СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии 9 класса " Общие свойства металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь без металлов невозможна, И эта аксиома непреложная: Твердые, блестящие, ток проводящие, Для человека металлы – друзья настоящие!

Цель урока -обобщить  знания по данной теме, дополнить их новыми, полученными при проведении познавательных опытов, расширить кругозор и подготовиться к экзамену по химии.

Просмотр содержимого документа
«инструкции»

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Правила техники безопасности:


  1. Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! В случае попадания кислоты на кожу немедленно промойте место ожога большим количеством воды!

  2. При нагревании веществ держите пробирку так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседа. Сначала прогрейте всю пробирку, а потом ту ее часть, где находится нагреваемое вещество.



Лабораторный опыт 1

«Взаимодействие цинка с соляной кислотой»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку поместите 2-3 гранулы цинка.

  2. Прилейте в пробирку 1мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения.

  3. Запишите уравнение реакции.







Инструкция по выполнению лабораторной работы

Правила техники безопасности:


  1. Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! В случае попадания кислоты на кожу немедленно промойте место ожога большим количеством воды!

  2. При нагревании веществ держите пробирку так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседа. Сначала прогрейте всю пробирку, а потом ту ее часть, где находится нагреваемое вещество.



Лабораторный опыт 1

«Взаимодействие цинка с соляной кислотой»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку поместите 2-3 гранулы цинка.

  2. Прилейте в пробирку 1мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения.

  3. Запишите уравнение реакции.



















Инструкция по выполнению лабораторной работы

Правила техники безопасности:


  1. Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! В случае попадания кислоты на кожу немедленно промойте место ожога большим количеством воды!

  2. При нагревании веществ держите пробирку так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседа. Сначала прогрейте всю пробирку, а потом ту ее часть, где находится нагреваемое вещество.



Лабораторный опыт 2

«Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II

Порядок выполнения работы

  1. Поместите в пробирку железную проволоку (скрепку).

  2. Прилейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (II). Через 5 минут отметьте изменения.

  3. Запишите уравнение реакции








Инструкция по выполнению лабораторной работы

Правила техники безопасности:


  1. Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! В случае попадания кислоты на кожу немедленно промойте место ожога большим количеством воды!

  2. При нагревании веществ держите пробирку так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседа. Сначала прогрейте всю пробирку, а потом ту ее часть, где находится нагреваемое вещество.



Лабораторный опыт 2

«Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II

Порядок выполнения работы

  1. Поместите в пробирку железную проволоку (скрепку).

  2. Прилейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (II). Через 5 минут отметьте изменения.

  3. Запишите уравнение реакции






Просмотр содержимого документа
«к. урока»

Открытый урок по теме
«Общие химические свойства металлов».

Цели урока: сформировать понятие об общих химических свойствах металлов.

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать понятие об общих химических свойствах металлов; научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды; научить грамотному использованию металлических изделий; проверить знания о строении металлов и их физических свойствах; формировать учения работать с КИМами в процессе подготовки к ОГЕ

Развивающие:

совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в малой группе.

Тип урока: изучение нового (комбинированный)

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, видео опытов, оборудование для лабораторных опытов, реактивы: раствор соляной кислоты, цинк, железо, сульфат меди, карточки с тестами, заданиями, кластеры, презентация по теме урока.


Ход урока

1. Организационный момент

Цель: создание рабочей, благоприятной атмосферы в классе, мобилизация на работу

Добрый день! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся и начнём работать

2. Актуализация знаний, активизация познавательной активности

Цель: Обеспечение актуальности опорных знаний и умений

- Сегодня у нас урок изучения нового материала. Что конкретно мы будем изучать, озвучим чуть позже. Как всегда на уроке мы не только изучаем новое, но и обязательно повторяем уже изученное, это нужно тем, кто сдаёт экзамен, чтобы успешно сдать экзамены, ну а всем конечно применить свои знания в написании контрольной работы. Вы знаете, что одним из видов экзаменационной работы является выполнение теста.

Повторим материал прошлого урока «Общая характеристика металлов».

1.Тест : 5 заданий из части А,

Приложение 1

Раздать бланки для ответов (чтобы тренироваться в заполнении). Внимание, не надо засиживаться на задании, с которым не справляешься, выполняй следующее (рекомендации к организации своей работы на экзамене).

После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами, представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов, «4» - 4 балла, «3» - 3 балла

У кого были ошибки?

Если у вас четыре ошибке и больше, то выполните работу над ошибками дома, изучив соответствующий материал по учебнику, и на следующем уроке я вас выслушаю.

