СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Русская народная сказка "Лиса и журавль"»




Технологическая карта урока литературного чтения.

2 класс. Русская народная сказка «Лиса и журавль»



Учитель:




Класс


2


Предмет:


Литературное чтение

Авторы учебника:


Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий


Тема урока.


Русская народная сказка «Лиса и журавль»



Тип урока.


Урок изучения нового материала.


Цель:


Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.



Задачи:



  1. Актуализировать знания о русских народных сказках.

2. Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.


Результаты:


Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.

2.Развивать навык выразительного чтения по ролям.

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;

  • Умение определять и сохранять цель;

  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания.

  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения позиции «понимающего»

  • Умение работать в парах .группах

Предметные:

  • 1.Знание видов сказки.

  • 2. Умение определять тематику сказки.

  • 3.Знание структуры сказки.

Оборудование

  • Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий

  • Презентация по теме урока

Этапы урока

Цель этапа


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л-личностные,П-познавательные,К-коммуникативные,

ПР-предметные )

Орг. момент.

Вхождение в урок



Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

ХАЙ ФАЙВ ( сигнал тишины и привлечения внимания)

-На столах лежат каточки «МЭНЭДЖ МЭТ», определите своё место. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Оценивают свою готовность и настрой на работу. Приветствуют друг друга

ПР-Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний





























Проверка домашнего задания


Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

































-«Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка

-Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?

ДЖОТ ТОТС (слайд 6) – «запишите мысли»



На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение 1 минута.
(Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3 зачитать свои предложения.)



-Какую сказку изучали на прошлом уроке?

-Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?

-Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре

-Ребята, поднимите руку у кого много друзей.

-Часто ли вы ходите к ним в гости?

- А вы сами любите принимать гостей?

-Сегодня мы побываем в гостях.



Ответы уч-ся.









(народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые)
















«Лиса и тетерев»



Читают по ролям

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.


Постановка проблемы







Фиксация новой учебной задачи, поиск решения учебной задачи

-А героев сказки нужно угадать в загадке

-Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль)

( показ слайда №1)



- Что вы знаете об этих птицах?



СТЕ ЗЕ КЛАСС– «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.















































Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

.- Опишите ее. ( слайд №2)

- Какие сказки, о лисе вы знаете?

- Какая она в этих сказках?

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

-Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой , узнаем , смогла ли она перехитрить нашего следующего героя

Эй ар гайд(до утверждения и после)

-Но прежде , определите , считаете ли вы данное утверждение верным или неверным, согласны или не согласны с данным утверждением

Как аукнется, так и откликнется. (слайд №4))

-Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

-Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?







(Ответы учащихся.)









В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем


После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2. И ребята, слушая ответы, добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии



Журавли живут в различных уголках планеты. 

Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки.



Дают описание лисы





(Хитрая, умная, обманщица.)











Высказывают свое мнение

. Мотивационный: учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.


Открытие нового знания



Познакомиться со сказкой, расширить словарный запас


Первичное слушание сказки

- Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. ( слайд № 3)

Словарная работа

Потчует-

Не обессудь-

Несолоно хлебавши-


Анализ содержания сказки.



Микс пэа шэа. Таймд пэа шэа.

- Почему лиса пригласила журавля к себе? ( они подружились)

-- Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

- Правильно, ли поступила лиса?

- Что происходит дальше? ( когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила ,что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся»)

- А как повёл себя журавль? ( Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

- Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком)

- Как вы думаете, почему он так сделал?( Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)

-Чего не учла лиса? Что ты посоветуешь героям сказки?( если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им)



Одновременно, вслух, но очень тихо, читают сам, подчеркивают




Высказывания детей.о значении словосочетаний ,

устойчивых выражениях.








Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки)..
Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.

Ученики делятся мнениями со своими партнерами за 30 сек. Учитель проходит и слушает мнения детей

Каждый раз начинает тот участник, кто выше.


.


Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)



Физминутка




Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Фолоу зе лидер(играет музыка, один показывает движения , остальные повторяют)

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Закрепление

(включение новых заний в систему знаний ребенка)

Закрепить изученный материал


Вторичное чтение сказки.

-Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”.

-В чем он оказался неправ?

-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

Эй ар гайд(до утверждения и после

Как аукнется, так и откликнется. (слайд №4))

-Где вы столкнулись с информацией , которая изменила ваше мнение?



Ученики прочитывают сказку. После прочтения снова отвечают на тот же вопрос . Обсуждают , где они столкнулись с информацией , которая изменила их мнение










-Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.


Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений


Самостоятель-ная работа.






















Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?


ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН– « встать – сесть»


*Гостю щи не жалей, а по больше лей.


За добро добром платят.


*Умей в гости звать, умей и угощать.


Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.


*Хороший гость дому радость.


*На языке – медок, а на уме - ледок.


- Учащиеся работают самостоятельно.




Учитель читает пословицу, если пословица подходит к нашей сказке –дети встают, если нет- сидят


. Познавательные:

-осознавать познавательную задачу;

Личностные:

- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Регулятивные:

- действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем)


Итог

(рефлексия учебной деятельности)























Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? 

- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? 

- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? 

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? 

- Что для этого надо делать?



- Ребята, оцените свою активность на уроке, полезность и интересность знаний, увлекательность урока 

    «Рефлексивный экран»

(Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.)

Теперь я могу…

Я научился…

Было трудно..

У меня получилось…

Было интересно…

Меня удивило…

Сегодня я узнал….



(О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

(Нет.)


(Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)



















Осуществляют пошаговый контроль своих действий

Личностные: формирование собственного отношения к изучаемому

Регулятивные: умение формировать самооценку, самоконтроль.

Коммуникативные: признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости

Домашнее задание


Углубление знаний, развитие творческого уровня знаний

-Выберите домашнее задание к следующему уроку:

1.С.42-43 , пересказать сказку

2.Составить синквейн : лиса, журавль

В случае необходимости задают вопросы





12