Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Товарковская средняя общеобразовательная школа1»
Методическая разработка урока:
« Первые киевские князья глазами историков и летописцев»
Автор разработки:
Зубова Любовь Александровна, учитель истории
высшей категории
МКОУ « Товарковская СОШ 1»
Калужская область, Дзержинский район
п. Товарково,ул. Первомайский м-н,д.8,кв.49.
сот.т. 8-980-713-31-34
п. Товарково
2017г.
Тема урока: Первые Киевские князья глазами историков и летописцев.
Цель урока: Показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства. Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей.
Задачи урока:
Обучающие:
- совершенствование учебно- познавательных компетентностей учащихся;
- формировать умения анализировать информацию, переводить текстовую информацию в знаковую( схему), составлять опорный конспект;
2. Развивающие:
- создать условия для формирования основных компетенций: коммуникативной и информационной;
- развивать навыки работы с картой, умения определять, сравнивать и объяснять понятия;
- Учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.
3. Воспитательные:
- воспитывать критическое мышление в процессе восприятия
информации и определение собственной позиции;
- воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны;
Тип урока: Проблемно – исследовательский урок детского творчества.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: презентации, опорные конспекты, рабочие листы с заданиями, карты, фломастеры, мультимедийный проектор, портреты князей.
Основные понятия: государство, полюдье, уроки, погосты, повоз.
Подготовка к уроку.
Предварительное задание: За 1-2 недели класс разделить на группы для организации поисково- исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Задание группе историков: 1. Составить опорные конспекты о деятельности первых князей.
2.Найти портреты первых князей.
Задание группе летописцев:
1.Найти отрывки из летописей, характеризующих первых князей.
2.Подготовить раздаточный материал из летописей.
Задание группе литераторов:
1.Найти литературные произведения о деятельности князей для организации выставки.
2. Составить задания для конкурса « Человек – загадка»
Задание группе художников, конструкторов:
1.Изобразить деятельность первых князей в рисунках, в символах.
Задание группе экспертов: 1.Подготовить раздаточный материал:а) ромашка Блума;
б) рабочий лист к игре» Четвёртый
лишний»;
в) оценочный лист.
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока « Первые киевские князья»
Цель урока: Показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства. Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей.
Эпиграф к уроку: «Родная страна становится всё более близкой и родной, когда знаешь её историю» М.И. Калинин.
Запись на доске:
Проблемное задание: 1.Что было общего в деятельности первых русских князей?
2.Чем деятельность Святослава отличалась от деятельности других первых киевских князей.
Учитель: В тетради напишите подзаголовок « Деятельность князей» и начертите таблицу из двух равных колонок ; В первой запишите «Общие черты», а во второй – «Отличия деятельности Святослава.»
Общие черты | Отличия деятельности Святослава |
| |
| |
| |
| |
Этап урока. Мозговой штурм. Работа в парах:
Рабочий лист №1 « Расшифруй послание» - впишите в рассказ пропущенные слова.
Учитель: Молодцы вы справились с заданием и мы с вами узнали как называлось наше государство в древности: Дополните мои предложения: ( вопрос задаётся каждой группе)
- наше государство в древности называлось……( Киевская Русь);
- вторым центром государства стал г. …….( Киев);
- Государство – это власть, регулирующая отношения между ……( людьми опираясь на силу- суд, войско,);
- Государство возникает когда в обществе появляется…… ( неравенство)
Этап урока Осмысление. Учитель: А теперь давайте проанализируем, какова же была роль первых киевских князей в становлении государства, их внутреннюю и внешнюю политику, и решим проблемную задачу ( чтение задачи).
Группа историков подготовила нам презентации о деятельности князей – показ презентаций №1- о деятельности первых князей;
№2- о княгине Ольге;
Учитель: Как вы думаете, почему славяне пригласили именно варягов на роль первых правителей?
( Ответ: варяги – наёмные скандинавские воины, они были отличными мореплавателями, что в тот период существования племён было наиболее важным.)
Учитель: Давайте послушаем летописцев, которые поработали с первой летописью « Повесть временных лет» , автор которой монах Нестор и подготовили для вас рабочие листы № 2 о князе Святославе , где каждый отрывок из летописи характеризует его внутреннюю и внешнюю политику государства.
( приложение №2. Рабочий лист №2)
Ответы учащихся из группы летописцев с опорой на документ ( использовать летописи в учебнике на стр. 28;32;35;).