Слайд. Использовать взаимооценку.

2. Задание : дать характеристику МЕ - литий по плану у доски (1 уч)

Приложение2
3. Для остальной части класса фронтальный опрос по теме прошлого урока.

Фронтальная беседа по вопросам

Что такое металлы? (Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью)
2. Назовите металлы, которые использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
3. Какие металлы называют черными? (Железо и его сплавы)
4. Какие металлы называются цветными? (Цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
5. Назовите самый твердый металл. (Хром)
6. Назовите самый легкий металл. (Литий)
7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
8. Металл- жидкость. ( Ртуть)
9. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
10. Самый тяжелый металл (Осмий)
11. Какой металл вызывает «лихорадку»? (Золото)
12. Какой металл в XVII веке изображали в виде воина? (Железо)
13. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)
14. Назовите металл, который способен убивать бактерии? (Серебро).
15.Назовите самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
16.Металл, имеющий высокую температуру плавления. (Вольфрам)
17. Какой металл имеет низкую температуру плавления? (Ртуть)
18. Назовите самый пластичный металл. (Золото).
Проверить характеристику лития всем классом.

Какие умения вы формировали, выполняя задания данного вида? Вопрос для детей которые работали с с КИМами

(работать с экзаменационными бланками ответов, формировали умения работать с КИМами.)

3. Мотивация познавательной деятельности

Цель: Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

Беседа по наводящим вопросам.

Для пого, чтобы успешно разобраться с материалом урока, давайте посмотрим на экран

Слайд Что объединяет эти элементы?

Пытаются найти решение.

Отвечают на вопросы учителя по теме, высказывают своё мнение по проблеме.

-Все элементы – металлы

-Какие свойства металлов вы уже знаете? Назовите их. - Физические

слайд- Посмотрите на изображения. Какие свойства металлов изображены на слайде? - Химические

-Назовите тему нашего урока. – «Общие химические свойства металлов»

Слайд - Запишите тему урока в тетрадь

4. Целеполагание

Цель: развитие умения формулировать определения, выделять главные слова понятия.

Даная схема поможет нам в процессе работы на уроке.

Я предлагаю вам используя знания, полученные в 8и9 классах составить кластер по теме «Взаимодействие МЕ». в котором отразите химические свойства металлов (раздать учащимся пустую форму) Приложение 3 У вас на партах лежат листы формата А4 с графическими изображениями. Их нужно заполнить.

Для этого, откройте параграф 37 учебника проработайте текст, прочитав, вспомните, что вы уже знали по данной теме. Внесите дополнения.. Представьте свой кластер на доске.

-Возникли ли у вас затруднения? В чем причина этих затруднений? Остались ли у вас незаполненные поля?
слайд Проверка: со слайда С какими веществами Ме могут взаимодействовать?

Спрогнозируйте, как будет вести себя МЕ при взаимодействии с другими веществами?

Какие свойства будут иметь металлы (восстановители или окислители).

Так какова же цель нашего урока?

Цель: Знакомство с общими свойствами МЕ

Предлагают варианты решения проблемного вопроса. - Металлы – восстановители

Вывод: МЕ в химических реакциях проявляет восстановительные свойства взаимодействуя с

- С простыми (неметаллами): кислород, сера

- Со сложными веществами: вода, кислоты, соли

Наша задача рассмотреть этот вопрос, используя, виртуальные и «живые» лабораторные работы.

5. Изучение нового материала

Цель: формирование умения работать с лабораторным оборудованием, проводить хим. эксперимент, делать выводы, анализировать и добывать информацию.

Наиболее общим химическим свойством металлов является способность их атомов при химических реакциях отдавать валентные электроны и превращаться в положительно заряженные ионы, т.е. металлы в реакциях являются сильными восстановителями.

слайд Запомните! Мо – ne - M+n. Это общая схема, характеризующая основной процесс, происходящий с металлами при химических реакциях.

Начинаем исследование Вы согласны? Ведем опорный конспект

Опережающее задание:

- В процессе просмотра и выполнения опытов обратите внимание: 1) при каких условиях протекает химическая реакция? 2) что образуется в результате реакции?

Рассмотрим взаимодействие металлов с простыми веществами:

Видео

Слайд Реакции горения магния

  1. 2Mg + O2 = 2MgO

Записываем уравнения реакций в тетради и на доске.

Слайд Взаимодействие с серой

  1. Fe + S - Fe S;

Записываем уравнения реакций в тетради и на доске

Вывод: в этих реакциях атомы металлов отдают электроны, т.е. являются восстановителями, а неметаллы принимают электроны, т.е. являются окислителями.

