельсиновая кислота.
В желудке содержится - соляная кислота.
Учащиеся обмениваются работами (образец выполнения демонстрируется на ИД), осуществляют взаимопроверку и оценивают ее. Наклеивают – стикеры определенного цвета.
Все правильно - зеленый,
1-2 ошибки – голубой,
3- и более ошибок – оранжевый.
Ресурс 3
«Карточки»
Ресурс 4
Правило ТБ в кабинете химии. Определяют по картинке.
картинка с сайта https://fs00.infourok.ru/images/doc/150/173743/310/img6.jp)
2. Прочитать правило ТБ, зашифрованное в «лабиринте».
С | д | а | й | р | о | т | ь | о | т | е | л | о | |
о | ю | е | т | о | ж | с | п | б | а | с | с | т | и |
б | л | о | с | т | н | о | р | и | р | к | и | а | м |
Начав движение с верхней левой клетки, и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикально (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. (Соблюдайте осторожность при работе с кислотами)
3. Правило определения запаха. (https://go.mail.ru/search_images?rf=go.mail.ru&sbmt=1528621353335&fm=1&q=техника+безопасности+в+кабинете+химии&)
4. Проблемный вопрос с целью активизации познавательной деятельности: Почему при ожогах кислотами необходимо использовать пищевую соду? (Предполагаемый ответ ученика: сода ослабляет действие кислоты)
Ресурс 5
Применения антацидных средств.
Раствор соляной кислоты (массовая доля хлороводорода 0,5%) прописывают больным с пониженной кислотностью желудочного сока. Соляная кислота нужна для того, чтобы желудок быстрее переваривал пищу, а также для уничтожения большинства вредных бактерий, которые приходят вместе с пищей. Больным с повышенной кислотностью выписывают антацидные препараты, механизм действия которых основан на химической нейтрализации кислоты желудочного сока.
Прием «Бортовой журнал» По теме урока ученикам заполняется таблица 1
Учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Что мне известно по данной теме? | Что нового узнал из текста? |
| |
Ресурс 6
Лабораторный опыт № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты»
Реактивы: раствор соляной кислоты (азотной), раствор гидроксида натрия, пищевая сода и т.д., лакмус
Химическая посуда и оборудование:
Пробирка 3 шт.
Штатив – 1 шт,
Пипетка – 4 шт
1. Налейте в пробирку 2-3 мл раствора соляной кислоты и добавьте одну или две капли лакмуса. Перемешайте содержимое пробирки. Прибавьте по каплям гидроксид натрия до изменения окраски раствора. Объясните наблюдаемое явление.
2. Налейте в пробирку 2-3 мл раствора соляной кислоты и добавьте одну или две капли лакмуса. Перемешайте содержимое пробирки. Прибавьте по каплям раствор пищевой соды до изменения окраски раствора. Объясните наблюдаемое явление.
Учащиеся выполняют работу по инструкции. В ходе работы учащиеся заполняют таблицу. Записывают словесное уравнение реакции нейтрализации. По результатам выполнения работы, делают вывод о способах снижения уровня кислотности желудочного сока.
Критерии: Учащиеся объясняют нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга
Дескрипторы:
- выполняет лабораторный опыт с соблюдением правил ТБ
- определяет на чем основано действие антацидных средств
Ресурс 7
Ф.О. «Антацидные средства»
(https://go.mail.ru/search_images)
.
1. Назовите процесс, протекающий между антацидным средством и желудочным соком_________________________
2. Продолжите словесное уравнение реакции: кислота + щелочь= _________________________________________________
Работы учащиеся сдают на проверку учителю. Ученики получат обратную связь через комментарии в письменном виде.
Ресурс 8
Рефлексия «Светофор»
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).