Учитель: Группа историков подготовила для вас опорные конспекты о каждом князе. У вас на партах рабочие листы №3 –
Опорный конспект о каждом князе ( приложение №3).
Задание: 1.Подумайте, всё ли отражено в конспекте и что бы вы хотели добавить? 2.Впишите особые заслуги каждого князя, опираясь на тот материал, который вы услышали, а также на свою практическую работу в тетради: Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.
3.Подумайте , какой символ правления вы бы изобразили, отражающий деятельность князя?
Ответы учащихся.
Учитель: Группа художников и конструкторов тоже думали над этим вопросом, давайте послушаем их варианты?
Ответы учащихся.
Ильиных Ю:
( Я свой рисунок « Месть древлянам» посвятила княгине Ольге. Это была первая женщина, которая мудро правила государством : - провела первую налоговую реформу; - в 957 г. приняла крещение, чтобы укрепить связи Руси с другими государствами. За это её стали называть « мудрая, святая, хитрая». Я не могу её осуждать за месть древлянам, так как она была язычница и поступала по тем традициям, но она поняла что нельзя постоянно мстить, так как зло порождает зло и чтобы избежать новых восстаний ввела « уроки – точный размер дани и погосты- места сбора дани.)
Учитель: Жизнь и деятельность первых князей интересовала не только историков, но и литераторов, Группа литераторов подготовила для вас выставку книг, посвященных первым киевским князьям, а также конкурс « Человек – загадка»
Задание: Определите, о ком идет речь ( приложение №4)?
Учитель: А теперь давайте с вами решим проблемную задачу
Ответ:
Общие черты | Отличия деятельности Святослава |
Главная задача- объединение разрозненных территорий по единой властью | 1.Больше времени уделял внешней политике, чем внутренней. |
Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси. | 2.Внешняя политика была оборонительной, завоевательной, грабительской. |
Расширение территории Киевской Руси | 3.Значительно расширил границы Руси в направлениях: византийское, печенежское, булгарское, хазарское |
Завоевание авторитета Киевской Руси среди соседних государств. | |
этап урока. Рефлексия.
Учитель: Для закрепления наших знаний о деятельности первых киевских князей группа Экспертов подготовила для вас задания:
Задание №1. Составь логическую цепочку. От каждой группы надо выбрать по одному человеку. На столе найдите материал о вашем князе и на магнитной доске расположите данные материалы о князе в определенной последовательности по вашему выбору.
Задание №2. Пока ученики выполняют это задание Мы с вами ответим на вопросы ромашки «Ромашка Блума». Каждый лепесток - это вопрос от простого к сложному. Каждая команда оторвёт себе по 2 лепестка и, обсудив в команде, можете отвечать.
Простой вопрос: Назовите первых русских князей в определенной последовательности?
Уточняющий вопрос: Если я правильно понял, то основателем
государства- Киевская Русь- стал князь
Олег?
Объясняющий вопрос: Княгиня Ольга провела первую налоговую реформу и ввела уроки и погосты. Объясни значение этих слов.
Объясняющий вопрос:Почему княгиня Ольга мстила древлянам за смерть своего мужа- Игоря?
Творческий вопрос: У вас было задание написать синквейн.
Ключевое слова « Русь». Расскажите его.
Кто еще написал синквейны на ключевые
« князь», «государство».
Творческий вопрос: Представь себя в роли князя Олега и рас
скажи отрывок их произведения
А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге:
«Скажи мне кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль на радость соседей врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня»
Оценочный вопрос: Как вы думаете, какая форма дани была для славян более удобной и почему- полюдье или повоз. Объясните значение этих слов.
Практический вопрос: Где вам могут пригодиться знания о первых киевских князьях?
Практический вопрос: Предположите, что означал висевший на
одной стороне головы локон волос?
Ответ: локон волос означал знатность
Рода.
Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания № 1( составления логической цепочки.)
Задание № 3. Индивидуальное. У вас на столах рабочий лист № 4
Игра « Четвёртый лишний». Возьмите карандаш и галочкой
отметьте лишнее слово.
Учитель: Итак, сегодня мы узнали много нового о жизни первых киевских князей. Спасибо вам за подготовку. Эксперты поставят в оценочном листе общие и индивидуальные оценки каждому вместе со старшими каждой группы, а в графе « оценка учителя» каждому за подготовительную работу и работу на уроке выставлю я. Итоговые оценки мы скажем на следующем уроке. Спасибо за урок.
Запишите домашнее задание: Написать письмо другу:
- О любом князе;
- Что понравилось на уроке , а что нет;
- тема письма на ваш выбор.