Давайте теперь рассмотрим с вами взаимодействие металлов со сложными
Слайд Взаимодействие натрия с водой

  1. 2Na + H2O - 2NaOH + H2
    Записываем уравнения реакций в тетради и на доске
    Скажите, все ли металлы взаимодействуют с водой? (Нет)
    Совершенно верно. А почему?

Слайд Запомните! Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до алюминия (включительно) образуют с водой гидроксиды, от алюминия до кадмия – оксиды. Остальные с водой не реагируют.

Au + H2O - реакция не идет

Следующий этап изучения химических свойст МЕ пройдет у нас в виде

Лабораторной работы: Приложение 4

Дети выполняют лабораторную работу в группах по карточкам с инструкцией с ПТБ.

Записывают уравнения химических реакций в тетрадях и на доске.
Взаимодействие металлов с растворами кислот.

  1. Zn + 2HCl - ZnCl2 + H2

Что вы наблюдаете? Что происходит?

( Выделение водорода. Металлы способны восстанавливать ионы водорода из растворов кислот. )
Слайд Запомните! Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода могут вытеснять водород из растворов кислот. Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений после водорода не могут вытеснять водород из растворов кислот.

Cu + H2SO4 - не реагирует.
Какой же вывод можно сделать из этого?
Вывод: из уравнений реакций видно, что окислителями являются ионы водорода и ионы неметаллов, а атомы металлов – восстановители
Взаимодействие металлов с растворами солей.


  1. Fe + CuSO4 - Cu + FeSO4
    Что вы наблюдаете? (Появление красного налета на железе).

Какой вывод можно сделать? (Железо восстанавливает ионы меди Cu2+).

Скажите. А может ли медь восстанавливать ионы железа Fe3+? (Нет). Почему?
Слайд Запомните! В электрохимическом ряду напряжений металл, стоящий левее, может вытеснять из растворов солей металл, стоящий правее. Исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагирую с водой, образуя щелочи.
Давайте повторим с вами все, что изучили сегодня на уроке.
1.С какими веществами взаимодействуют металлы?
2. Какие вещества образуются при взаимодействии воды с натрием?
3. Вытеснят ли железо и медь (каждый по отдельности) водород из растворов кислот? Почему?

(Железо – да, т.к. находится левее его в электрохимическом ряду напряжений. Медь – нет, т.к. находится правее его в электрохимическом ряду напряжений)
4. Будут ли цинк и магний вытеснять медь из раствора хлорида меди (II)? Почему? (Да. Так как цинк и медь находятся левее от меди).

Общий вывод: металлы взаимодействуют с неметаллами, с растворами солей и растворами кислот согласно их расположению в ряду напряжений металлов, взаимодействие с водой зависит от активности металлов. Металлы проявляют свойства восстановителя.

6. Закрепление и обобщение новых знаний

Цель: Закрепить знания и умения, полученные при изучении нового материала .

Теперь мы с вами знаем химические свойства МЕ

И на основании ваших знаний выполним следующее задание, составление уравнений возможных реакций- это умение пригодится для ОГЭ .

Слайд

Слайд проверяем уравнения по слайду

- Затем заслушаем ваши решения.

Были ли ошибки? Если у вас есть ошибки, то разберитесь с ошибками в группе, посмотрев соответствующий материал по учебнику, и на следующем уроке мы (класс) вас выслушаем.

Критерии оценки: «5»- 5-6 реакций; «4» -5-4; «3» -3 реакции

7. Проверка знаний и умений, полученных на уроке

Цель: Контроль за уровнем сформированности знаний и умений по теме урока

Выполнение теста. – Для проверки знаний и умений решим тест из банка ОГЭ.

Приложение 5

Предлагаю учащимся осуществить самооценку уровня овладения знаниями и умениями по изученной теме. Тест Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

(для экзаменующихся) 10 вопросов из 1 части КИМов +1 вопрос из 2 части

«5» - 13- 12 баллов

«4» - 11-10 баллов

«3» - 9 -8 баллов

Итог урока: в течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, проводили опыты, делали выводы. (дети)


  1. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления трудностей, оценка нового способа действий.

- Итак, наш урок подошел к концу.

- Выполнили мы задачи, поставленные перед уроком? Обоснуйте.

Ответ детей: Да, мы познакомились с химическими свойствами метеллов, выяснили,что ме являются востановителями доказав это опытным путем; вспомнили написание уравнений химических реакций.

- Что было самым сложным на уроке? Что понравилось?

- За что бы вы хотели похвалить себя на уроке?

- Над чем вам надо каждому ещё поработать, задуматься?


  1. Домашнее задание :

Всем: выучить конспект + схему, прочитать параграф 34, + Демоверсия КИМов .































Приложение 1

Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут.

Вариант 1.
1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) Al, As, P;
б) Mg, Ca, Si;
в) K, Ca, Pb.
2. Атом магния имеет электронную конфигурацию а) 1s22s22p63s2;
б) 1s22s22p53s2;
в) 1s22s22p63s1.
3. Укажите общее в строении атомов
Mg и Al а) два электрона на последнем электронном слое;
б) три электрона на последнем электронном слое;
в) одинаковое число электронных слоев.
4. Металлический натрий проявляет свойства: а) окислителя или восстановителя, в зависимости от условий;
б) только восстановителя;
в) только окислителя.
5. Металлические свойства кальция сильнее, чем у а) магния;
б) стронция;
в) калия.
6. Тип связи в простом веществе калия а) ионная;
б) металлическая;
в) ковалентная полярная.

Вариант 2.
1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) Cu, Zn, Ag;
б) Na, Se, Cl;
в) Ni, Fe, I.
2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию а) 1s22s22p63s23p1;
б) 1s22s22p63s2;
в) 1s22s22p63s1.
3. Укажите общее в строении атомов
Li и K а) два электрона на последнем электронном слое;
б) одинаковое число электронных слоев;
в) один электрон на последнем электронном слое.
4. Металлический магний проявляет свойства: а) только окислителя;
б) только восстановителя;
в) окислителя или восстановителя, в зависимости от условий.
5. Металлические свойства натрия слабее, чем у а) магния;
б) калия;
в) лития.
6. Какой из металлов не встречается в природе в свободном состоянии? а) серебро;
б) алюминий;
в) золото.




Приложение 2

Приложение 3 Кластер «Взаимодействие МЕ с…….»







Приложение 4

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Правила техники безопасности:

  1. Соблюдайте осторожность при работе с кислотами! В случае попадания кислоты на кожу немедленно промойте место ожога большим количеством воды!

  2. При нагревании веществ держите пробирку так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседа. Сначала прогрейте всю пробирку, а потом ту ее часть, где находится нагреваемое вещество.

Лабораторный опыт 1

«Взаимодействие цинка с соляной кислотой»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку поместите 2-3 гранулы цинка.

  2. Прилейте в пробирку 1мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения.

  3. Запишите уравнение реакции.



Лабораторный опыт 2

«Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II

Порядок выполнения работы

  1. Поместите в пробирку железную проволоку (скрепку).

  2. Прилейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (II). Через 5 минут отметьте изменения.

  3. Запишите уравнение реакции




Приложение 5

ТЕСТ Химические свойства металлов



Часть А (задания с выбором ответа)

Аl. Проявляет только восстановительные свойства

1) О2 2) S 3) Na 4) C12

А2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

1) Fe 2) Au 3) Zn 4) Са

А3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

1) Ag 2) Li 3) Cu 4) Na

А4. Не взаимодействует с кислородом

1) Pt 2) Са 3) Cu 4) К

А5. В реакции 2К + 2НОН = 2КОН + Н2 атом калия

1) отдает два электрона

2) принимает два электрона

3) отдает один электрон

4) принимает один электрон

А6. Наиболее активный металл

1) Al 2) Mg 3) Fe 4) Zn

А7. При горении железа образуется

1) FeOH 2) Fе(ОН)з 3) FeО2 4) Fе3О4

А8. Укажите верное суждение:

А) все металлы легко реагируют с водой, образуя щелочи;

Б) щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, образуя щелочи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

1) Al, Mg, Nа 2) Zn, Al, Fe 3) Cu, РЬ, Ag 4) Ni, Sn, РЬ

А10. Цинк взаимодействует с каждым из трех веществ:

1) HgC12, FeSО4, HCl

2) NaOH, NaCl, NiC12

3) HCl, C12, MgC12

4) А12(SО4)3, H2SО4, НNОз


Часть В (задания с кратким ответом) (для тех кто сдают экзамены)

В2. Установите соответствие между металлом и его способностью реагировать с кислородом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

МЕТАЛЛ

А)К

СПОСОБНОСТЬ К РЕАКЦИИ С КИСЛОРОДОМ

1) реагирует легко, при комнатной температуре

2) реагирует при нагревании

3) не реагирует


Б)Аg

В) Zn

Г) Fe

Д) Са


В3. Установите соответствие между металлом и его способностью реагировать с водой. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

СПОСОБНОСТЬ К РЕАКЦИИ С ВОДОЙ

1) реагирует легко, образует щелочи

2) реагирует при нагревании

3) не реагирует


МЕТАЛЛ

A)Mg

Б)Nа

В) Са

Г) Fe

Д) Cu

В4. Реагируют с соляной кислотой с вытеснением водорода:

  1. Na, 2) Sn, 3) Li, 4) Cu, 5) Al, 6) Hg, 7) Au.

Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.


Приложение 6 ( дополнительное домашнее задание для тех кто сдает экзамен)


Вариант 1. 2 часть.

Серебристо белый мягкий металл Х хранится под слоем керосина. Соли этого металла, внесенные пламя спиртовки, окрашивают его в жёлтый цвет. Металл легче воды и бурно взаимодействует с ней выделением газа. Окисляется кислородом воздуха до пероксида. Известно также, что этот металл используют в качестве теплоносителя в атомных реакторах. Назовите металл и запишите уравнения двух реакций, описанных в тексте.


Вариант 9. 2 часть.

Учащимся для получения металла, из которого изготавливают ювелирные изделия, была выдана соль этого металла. Известно, что одним из способов получения металла является разложение выданной соли: при этом образуются металл и два газа, один из которых имеет бурый цвет, поддерживает горение. А при внесении железного гвоздя в раствор соли на поверхности гвоздя также образуется получаемый металл. Запишите химическую формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам, проведенным учащимися в процессе получения металла.


Просмотр содержимого документа
«карточка запомнить»



Запомните!

! Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до алюминия (включительно) образуют

с водой гидроксиды, от алюминия до кадмия – оксиды. Остальные с водой не реагируют.

Au + H2O - реакция не идет


! Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода могут вытеснять водород

из растворов кислот. Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений после водорода

не могут вытеснять водород из растворов кислот.


! В электрохимическом ряду напряжений металл, стоящий левее, может вытеснять из растворов

солей металл, стоящий правее. Исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие

металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагирую с водой, образуя щелочи.










Запомните!

! Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до алюминия (включительно) образуют

с водой гидроксиды, от алюминия до кадмия – оксиды. Остальные с водой не реагируют.

Au + H2O - реакция не идет


! Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода могут вытеснять водород

из растворов кислот. Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений после водорода

не могут вытеснять водород из растворов кислот.


! В электрохимическом ряду напряжений металл, стоящий левее, может вытеснять из растворов

солей металл, стоящий правее. Исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие

металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагирую с водой, образуя щелочи.












Просмотр содержимого документа
«разработка урока»


Организационная информация

Тема урока

Общие химические свойства металлов

Предмет

Химия

Класс

9

Автор урока (ФИО, должность)

Золотова М.А. учитель химии и биологии

Образовательное учреждение

МБОУ «Степуринская СОШ»

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового

Цель урока


сформировать понятие об общих химических свойствах металлов

Задачи урока


Образовательные:

сформировать понятие об общих химических свойствах металлов; научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды; научить грамотному использованию металлических изделий; проверить знания о строении металлов и их физических свойствах.

Развивающие:

совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в малой группе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Формирование знаний о химических свойствах металлов, умения наблюдать, делать выводы на основе результатов своих исследований

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, проектор, видео опытов, оборудование для лабораторных опытов, реактивы ( раствор соляной кислоты, цинк, железо, сульфат меди,) карточки с тестами, заданиями, кластеры, презентация по теме урока.



Этапы урока

Цель и содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент


Цель: создание рабочей, благоприятной атмосферы в классе, мобилизация на работу.

Добрый день! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся и начнём работать.


Создает условия для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность

Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.


2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: Обеспечение актуальности опорных знаний и умений

- Сегодня у нас урок изучения нового материала.

Что конкретно мы будем изучать, озвучим чуть позже.

Как всегда на уроке мы не только изучаем новое, но и обязательно повторяем уже изученное, это нужно тем, кто сдаёт экзамен, потому что данная тема широко представлена в первой части КИМов.

Повторим материал прошлого урока «Общая характеристика металлов». 1.Тест : 5 заданий из части А, Приложение 1

Раздать бланки для ответов (чтобы тренироваться в заполнении). Внимание, не надо засиживаться на задании, с которым не справляешься, выполняй следующее (рекомендации к организации своей работы на экзамене).

После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами, представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов, «4» - 4 балла, «3» - 3 балла

У кого были ошибки?

Если у вас четыре ошибке и больше, то выполните работу над ошибками дома, изучив соответствующий материал по учебнику, и на следующем уроке я вас выслушаю.

Слайд. Использовать взаимооценку.

2. Задание : дать характеристику МЕ - литий по плану у доски (1 уч) Приложение 2
3. Для остальной части класса фронтальный опрос по теме прошлого урока.

Какие умения вы формировали, выполняя задания данного вида?

Актуализирует требования учебной деятельности;

определяет степень сложности учебной деятельности ;

проводит проверку домашнего задания.

1. Актуализируют изученный ранее материал.

4. Выполняют фронтально и самостоятельно задания на повторение.

Решают тесты на применение полученных знаний.

Проверяют и оценивают свои результаты.



3. Мотивация познавательной деятельности


Цель: Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению

новых знаний. -

- Для того чтобы успешно разобраться с материалом урока, давайте

посмотрим на экран.

- Что объединяет эти элементы?

- Какие свойства металлов вы уже знаете? Назовите их.

- Посмотрите на изображения. Какие свойства металлов изображены

на слайде?

-Назовите тему нашего урока. – «Общие химические свойства металлов»

Слайд - Запишите тему урока в тетрадь


1 Активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий.

Предлагает задания, которые приближают учащихся к восприятию новых знаний.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

4. Целеполагание
















Цель: развитие умения формулировать определения, выделять главные слова понятия.

- Я предлагаю вам, используя знания, полученные в 8 классе, составить кластер по теме «Взаимодействие МЕ». в котором отразите химические свойства металлов . Даная схема поможет нам в процессе работы на уроке. (раздать учащимся пустую форму) Приложение 3 У вас на партах лежат листы формата А4 с графическими изображениями. Их нужно заполнить.(заполнение кластера)

Для этого, откройте параграф 37 учебника проработайте текст, прочитав, вспомните, что вы уже знали по данной теме. Внесите дополнения. Представьте свой кластер на доске.

-Возникли ли у вас затруднения? В чем причина этих затруднений? Остались ли у вас незаполненные поля?
слайд Проверка: со слайда.
С какими веществами могут взаимодействовать МЕ?

Спрогнозируйте, как будет вести себя МЕ при взаимодействии с другими веществами?

Какие свойства будут иметь металлы (восстановители или окислители).

Так какова же цель нашего урока?

Формулируют цель урока.- - «Знакомство с общими химические свойства металлов.»

Что такое химические свойства вещества?

Вывод: МЕ в химических реакциях проявляет восстановительные свойства взаимодействуя с

- С простыми (неметаллами): кислород, сера

- Со сложными веществами: вода, кислоты, соли

Наша задача рассмотреть этот вопрос, используя, виртуальные и «живые

» лабораторные работы.


Учитель выступает в роли организатора.

Следит за хронометрией урока.

Совместно формулируют цели учебного занятия

Систематизируют теоретический материал, заполняя кластер.

Работа со справочным материалом - повторение и фиксирование ключевых понятий. Определяют цель урока:

Делают вывод.

5. Изучение нового материала

Цель: формирование умения работать с лабораторным оборудованием, проводить хим. эксперимент, делать выводы, анализировать и добывать информацию..

Начнем наше исследование. Вы согласны? Ведем опорный конспект.

Просмотр видео(химические свойства МЕ)

Лабораторную работу (химические свойства МЕ )

Приложение 4 (инструктивная карточка)

Подводим итог : повторим с вами все, что изучили сегодня на уроке.
Сначала ученики сами называют, а потом учитель озвучивает вопросы.

Общий вывод: металлы взаимодействуют с неметаллами, с растворами солей и растворами кислот согласно их расположению в ряду напряжений металлов, взаимодействие с водой зависит от активности металлов. Металлы проявляют свойства восстановителя

Организует просмотр, задает вопросы, контролирует правильность написания уравнений хим. реакций.

Организует и контролирует лабораторную работу в классе по группам.
Организует обсуждение результатов.


Наблюдают за демонстра-ционными экспериментами ” и записывают уравнения реакций. Обсуждают поставленные вопросы, Делают вывод по свойствам


6. Закрепление и обобщение новых знаний


Цель: Закрепить знания и умения, полученные при изучении нового материала .

Теперь мы с вами знаем химические свойства МЕ

И на основании ваших знаний выполним следующее задание, составление уравнений возможных реакций- это умение пригодится для ОГЭ .

Были ли ошибки? Если у вас есть ошибки, то разберитесь с ошибками в группе, посмотрев соответствующий материал по учебнику, и на следующем уроке мы (класс) вас выслушаем.

Критерии оценки: «5»- 5-6 реакций; «4» -5-4; «3» -3 реакции

Учитель выступает в роли организатора:

способствует совершенствованию знаний, предлагая уравнения химических реакции, определяющие химические свойства “от простого к сложному»

Учащиеся работают в парах с заданиями.

со взаимопроверкой;.

Проверяют и оценивают свои результаты.


7.Проверка знаний и умений, полученных на уроке

Цель: Контроль за уровнем сформированности знаний и умений по теме урока

Выполнение теста. Для проверки знаний и умений выполним тест, - из банка ОГЭ Приложение 5

Предлагаю учащимся осуществить самооценку уровня овладения знаниями и умениями по изученной теме. Тест -5 вопросов

Критерии оценки: «5» - 5 баллов, «4» - 4 балла, «3» - 3 балла

Критерии оценки: (для экзаменующихся) 10 вопросов из 1 части КИМов +1 вопрос из 2 части:«5» - 13- 12 баллов,«4» - 11-10 баллов

«3» - 9 -8 баллов

Итог урока: в течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, проводили опыты, делали выводы. (дети)

Организация деятельности учащихся по закреплению и усвоению на разном уровне.

Самостоятельно выполняют дифференцированные задания с опорой на систему знаний.

Проверяют и оценивают свои результаты.


8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления трудностей, оценка нового способа действий.

- Итак, наш урок подошел к концу.

- Выполнили мы задачи, поставленные перед уроком? Обоснуйте.

Ответ детей: Да, мы познакомились с химическими свойствами метеллов, выяснили,что ме являются востановителями доказав это опытным путем; вспомнили написание уравнений химических реакций.

- Что было самым сложным на уроке? Что понравилось?

- За что бы вы хотели похвалить себя на уроке?

- Над чем вам надо каждому ещё поработать, задуматься?

Организует рефлексию по вопросам и самооценку собственной учебной деятельности.

Соотносят цель и результат учебной деятельности.


9. Домашнее задание.

Цель:проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Всем: выучить конспект + схему, прочитать параграф 34, уметь записывать химические свойства Ме посредством уравнений химических реакций. + Демоверсия КИМов

По результатам выполнения этих заданий будем работать над ликвидацией пробелов на консультации по химии.

Формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию 

Инструктаж.

Определяет домашнее задание.

Слушают, записывают, уточняют способы работы и ее объем.

Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности

Гигиенические требования


Соблюдение САН (t режима, освещенность, соответствие классной мебели)

Соблюдение ПТБ на работе с хмическими реактивами.


Просмотр содержимого документа
«тест 2»


ТЕСТ Химические свойства металлов


(задания с выбором 1 ответа-1 балл)

l. Проявляет только восстановительные свойства

а) О2 б) S в) Na г) C12

2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

а) Fe б) Au в) Zn г) Са

3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

а) Ag б) Li в) Cu г) Na

4. Не взаимодействует с кислородом

а) Pt б) Са в) Cu г) К

5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

а) Al, Mg, Nа б) Zn, Al, Fe г) Cu, РЬ, Ag г) Ni, Sn, РЬ

После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла






ТЕСТ Химические свойства металлов

(задания с выбором 1 ответа-1балл)

l. Проявляет только восстановительные свойства

а) О2 б) S в) Na г) C12

2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

а) Fe б) Au в) Zn г) Са

3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

а) Ag б) Li в) Cu г) Na

4. Не взаимодействует с кислородом

а) Pt б) Са в) Cu г) К

5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

а) Al, Mg, Nа б) Zn, Al, Fe г) Cu, РЬ, Ag г) Ni, Sn, РЬ


После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами, представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла










ТЕСТ Химические свойства металлов


(задания с выбором 1 ответа- 1 балл)

l. Проявляет только восстановительные свойства

а) О2 б) S в) Na г) C12

2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

а) Fe б) Au в) Zn г) Са

3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

а) Ag б) Li в) Cu г) Na

4. Не взаимодействует с кислородом

а) Pt б) Са в) Cu г) К

5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

а) Al, Mg, Nа б) Zn, Al, Fe г) Cu, РЬ, Ag г) Ni, Sn, РЬ


После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла






ТЕСТ Химические свойства металлов


(задания с выбором 1 ответа- 1 балл)

l. Проявляет только восстановительные свойства

а) О2 б) S в) Na г) C12

2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

а) Fe б) Au в) Zn г) Са

3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

а) Ag б) Li в) Cu г) Na

4. Не взаимодействует с кислородом

а) Pt б) Са в) Cu г) К

5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

а) Al, Mg, Nа б) Zn, Al, Fe г) Cu, РЬ, Ag г) Ni, Sn, РЬ


После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла










ТЕСТ Химические свойства металлов


(задания с выбором 1 ответа – 1 балл)

l. Проявляет только восстановительные свойства

а) О2 б) S в) Na г) C12

2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

а) Fe б) Au в) Zn г) Са

3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

а) Ag б) Li в) Cu г) Na

4. Не взаимодействует с кислородом

а) Pt б) Са в) Cu г) К

5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

а) Al, Mg, Nа б) Zn, Al, Fe г) Cu, РЬ, Ag г) Ni, Sn, РЬ


После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла




ТЕСТ Химические свойства металлов


Часть А (задания с выбором 1 ответа – 1 балл)

Аl. Проявляет только восстановительные свойства

1) О2 2) S 3) Na 4) C12

А2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

1) Fe 2) Au 3) Zn 4) Са

А3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

1) Ag 2) Li 3) Cu 4) Na

А4. Не взаимодействует с кислородом

1) Pt 2) Са 3) Cu 4) К

А5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

1) Al, Mg, Nа 2) Zn, Al, Fe 3) Cu, РЬ, Ag 4) Ni, Sn, РЬ


Часть В (задания с кратким ответом - 2 балла)

В2. Установите соответствие между металлом и его способностью реагировать с кислородом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

СПОСОБНОСТЬ К РЕАКЦИИ С КИСЛОРОДОМ

1) реагирует легко, при комнатной температуре

2) реагирует при нагревании

3) не реагирует


МЕТАЛЛ

А)К

Б)Аg

В) Zn

Г) Fe

Д) Са

После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 7- 6 баллов

«4» - 5 балла

«3» - 4 балла


ТЕСТ Химические свойства металлов


Часть А (задания с выбором 1 ответа – 1 балл)

Аl. Проявляет только восстановительные свойства

1) О2 2) S 3) Na 4) C12

А2. Легко взаимодействует с кислородом при обычных условиях

1) Fe 2) Au 3) Zn 4) Са

А3. Взаимодействует с кислородом только при нагревании

1) Ag 2) Li 3) Cu 4) Na

А4. Не взаимодействует с кислородом

1) Pt 2) Са 3) Cu 4) К

А9. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

1) Al, Mg, Nа 2) Zn, Al, Fe 3) Cu, РЬ, Ag 4) Ni, Sn, РЬ


Часть В (задания с кратким ответом 2 балла)

В2. Установите соответствие между металлом и его способностью реагировать с кислородом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

СПОСОБНОСТЬ К РЕАКЦИИ С КИСЛОРОДОМ

1) реагирует легко, при комнатной температуре

2) реагирует при нагревании

3) не реагирует


МЕТАЛЛ

А)К

Б)Аg

В) Zn

Г) Fe

Д) Са

После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 7- 6 баллов

«4» - 5 балла

«3» - 4 балла



Просмотр содержимого документа
«тест эк»

Вариант 1.
Задание
А1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы

1.) Al, As, P;
2) Mg, Ca, Si;
3) K, Ca, Pb.
А2. Атом магния имеет электронную конфигурацию

1) 1s22s22p63s2;
2) 1s22s22p53s2;
3) 1s22s22p63s1.
А3. Укажите общее в строении атомов:Mg и Al

1) два электрона на последнем электронном слое;
2) три электрона на последнем электронном слое;
3) одинаковое число электронных слоев.
А4. Металлические свойства кальция сильнее, чем у

1) магния;
2) стронция;
3) калия.
А5. Тип связи в простом веществе калия

1 ) ионная;
2) металлическая;
3) ковалентная полярная.
После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла
























Вариант 2.
Задание
А1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы

1) Cu, Zn, Ag;
2) Na, Se, Cl;
3) Ni, Fe, I.
А2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию

1) 1s22s22p63s23p1;
2) 1s22s22p63s2;
3) 1s22s22p63s1.
А3. Укажите общее в строении атомов Li и K

1) два электрона на последнем электронном слое;
2) одинаковое число электронных слоев;
3) один электрон на последнем электронном слое.
А 4. Металлические свойства натрия слабее, чем у

1) магния;
2) калия;
3) лития.
А5. Какой из металлов не встречается в природе в свободном состоянии?

1) серебро;
2) алюминий;
После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами,

представленными на слайдах.

Критерии оценки: «5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!